Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»
материал

Анна Сергеевна Суровцева

Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности дошк

3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детейПедагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысить уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Материалы для игр – экспериментов: презентация

Ход мастера - класса :

 

 «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

Все желают знать на свете!

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

- Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать, находить правильные ответы на вопросы.

- А вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен по своей природе, он уже рождается исследователем. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, только что купленные родителями, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.

Подвижный и активный ребенок задает огромное количество вопросов, на которые, мы взрослые,не всегда можем ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, которые не требуют специального оборудования и дорогих материалов как в детском саду, так и в домашних условиях.

И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по радужной стране, где узнаем некоторые секреты радуги, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

- Сколько цветов у радуги – 7, и я приглашаю 6 участников отправиться со мной в радужную страну.

- Я предлагаю вам выбрать ленту любого цвета и дополнить радугой эту замечательную картину природы. (Собираем радугу)

- Очень красивая картина у нас получилась. Издавна считается, если увидишь радугу, то нужно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывайте свои желания, уважаемые гости.

- Радуга, скажи, Какая сила

Все твои цвета Соединила?

- Это дружба, - Радуга в ответ. -

Крепкой дружбой Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

- С таким дружным настроением мы отправляемся в путешествие!

ЗВУЧИТ ТИХАЯ МУЗЫКА ПРИРОДЫ, идем по кругу

- Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать?

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Мы с вами идем на природу.

- Какой свежий воздух после дождя. Давайте с вами глубоко вдохнем его, расправим плечи, почувствуем прилив бодрости и свежести.

-Вот мы пришли на нашу полянку, сейчас мы увидим радугу.

Что-то радуги нет! Что же делать?

Неужели мы так и не увидим это замечательное явление.

Ну не расстраивайтесь, - мы с вами можем сделать свою радугу.

-Давайте посмотрим, что же для нас приготовили

А как вы думаете, мы сможем сами создать радугу из тех предметов, которые лежат здесь. (мыльные пузыри, зеркало) (дать возможность рассмотреть и предположить).

• Опыт № 1 «Мыльные пузыри»

Как вы думаете, можно в мыльных пузырях увидеть радугу? Давайте проверим.

(педагог предлагает взять и надуть мыльный пузырь)

Посмотрите на пузырь внимательно. Что вы видите на нем? (радугу).

Почему мы видим радугу на стенках пузырька?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Объяснение: сама стенка пузыря имеет три слоя – сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды.

Когда на нее попадает свет, луч начинает преломляться. Проходит солнечный луч сквозь мыльную пленку – и разбивается на семь цветов радуги, от красного до фиолетового. Так на пузыре появляется маленькая радуга.

Опыт № 2 «Волшебное зеркало»

Опыт: В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Почему радуга появилась не на воде, не на зеркале, а на бумаге?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги

- А сейчас нам предстоит подняться на высокую гору и подружиться с радужным вулканом.

• Опыт № 3 «Радужный вулкан»

Инвентарь: 7 пластиковых стаканов по 0,5 л с водой разного цвета в том порядке, как они идут в радуге ; любое моющее средство для посуды; пищевая сода; лимонная кислота; столовая ложка для размешивания; мерные стаканчики.

Ход опыта:

В каждый из стаканов добавляется по 4-5 столовых ложки моющего средства для посуды, по 1 столовой ложке соды. И теперь настало время для тщательного размешивания. Мешать полученную массу нужно быстро и интенсивно. И одновременно вливаем во все стаканчики по 3 ст. ложки лимонной кислоты. Моментально происходит реакция и из стаканчиков хлынет яркая и лёгкая цветная пена

- Что вы наблюдаете, что происходит? Почему так происходит?

- Увидели мы радугу? С помощью этого эксперименты мы не только повторили все цвета радуги, но и доставили радость.

- Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги!

- Такими несложными и простыми экспериментами мы объяснили детям просто о сложном природном явлении – радуга. Пробуйте, пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:


Мастер-класс для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Цель:

Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.

2. Привлечь внимание и заинтересовать педагогов к развитию познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.

3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.

4. С помощью мастер – класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ожидаемый результат: Повысить уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Материалы для игр – экспериментов: презентация

Ход мастера - класса :

«Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети,

Все желают знать на свете!

Почему на небе тучи?

Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает,

До ладошки долетая?

Почему ползут барханы?

Почему висят туманы?

Почему земля и море

Целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала?

Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться

А учиться и учиться.

- Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать, находить правильные ответы на вопросы.

- А вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все ли вопросы нужно отвечать сразу?

-Давайте задумаемся, может какие – то из них можно было проверить опытным путем?

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ребенок очень любознателен по своей природе, он уже рождается исследователем. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, только что купленные родителями, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п.

Подвижный и активный ребенок задает огромное количество вопросов, на которые, мы взрослые,не всегда можем ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, которые не требуют специального оборудования и дорогих материалов как в детском саду, так и в домашних условиях.

И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по радужной стране, где узнаем некоторые секреты радуги, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

- Сколько цветов у радуги – 7, и я приглашаю 6 участников отправиться со мной в радужную страну.

- Я предлагаю вам выбрать ленту любого цвета и дополнить радугой эту замечательную картину природы. (Собираем радугу)

- Очень красивая картина у нас получилась. Издавна считается, если увидишь радугу, то нужно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывайте свои желания, уважаемые гости.

- Радуга, скажи, Какая сила

Все твои цвета Соединила?

- Это дружба, - Радуга в ответ. -

Крепкой дружбой Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

- С таким дружным настроением мы отправляемся в путешествие!

ЗВУЧИТ ТИХАЯ МУЗЫКА ПРИРОДЫ, идем по кругу

- Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать?

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Мы с вами идем на природу.

- Какой свежий воздух после дождя. Давайте с вами глубоко вдохнем его, расправим плечи, почувствуем прилив бодрости и свежести.

-Вот мы пришли на нашу полянку, сейчас мы увидим радугу.

Что-то радуги нет! Что же делать?

Неужели мы так и не увидим это замечательное явление.

Ну не расстраивайтесь, - мы с вами можем сделать свою радугу.

-Давайте посмотрим, что же для нас приготовили

А как вы думаете, мы сможем сами создать радугу из тех предметов, которые лежат здесь. (мыльные пузыри, зеркало) (дать возможность рассмотреть и предположить).

• Опыт № 1 «Мыльные пузыри»

Как вы думаете, можно в мыльных пузырях увидеть радугу? Давайте проверим.

(педагог предлагает взять и надуть мыльный пузырь)

Посмотрите на пузырь внимательно. Что вы видите на нем? (радугу).

Почему мы видим радугу на стенках пузырька?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Объяснение: сама стенка пузыря имеет три слоя – сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды.

Когда на нее попадает свет, луч начинает преломляться. Проходит солнечный луч сквозь мыльную пленку – и разбивается на семь цветов радуги, от красного до фиолетового. Так на пузыре появляется маленькая радуга.

Опыт № 2 «Волшебное зеркало»

Опыт: В ёмкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Почему радуга появилась не на воде, не на зеркале, а на бумаге?

У кого есть, какие предположения? Ответы.

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части — в виде радуги

- А сейчас нам предстоит подняться на высокую гору и подружиться с радужным вулканом.

• Опыт № 3 «Радужный вулкан»

Инвентарь: 7 пластиковых стаканов по 0,5 л с водой разного цвета в том порядке, как они идут в радуге ; любое моющее средство для посуды; пищевая сода; лимонная кислота; столовая ложка для размешивания; мерные стаканчики.

Ход опыта:

В каждый из стаканов добавляется по 4-5 столовых ложки моющего средства для посуды, по 1 столовой ложке соды. И теперь настало время для тщательного размешивания. Мешать полученную массу нужно быстро и интенсивно. И одновременно вливаем во все стаканчики по 3 ст. ложки лимонной кислоты. Моментально происходит реакция и из стаканчиков хлынет яркая и лёгкая цветная пена

- Что вы наблюдаете, что происходит? Почему так происходит?

- Увидели мы радугу? С помощью этого эксперименты мы не только повторили все цвета радуги, но и доставили радость.

- Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги!

- Такими несложными и простыми экспериментами мы объяснили детям просто о сложном природном явлении – радуга. Пробуйте, пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Мастер-класс "Детское экспериментирование - основа познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"

Мастер – класс на тему:«Детское экспериментирование – основа познавательно– исследовательской деятельности дошкольников» Цель мастер – класса: представление оп...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Мастер-класс "Моделирование в организации познавательно– исследовательской деятельности детей"

Мастер класс знакомит с использование метода моделирования для активизации познавательно-исследовательских способностей дошкольников...

Мастер - класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное превращение воды»

Мастер - класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебное превращение воды»Цель:  Вовлечение родителей в совместную деятельность по развитию познава...

Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна».

Мастер-класс для родителей по познавательно-исследовательской  деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная бумажная страна»....

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"...