ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья (младшая группа)

Антонова Татьяна Владимировна

К сожалению, из года в год прослеживается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольники с ОВЗ имеют проблемы по развитию внимания, трудности с памятью и восприятием, замедленную интеллектуальную деятельность, повышенную утомляемость, а также у них наблюдаются нарушения в формировании моторных и сенсорных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_dlya_detey_s_ovz.docx29.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Слайд 2

К сожалению, из года в год прослеживается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольники с ОВЗ имеют проблемы по развитию внимания, трудности с памятью и восприятием, замедленную интеллектуальную деятельность, повышенную утомляемость, а также у них наблюдаются нарушения в формировании моторных и сенсорных функций.

Слайд 3

Для успешного обучения детей с ОВЗ важно соблюдать ряд условий:

  • учитывать индивидуальные особенности и потребности детей;
  • образовательные программы должны быть гибкими и адаптированными под каждого ребенка;
  • педагоги должны обладать широким арсеналом методик и приемов работы с такими детьми;
  • педагоги должны быть готовы к постоянному самообразованию и совершенствованию своих навыков.

При работе с группой детей с особыми образовательными потребностями мы воплощаем в жизнь сразу несколько инновационных подходов и технологий:

Слайд 4

  1. Технологии здоровьесбережения.

Направленные на обеспечение возможностей сохранения и укрепления здоровья детей.

Мы стремимся предоставить детям разнообразные виды самомассажа, включая пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику, а также упражнения на релаксацию и развитие координации движений кистей и пальцев рук. Цель - не только укрепить их физическое и умственное состояние, но также разработать их мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Мы также организуем различные физкультурные и спортивные мероприятия, которые помогают укрепить здоровье детей дошкольного возраста. Вместе с родителями мы проводим подвижные игры и соревнования, у нас организована утренняя зарядка и после дневного сна. Важным элементом нашего расписания являются динамические паузы и логоритмические упражнения, а также специальная гимнастика для глаз.

Слайд 5

  1. Технологии наглядного моделирования.

Использование символической аналогии в процессе обучения позволяет значительно ускорить и облегчить усвоение материала. Символы и метафоры помогают воспитанникам лучше понять сложные концепции и идеи, которые иногда трудно объяснить словами. Они создают связь между абстрактными понятиями и реальными предметами или событиями, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации.

Одной из технологий наглядного моделирования, которая широко используется в нашей группе, является мнемотехника. С помощью картинок и символов дети легче запоминают сказки, стихотворения, рассказы, пословицы и поговорки. Мнемотаблицы и схемы способствуют развитию речи, обогащают активный словарный запас, активизируют творческие способности и формируют навыки самостоятельности, инициативности и ответственности.

Слайд 6

  1. Куклотерапия.

Использование различных видов кукол в работе с детьми, имеющими особые воспитательные потребности, является эффективным и творческим подходом. Применение пальчиковых кукол, кукол-рукавичек, ростовых и кукол-животных не только весело развлекает детей, но и развивает их коммуникативные навыки, пространственную ориентацию, координацию движений и мелкую моторику рук. Более того, кукла становится лучшим другом ребенка, который помогает ему выразить свои эмоции, поделиться чувствами и переживаниями, преодолеть страхи и доверить свои сокровенные тайны.

Слайд 7

  1. ИЗО-терапия.

Использование различных техник рисования оказывает положительное влияние на настроение детей, способствует развитию мыслительных процессов, развивает творческие способности, воображение и фантазию, а также снижает уровень тревожности. В нашем учреждении мы активно применяем нетрадиционные приемы и методы, которые особенно пользуются любовью наших воспитанников. Среди них: рисование пальчиками и ладошками, монотипия, рисование штампами, кляксография, пуантилизм и другие.

Слайд 8

  1. Технология гарденотерапии.

Гарденотерапия представляет собой весьма эффективный метод, основанный на использовании растений и садового пространства. Природа в своем богатстве и разнообразии является источником бесконечного развития чувственной сферы ребенка: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса. Забота о растениях в коллективе и на открытой территории позволяет детям развить социально-бытовые навыки, расширить свой кругозор и обогатить представления об окружающем мире. Занятия гарденотерапией не только прививают детям терпение, внимательность, заботливость и преданность, но и передают им положительную энергетику, исходящую от земли и растений.

Слайд 9

  1. Игровые технологии.

Методы и приемы организации педагогического процесса с использованием специальных игр включают в себя широкий спектр возможностей. В частности, для коррекции речевых функций, психомоторного и умственного развития активно применяются игры с обычными и массажными мячиками. Упражнения с мячами вызывают интерес и радость у детей, что способствует их активному участию в процессе занятий.

Отличный способ улучшить мелкую моторику – это и игры с прищепками. Мы используем обычные бельевые прищепки разных цветов и размеров. Наши ребята обожают создавать недостающие части для нарисованных явлений, предметов, птиц и животных. Они делают лучики для солнца, хвосты для павлинов, колючки для ежей, лепестки для цветов, дождь для облаков и многое другое.

Дидактические игры с пуговицами и резинками представляют собой еще один простой и доступный способ развития мелкой моторики, творческого воображения и зрительной памяти. С их помощью также можно укреплять знания о цветах, форме, порядке счета и налаживать навыки аккуратности, настойчивости и самостоятельности у детей.

Разнообразные дидактические игры также служат нам средством развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, игра «Тактильные дорожки» ознакомляет детей с животными, местом их обитания и пищевыми привычками. Мы предлагаем такие задания, как провести пальцем по дорожке, следить взглядом, в каком домике проживает определенный персонаж, определять направление дорожек и проводить пальцем с закрытыми глазами.

Игры с различными строительными материалами, такими как кубики, конструкторы, уникубы и другие, представляют интерес для детей и дают возможность полностью выразить свои мысли, идеи и фантазии.

Особое значение в образовательно-воспитательном процессе детей с особыми возможностями занимают театрализованные, сюжетно-ролевые и драматизированные игры. Используя эту группу игровых технологий, осуществляется главный принцип обучения - обучение через игру. В таких играх дети познают себя и становятся прямыми участниками различных увлекательных событий. Помимо этого, театральная деятельность стимулирует слуховое внимание у детей, развивает правильную и красивую речь.

Слайд 10

В заключение хотелось бы отметить, что инновационные технологии, используемые в работе с дошкольниками с особыми возможностями, создают больше возможностей для формирования их коммуникативных навыков, развития интеллекта, физического и психоэмоционального развития, а также повышают мотивацию для получения новых знаний и навыков и способствуют успешной социализации.

Список информационных источников

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
  2. Шутько Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии / Е.В. Шутько. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.

В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста

Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...

инновационные технологии в дополнительном образовании детей

В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам ...

Инновационные технологии в развитии музыкальности детей дошкольного возраста

В данной презентации представлены инновационные технологии по развитию музыкальности детей дошкольного возраста, основаннах на идеях элементарного музицирования К. Орфа, концепциях В. В. Медушевско...

Доклад "Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий....

Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»

Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...