Статья "Сказкотерапия, как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста"
статья

Лариса Сергеевна Типаева

Сказкотерапия для дошкольников — это метод психологической коррекции, помогающий развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем. Инструментом терапии выступает сказка, позволяющая на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия, как средство развития эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста

Сказки - это один из первых видов искусства, с которым сталкивается ребёнок. Их привлекательность универсальна, ведь сказки полны народной мудрости и учат различать добро и зло, слушать других людей и справляться с трудностями.

Сказкотерапия представляет собой терапевтический метод, основанный на использовании сказок для исцеления и развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказок у ребёнка развиваются фантазия и творчество, а также формируются навыки принятия решений. С помощью сказок ребёнок может интегрировать их в свой жизненный сценарий, решая личные проблемы и обретая уверенность в себе.

Сказкотерапия показана детям с эмоционально-личностными и поведенческими проблемами, такими как агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.

Существует несколько видов сказок, используемых в сказкотерапии:

* Дидактическая сказка:  предназначена для обучения детей новым понятиям (семья, природа, правила поведения) и закрепления полученных знаний на практике.

* Психологическая сказка: направлена на поддержку и развитие личности ребёнка.

* Художественная сказка: знакомит детей с эстетическими принципами и культурными традициями.

* Диагностическая сказка: помогает выявить характер ребёнка и его отношение к миру.

* Медитативная сказка: используется для работы с подсознанием, создавая яркие образы в воображении (например, перед сном).

В дошкольных учреждениях сказкотерапия может быть реализована через разнообразные формы работы:

* Слушание и запоминание сказок.

* Пересказ сказок.

* Придумывание продолжения к сказке или нового конца.

* Создание небылиц.

* Психогимнастика.

* Рисование сказок.

* Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).

* Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов.

Сказки создают благоприятную эмоциональную атмосферу, способствуют развитию интонационной выразительности, мимики и дикции, а также поддерживают интерес и работоспособность детей.

В заключение отметим, что сказкотерапия является уникальным методом познания ребёнка, сближения с ним и помощи в решении проблем. Сказка помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Литература: 1. Васькова О.В, Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2012. - 112с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб. «Златоуст» 1998.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб., 2006. - 171 с. 4. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М. «Класс». 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Консультация для педагогов "Развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения"...

Доклад на тему: «Игровые технологии как средство развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста»

Эмоциональное развитие человека признается ключевым фактором, обуславливающим жизненный успех, более существенным, чем интеллект. Отсюда понятно, что формирование эмоциональной сферы должно рассматрив...

Эмоционально-волевые нарушения у детей дошкольного возраста.

В статье приведены примеры эмоционально- волевых нарушений у дошкольников, некоторые причины их появления и приёмы коррекции....

Картотека по развитию эмоционально-волевого компонента у детей дошкольного возраста.

   Картотека помогает детям развивать навыки распознавания, выражения и управления своими эмоциями, а также формирует устойчивость воли и умение справляться с трудностями. Регулярные ...