Консультация для выступления на педагогическом совете по теме: "Деятельностный подход в образовании дошкольников"
консультация
Суть образования с точки зрения дятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передаёт готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создаёт, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для выступления на педагогическом совете по теме: «Деятельностный подход в образовании дошкольников»
Уважаемые коллеги, сегодня, на педагогическом совете мы рассмотрим деятельностный подход в образовании дошкольников.
Каким мы хотим видеть в будущем каждого нашего воспитанника? Это должна быть жизнеспособная, духовно, нравственно и творчески саморазвивающаяся личность, умеющая ориентироваться в сложных ситуациях и решать личные и социальные проблемы; живущая в согласии с природой, людьми, культурами; способная делать выбор и отвечать за него.
Практика показывает, что на сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком.
Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас стоит необходимость формирования компетентной, социально адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Целью современного воспитания является воспитание свободной и самостоятельной личности, личности со сформированной субъектностью.
Субъектность - способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать планы.
Система дошкольного образования на современном этапе развития претерпевает серьезные изменения, связанные с обновлением нормативно- правового обеспечения функционирования дошкольных организаций и введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
И в настоящее время перед дошкольной образовательной организацией поставлена задача - предложить целостный интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка на определённую тему в течение одного дня, в котором будут объединены различные образовательные области.
Основным фактором интеграционного процесса выступает интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно- исследовательской, трудовой, конструкторской, игровой, коммуникативной, двигательной, музыкальной, изобразительной, восприятие художественной литературы и фольклора.
В результате освоения интегративной деятельности у ребёнка формируются целостные социальные и психологические образования, легко переносимые из одной сферы в другую, и развитие творческих способностей.
Деятельность - ключевое слово обучения в условиях ФГОС. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностного подхода к образованию.
Как нам уже известно, основы деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л. C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
Дадим следующие определения понятия «деятельность»:
- деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования;
- деятельность - активное отношение к окружающей действительности. выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий;
- деятельность - система действий человека, направленная на достижение определенной цели.
Основная идея деятельностного подхода в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
Деятельностный подход – субъектно-ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность. Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Ребенок не является пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности.
Перечислим принципы деятельностного подхода:
- принцип субъектности воспитания
- принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены
- принцип учета сензитивных периодов развития
- принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития
- принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности
- принцип высокой мотивированности любых видов деятельности
- принцип обязательной рефлективности всякой деятельности
- принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности
- принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности
- принцип активности ребенка в образовательном процессе, который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.
Таким образом, деятельностный подход ставит перед педагогом следующие задачи:
- создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Образовательная деятельность на основании деятельностного подхода должна иметь следующую структуру:
- создание проблемной ситуации;
- целевая установка;
- мотивирование к деятельности;
- проектирование решений проблемной ситуации
- выполнение действий (заданий);
- анализ результатов деятельности;
- подведение итогов.
- Методы и формы, используемые при деятельностном подходе: диалог, проект, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные, педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
- Формы самореализации дошкольников : выставки (тематические и авторские, персональные выставки детских работ, презентации, игровые проекты (обязательным условием самореализации ребенка является его участие в проекте и продукт детской деятельности, коллекции.
Итак, охарактеризовав деятельный подход, проведем сравнительный анализ традиционного процесса обучения и образовательной деятельности при деятельностном подходе:
- задействованная сторона мышления. При традиционном процессе обучения - воспроизводящая сторона мышления (репродуктивная); при деятельностном подходе - творческая сторона мышления (продуктивная);
- деятельность педагога. При традиционном процессе обучения - передача знаний и истин в готовом виде педагогом ребенку; при деятельностном подходе - педагог учит детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового в процессе решения проблем;
- деятельность ребенка. При традиционном процессе обучения - восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции; при деятельностном подходе - деятельность приобретает поисковый, исследовательский характер в процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.
Обобщая изложенное выше, мы делаем следующий вывод: суть воспитания, с точки зрения деятельностного подхода, заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создаёт, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»
Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете: презентация "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
Выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространс...

Выступление на педагогическом совете №2 "Применение индивидуального подхода к детям при обучении и воспитании,и его значимость".
Индивидуальный подход является активным,формирующим,развивающим принципом обучения и являетсяглавным принципом педагогики.Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер,но существуют ...

Выступление на педагогическом совете "Наставничество как инструмент повышения качества образования"
Наставничество как инструмент повышения качества образования...