Доклад по теме: «Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»
учебно-методический материал

Конышкова Ирина Юрьевна

Доклад

Тема: «формирование традиционных семейных ценностей у детей.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование традиционных семейных ценностей у детей. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения.

Конышкова Ирина Юрьевна, Сахалинская область, г. Холмск муниципального образования «Холмский городской округ», МБДОУ № 2 д\с «Сказка», воспитатель.

      Немного сведений из истории семейных традиций русского народа.

   В России из века в век семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России? Важным правилом для каждого человека в недавнем прошлом было знание своей родословной, притом не на уровне поколения «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. К примеру: в каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, появилась традиция ведения и хранения семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фото эры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

 Исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших в Радоницу, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть у нас и она жива – это факт.

  Ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван. В недалеком прошлом присвоение ребенку отчества было важной семейной традицией русского народа, в наши дни это закреплено законодательно. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени и отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

 Очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается русским народом не только глубоко верующими людьми, но и не понимающими значение этого события в жизни ребенка.

Важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви. Какие-то традиции безнадежно канули в Лету… Но как же отрадно, что многие из них живы, и по-прежнему передаются из поколения в поколение, а значит, у нашего народа есть будущее.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: малыш переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает. Ребенок, приходя в детский сад наблюдает за поведением, поступками окружающих его людей. Именно поэтому так важно, чтобы все окружающие его вели себя в соответствии с нравственными ценностями. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста в детском учреждении направлено на формирование у них нравственных чувств, навыков поведения и отношений в коллективе, основанных на гуманизме.

Нравственность - основополагающее понятие в воспитании, это форма сознания и поведения и одновременно вид отношений между людьми. Под духовно-нравственным развитием личности, понимается осуществляемое в процессе социализации формирование способностей человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, отношение к себе и другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.  

Образовательной программой детского сада предусмотрена педагогическая работа по знакомству детей с самого раннего возраста с русским бытом, историей Родины, с народными: игрушкой, промыслами, праздниками, устным народным творчеством и т.д. и данная работа впрямую влияет на духовный мир ребенка.

Помня о том, что дошкольный возраст, возраст формирования основ личности, мы педагоги, способствуем возникновению высших социальных чувств, одно из которых-   чувство патриотизма. В младшем дошкольном возрасте ростки этого чувства формируются из любви к своей семье, к родному дому и улице, к детскому саду, городу. Из уст ответственного педагога ребенок получает первичные представления о нравственности, духовности, патриотизме, любви к природе и уважению к человеческому труду. Так и формируется любовь к малой родине, а к старшему дошкольному возрасту это чувство развивается и ко всей нашей необъятной стране.

 Уже с 3-4 летнего возраста мы педагоги-дошкольники прививаем навыки нравственного поведения в обществе: уважать старших по возрасту (взрослых), учим внимательно относиться к родителям, вежливо обращаться к сверстникам, уважительно слушать собеседника. Общеизвестно, что маленькие дети склонны к подражательству и всем, кто имеет отношение к воспитанию малышей необходимо об этом помнить. Нередко взрослые сами слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, нельзя грубить и т.п....  Нужно быть добрым, честным, вежливым…» -  недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства. Влияние окружающей действительности бывает, как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, ее сломают». В детском саду же воспитатель постоянно учит детей быть добрыми, делиться игрушками. Что же делать, как поступить малышу? Такого рода противоречия вызывают в ребенке раздражение, неудовлетворенность, а иногда способствуют возникновению отрицательных черт характера: рождают хитрость, приспособленчество. В результате у ребенка может не сложиться четких представлений о том, как относиться к людям, как поступать в каждом конкретном случае. Тут уместно заметить о единстве требований к маленькому члену общества - семьи и дошкольного учреждения. Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом. Недаром гласит народная пословица: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек в юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.

Все взрослые знают, что основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. И как отмечалось выше, наибольший интерес на празднике вызывает народная игра. Знакомя детей с таким видом игр, мы возрождаем добрую традицию, передаем опыт старшего поколения. В игровой форме наши дети знакомятся с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека – гражданина своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Формирование, гендерной, семейной, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста".

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола....

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....

Отчет о работе с родителями по построению партнерских отношений по вопросам: «Формирование традиционных семейных ценностей, развитие нравственной культуры, гражданственности у дошкольников. Работа с родителями»

laquo;Семья – поистине высокое творенье.Она заслон надёжный и причал.Она даёт призванье и рожденье.Она для нас основа всех начал».Е. А. МухачёваПонятие о семье у человека формируется...

Проект «Семейные мастерские как средство формирования традиционных семейных ценностей и укрепления партнерских взаимоотношений детского сада и семьи"

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что технология Семейных мастерских - это широкое использование различных форм, методов и технологий работы с семьей с целью формирования се...