Тематическое планирование технологии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
По программе "От рождения до школы" рекомендованы методические пособия Вераксы Н.Е. "Познавательно- исследовательская деятельность в детском саду". Эти пособия легли в основу технологии и были дополнены конспектами на дополнительные темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кмплексно- тематическое планирование познавательно- исследовательской деятельности | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексно-тематическое планирование по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
№ | Тема занятия | Программное содержание |
1. | Наоборот. Большой и маленький. | Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений, развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». Веракса с. 9-14. |
2. | «Превращение». Схема превращения. | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был- будет», «был- стал(станет)». Формирование представлений о понятии «действия превращения» на основе практических действий с пластилином, резиной. Веракса с. 14-17. Освоение схемы «превращения». Формирование действия превращения. Веракса с. 17-18, Воронкевич с. 3,4,5 |
3. | Свойства воздуха. Воздух вокруг нас. | Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способности к преобразованию. Веракса с. 61-63. Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. Веракса с. 63- 64. |
4. | Лед- вода. Морозко. Опыты дома: твердое - жидкое, жидкое - твердое (по схемам) | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме, лете. Формирование действия превращения. Веракса с. 18- 20 Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. Веракса с. 20- 22 См. приложение. Домашнее задание по схемам. |
№ | Тема занятия. | Программное содержание. |
5. | Испарение. Опыты: «Что растает первым?» (снег или лед); «Опыты с солью». | Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода –пар. Развитие представлений об источниках тепла ( теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.31- 33 Испарение воды, кристаллизация соли. Воронкевич с. 8. |
6. | Опыты: «Свойства воды». | Формирование представлений о свойствах воды (испарение, очищение, растворение). Воронкевич с. 11,12. Кристаллизация, кипение, испарение (повторение). Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара . Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 41- 43. |
7. | Лед - вода – пар. Игра в школу (работа со схемами) | Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45- 47. Формированиие представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. Веракса с. 48 – 51. |
8. | Змей Горыныч о трех головах. Игра «Царство льда, воды и пара» | Закрепление и развитие представлений о единстве агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 43 – 45. Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений об условных знаках и символах. Работа со схемами. Веракса с. 51 -52. |
№ | Тема занятия | Программное содержание |
9. | Неживая природа. Камни и минералы. (Занятие с презентацией) | Познакомить детей с различными видами камней и минералов. Формировать начальное представление о полезных ископаемых. См. приложение: конспект занятия с презентацией «У хозяйки медной горы». |
10. | Свойства магнита (Занятие с наглядными картинками) | Дать начальное представление о магнетизме, свойствах магнита, использовании магнита. См. приложение: конспект занятия «Магнит». |
11. | Великие изобретения. Сила трения. Колесо. | Познакомить с понятием «сила трения». Дать представление о том, как человек использует силу трения, как научился ее преодолевать. Познакомить с изобретением колеса. Опытным путем выяснить, почему изобретение колеса облегчило труд людей. См. приложение: конспект занятия «Колесо». |
12. | Великие изобретения. Мыло. (Занятие с презентацией). | Познакомить с историей создания и свойствами мыла. Приготовление раствора для мыльных пузырей. Антисептические свойства мыла (мытье рук, стирка кукольной одежды и посуды). См. приложение: конспект занятия с презентацией «Мыло». |
13. | Водолаз Декарта. Дидактическая игра «Тонет – не тонет». Плавание тел. Изготовление Корабля. | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Веракса с 64 – 66. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.66 – 68 |
14. | Великие изобретения. Ветер: друг или враг? Ветряная мельница. (Занятие с презентацией). | Познакомить детей с одним из великих изобретений человечества: ветряным колесом. Познакомить с устройством данного изобретения (рассматривание иллюстраций к книге Р. Скарри «Город мастеров»). Показать на примере ветра и воды как человек научился облегчать свой труд, используя силу природы. Изготовление ветряка из картона (дуем, льем на него воду). Где еще можно встретить ветряк? Просмотр мультфильма из сериала «Фиксики» «Вентилятор». |
№ | Тема занятия. | Программное содержание. |
15. | Живая природа. Растения: рост и развитие. Опыты по Воронкевич. | Познакомить детей со свойствами живой природы. На практическом опыте показать, что необходимо растениям для полноценного роста и развития. Воронкевич с. 13 -18, с. 20 – 23. |
16. | Живая природа. Растения. Подготовка и высадка семян (бархатцы, фасоль, лук, петрушка, укроп) | Уточнить знания о строении растений, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. (Рассматривание гербария, наглядных пособий, презентация « Весенние цветы») |
17. | Живая природа. Наблюдение за пересадкой (пикированием) рассады бархатцев Презентация «Насекомые – друзья растений». | Наблюдение за ростом растений, Пересаживание (пикирование) рассады. Предложить детям понаблюдать за ходом работы по пересадке растений. Предложить рассмотреть строение растения (корень, стебель, листья, почка разрастания). Познакомить с процессом опыления растений. Рассмотреть строение цветка шиповника. Рассказать о пользе насекомых в жизни растений. |
18. | Великие изобретения. Простые механизмы (Занятие с презентацией). | Познакомить детей с великими изобретениями человечества рычагом и наклонная плоскость. Интегрированное занятие с изобразительной деятельностью ( в конце занятия рисуем простые механизмы) см. приложение: конспект занятия «Простые механизмы». |
19. | Занятие – викторина (итоговое) | Обобщить и актуализировать знания детей по познавательно - исследовательской деятельности за год по познавательно- исследовательской деятельности. Продолжать учить детей думать самостоятельно, логически рассуждать. Учить работать в команде, слушать собеседника не перебивая. |
20. | Открытое занятие для родителей, любое по выбору детей. | Коллективное оформление стенгазеты «Лучшие эксперименты года в старшей группе «Сказка». |
Комплексно-тематическое планирование по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе.
№ | Тема занятия | Программное содержание |
1. | Воздух вокруг нас. | Познакомить детей со свойствами воздуха с помощью экспериментальной деятельности. См. конспект занятия с презентацией. |
2. | Свойства веществ. Строение веществ. | Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса с. 53-58 |
3. | Лед – вода - пар
| Формировать представление об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. Веракса с. 45-47, с. 48-51, с. 51- 53. |
4. | Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной. | Закреплять представление об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 58- 61 |
5. | Изготовление «Водолаза Декарта». Плавание тел. | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68. |
6. | Термометр.
| Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 68- 70. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр». |
7. | Теплопередача.
| Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Веракса с. 70- 72 Развитие способностей к преобразованию. Веракса с.74- 75.
Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях.Веракса с. 75- 77. |
8. | Микроскоп. | Формировать представление детей о микромире. Проведение опытно- экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием электронного микроскопа со встроенной фотокамерой. Просмотр презентации по результатам исследования. В качестве образцов для исследования используются различные предметы, образцы тканей, камни, ракушки, листья растений, кусочки резины, металла, пластмассы, бумажные деньги, а также готовые стекла с фрагментом крыла бабочки… |
9. | Магнит. | |
К. Д. Ушинский «Петушок с семьей»
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ка-ре-ку!"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология "Познавательно - исследовательская деятельность старших дошкольников".
Содержание Пояснительная записка…………………………………………………....1- Цель.- Основные задачи.- Ожидаемые результаты. Перспективное планирование по познавательно – исследовательской деятельности с ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика...
Опыт работы по теме «Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников с использованием современных образовательных технологий»
Горохова Ирина ВладимировнаГод рождения: 1987год.Образование: высшее, Шадринский государственный педагогический институт , 2011г.Квалификационная категория: соответствие, 2013гМесто работы: МАДО...
«Технология: «Путешествие по «Реке времени», как форма развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
Современные люди и тем более дети, глядя на своих родителей, полностью погрузились в мир компьютеров. Окружающий мир уже не вызывает такой интерес как раньше. Но ребенок настроен на освоение окружающе...
Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год
Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах...
Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год
Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год...