ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья (младшая группа)
К сожалению, из года в год прослеживается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольники с ОВЗ имеют проблемы по развитию внимания, трудности с памятью и восприятием, замедленную интеллектуальную деятельность, повышенную утомляемость, а также у них наблюдаются нарушения в формировании моторных и сенсорных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii_dlya_detey_s_ovz.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Слайд 2
К сожалению, из года в год прослеживается тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольники с ОВЗ имеют проблемы по развитию внимания, трудности с памятью и восприятием, замедленную интеллектуальную деятельность, повышенную утомляемость, а также у них наблюдаются нарушения в формировании моторных и сенсорных функций.
Слайд 3
Для успешного обучения детей с ОВЗ важно соблюдать ряд условий:
- учитывать индивидуальные особенности и потребности детей;
- образовательные программы должны быть гибкими и адаптированными под каждого ребенка;
- педагоги должны обладать широким арсеналом методик и приемов работы с такими детьми;
- педагоги должны быть готовы к постоянному самообразованию и совершенствованию своих навыков.
При работе с группой детей с особыми образовательными потребностями мы воплощаем в жизнь сразу несколько инновационных подходов и технологий:
Слайд 4
- Технологии здоровьесбережения.
Направленные на обеспечение возможностей сохранения и укрепления здоровья детей.
Мы стремимся предоставить детям разнообразные виды самомассажа, включая пальчиковую, дыхательную и артикуляционную гимнастику, а также упражнения на релаксацию и развитие координации движений кистей и пальцев рук. Цель - не только укрепить их физическое и умственное состояние, но также разработать их мелкую моторику и тактильную чувствительность.
Мы также организуем различные физкультурные и спортивные мероприятия, которые помогают укрепить здоровье детей дошкольного возраста. Вместе с родителями мы проводим подвижные игры и соревнования, у нас организована утренняя зарядка и после дневного сна. Важным элементом нашего расписания являются динамические паузы и логоритмические упражнения, а также специальная гимнастика для глаз.
Слайд 5
- Технологии наглядного моделирования.
Использование символической аналогии в процессе обучения позволяет значительно ускорить и облегчить усвоение материала. Символы и метафоры помогают воспитанникам лучше понять сложные концепции и идеи, которые иногда трудно объяснить словами. Они создают связь между абстрактными понятиями и реальными предметами или событиями, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию информации.
Одной из технологий наглядного моделирования, которая широко используется в нашей группе, является мнемотехника. С помощью картинок и символов дети легче запоминают сказки, стихотворения, рассказы, пословицы и поговорки. Мнемотаблицы и схемы способствуют развитию речи, обогащают активный словарный запас, активизируют творческие способности и формируют навыки самостоятельности, инициативности и ответственности.
Слайд 6
- Куклотерапия.
Использование различных видов кукол в работе с детьми, имеющими особые воспитательные потребности, является эффективным и творческим подходом. Применение пальчиковых кукол, кукол-рукавичек, ростовых и кукол-животных не только весело развлекает детей, но и развивает их коммуникативные навыки, пространственную ориентацию, координацию движений и мелкую моторику рук. Более того, кукла становится лучшим другом ребенка, который помогает ему выразить свои эмоции, поделиться чувствами и переживаниями, преодолеть страхи и доверить свои сокровенные тайны.
Слайд 7
- ИЗО-терапия.
Использование различных техник рисования оказывает положительное влияние на настроение детей, способствует развитию мыслительных процессов, развивает творческие способности, воображение и фантазию, а также снижает уровень тревожности. В нашем учреждении мы активно применяем нетрадиционные приемы и методы, которые особенно пользуются любовью наших воспитанников. Среди них: рисование пальчиками и ладошками, монотипия, рисование штампами, кляксография, пуантилизм и другие.
Слайд 8
- Технология гарденотерапии.
Гарденотерапия представляет собой весьма эффективный метод, основанный на использовании растений и садового пространства. Природа в своем богатстве и разнообразии является источником бесконечного развития чувственной сферы ребенка: слуха, зрения, обоняния, осязания и вкуса. Забота о растениях в коллективе и на открытой территории позволяет детям развить социально-бытовые навыки, расширить свой кругозор и обогатить представления об окружающем мире. Занятия гарденотерапией не только прививают детям терпение, внимательность, заботливость и преданность, но и передают им положительную энергетику, исходящую от земли и растений.
Слайд 9
- Игровые технологии.
Методы и приемы организации педагогического процесса с использованием специальных игр включают в себя широкий спектр возможностей. В частности, для коррекции речевых функций, психомоторного и умственного развития активно применяются игры с обычными и массажными мячиками. Упражнения с мячами вызывают интерес и радость у детей, что способствует их активному участию в процессе занятий.
Отличный способ улучшить мелкую моторику – это и игры с прищепками. Мы используем обычные бельевые прищепки разных цветов и размеров. Наши ребята обожают создавать недостающие части для нарисованных явлений, предметов, птиц и животных. Они делают лучики для солнца, хвосты для павлинов, колючки для ежей, лепестки для цветов, дождь для облаков и многое другое.
Дидактические игры с пуговицами и резинками представляют собой еще один простой и доступный способ развития мелкой моторики, творческого воображения и зрительной памяти. С их помощью также можно укреплять знания о цветах, форме, порядке счета и налаживать навыки аккуратности, настойчивости и самостоятельности у детей.
Разнообразные дидактические игры также служат нам средством развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, игра «Тактильные дорожки» ознакомляет детей с животными, местом их обитания и пищевыми привычками. Мы предлагаем такие задания, как провести пальцем по дорожке, следить взглядом, в каком домике проживает определенный персонаж, определять направление дорожек и проводить пальцем с закрытыми глазами.
Игры с различными строительными материалами, такими как кубики, конструкторы, уникубы и другие, представляют интерес для детей и дают возможность полностью выразить свои мысли, идеи и фантазии.
Особое значение в образовательно-воспитательном процессе детей с особыми возможностями занимают театрализованные, сюжетно-ролевые и драматизированные игры. Используя эту группу игровых технологий, осуществляется главный принцип обучения - обучение через игру. В таких играх дети познают себя и становятся прямыми участниками различных увлекательных событий. Помимо этого, театральная деятельность стимулирует слуховое внимание у детей, развивает правильную и красивую речь.
Слайд 10
В заключение хотелось бы отметить, что инновационные технологии, используемые в работе с дошкольниками с особыми возможностями, создают больше возможностей для формирования их коммуникативных навыков, развития интеллекта, физического и психоэмоционального развития, а также повышают мотивацию для получения новых знаний и навыков и способствуют успешной социализации.
Список информационных источников
- Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ. Психологические основы / Л.И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003.
- Шутько Е.В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии / Е.В. Шутько. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в речевом развитии детей.
В группу пришли детки “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания, у отдельных детей была недостаточно развита речь для их возраста. Как известно, навыки самообслуживани...
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста
Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста.Формулировка “Инновационные технологии” может предполагать новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения речи, а так ж...
инновационные технологии в дополнительном образовании детей
В пособии представлены обобщенные материалы по содержанию и дидактическим принципам современных педагогических технологий, применяемых в дополнительном образовании детей. Пособие адресовано педагогам ...
Инновационные технологии в развитии музыкальности детей дошкольного возраста
В данной презентации представлены инновационные технологии по развитию музыкальности детей дошкольного возраста, основаннах на идеях элементарного музицирования К. Орфа, концепциях В. В. Медушевско...
Школа дорожных наук Сообщение из опыта работы на тему: «Использование инновационных технологий в процессе обучения детей правилам дорожного движения»
Игра по ПДД "Веселый городок" ...
Доклад "Инновационные технологии в физическом воспитании детей дошкольного возраста"
Инновации настолько прочно вошли в теорию и практику образования, что работа современного дошкольного учреждения уже не мыслится без использования тех или иных инновационных педагогических технологий....
Конспект открытого музыкального мероприятия с использованием инновационных технологий и интеграции для детей старшего дошкольного возраста «Дружат дети на планете»
Знакомство детей с музыкальной культурой народов разных национальностей, их костюмами, традициями средствами искусства. Формирование этнической и аутотолерантности через ознакомление с танцами разных ...