Технология познавательно- -исследовательской деятельности в ДОУ
методическая разработка
В описании говорится о целях и задачах использования технологии познавательно - исследовательской деятельности, о формах организации исследовательской работы в ДОУ, о методах и приемах. Приводится перспективное планирование для младшей, средней и старшей группы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технология познавательно - исследовательской деятельности | 72.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология познавательно- исследовательской деятельности.
(авторы: Н.М.Короткова, А.И.Иванова).
Воспитатель: Романова Мария Альбертовна,
1.Цель использования технологии:
Формирование у дошкольников способностей устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, развитие способностей к суждениям и умозаключениям, удовлетворяя детскую природную любознательность.
2.Задачи использования технологии:
- развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
- формирование первичных представлений об их свойствах (форме,
цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
- развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение,
классификация, ориентация во времени и пространстве, установление
взаимосвязей;
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску
нужной информации;
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
- формирование и совершенствование навыка работы с различными
инструментами, развитие мелкой моторики.
3.Актуальность:
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.
4.Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ:
- Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
- доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
- структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
- непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
- Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
- Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.
5.Методы и приемы:
Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
1.Эвристический метод. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
2.Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.
3.Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование
считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные
опыты над предметами , малыши приобретают сведения об их
свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении
экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания:
ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком,
камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с
детьми младшей группы, побуждая по достижении старшего
дошкольного возраста к желанию самостоятельного
экспериментирования. Этот метод научно- исследовательской
деятельности развивает у детей наблюдательность, активность,
самостоятельность, способствует становлению дружеской
атмосферы и сплочённости коллектива.
4.Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную
исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант,
родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются
не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки.
Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и
опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.
5.ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в
педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми
младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к
самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей
проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса. Этот метод
работы способствует развитию аналитического типа мышления.
6.Виды познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ:
-поисково-исследовательская: совместная работа педагогов и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Почему распускаются почки на деревьях?») и в наблюдениях (за природными явлениями и объектами).
-учебно – познавательная: самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретенных в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.
-познавательно-практическая: стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путем. Реализуется в опытах и экспериментах.
-предметно – исследовательская: совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях разных материалов, живых существ и растений, явлений природы в течение года.
7.Этапы использования технологии в профессиональной деятельности:
1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает их:
- внимательно всматриваться в изучаемый объект,
- описывать его внешние признаки,
- выделять главное,
- сравнивать с другими объектами,
- анализировать, делать выводы и обобщения.
2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера:
- на выявление главных признаков объекта,
- его функций,
- на формирование умения давать полную характеристику предмету,
- определять его место и значение в окружающем мире.
3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники:
- уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования,
- анализируют условия,
- свободно экспериментируют,
- находят самостоятельное оригинальное решение,
- создают модель на основе умозаключений и логических выводов,
- испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.
Сентябрь:
1.«Есть ли у воды вкус?»
Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность.
2.«Какого цвета вода?»
Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
3.«Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования)
Цель: учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус
4. «Сухой и мокрый песок»
Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).
Октябрь:
1.«Какие предметы держатся на воде?»
Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.
2.«Камни» (в уголке экспериментирования)
Цель: предложить детям рассмотреть камни, через лупу; формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).
3.«Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность.
4.«Что в коробке?»
Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
Ноябрь:
1.«Легкий – тяжелый»
Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
2.«Волшебная кисточка»
Цель: продолжать знакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
3.«Как вода гулять отправилась»
Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
4.«Рыбалка»
Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес.
Декабрь:
1.«Тонет – не тонет»
Цель: продолжать знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем.
2.«Лёд и снег»
Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды.
3.«Тает льдинка»
Цель: познакомить детей со свойством замерзания воды на морозе и таяния в тепле.
4.«Свойства снега»
Цель: организовать экспериментирование со снегом ; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым).
Январь:
1.«Свойства снега»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, какой снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры.
2.«Изготовление цветных льдинок»
Цель: продолжать знакомить детей с тем, что в воде растворяется краска.
что вода замерзает на морозе.
3.«Экспериментирование со снегом»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»).
Февраль:
1.«Экспериментирование с песком» (в уголке экспериментирования)
Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей.
2.«Экспериментирование со снегом»
Цель: познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.
3.«Солнце в феврале»
Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна.
4.«Музыка или шум?»
Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Март:
1.«Бумага, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)
2.«Куда бегут ручейки?»
Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки, определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.
3.«Куда делась лужица?»
Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.
4.«Что звучит?»
Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.
Апрель:
1.«Температура предметов на солнце и в тени»
Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.
2.«Свойства воды»
Цель: расширять представления детей о свойствах воды, в ходе демонстрационных опытов и самостоятельного экспериментирования подвести детей к выявлению такого свойства воды, как способность принимать форму сосуда, в котором она находится.
3.«Уголь и мел»
Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный.
4.«Нагревание воды»
Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.
Май:
1.«Древесина, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде).
2.«Ткань, ее качества и свойства»
Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
3.«Свойства песка»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.
4.«Свойства глины»
Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму).
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.
Сентябрь:
1. «Окрашивание воды».
Цель: помочь выявить свойства воды.
2. «Игры с веерами и султанчиками»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер.
3. «Поиграем с солнышком».
Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).
4. «Свойства песка».
Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).
Октябрь:
1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
2. «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
3. «Прозрачная вода»
Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)
4. «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Ноябрь:
1. «Какие предметы могут плавать?»
Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
2. «Делаем мыльные пузыри»
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.
3. «Подушка из пены»
Цель: развить у детей представление плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).
4. «Воздух повсюду»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Декабрь:
1. «Воздух работает»
Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)
2. «Каждому камешку свой домик»
Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.
3. «Можно ли менять форму камня и глины»
Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).
4. «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Январь:
1. «Свет и тень»
Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
2. «Замерзшая вода»
Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
3. «Тающий лед»
Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.
4. «Разноцветные шарики»
Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Февраль:
1. «Таинственные картинки».
Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.
2. «Все увидим, все узнаем»
Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.
3. «Песочная страна»
Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
4. «Где вода?»
Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
Март:
1. «Водяная мельница»
Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.
2. «Звенящая вода»
Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки
3. «Угадайка»
Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.
4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Апрель:
1. «Фокусы с магнитом»
Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
2. «Солнечные зайчики»
Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).
3. «Что растворяется в воде?»
Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
4. «Что отражается в зеркале?»
Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.
Май:
1. «Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2. «Цветной песок»
Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.
3. «Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.
4. «Фонтанчики»
Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.
Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
Сентябрь:
1 «Песок, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.
2 «Песчаный конус»
Цель: помочь определить, может ли песок двигаться.
3 «Дружат ли ветер и песок?»
Цель: предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно
играть с песком.
4 «Свойства сухого и мокрого песка»
Цель: закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.
Октябрь:
1 «Песочные часы»
Цель: познакомить детей с песочными часами.
2 «Сухая и влажная почва»
Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.
3 «Песок и глина – наши помощники»
Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины, определить
отличия.
4 «Глина, какая она?»
Цель: закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая,
влажная).
Ноябрь:
1 «Имеет ли вода цвет, вкус и запах?»
Цель: дать понять детям, что вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
2 «Есть ли у воды форма?»
Цель: уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет
форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.
3 «Когда льется, когда капает?»
Цель: продолжить знакомить со свойствами воды; развивать
наблюдательность.
4 «В какую бутылку быстрее нальется вода?»
Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной
величины, развивать смекалку.
Декабрь:
1 «Что такое дождь?»
Цель: познакомить детей с процессом конденсации.
2 «Куда делась вода?»
Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий.
3 «Помощница – вода»
Цель: закрепить знания детей о воде.
4 «Очистка грязной воды»
Цель: дать детям представления об очистке воды.
Январь:
1 «Снег, какой он?»
Цель: совершенствовать знания детей о снеге.
2 «Снежинки»
Цель: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от
погоды.
3 «Почему снег греет?»
Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
4 «Превращение снега в воду»
Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой.
Февраль:
1 «Ледяные постройки»
Цель: совершенствовать умение детей работать со снегом, используя
необходимые инструменты.
2 «Замерзание жидкостей»
Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе их замерзания.
3 «Лед»
Цель: показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.
4 «Откуда берется иней?»
Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Март:
1 «Можно ли пить талую воду?»
Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее
водопроводной воды.
2 «Что такое магнит?»
Цель: дать детям представление о магните и его свойствах.
3 «Притягиваются – не притягиваются»
Цель: выявить материалы взаимодействующие с магнитом.
4 «Волшебная скрепка»
Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.
Апрель:
1 «Этот удивительный воздух»
Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.
2 «Поиск воздуха»
Цель: уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а
реально существующий.
3 «Ворчливый шарик»
Цель: познакомить с движением воздуха, его свойствами.
4 «Послушный ветерок»
Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать
дыхание.
Май:
1 «Что такое стекло?»
Цель: познакомить детей со свойствами стекла; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.
2 «Увеличительные стекла»
Цель: познакомить с прибором – помощником «лупа». Объяснить, для чего человеку нужна лупа.
3 «Веселые зайчики»
Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов.
4 «Разноцветные стекляшки»
Цель: закрепить знания детей о свойствах стекла.
8.Результат использования технологии:
1. У дошкольников сформирована поисковая активность: умение
анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее
развитие, моделировать будущие действия.
2. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и
оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения.
3. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и
предметов.
4. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у
дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление,
причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и
др.
5. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого
созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия.
Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности.
Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:
-умение формулировать проблемы воспитанниками;
-грамотное формулирование вопросов;
-построение алгоритма действий для решения проблемы;
-выдвижение гипотез;
-выбор способов исследования;
-умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;
-наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);
-степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;
-способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.
О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.
2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.
7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.
10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...
технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114
Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"...
Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду
Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ
Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно ис...
Технология познавательно-исследовательской деятельности
Как показала практика, исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом. Закрепляет навыки в...
Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...
«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»
laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...