Технология познавательно- -исследовательской деятельности в ДОУ
методическая разработка

Романова Мария Альбертовна

В описании говорится о целях и задачах использования технологии познавательно - исследовательской деятельности, о формах организации исследовательской работы в ДОУ, о методах и приемах. Приводится перспективное планирование для младшей, средней и старшей группы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технология познавательно-  исследовательской деятельности.

     (авторы: Н.М.Короткова, А.И.Иванова).

Воспитатель: Романова Мария Альбертовна,

1.Цель использования технологии:

Формирование у дошкольников способностей устанавливать причинно-следственные и временные связи между предметами и явлениями, самостоятельно и творчески находить способы решения проблемы на основе логических алгоритмов, развитие способностей к суждениям и умозаключениям, удовлетворяя детскую природную любознательность.

2.Задачи использования технологии:

   -   развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;

   -  формирование первичных представлений об их свойствах (форме,    

       цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);

   -  развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение,

       классификация, ориентация во времени и пространстве, установление

       взаимосвязей;

   -  создание положительной мотивации к самостоятельному поиску

       нужной информации;

    - стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;

    - формирование и совершенствование навыка работы с различными

           инструментами, развитие мелкой моторики.

3.Актуальность:

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

4.Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
  • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
  • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
  • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

5.Методы и приемы:

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

1.Эвристический метод.  Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

2.Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

           3.Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование  

          считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные    

          опыты над предметами , малыши приобретают сведения об их  

          свойствах. Ребята с удовольствием участвуют в проведении

          экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания:

          ставят опыты с водой в жидком и  твёрдом состоянии, с песком,

          камнями, глиной, растениями. Начинать   проводить опыты нужно с  

          детьми младшей группы, побуждая по  достижении старшего

          дошкольного возраста к желанию  самостоятельного

          экспериментирования. Этот метод научно-   исследовательской

          деятельности развивает у детей наблюдательность,  активность,

          самостоятельность, способствует становлению дружеской

         атмосферы и сплочённости коллектива.

         4.Проектная деятельность. Этот вид работы подразумевает совместную

         исследовательскую активность детей и педагога и, как вариант,

         родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются

         не только мыслительные способности ребёнка, но и творческие навыки.

         Педагог побуждает к самостоятельному построению хода наблюдений и

         опытов, лишь при необходимости направляет действия воспитанника.

         5.ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) пришла в

         педагогику из инженерной области и эффективно применяется в работе с детьми

         младшего возраста и школьниками. Суть ТРИЗ-технологий — в побуждении ребёнка к    

         самостоятельному построению алгоритма действий для решения возникшей

        проблемы. Этот метод применяется вне образовательного процесса. Этот метод

         работы способствует развитию аналитического типа мышления.

6.Виды познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ:

-поисково-исследовательская: совместная работа педагогов и детей по решению проблемных вопросов. Реализуется в эвристических беседах («Почему распускаются почки на деревьях?») и в наблюдениях (за природными явлениями и объектами).

-учебно – познавательная: самостоятельная деятельность воспитанников по усвоению и применению приобретенных в ходе образовательного процесса знаний, умений, навыков. Реализуется при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления; самостоятельных наблюдений на занятиях и прогулках.

-познавательно-практическая: стихийная или организованная педагогом деятельность воспитанников по получению информации практическим путем. Реализуется в опытах и экспериментах.

-предметно – исследовательская: совместная или самостоятельная деятельность воспитанников по установлению причинно-следственных связей в окружающем мире и расширению знаний о свойствах объектов. Реализуется в исследованиях разных материалов, живых существ и растений, явлений природы в течение года.

7.Этапы использования технологии в профессиональной деятельности:

1 этап. Педагог привлекает внимание детей интригующим материалом, тем самым побуждает  их:

- внимательно всматриваться в изучаемый объект,

- описывать его внешние признаки,

- выделять главное,

- сравнивать с другими объектами,

- анализировать, делать выводы и обобщения.

2 этап. Педагог формирует исследовательскую активность путем создания условий, которые способствуют умению задавать вопросы исследовательского характера:

- на выявление главных признаков объекта,

- его функций,

- на формирование умения давать полную характеристику предмету,

- определять его место и значение в окружающем мире.

3 этап. Педагог организует экспериментально-исследовательскую деятельность на основе сотрудничества, свободного обсуждения, в процессе которого дошкольники:

- уточняют правила безопасности жизнедеятельности в процессе экспериментирования,

- анализируют условия,

- свободно экспериментируют,

- находят самостоятельное оригинальное решение,

- создают модель на основе умозаключений и логических выводов,

- испытывают чувство радости и удовлетворения от познания нового.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

Сентябрь:

1.«Есть ли у воды вкус?»

Цель: выявить свойства воды – не имеет запаха и вкуса, развивать любознательность.

2.«Какого цвета вода?»

Цель: использовать игровую ситуацию для ознакомления детей с такими свойствами воды, как прозрачность, возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).

3.«Овощи, фрукты» (в уголке экспериментирования)

Цель: учить детей различать овощи, фрукты, называть их, характеризовать на вкус        

4. «Сухой и мокрый песок»

Цель: выявлять свойства сухого и мокрого песка (показать детям, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить).

Октябрь:        

1.«Какие предметы держатся на воде?»

Цель: Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы на воде держатся, другие - тонут.

2.«Камни» (в уголке экспериментирования)

Цель: предложить детям рассмотреть камни, через лупу; формировать представления о некоторых свойствах камней (твёрдость, прочность).

3.«Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем; развивать любознательность.        

4.«Что в коробке?»

Цель: Познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, лампа, свеча); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Ноябрь:        

1.«Легкий – тяжелый»

Цель: объяснить детям, что предметы бывают легкие и тяжелые; учить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

2.«Волшебная кисточка»

Цель:  продолжать знакомить детей с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

3.«Как вода гулять отправилась»

Цель: дать детям представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

4.«Рыбалка»

Цель: закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок; развивать познавательный интерес.

Декабрь:        

1.«Тонет – не тонет»

Цель: продолжать  знакомить детей с простейшими способами обследования предметов, учить наблюдать за ходом опыта, рассказывать о происходящем.           

2.«Лёд и снег»

Цель: предложить детям сравнить свойства льда и снега; рассказать о том, что лед и снег образованы из воды.

3.«Тает льдинка»

Цель: познакомить детей со свойством замерзания  воды   на морозе и таяния в тепле.

4.«Свойства снега»

Цель: организовать экспериментирование со снегом ; выявит свойства снега (снег тает, может быть липким, рыхлым).

Январь:                

1.«Свойства снега»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, предложить определить, какой снег сегодня, научить лепить из снега шары, складывать из них различные фигуры.

2.«Изготовление цветных льдинок»

Цель:  продолжать знакомить детей с тем, что в воде  растворяется краска.

что вода замерзает на морозе.

3.«Экспериментирование со снегом»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий ( в мороз снег не лепится, скрипит под ногами , становится «пушистым»).

Февраль:         

1.«Экспериментирование с песком»  (в уголке экспериментирования)

Цель: формировать у детей представления об объектах природы и природных материалах, свойствах песка; активизировать словарный запас детей.         

2.«Экспериментирование со снегом»

Цель: познакомит детей с таким свойством снега, как лёгкость (предложить детям сдуть снег с веточек, со скамейки, с варежки). Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

3.«Солнце в феврале»

Цель: предложить детям потрогать стену дома на солнечной и на северной стороне, определить, где она теплее. Подвести детей к выводу о том, что солнце греет всё сильнее, приближается весна.         

4.«Музыка или шум?»

Цель: учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Март:        

1.«Бумага, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит.)

2.«Куда бегут ручейки?»

Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки, определить направление движения  воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.

3.«Куда делась лужица?»

Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Активизировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.        

4.«Что звучит?»

Цель: научить определять по издаваемому звуку предмет. Развивать любознательность, интерес явлениям и объектам природы.

Апрель:

1.«Температура предметов на солнце и в тени»

Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладоням, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.

2.«Свойства воды»

Цель: расширять представления детей о свойствах воды, в ходе демонстрационных опытов и самостоятельного экспериментирования подвести детей к выявлению такого свойства воды, как способность принимать форму сосуда, в котором она находится.        

3.«Уголь и мел»

Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать детям, что уголь и мел – твёрдые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела легко отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – чёрный.

4.«Нагревание воды»

Цель: предложить детям потрогать воду, налитую в две одинаковые небольшие ёмкости, одну ёмкость оставить в тени, другую вынести на солнечное место. В конце прогулки предложить снова определить температуру воды, подвести детей к выводу: солнце нагрело воду.  

Май:

1.«Древесина, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать предметы, изготовленные из древесины; определять ее качества (твердая, гладкая, шершавая); степень прочности; толщина и свойства (горит, не бьется, не тонет в воде).

2.«Ткань, ее качества и свойства»

Цель: учить узнавать вещи из ткани, определять ее качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).

3.«Свойства песка»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка, помочь сделать вывод о том, что песок легко впитывает воду. Развивать познавательный интерес детей, учить делать элементарные выводы.        

4.«Свойства глины»

Цель: на основе сенсорного опыта формировать у детей представления о свойствах глины, учиться выявлять и называть свойства сырой глины (мягкая, пластичная, вязкая, липкая, хорошо мнётся, под воздействием усилий рук легко меняет форму).

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в средней группе.

Сентябрь:

1. «Окрашивание воды».

    Цель: помочь выявить свойства воды.

2. «Игры с веерами и султанчиками»

Цель: познакомить детей с одним из свойств воздуха-движением; движение воздуха – это ветер.

3. «Поиграем с солнышком».

Цель: определить, какие предметы нагреваются лучше (светлые или темные), где это происходит быстрее (на солнышке или в тени).

4. «Свойства песка».

Цель: познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого).  

Октябрь:

1. «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

2. «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

3. «Прозрачная вода»

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес)

4. «Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.

Ноябрь:

1. «Какие предметы могут плавать?»

Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

2. «Делаем мыльные пузыри»

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

3. «Подушка из пены»

Цель: развить у детей представление плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести).

4. «Воздух повсюду»

Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.

Декабрь:

1. «Воздух работает»

Цель: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

2. «Каждому камешку свой домик»

Цель: классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

3. «Можно ли менять форму камня и глины»

Цель: выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

4. «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные – изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Январь:

1. «Свет и тень»

Цель: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. «Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. «Тающий лед»

Цель: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

4. «Разноцветные шарики»

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Февраль:

1. «Таинственные картинки».

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

2. «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

3. «Песочная страна»

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. «Где вода?»

Цель: выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Март:

1. «Водяная мельница»

Цель: дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

2. «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемые звуки

3. «Угадайка»

Цель: показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

4. «Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Апрель:

1. «Фокусы с магнитом»

Цель: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. «Солнечные зайчики»

Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

3. «Что растворяется в воде?»

Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. «Что отражается в зеркале?»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май:

1. «Волшебное сито»

Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. «Цветной песок»

Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его со цветным мелом); научить пользоваться теркой.

3. «Игры с песком»

Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. «Фонтанчики»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Перспективное планирование познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.

Сентябрь:

1 «Песок, какой он?»

   Цель: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, развивать смекалку.

2 «Песчаный конус»

   Цель: помочь определить, может ли песок двигаться.

3 «Дружат ли ветер и песок?»

   Цель: предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно

   играть с песком.

4 «Свойства сухого и мокрого песка»

   Цель: закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

Октябрь:

1 «Песочные часы»

   Цель: познакомить детей с песочными часами.

2 «Сухая и влажная почва»

   Цель: учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

3 «Песок и глина – наши помощники»

   Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины, определить

   отличия.

4 «Глина, какая она?»

   Цель: закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая,

   влажная).

Ноябрь:

1 «Имеет ли вода цвет, вкус и запах?»

   Цель: дать понять детям, что вода – это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.

2 «Есть ли у воды форма?»

   Цель: уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет

   форму. Она принимает форму того сосуда, в который ее наливают.

3 «Когда льется, когда капает?»

   Цель: продолжить знакомить со свойствами воды; развивать

   наблюдательность.

4 «В какую бутылку быстрее нальется вода?»

   Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной

   величины, развивать смекалку.

Декабрь:

1 «Что такое дождь?»

   Цель: познакомить детей с процессом конденсации.

2 «Куда делась вода?»

   Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости от условий.

3 «Помощница – вода»

   Цель: закрепить знания детей о воде.

4 «Очистка грязной воды»

   Цель: дать детям представления об очистке воды.

Январь:

1 «Снег, какой он?»

   Цель: совершенствовать знания детей о снеге.

2 «Снежинки»

   Цель: показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от

   погоды.

3 «Почему снег греет?»

   Цель: помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

4 «Превращение снега в воду»

   Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой.

Февраль:

1 «Ледяные постройки»

   Цель: совершенствовать умение детей работать со снегом, используя

    необходимые инструменты.

2 «Замерзание жидкостей»

   Цель: познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе их замерзания.

3 «Лед»

   Цель: показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

4 «Откуда берется иней?»

   Цель: дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Март:

1 «Можно ли пить талую воду?»

   Цель: показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее

   водопроводной воды.

2 «Что такое магнит?»

   Цель: дать детям представление о магните и его свойствах.

3 «Притягиваются – не притягиваются»

   Цель: выявить материалы взаимодействующие с магнитом.

4 «Волшебная скрепка»

   Цель: определить способность металлических предметов намагничиваться.

Апрель:

1 «Этот удивительный воздух»

   Цель: дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

2 «Поиск воздуха»

   Цель: уточнить понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а

   реально существующий.

3 «Ворчливый шарик»

   Цель: познакомить с движением воздуха, его свойствами.

4 «Послушный ветерок»

   Цель: продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать

   дыхание.

Май:

1 «Что такое стекло?»

    Цель: познакомить детей со свойствами стекла; учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклом.

2 «Увеличительные стекла»

   Цель: познакомить с прибором – помощником «лупа». Объяснить, для чего человеку нужна лупа.

3 «Веселые зайчики»

   Цель: познакомить со свойствами стеклянных предметов.

4 «Разноцветные стекляшки»

   Цель: закрепить знания детей о свойствах стекла.

8.Результат использования технологии:

    1. У дошкольников сформирована поисковая активность: умение

    анализировать полученные результаты, прогнозировать дальнейшее

     развитие, моделировать будущие действия.

    2. Наблюдаются способности к анализу и синтезу, умения анализировать и

    оценивать ситуацию, делать суждения и умозаключения.

    3. Возросла детская активность к исследованию самых обычных явлений и

    предметов.

   4. На основе исследования опытным путем различных объектов и явлений у

    дошкольников обогатилась речь соответствующими понятиями: явление,

    причина, сходство, различие, возможность, невозможность, зависимость и

    др.

   5. Изменилось отношение к наблюдениям в природе от простого

   созерцания до содержательного, целенаправленного восприятия.

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности.

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

-умение формулировать проблемы воспитанниками;

-грамотное формулирование вопросов;

-построение алгоритма действий для решения проблемы;

-выдвижение гипотез;

-выбор способов исследования;

-умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;

-наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

-степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;

-способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

2. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

3. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

4. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

5. Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

6. Королева, Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / Л. А. Королева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 64с.

7. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 412.

8. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

9. Локтионова, З. А., Варыгина, В. В. Поисково-познавательная работа в детском саду / З. А. Локтионова, В. В. Варыгина // Методист. – 2006. – №8. – С. 60–64.

10. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

11. Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".

Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...

технология познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 114

Инновационная технология познавательно-исследовательской деятельности, применяемая в ДОУ № 114 в старшей группе, в рамках раздела программы "Развитие экологических представлений"...

Технологии познавательно – исследовательской деятельности в детском саду

Технологии познавотельно-исследовательской деятельности в детском саду....

Технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно ис...

Технология познавательно-исследовательской деятельности

Как показала практика, исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом. Закрепляет навыки в...

Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу техно...

«Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»

laquo;Реализация технологии познавательно-исследовательской деятельности в ДОО посредством применения метода «интеллект-карт»...