Статья о формировании нравственных представлений младших дошкольников в семье и дошкольном образовательном учреждении
статья (младшая группа)

Статья о том как начиная с младшего дошкольного возраста сформировать нравственные представления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_nravstvenomu_razvitiyu.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных представлений младших дошкольников в семье и дошкольном образовательном учреждении

В дошкольном возрасте приобретается тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.

Начала гуманных детских взаимоотношений складываются уже на ступени младшего дошкольного возраста. К гуманным качествам Шишлова Е. Э. относит: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость, справедливость. Эффективность процесса воспитание этих качеств, по мнению автора, во многом определяется тем, какое место отводится педагогам индивидуальному подходу к детям. Отзывчивые, доброжелательные дети, как правило, имеют благоприятное положение среди товарищей, с ними хотят дружить, играть, общаться. Предпочтения в проявлении этих качеств во многом определяют индивидуальность, своеобразие личности ребенка и его гуманную направленность в целом, поэтому развитие, усиление имеющихся положительных черт это то направление, в котором следует продолжать направление работы с детьми.

Для успешного формирования нравственных представлений, как отмечает Нечаева В.Г., большое значение имеют нравственные привычки и поведенческие проявления детей.

Автор, исследуя проблему коллективистских отношений, отмечает, что положительные успехи воспитания этих качеств зависят от целого ряда причин: от имеющегося у детей опыта общения, положительных или отрицательных впечатлений, получаемых ими в ходе этого общения, от благоприятных или от неблагоприятных условий семейного воспитания, от умения воспитателя видеть особенности индивидуального развития каждого ребенка, опираться на его сильные стороны и положительный опыт.

Условия развития ребенка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Растущие возможности познания окружающего мира выводят интересы ребенка за узкий круг близких ему людей, делают доступными для первоначального освоения те формы взаимоотношений, которые существуют между взрослыми в серьезных видах деятельности (учении, труде). Ребенок включается в совместную деятельность со сверстниками, учится согласовывать с ними свои действия, считаться с интересами и мнением товарищей. На протяжении всего дошкольного детства происходит изменение и усложнение деятельности ребенка, предъявляющие высокие требования не только к восприятию, мышлению, памяти, но и к умению организовать свое поведение.

Все это постепенно, шаг за шагом формирует личность ребенка, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.

Божович Л.И. утверждает, что самооценка ребенка берет свое начало в возрасте трех лет. Но в первичной самооценке отсутствуют рациональные компоненты, она обычно является ситуативной и предопределена эмоциями. Как правило, для детей характерно глобально-недифференцированное мнение о себе: «Я -хороший». Если наблюдаются противоположные утверждения («Я плохой») можно думать о том, что ребенок еще не оценивает себя по-настоящему, а лишь повторяет слышанную ранее фразу взрослого или проявляет негативизм, который психологи относят к выражению кризиса трех лет.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона — это развитие чувств и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей — организация усвоения ими моральных норм, регулирующих поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами взрослые — их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих близких людей. Он склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми. Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями — наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе.

Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными чертами.

Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки поведения окружающих ребенка людей, — та оценка, которую дают другим взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который заблудился в лесу и был спасен крестьянином-дровосеком, ребенок пяти лет говорит: «Дядя хороший, он мальчика нашел, а лес плохой, он его заблудил». Прослушав ряд русских сказок об Иванушке-дурачке, мальчик четырех с половиной лет спросил: «Мамочка, дураки хорошие или плохие?»

Взрослые обучают ребенка правилам поведения. Правила, которые усложняются на протяжении дошкольного детства, организуют повседневное поведение детей и обеспечивают упражнение в положительных поступках. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются таким образом от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки исходя из представлений о том, какого поведения ждут от них окружающие.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как «хорошему» и первичной идентификации со своим полом у ребенка возникает новое социально необходимое образование — стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть признанным.

Позитивной стороной стремления быть признанным является нравственное чувство или совесть. Совесть резюмируется в житейских отношениях между людьми в слове «должен». Чувство долженствования как высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование личности организуют знания, которые получает ребенок; нравственные привычки поведения, которые усваивает ребенок в процессе общения с окружающими людьми; эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже чрезмерную «любовь к порядку», не соглашаясь с малейшим его нарушением.

Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у детей-дошкольников чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых. Дошкольник начинает испытывать чувство гордости не только по поводу выполнения одобряемого взрослыми действия, но и по поводу собственных положительных качеств (смелости, правдивости, готовности поделиться с другими). Он как бы примеривает свое поведение к положительно оцениваемым образцам, понимая, что сходство с ними даст ему основания гордиться собой.

Чувство стыда, которое в раннем детстве вызывается, как правило, прямым вмешательством взрослого, у дошкольника возникает уже и в тех случаях, когда он сам понимает, что поступил не так, как от него ожидали: нарушил правило, отступил от положительно оцениваемого образца. Ребенок стыдится проявлений трусости, грубости, жадности, невежливости и т. д.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения и деятельности ребенка.

Установлено, что в случае, если взрослый расположен к ребенку, проявляет сорадость его успеху и сопереживание неуспеху, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.

Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и стремится избежать общения.

Таким образом, у ребенка младшего дошкольного возраста формируются нравственные качества, взрослому важно научить ребенка правильно реагировать на отношение окружающих к его поступкам, чтобы отрицательные качества не переросли качества личности.

Хотелось бы рассмотреть подробнее мотивы поведения ребенка младшего дошкольного возраста.

Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки.

Взрослый человек руководствуется в поведении преимущественно осознанными мотивами — он отдает себе отчет в том, почему в данном случае следует поступить именно так, а не иначе. Мотивы поведения взрослого представляют собой определенную систему, зависящую от того, что для данного человека более и что менее важно, значимо. Так, например, он может отказаться от билета в кино, если не закончена важная работа, или не поехать в увлекательную туристическую поездку, чтобы ухаживать за больными родителями.

Ребенку только предстоит этим овладеть. Мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. Внутренний мир ребенка лишь постепенно приобретает определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут непосредственно вложить в ребенка свое отношение к людям, вещам, свои способы поведения.

Дошкольник не только учится жить. Он уже живет, и любые внешние воздействия, в том числе и воспитательные воздействия взрослых, приобретают разное значение в зависимости от того, как принимает их ребенок, в какой мере они соответствуют сложившимся у него ранее потребностям и интересам. При этом во многих случаях воспитательные влияния, требования, которые взрослые предъявляют к ребенку, неизбежно оказываются для него противоречивыми.

Так, например, ребенку всячески прививают интерес к предметам, игрушкам, действиям с ними. Это приводит к тому, что игрушки приобретают для ребенка большую притягательную силу. И в то же время от него требуют, чтобы он, считаясь с другими детьми, уступал игрушку, признавал права сверстника. Должно пройти немало времени, прежде чем у ребенка сложатся психологические черты, позволяющие увязывать между собой разнородные побуждения, подчинять одни из них другим, более значимым.

Таким образом, ребенок младшего дошкольного возраста действует в основном неосознанно, импульсивно не думая о последствиях, воспитателю и родителям нужно регулировать поведение детей в этот период.

Нечаева В.Г. выделила две группы методов:

- методы организации практического опыта общественного поведения;

-метод приучения (осуществляется с помощью упражнения, многократного повторения определенных действий с целью выработки привычек и поведения);

-метод примера (пример взрослого, ребенка, героев художественного произведения);

-педагогическое требование;

-поводы или педагогические ситуации.

Вторая группа методов направлена на формирование у дошкольников нравственных чувств, нравственного сознания, нравственных представлений:

-объяснение;

-убеждение;

-положительный пример;

-поощрение и наказание.

Классификация, предложенная Логиновой В.И., выстроена на том же

основание, что и у Нечаевой В.Г., - на активизации механизма нравственного

воспитания, но она несколько полнее. Автор предлагает объединить все

методы в три группы:

1. методы формирования нравственного поведения (приучение,

упражнение, показ действий, воспитывающие ситуации, пример

взрослых, руководство деятельностью);

2. методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме

разъяснения, внушение, этическая беседа);

3. методы стимулирования (пример, поощрение и наказание).

Таким образом, воспитатель должен всегда оценивать поведение дошкольника, так как стимулируется нравственная активность, положительный настрой на деятельность, повышается положение в кругу сверстников.

Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания нравственных чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственных представлений и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

Таким образом, воспитателю детского сада и родителям младших дошкольников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших дошкольников, оказывать положительное влияние на них, адекватно реагировать на их поступки и поведение, использовать предложенные средства и методы формирования нравственного представлений дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения в целях социализации личности ребёнка-дошкольника...

«Использование учебно-методического комплекта «Весёлый день дошкольника» для формирования самостоятельности детей при выполнении режимных моментов в дошкольном образовательном учреждении и семье»

Самостоятельность – это развивающееся качество, а период её рассвета – школьные годы. Но то, что заложено в дошкольном возрасте, трудно переоценить....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье рассмотрена проблема социализации ребенка и взаимодействие семьи с ДОУ. Поставлен вопрос об грамотной и успешной социализации ребенка, путем совместной работы ДОУ с семьями воспитанников....

Доклад по теме: «Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»

ДокладТема: «формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...