Тема по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности»
материал (младшая группа)

  «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности»

Цель:

1. Расширить знания по методике развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

2. Развивать речь детей раннего возраста в игровой деятельности.

Задачи:

1.формирование словаря;

2. развитие звуковой культуры речи, связной речи;

3. формирование грамматического строя речи;

4. развитие речи как средства общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

им. Д. В. Рябинкина №1392, ОПД №5

         

Тема по самообразованию: 

 «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности»

Воспитатель

Грачева Е.Н

  «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности»

Цель:

1. Расширить знания по методике развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

2. Развивать речь детей раннего возраста в игровой деятельности.

Задачи:

1.формирование словаря;

2. развитие звуковой культуры речи, связной речи;

3. формирование грамматического строя речи;

4. развитие речи как средства общения.

   Игра – ведущий в раннем возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

   Игра отвечает естественным потребностям ребёнка, способствует нормальному развитию познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

   Учиться играя. Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

   Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими. Речевому общению ребёнка со взрослыми предшествует эмоциональное общение. Именно в эмоциональном общении закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов.

   Большое значение для развития речи имеет жизненная обстановка, в которой воспитывается ребёнок, отношение к нему взрослого.

   В развитии речи ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю – в детском саду, родителям и близким – в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они

говорят с ребёнком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.

  Поэтому мы считаем актуальным использование различных видов игр для развития речи детей раннего возраста.

   Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

   Дидактические игры – широко распространённый метод работы. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов.

К приемам активизации словаря можно отнести следующее:

  • Вопросы. Которые задаются как в простой форме: «Кто?», «Что?», так и в более сложной: «Во что одет?», «Что везет?», «Кому и что шьет?», «Чем чистит?» и т. п. И хотя вопросы причинно-следственного характера трудны для детей этого возраста, тем не менее мы используем их чаще, помня о том, что реальные отношения между предметами ребенок начинает понимать раньше, чем научится отражать их в речи.

• Дидактические игры и упражнения, предполагающие употребление слов, относящихся к разным частям речи. Например, дети объясняют, кто как подает голос (квакает, крякает „мяукает), что можно делать кисточкой; угадывают, что изменилось. («Катя спряталась за домик»; «Выросло много грибов»; «Убежал далеко» и т. д.) При проведении подобных упражнений используем разнообразные картинки, предметы, игрушки.

• Договаривание детьми слов. Этот прием используется при повторении знакомых сказок, потешек.

• Сочетание показа и объяснений с игрой детей.

• Поручения, требующие от ребенка развернутого высказывания.

К приемам обогащения и уточнения словаря, помогающим ребенку услышать в речи взрослых новое слово, понять его значение и запомнить, относятся следующие:

• Показ с называнием. Развивая речь ребенка, нужно заботиться не столько о том, чтобы он произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слова, которые он слышит и произносит, были наполнены живыми образами, конкретным содержанием.

• Многократное повторение нового слова или фразы.

• Объяснение происхождения слова. Прием побуждает детей вслушаться в звучание слова и радоваться догадке. («Лягушка-квакушка. Почему квакушка? А почему мышка-норушка?»)

• Использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами. («Клюет. Курочка клюет. У нее клюв. И у цыпляток – клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки. Курочка быстро клюет, и цыплятки стараются клевать быстро».)

• Поручения, предполагающие ответ действием. («Найди…», «Принеси…», «Покажи…», «Дай…», «Сделай…») Двигательные ответы могут показать, что малыш начал осваивать материал, хотя в активной речи это еще не нашло отражения.

В дидактических играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок.

   Дидактические игры – это обучающие игры. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для играющих детей воспитательно – образовательное значение реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.

   В процессе занятий с детьми игра приобретает особое значение: она служит средством для привития детям новых положительных речевых навыков.

   Так играя с малышами в дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Овощи-фрукты», «Что лишнее?» мы помогаем детям закрепить знания о названии овощей, фруктов, активизируем речь.

Также мы используем в работе настольно – печатные игры: «Времена года», «Лото», игры на развитие речи по методике В. Гербовой и т.д. В таких играх формирую речь, закрепляем знания детей о временах года, растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах, цветах и многое другое; набирается пассивный словарь.

   С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные). Манипулируя с игрушками в процессе игры, мы обозначают действия: идёт, спит, кушает, т.е. употребляем глаголы.

 Для расширения, обогащения и активизации словаря мы используем дидактические упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что звучит». Эти упражнения разнообразны и предполагают употребление слов, относящихся к разным частям речи. В этих играх мы так же учим детей видеть особенности предметов и выделять характерные признаки и качества, закрепляем у малышей знания о цвете и величине, обогащаем словарь прилагательными.

Регулярно мы предлагаем детям составление разрезных картинок и кубиков, пазлов. В данном виде игр мы решаем задачу – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, мы даём детям рассмотреть целую картинку.

   В работе с детьми раннего возраста мы считаем эффективным сочетание наглядности и слова. Яркие предметы и картинки вызывают у малышей желание их рассмотреть. Здесь мы широко используем фланелеграф. Познавая окружающий мир, ребёнок усваивает словесные обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и отношений.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Мы не обходим этот материал стороной.

Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. В контексте нашей темы, мы рассматриваем ее как игру развивающую речь. Дети любят играть с блоками.

Итак, дидактические игры – это обучающие игры, которые влияют на уточнение и обогащение словаря, развитие активной речи детей раннего возраста. Для работы нами создана картотека дидактических игр и подготовлен материал для таких игр, как «Сложи картинку», «Кто что делает?» и т. д.

   Создание эмоционально – благоприятной ситуации способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Поэтому для развития речи мы используем театрализованную игру, которая помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

   Театр для ребёнка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества.

   Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

   Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

   В театрализованной игре формируется дидактическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

   В своей работе по развитию речи детей в театрализованной деятельности мы используем следующие методы и приёмы:

- игровые:

       - использование элементов подвижной игры

       - сюрпризные моменты

       - имитационные движения с элементами звукоподражания

       - обыгрывание текста

- словесные:

       - повторение речевого материала

       - вопросы

       - использование текстов с повторяющимися элементами

       - чтение произведений со звукоподражаниями

       - договаривание слов, фраз

       - похвала

- наглядные:

       - использование иллюстраций к текстам

       - использование игрушек, персонажей кукольного театра.

   В театрализованных играх мы знакомим детей с окружающим миром через образы, краски, звуки; обогащаем новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваем интерес к литературе. У детей активизируется речь, они стараются вступать в диалог со сверстниками и взрослыми.

  Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношение людей друг к другу, их отдых, развлечения и т.д.). В таких играх тема, содержание, последовательность отображаемых явлений не заданы заранее взрослым, они основываются на жизненном опыте детей, правила как бы скрыты в содержании отображаемых событий. Такие игры называются творческими, сюжетно – ролевыми играми.

    В игре формируется способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи.

   Первые совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Малыши учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам.

   При своевременном формировании сюжетной игры дети третьего года жизни начинают играть вдвоём, иногда втроём, вступают в ролевое взаимодействие.

   В таких играх, как «Магазин игрушек», «Больница», мы знакомим детей с названиями профессий, учим брать на себя роль, выполнять соответствующие действия (продавать, считать, лечить, делать уколы и т.д.). Изначально дети подражают тому, что им показал воспитатель, со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр мы побуждаем детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные, например, «Воробушки и автомобиль», «Вот сидит лохматый пес» и другие.   Подвижные игры нередко сопровождаются стихами, песенками. Стихотворный текст определяет ход игры, регулирует двигательную деятельность детей, их поведение.

Движения с речевым сопровождением воспитывают умение прислушиваться к каждому слову педагога, активизируют внимание. При повторении игры малыши запоминают слова и начинают подпевать.

   Движения с проговариванием отдельных слов, звукоподражанием являются одним из эффективных методов развития моторики, стимулятором развития слухового восприятия.

  При проведении подвижных игр мы побуждаем детей к повтору текста. Обязательно вовлекаем в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, малыши учатся общаться с окружающими. Таким образом данные игры всесторонне влияют на ребенка.

С самых первых месяцев жизни ребенка нужно постоянно разговаривать с ним, чтобы малыш слышал и слушал обращенную к нему речь. Эффективный прием в работе с детьми раннего возраста – это использование малых форм фольклора. Использование народных игр, игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет им огромную радость. Народные игры как способ воспитания детей высоко оценивали К.Д. Ушинский, Е.М.Водовозова, Е.И.Тихеева, П.Ф.Лесгафт. Ушинский К.Д. подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Например: “Петушок – петушок…”, “Ладушки – ладушки…”, “Идет коза рогатая…”,

“Пошел котик на торжок”,“Чики – чики - чикалочки”. Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность ребёнка в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики, то есть воспринимают мир через ощущения: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

Большая часть игр и упражнений посвящена уточнению и закреплению правильного произношения звуков.

Работа над уточнением и закреплением правильного звукопроизношения начинается с гласных звуков (а, у, и, о) и простых в артикуляционном отношении согласных (м, п, б, ф, в и т. д.), несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно произносить их. Это необходимо не только для уточнения правильного произношения данных звуков, но и для развития артикуляционного аппарата, подготовки к усвоению и произнесению более сложных звуков. Так, уточняя и закрепляя правильное произношение звука и, воспитатель подготавливает артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и в дальнейшем к правильному произношению звуков с, з. При произнесении звуков и, с, з губы растянуты, как при улыбке, зубы сближены и имеют щель 1–2 мм, широкий кончик языка приближен к нижним резцам и касается их, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Упражняя детей в четком и правильном произнесении звука г, педагог создает предпосылки для успешного усвоения звука ц, близкого по артикуляции к звукам т, с. При произнесении звуков у, о губы округляются и вытягиваются вперед, как и при произнесении шипящих звуков ш, ж, ч, щ.

При обучении детей правильному произношению простых в артикуляционном отношении звуков одновременно отрабатывается дикция. Поэтому для того, чтобы ребенок хорошо заговорил необходимо уделить особое внимание развитию артикуляционного аппарата ребенка. Это можно сделать при использовании специально подобранных упражнений, например, на звукоподражание – (эффективный метод активизации речи детей) поезд едет– чух – чух – чух; петушок поет – ку-ка – ре – ку; часы идут – тик – так и т.д.

Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке сильной воздушной струи, правильному диафрагмальному дыханию, а хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слитное и плавное произношение слов: «Сдуй снежинку», «Самолетик, лети» и другие. Нами составлена картотека таких игр, для использования в работе.

Эффективным методом развития речи детей являются развитие мелкой моторики рук. Игры и упражнения с движениями кистей и пальцев рук (пальчиковые игры) стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию

двигательного центра мозга, отвечающего, в том числе и за развитие мелкой моторики рук. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу. Пальчиковые игры как прием работы с детьми во всех возрастных группа по развитию ручной умелости. Игра «Ладушки», «Этот пальчик – дедушка…», «Замок» и другие пальчиковые игры стимулируют речь детей, развивают кисти рук.

Мы создали картотеку пальчиков игр, физкультминуток, игр на развитие артикуляционного аппарата.

   В своей педагогической деятельности мы используем расширение игровой среды за счёт целенаправленных педагогических воздействий, которые оказывают эффективное влияние на развитие речи детей, и, прежде всего, с помощью игровой деятельности.

   Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает творческое и речевое развитие детей на основе игровой деятельности. Она не только обеспечивает игровую деятельность, но и призвана помочь в установлении эффективного общения детей с воспитателем и друг с другом.

   Оборудование расположено так, чтобы дети могли свободно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок мог легко включиться в игровую ситуацию.

   В работе по развитию речи детей в игровой деятельности невозможно обойтись без активного участия родителей. Однако не все родители имеют опыт воспитания ребёнка, находятся в стадии формирования родительской компетентности. Мы проводим беседы с родителями совместно с педагогом психологом и логопедом, отвечаем на вопросы, которые касаются развития речи в игровой деятельности, подготавливаем консультации для родителей, например, «Возрастная норма развития речи ребенка 2-3х лет».

Невозможно сказать, что каждый день в утреннем кругу, мы здороваемся с колокольчиком и играем в игру «Назови свое имя».

Несомненно, что развитие речи детей любого возраста одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь малыша развивается постоянно в быту, в игре, в общении и сопровождает его в любой деятельности. Но чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости, поможет использование в педагогическом процессе игр.

      Игровая деятельность служит закреплению знаний, полученных на занятиях, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игровая деятельность создаёт тот положительный эмоциональный фон, на котором все

психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком.

   Выводы:

  1. У детей происходит дальнейшее развитие понимания смыслового содержания речи окружающих. С ребенком можно говорить не только о событиях и явлениях, воспринимаемых в данный момент, но также о прошлых (уже знакомых ребенку) и будущих событиях.
  2. Детям становится легче повторять фразы, короткие стихи.
  3. Словарь детей наполняется. В речи появляются вопросы «Где?», «Когда?», «Почему?».
  4. Совершенствуется грамматический строй речи, предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда правильные грамматически.
  5. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Ребенок больше словом определяет свои действия и намерения под влияние ситуации.
  6. Речь становится более эмоциональной. Не говорящие в сентябре дети начали разговаривать.
  7. Мы совершенствуем свои знания и умения по данной тематике.

Список литературы:

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой - М.: Просвещение, 1987. - 168с.

2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М., 2006. - 177 с.

3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности. Дошкольное воспитание. - 1995. - №4.

4. Богуславская, З.М., Е.О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 207с.

5. Бондаренко, А.К. Матусик А.И., Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). - М.: Просвещение, 2005. - 218 с.

6. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.

7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе "Радуга" Сост. Т.Н. Доронова. - М., 2005. – 240 с.

8. Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста - М.: Владос, 2007. – 289 с.

9. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.

10. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений - М.: Просвещение, 2007. - 143 с.

11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды - М., 2006. - 311 с.

12. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.

13. Диагностика в детском саду. Методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.

14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М.

Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

15. «Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста» / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. - М: Детям XXI века, 2005. - 62 с.

16. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2004. - 456 с.

17. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М.: ЧП Ильин, 2001. - 249с.

18. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Просвещение, 1989. - 312с.

19. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. - М.: ЦГЛ, 2002. - 80с.

20. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М: Просвещение, 1989. - № 5. - С. 10-23.

21.  Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.

22. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 1997.

24. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. - М.: МДО, 1995. - 174с.

25.  Родное слово // К.Д. Ушинский. Избранные труды в 4-х. Кн. 1. ―М.: Дрофа, 2005. С. 240―256.
26. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.

27. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, - М., 2004. - 156 с.

28. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. - М., 2003. - 211 с.

29. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.

30. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. - 780 с.

31. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2007. -144 с.

32. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

33. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011

34. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.

35. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1972. – 280с.

36. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. - М., 2006. - 342 с.

37. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.

38. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.

39. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Наука, 2000. - 499с.

40. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348с.

41. Е. И. Тихеева. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) Пособие для воспитателей детских садов. Издание 4-е. Издательство «Просвещение», Москва, 1972 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность».

Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность...

План по самообразованию: «Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность». 2022-2023г.

laquo;Развитие речи  детей раннего возраста через игровую деятельность»                              ...

Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».

Методическая разработка.Тема: «Развитие речи  детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее усло...

Методическая разработка. Тема: «Развитие речи детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий».

Методическая разработка.Тема: «Развитие речи  детей раннего возраста в игровой деятельности на основе инновационных технологий»....