СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
методическая разработка (подготовительная группа)

ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_razvitie_tvorcheskogo_potentsiala_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 140» города  Чебоксары Чувашской Республики

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                                                                   Из опыта работы

                                                                                   музыкального руководителя

                                                                высшей категории

                                                          Оришевой Н.В.

Чебоксары

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславский

     В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка, в первую очередь, на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

   Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой  деятельности  людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться  творческим   потенциалом  подрастающего поколения.

   Актуальность темы театрализованной деятельности определяется следующими показателями:

  Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

   С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

   Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет нам, педагогам, оказывать позитивное влияние на детей.

Для успешного достижения цели работа мною ведется в нескольких направлениях.

   Перед тем, как приступить к планированию работы по развитию творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста, мы проанализировали  содержание предметно - развивающей среды ДОУ, обеспечивающей проведение театрализованной деятельности в ДОУ, что позволяет решать вышеперечисленные задачи.

   При этом среда обеспечивает не только совместную деятельность детей и взрослых, но и позволяет детям проявлять творчество в самостоятельной деятельности.

  В музыкальном зале размещены  различные виды театров (би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, баночный, ложечный, театр шаров, театр игрушки, плоскостной театр и др.), реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски).

  В процессе проектирования предметной среды, пространство каждой возрастной группы было разграничено на зоны («уголки»), в которых представлены атрибуты для различных игровых позиций:

- «Актёр» - уголок театрализованной деятельности, в которых также представлены различные виды театров, реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей:

- «Режиссёр» - книжный уголок;

- «Зритель» - уголок для ролевых игр;

- «Оформитель» - уголок творчества.

   При зонировании группового пространства нами также учитывались полоролевые особенности детей, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

    Основные принципы  построения предметно-пространственной среды:

обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

предоставление права и свободы выбора;

создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

полифункциональность использования помещений и оборудования;

возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материалов позволяют проводить мероприятия  по театрализованной деятельности, включающие в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- отдельные упражнения по этике;

- упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

    Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений, а выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Поэтому через их содержание, форму и методы мы, педагоги, стремимся к достижению трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- создание атмосферы творчества;

- социально-эмоциональное развитие детей.

    Во всех видах организованной деятельности детей я использую элементы театрализации: в непосредственно образовательной деятельности, в  индивидуальной работе, играх, развлечениях, праздниках, как в утреннее, так и в вечернее время.

    На занятиях  по театрализованной деятельности мы не только знакомимся с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т.д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

    Ни в коем случае не применяется никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, предоставляется детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность.

С детьми 4-5 лет я начинаю работу с того, что даю возможность детям присмотреться к своему телу, почувствовать его возможности. Например,  игры – превращения. Дети с удовольствием повторяют и исполняют различные задания, например: «Мельница», «Деревянные куклы» и др.

 С детьми 5-6 лет, я применяю игровые способы формирования ритмических навыков и теперь уже театральной импровизации.

У детей 6 лет я формирую умение передавать мимикой, жестом, позой, движением, театральными куклами эмоции и настроения.

 Дети легко перевоплощаются в различные образы, изображают повадки животных, птиц, явления природы, трудовые действия людей, подражают сказочным героям. На музыкальных и физкультурных занятиях, в свободной деятельности мы обучаем имитационным движениям. Передать характер персонажа в движении помогает музыка.

 Такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждому  ребенку даю возможность проявить себя  в какой – либо роли, пусть даже эпизодической, способствует развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения. Для этого мною используются разнообразные приемы:

выбор детьми роли по желанию;

назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

проигрывание ролей в парах.

Огромное значение в работе с детьми имеют театрализованные   спектакли и представления. Работа над спектаклем проходит по следующему плану:

Выбор пьесы или инсценировки, чтение, обсуждение;

Деление на эпизоды и пересказ их детьми;

Работа над эпизодами с импровизированным текстом;

Поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, песен, создание с детьми и родителями эскизов декораций и костюмов.

Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами (выразительностью речи, подлинностью поведения в сценических условиях).

Репетиция отдельных сцен в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы с костюмами, реквизитом, декорациями.

Премьера спектакля.

 Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, а также стенда или альбома с фотографиями.

       Особую радость дошкольникам доставляют, досуги, праздники и развлечения. Потому что, открывают перед детьми возможность творческого труда. И здесь важно не то, что ребенок делал, а  как он это делал. Этот вид деятельности создает атмосферу необычности  и приподнятого настроения, ощущение радости.

    Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог (воспитатель), умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы педагог (воспитатель) не только выразительно  читал   или  рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Главное в работе с детьми – не подавить ребенка, не превратить его только в зрителя.

   Творческому развитию детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Родители активно и  творчески участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают  костюмы, куклы различных театров, что способствует обогащению развивающей среды детского сада. Помогают в заучивании текстов ролей,  читают с детьми произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры.

   Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.

    Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций, семинаров, творческих встреч, бесед.

   Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

     Мы считаем, что каждый ребенок талантлив изначально. Очень важно с самого раннего возраста приобщать ребенка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия воспитателя и музыкального руководителя. Именно искусство (театр) дает хорошую возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

                 

Список литературы.

1. Акулова О.  Театрализованные  игры // Дошкольное воспитание, 2005.-4.

2. Антипина Е.А.  Театрализованная   деятельность  в детском саду.-М., 2003.

3. Буренина А.И. Театр всевозможного. Санкт-Петербург,. 2002.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в  театрализованной   деятельности  //Ребенок в детском

саду. - 2001. - 2.

5. Зимина И.Театр и  театрализованные  игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-4.

6. Маханева М. Театрализованная   деятельность  дошкольников//Дошк.восп.-1999.- 11.

7. Маханева М.Д.  Театрализованные  занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

8. Неменова Т. Развитие  творческих  проявлений детей в процессе  театрализованных  игр //

Дошкольное воспитание. - 1989. - 1.

9. Петрова Т.И.  Театрализованные  игры в детском саду. - М., 2000.

10. Чурилова Э.Г. Методика и организация  театрализованной   деятельности  дошкольников и

младших школьников.- М.: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих возможностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность (из опыта работы)

Увлекаюсь театрализованной деятельностью. Написала опыт работы по этой теме. Предлагаю познакомиться с содержанием, аннотацией, пояснительной запиской. Практический материал буду выкладывать по мере в...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

В презентации представлен материал на тему " Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"....

Статья "Мое перспективное направление работы в дошкольном образовании.Театрализованная деятельность в ДОУ. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность."

Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности....

Педагогический опыт «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Мир и обстановка, в которой подрастают современные дошкольники, вызывают интерес к творчески развитой личности. Всем известно творчество -    постоянный спутник детского развития. Для того ч...

Самообразование «Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

laquo;Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность»...