ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА ДОШКОЛЬНИКА»
проект (старшая группа)

Боркова Любовь Владимировна

Введение.

В последнее время мини — музей, как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение. Участие детей в создании мини — музеев, подготовка и поиск экспонатов способствуют развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

В мини-музеях содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и, конечно, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его создании.


Основные направления работы:

• Сохранение и укрепление здоровья детей.

• Развитие психических свойств и качеств личности ребенка для обеспечения оптимального уровня зрелости.

• Осуществление социальной адаптации детей к жизни посредством музейной педагогики.

• Повышение качества и эффективности образовательного процесса МБДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Родничок» г. Ворсма Павловского района Нижегородской области


ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ПРАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ШКОЛА ЭКСКУРСОВОДА ДОШКОЛЬНИКА»


СОСТАВИЛА: воспитатель

Боркова Л.В.

2023-2024г.

Введение.

В последнее время мини — музей, как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение. Участие детей в создании мини — музеев, подготовка и поиск экспонатов способствуют развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

В мини-музеях содержатся экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и, конечно, с ними можно играть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его создании.


Основные направления работы:

• Сохранение и укрепление здоровья детей.

• Развитие психических свойств и качеств личности ребенка для обеспечения оптимального уровня зрелости.

• Осуществление социальной адаптации детей к жизни посредством музейной педагогики.

• Повышение качества и эффективности образовательного процесса МБДОУ.



Предполагаемые результаты:

• Развитие свободного общения дошкольников со взрослыми и детьми.

• Развитие активной речи детей в различных видах деятельности и практическое овладение нормами русского языка.


Проблема и актуальность:

Развитие метода музейной педагогики и наличие в МБДОУ мини – музеев вызвали необходимость подготовки юных экскурсоводов. Это формирование у детей навыка культуры поведения в музеях, общение с аудиторией, развитие литературной, логической речи, находчивости, умения оперативно отвечать на вопросы и грамотно ставить их перед слушателями.


Паспорт проекта:

Место реализации: мини - музеи МБДОУ.

Участники проекта: подгруппа детей старшей группы.

Масштабность: долгосрочный, 1 год.


Цель проекта:

• Обучить подгруппу детей подготовительной группы основам профессии экскурсовода для участия в совместной с педагогами работе в мини- музеях ДОУ.

• Воспитывать у детей культуру поведения в музеях.

Задачи:

• Развивать социальное поведение, навыки правильного общения с людьми разных возрастов, правила поведения в общественных местах.

• Расширять и активизировать словарь детей, пополнять его специальными терминами, обучать правильному произношению.

• Развивать у детей связную логическую, литературную, выразительную речь.

• Учить детей ориентироваться в пространстве здания, мини-музеев ДОУ, используя диалогическую и монологическую речь.

Принципы проекта:

• Принцип развивающего и воспитывающего характера.

• Доступность.

• Наглядность.

• Связь с жизнью.

Методы:

• Наглядные.

• Словесные.

• Опыты.


Предполагаемый результат:

Повышение культуры поведения старших дошкольников в общественных местах.

Повышение интереса детей к мини – музеям ДОУ, к профессии экскурсовода, расширение знаний детей о людях, работающих в музеях.

Самостоятельное проведение экскурсий детьми – экскурсоводами, воспитанниками подготовительной к школе группы, по темам проекта



Перспектива проекта:

• Создание и обучение подгруппы детей – экскурсоводов для совместной работы с взрослыми в мини – музеях ДОУ.

• Создание банка экскурсий.

Основные этапы проекта.

I. Подготовительный этап.

1. Воспитание культуры поведения детей в общественных местах:

• Рассматривание картин о правилах поведения в общественных местах.

• Беседы, чтение и обсуждение произведений детских писателей.

• Сюжетно – ролевая игра «Экскурсия по группе».

• Наблюдения детей-экскурсоводов за поведением дошкольников в мини-музеях ДОУ.

2. Знакомство с профессией экскурсовода:

• Рассматривание картины, беседа о профессии экскурсовода.

• Беседа о работе экскурсовода по следам экскурсии.

• Уточнение этапов проведения экскурсии экскурсоводов после посещения выставочного зала.

• Экскурсия в мини – музей ДОУ. Анализ экскурсии педагогом.

II. Основной этап. Подготовка детей - экскурсоводов.

• Рассматривание экспонатов. Накопление словаря, в том числе терминов, обучение правильному произношению слов.

• Составление плана экскурсии. Выбор стихов, загадок.

• Практическое усвоение хода экскурсии, работа над выразительностью,

темпом речи.

III. Заключительный этап. Совершенствование полученных знаний детьми-экскурсоводами в мини – музеях ДОУ.

• Экскурсии с опорой на помощь воспитателя.

• Самостоятельные экскурсии детских экскурсоводов для детей

разных возрастных групп.

• Самостоятельные экскурсии для родителей, сотрудников ДОУ,

гостей детского сада.


Приложение № 1.

Перспективный план проведения экскурсий детьми-экскурсоводами

в мини - музеях МБДОУ детский сад №5 г. Ворсма

Мини-музей

Тема

Фамилия, ребенка имя

Дата проведения

1.

«Дикие животные»

Хищники

Романова Милана

Апрель 2024г.

Травоядные

Романова Милана

Май 2024г.

2.

«Воздух»

Знакомство с музеем

Лунева Алина

апрель

2024г.

Что такое воздух

Лунева Алина

Май 2024г.

3.

«Плоды растений»

Кто в теремочке живет

Чеснокова Эвелина

апрель2024г.

Семена, которые упали

Чеснокова Эвелина

май 2024г.

Приложение№3

ОТЧЕТ О РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ЭКСКУРСОВОДАМИ

Одним из основных направлений работы являются:

• Осуществление социальной адаптации детей посредством музейной педагогики.

• Повышение качества и эффективности образовательного процесса ДОУ.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для развития навыков речевого общения детей. Речь помогает выражать им свои мысли, чувства, впечатления, потребности в общении, желание поделиться своими знаниями с другими детьми, а так же взрослыми. Актуальность создания мини - музеев в ДОУ обусловлена его отдаленностью от культурных учреждений (в городе всего один музей). Привлечение детей к совместной деятельности с взрослыми в мини - музеях способствует развитию уровня коммуникативной деятельности детей.

Участниками проекта являюсь я, как автор проекта, и подгруппа детей старшей группы. Проект долгосрочный и реализуется через экскурсии детей в имеющихся мини- музеях ДОУ.

Цель проекта: привлечь детей к совместной с педагогом деятельности, совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей, пополнять словарь некоторыми терминами, помочь преодолеть замкнутость, стеснительность, учить детей уверенно держаться, вступать в беседу с незнакомыми детьми и взрослыми.

Методы проекта доступны их пониманию и могут использоваться при проведении экскурсий.

Вся работа по подготовке детей проводится в три этапа.

На первом этапе все дети знакомятся с профессией экскурсовода, особенностями работы. Этот этап включает в себя и знакомство с правилами поведения в общественных местах, в музеях, проигрывание различных ситуаций.

На втором, основном этапе, у детей выясняется интерес к участию в работе мини - музеев, желание сотрудничать, а так же последовательную работу с ребенком по подготовке экскурсии.

Третий этап заключительный – самый ответственный. Необходимо помочь ребенку достичь поставленную им цель, преодолеть страх перед аудиторией слушателей, поверить в свои возможности, утвердиться в новой роли.

Для участия в реализации проекта в октябре 2023г. по желанию детей были взяты девочки старшей группы с разным темпераментом, разными характерами. Чтобы сравнить успешность подготовки- детей экскурсоводов, в реализацию проекта была взята Романова Милана– общительная, легко вступающая в контакт девочка с чистой речью высокого уровня, которой досталась роль по ознакомлению с мини-

музеем «Дикие животные».
Милана умница, но на групповых занятиях самостоятельно активности сама никогда не проявляла. В реализацию проекта вступила настороженно, с сомнениями. Очень хорошо, эмоционально раскрылась при проведении экскурсий, стала уверенной, коммуникабельной.

Лунева Алина. Экскурсовод мини- музея «Воздух». Очень тихая, застенчивая, замкнутая в общении девочка. Настойчивая и ответственная. Одна из всех, кто сказал после первой экскурсии честно: «Мне было страшно». На предложение больше не проводить экскурсии ответила: «Нет, я буду».

Чеснокова Эвелина. Экскурсовод мини - музея «Плоды растений». Ярко выраженный лидер, но с проблемами взаимодействия с некоторыми детьми группы. Настойчиво просила взять ее экскурсоводом. В конце проекта желание участвовать уменьшилось, но выйти из проекта отказалась. Участие в проекте помогло сблизиться с девочками, увидеть свои недостатки в общении, стать добрее.

В апреле - мае 2024 года девочки - экскурсоводы провели: по 2 индивидуальных экскурсий с подгруппами детей средней, старшей и подготовительной группы (в связи с ограниченной площадью мини-музеев); 2 экскурсии для сотрудников ДОУ (воспитателей ).

Считаю, что, несмотря на то, что это направление в работе мини-музеев в МБДОУ детский сад №5 новое, проект частично успешно реализован.

Дети с поставленной задачей справились. Они научились последовательно излагать свои мысли, выразительно использовать в речи стихи, загадки, употреблять некоторые термины. Девочки стали уверенными, научились вступать в диалог со знакомыми и незнакомыми им детьми и взрослыми, расширили свои знания об окружающем их мире, поделились ими, стали дружнее и сплоченнее.
В 2025 - 2026 учебном году эту работу продолжат ребята средней группы, которые перейдут в старшую группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно практический проект "Мишкина неделя" для среднего дошкольного возраста

Проживая в Амурской области, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но мало о них знаем. Животный мир всегда привлекает детей, несет с собой множество тайн и открытий.Медвед...

Методическая разработка. Познавательно-практический проект для детей старшей группы "Здоровые зубы - всякому любы".

Цель: дать  детям  сведения,  необходимые  для  укрепления  здоровья; выработать  на  основе  полученных  знаний  необходимые  гигиенические...

Познавательно-практический проект «Огород на подоконнике»

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоров...

Познавательно - практический проект по ПДД в средней группе «Правила дорожные соблюдать положено!»

Внимателен ли ребенок на дороге? Соблюдает ли элементарные правила дорожного движения? Знает ли, как вести себя в разных ситуациях на улице или транспорте?...

Познавательно-практический проект "Огород на подоконнике"

Работа над познавательно-практическим проектом"Огород на подоконнике".Средняя группа ДОУУ....

Познавательно - практический проект по ПДД в средней группе «Правила дорожные соблюдать положено!»

На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно–транспортных происшествиях. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и несовершеннолетние дети. Причиной большинства ДТП являю...

Познавательно - практический проект по ПДД в средней группе «Правила дорожные соблюдать положено!»

Формирование у детей основ безопасности на дороге – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей. Знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо начи...