Работа с родителями в летний период в подготовительной группе ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)
Примерный планработы с родителями в подготовительной группе (лето)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование работы с родителями в летний период | 68.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями на летний период в подготовительной группе 2021 год.
Июль
Консультации:
«Здоровый образ жизни»
«Зарядка-это весело»
Папка-передвижка: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья»
Июнь
Консультации:
«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
"Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"
Папка-передвижка: «Исследуем и экспериментируем вместе с детьми»
Август
Консультации: «Красота природы»
«Развитие эстетической культуры у детей»
Папка-передвижка: « Нетрадиционные методы рисования как способ эстетического развития ребенка»
Проекты :«Лето красное, пора прекрасная!», «Лето красное пришло…».
Проект летней оздоровительной работы в подготовительной группе «Лето красное, пора прекрасная!»
Паспорт проект
Тип проекта: творческий
Сроки проекта: долгосрочный июнь - июль
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, специалисты.
Актуальность проекта: лето - прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной. Дети подготовительной группы продолжают изучать окружающий мир. И, поэтому немало важно для них продолжать развитие элементарных сенсорных представлений, наглядно-действенного мышления. Непосредственно - образовательная и опытно- исследовательская деятельность, дидактические игры способствуют развитию у детей познавательной активности. Подвижные игры, развлечения, утренняя гимнастика, физкультура на свежем воздухе, игры с песком обеспечивают необходимый уровень физического и психического здоровья детей. Привлечение родителей к данному проекту, делает их образованнее в вопросах воспитания любознательного, здорового ребёнка и проведения интересного досуга в семье.
Цель: создание максимально эффективных условий для организации работы, направленной на охрану и укрепление здоровья детей в летний период с учетом их индивидуальных особенностей, формирование у детей знаний о сезонных явлениях живой и неживой природы.
Проблема: Дети, которые начинают познавать окружающий мир, имеют небольшое представление о природных явлениях. Дошкольный возраст-это возраст «почемучек». Именно в этом возрасте у детей очень часто возникают вопросы - почему и зачем? Многие родители почему-то уверены, что прогулка - это время их законного отдыха от ребенка, а обязанности сводятся лишь к присмотру за его безопасностью. Конечно, детям необходимо время для самостоятельного познания мира для игр с другими детьми, но ведь часто бывает так, что дети явно скучают или наоборот не в состоянии занять себя игрой, а родители не всегда знают, как организовать отдых ребёнка с пользой для его развития, учитывая возрастные особенности и потребности данного возраста.
Задачи проекта:
1. Учить детей отмечать летние изменения в природе, экспериментировать, определяя причинно-следственные связи.
2. Формировать у детей эмоционально-образное восприятие через художественное слово.
4. Развивать наблюдательность, творческое воображение, представления об окружающем мире, произвольную память и внимание;
5. Воспитывать у детей интерес, любовь и бережное отношение к природе;
6. Обогащать словарь детей новыми словами.
7. Формировать у детей знания о взаимосвязи природы и человека.
Работа с родителями:
• Презентация для родителей «Летние рекомендации для родителей»
• Консультация для родителей «О детской одежде летом»
• Консультация «Уроки вежливости»
• Памятка родителям «Воспитание грамотного пешехода»
• Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые растения»
• Чтение и обсуждение художественных произведений.
• Приготовление фруктовых и овощных блюд вместе с детьми.
План реализации
Этапы.
Подготовительный этап включает в себя:
1. Подбор необходимой литературы по теме.
2. Подбор двигательных упражнений и подвижных игр.
3. Информирование родителей о реализации проекта.
4. Разработка плана проекта.
Основной этап реализует недельные темы:
ИЮНЬ
1 неделя
«Лето-это красота»
Цель:
расширять представления о лете, о сезонных изменениях в природе;
дать понятие о роли солнца в жизни человека и всего живого;
- Беседа «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»
-Беседа с детьми «Для чего нам нужны косынки и кепки»
-Рисование на тему: «Какого цвета лето?»
-Прослушивание песни из мультфильма» Дед Мороз и лето» - «Что такое лето?»;
-Отгадывание загадок о временах года, о явлениях природы (облака, тучи, гроза….)
-Заучивание стихотворения про лето по выбору воспитателя.
2 неделя
«Азбука безопасности в мире природы»
Цель: формировать представления детей об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них. Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения. Беседы на темы «Осторожно растения»
-Рисование «Ягоды в траве»
-Лепка «Что в лесу растёт»
-Отгадывание загадок о природе
-Д/игра «Назвать растения по листочку», «Съедобное – несъедобное».
-Рассматривание альбомов «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Насекомые», «Птицы», «Звери»
3 неделя
«Лето в поле и лесу»
Цель: воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы;
-Беседа о природе родного края (животный мир, растения)
-Лепка «Вылепи, какое хочешь животное», используя природный материал (шишки)
-Рисование «Лето в поле и лесу»
-Работа на цветниках детского сада
-Строительная игра «Теремок»
-Целевая прогулка по территории детского сада «Растения в нашем детском саду»
-Подвижные игры «Садовник», «Найди свой цветок»
ИЮЛЬ
1 неделя
«Для чего нужна вода?»
Формировать знание детей о значении воды в жизни человека; знания о необходимости воды для обеспечения здоровья человека.
- Дать представления о том, что на глобусе вода обозначена голубым цветом. На земном шаре воды больше, чем суши. Это моря и океаны.
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Беседа о свойствах воды (вода может быть горячей или холодной, она прозрачная, можно переливать, некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, о значении воды (водой мы умываемся, стираем бельё, готовим еду, купаемся).
- Рассматривание картин: «Вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды, признаками, агрегатными состояниями.
- Пальчик. игра: «Как я поводу пойду» - развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
- Просмотр мультипликационного фильма «Фиксики» - вода.
- Опыты на понятие детьми условий жизни растений – как они питаются, выявить потребность в воде, солнце, тепле.
- Беседа: «Вода – наше богатство» - расширить представления детей о том, где используется вода, продолжать давать детям представление о роли воды в природе, ее значении в жизни людей, животных и растений; воспитывать бережное и осознанное отношение к воде.
2 неделя
«Зоологическая неделя»
Цель: Формирование у детей знаний о домашних и диких животных и их детеныша
- Беседа о домашних животных
-Беседа о диких животных
- Загадки о диких и домашних животных
- Чтение рассказа: «О девочке Маше, о собачке Петушке и кошке Ниточке» А. Веденский
- Аппликация «Кошечка» из кругов, треугольников
- Слушание сказки «Три поросенка»
- Дидактическая игра «Найди домик»
3 неделя
«Витаминная неделя»
Цель: Развитие представления о необходимых витаминах человеку, привычки к здоровому образу жизни.
Закрепление названий фруктов и овощей.
- Беседа «Где живут витамины»
- Загадки о фруктах и овощах
- Беседа о польз соков, морсов, компотов («Что из чего сделано»)
- Рисование на асфальте «Фрукты, овощи»
- Труд в природе «Убираем территорию участка»
4 неделя
«Птицы – наши друзья»
Цель: продолжать знакомить с особенностями существования, внешнего вида, повадок представителей животного мира – птиц;
Беседы с детьми: «Птицы леса», «Как помочь птицам»
-Дидактическая игра «Узнай птицу по картинки»
-П/и «Воробышки и кот»
-Ситуация «Расскажем воробышку как вести себя на улице и в группе, чтобы не нанести вред здоровью»
-Наблюдение за птицами «Послушаем и понаблюдаем, как поют птицы на участке»
-Чтение рассказа Чарушина «Курочка»
5 неделя
«Кто в траве живёт?»
Цель: уточнение и закрепление с детьми понятие «насекомые», особенности внешнего вида насекомых, закрепление знаний о способах питания, образе жизни, пользе и вреде. Формирование желания получать удовольствие от общения с природой.
-Беседа «Кто в траве живёт» (многообразие насекомых)
-Рассматривание альбомов «Насекомые»
-Прослушивание аудиозаписи «Насекомые»
- Дидактическая игра «Угадай по голосу»
-Чтение стихотворения К. Бальмонта «Комарики-мамарики», разучивание заклички «Бабочка -коробочка»
-Чтение сказки «Сказка про бабочку»
-Лепка «Цветок для пчёлки»
-Объемная аппликация «Бабочка»
-Подвижные игры «Медведь и пчёлы», «Догони бабочку»
-Разучивание хороводной игры «Паучок»
3. Заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта.
На последнем итоговом этапе происходило закрепление знаний и умений детей. Выпуск газеты «Как мы провели лето!»
Создание презентации «Моё лето в детском саду».
Тема:«Лето красное - прекрасное?».
Тип проекта:познавательно- творческий, групповой.
Участники проекта:дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации проекта: краткосрочный , август
Проблема: недостаточный уровень осведомленности детей об окружающем мире, незнание норм безопасного поведения на природе, неумение корректно, гуманно и бережно взаимодействовать с живой природой.
Актуальность: Лето — очень хороший сезон для общения детей с природой, это различные игры, наблюдение на свежем воздухе, это значительные возможности для познания детьми с окружающего мира, обогащение их знаний и понятий, закрепление правил безопасного поведения, гуманного и бережного взаимодействия с природой.
Цель проекта:Создание максимально благоприятных условий для укрепления гармоничного психологического и физического развития ребёнка летом, формирование потребности в здоровом образе жизни, расширение и обогащение представлений детей о разнообразии природы летом.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепления здоровья детей через использование природных факторов: воздуха, солнца, воды.
2. Воспитывать у детей любовь ко всему живому, желание беречь, охранять природу.
3. Развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
4. Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
5. Воспитывать привычку в повседневной физической активности.
6. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Коллективное рисование «Яркое лето и я!».
Предполагаемый результат проекта:
Приобретение новых знаний и впечатлений об окружающем мире.
Привитие детям экологической культуры.
Развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
Осознано относятся к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Проект включает три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1. Подготовительный этап
Введение в тему:
- Что дети знают о лете, о безопасности в летнее время?
- что хотят узнать об этом?
- где можно найти материал по теме?
- Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов бесед, наблюдений; подбор детской художественной литературы; подбор настольно – печатных и дидактических игр.
- Приготовление материалов для художественного творчества (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага, клей, картон, пластилин и т. д.).
2. Содержание проекта (основной этап деятельностный)
Реализация проекта в непосредственно-образовательной деятельности через образовательные области:
Познавательное развитие | ООД «Мир природы». Цель: Создание условия для закрепления знаний и представлений детей о лете: летние месяцы, приметы лета, изменения в природе, животном мире, в жизни людей. Беседы с детьми: 1. «Какую пользу приносят солнце, воздух и вода?». Цель: Создание условия для закрепление у детей знаний о солнце, воздухе, воде, их свойствах, значении в жизни людей, растений. 2. «Удивительные насекомые; «Правила поведения в природе»; «Опасности в природе»; «Ядовитые грибы и растения». Цель: Создание условия для закрепление и уточнение у детей основ безопасного поведения в природе. Дидактические игры: «Где живут витамины»; «Куда я летом не пойду, везде цветочек я найду»; «Что живет и растет у нас под ногами»; «Путешествие в мир насекомых»; «Опасности вокруг нас»; «Лекарственные растения»; «Ядовитые грибы и растения: что можно, что нельзя». Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм. Наблюдения: за растениями луга и цветника; за насекомыми; за птицами; за ветром, дождем, небом, облаками; за красотой окружающей природы. | |
Речевое развитие | ООД «Лето». Цель:Закрепитьосновные правила поведения на природе; воспитывать у детей умение видеть, понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой. Игры на развитие речи. «Узнай по описанию»;«Послушай и отгадай»; «Чем похожи, чем отличаются?»; «Чей наряд»; «Когда это бывает?». Конкурс загадок «Лесные загадки». Цель: Создание условий для развитие у детей свободного общения с взрослыми, всех компонентов устной речи. ООД Чтение художественной литературы Стихи: Барто А.«Гроза»; Бычков Н.: «Василёк», «Клевер», «Одуванчик», «Астры». Синявский П. «Грибная электричка»; Ушан Е. «Лесные прятки», «Опята», «Мухомор». Токмакова И.: «Рябина», «Берёза», «Осинка», «Ива». Рассказы: Н. Калинина «Как Сашу обожгла крапива», М. Пришвин «Золотой луг», В. Берестов «Весёлое лето», Ушинский К. «Капустная бабочка»; Пивоварова И.: «Как бабочка на бал собиралась», «Стрекоза», «Паук», «Кузнечик», «Пчела», «Оса», «Муравьи»; Усова Н. «Ландыш», «Фиалка». Сказки:Т. Шорыгиной: «Рябина»; «Катя и божья коровка»; «Маленькие путешественницы»; «Дождевой червяк»; Селихова Л.: «Машенькина прогулка», «День рождения ёлочки», «Сказка о крылатках». Экологические сказки: «Лесной муравей и девочка Лиза»; «Как человек приручил растения»; «Просто гусеница»; «Добрая Ивушка». Энциклопедии «Зеленая планета», «О планете Земля». Цель: Создание условий для усвоения детьми основ экологической культуры, осознание единство человека с природой в художественной литературе. | |
Социально-коммуникативное развитие | Беседы с детьми: «Вода – друг - враг». Цель: Создание условий для формирование у детей представления о правилах безопасного поведения на воде в тёплое время года. «Как вести себя в жару?»; «Болезни грязных рук»; «Вредные и полезные привычки»; «Какие витамины растут на ветках и на грядках». Цель: Создание условий для развитие у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Детское экспериментирование: 1. Опыты: «Что мы вдыхаем? «Мыльные пузыри»; опыты на выявление свойств воды. 2. Конкурс «Город мастеров» (постройки из песка), «Мозаика из камней» (предложить из камней выложить узор или рисунок) 3. Беседа «Что у нас под ногами?» (рассмотреть через лупу из чего состоит почва) 4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Когда вода теплее» (нагревание окружающих предметов днём и вечером). 5. Проведение исследования «Изучаем строение растения», «Прилетает ли кто - нибудь к этому растению?», «Есть ли запах у растений?». Цель: Создание условий для развитие познавательного интереса у детей, наблюдательности, умение делать выводы, формирование навыков экспериментирования. Словесно-дидактические игры: «Назови цветок по описанию»; «Скажи наоборот»; «Летает - не летает»; «Бывает - не бывает»; «Хорошо - плохо»; «Угадай, чей голосок»; «Найди по описанию»; «День-ночь», Сюжетно-ролевые игры: «Семья на отдыхе»; «Лечим кукол и зверей» Цель: Создание условий для развитие интереса у детей к экологическим играм. Рассматривание сюжетных картин, беседы на тему: «Как мы отдыхаем летом». | |
Художественно -эстетическое развитие | ООД (Рисование) «Мир насекомых». Цель: Создание условий для закрепление умения у детей передавать в рисунке яркие выразительные образы насекомых. ООД (Коллективное рисование) «Яркое лето и я!». Цель: Создание условий для расширение и углубление знаний детей о лете,развитие самостоятельности, творческих способностей, фантазии, воображения.
Просмотр мультфильма «Рыжий, рыжий, конопатый» | |
Физическое развитие | Беседы:«Полезные и вредные привычки»; «Чистота – залог здоровья»; «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу». Цель: Создание условий для развитие у детей начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Пальчиковые гимнастики: «Солнечные зайчики»; «Есть у каждого свой дом»; «Рыбки»; «Я весёлый майский жук». Цель: Создание условий для развитие у детей мелкой моторики, координации движения кистей рук и пальцев. Подвижные игры:«Хитрая лиса»; «Мышеловка»; «Лягушки и цапля»; «Медведь и пчелы»; «Удочка»; «Море волнуется»; «Не попадись»; «Найди себе пару»; «Третий лишний»; «Охотники и утки». Гимнастика после сна: «Мы проснулись…»; «Котята»; «Весёлые ребята». |
Трудовое воспитание | 1. Работа в цветнике. 2. Изготовление вертушек, султанчиков, воздушного змея. 3. Вынос комнатных растений на участок, полив из брызгалок. 4. Сбор природного материала. 5. Наведение порядка на участке. 6. Рыхление и полив песка в песочнице. Цель: Создание условий для формирование у детей умение трудиться, добиваться результата труда общими усилиями. |
3. Заключительный этап
- коллективное рисование «Яркое лето и я!».
Консультация для родителей:
«Развитие познавательной активности дошкольников в экспериментальной деятельности»
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
(В.А. Сухомлинский.) Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека экологически грамотного, человека с большой буквы.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Дошкольным учреждениям отводится большая роль в воспитании экологически грамотного ребенка, начиная с раннего возраста.
Основная цель педагогов — показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры (знаний, практических навыков, эстетических переживаний, эмоционального отношения и практических поступков в поведении детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.), помочь создать для детей более благоприятную обстановку в семье, сформировать положительное отношение к природе.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- - повышение уровня нравственно-экологической компетентности родителей;
- - вовлечение родителей в совместную с ДОУ экологически ориентированную деятельность;
- - создание в ДОУ атмосферы общности интересов по экологическому воспитанию дошкольников.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используют в дошкольных образовательных организациях – это опыты. Они проводятся в совместной с воспитателем и в свободной самостоятельной деятельности.
Опытно-экспериментальная деятельность имеет следующие направления: неживая природа, живая природа, знакомство с рукотворным миром.
Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
Наблюдения за объектами неживой природы позволяют детям знакомиться со свойствами воздуха, с ролью ветра в природе и жизни человека, понимать опасность загрязнённого воздуха для здоровья всего живого.
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"
Вопрос развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.
Помочь детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру – задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не понимают важности игры для ребёнка.
В игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о мире.
Ребенок стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь взрослых, в особенности родных и близких.
К великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую деятельность ребёнка.
Старайтесь играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его инициативу.
Заниматься с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, ис-пользуя развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная корзина»
Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках.Он может его покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
«Магнит»
Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком ,бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки»
Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол и пр.
«Мыльные пузыри»
Одной из традиционных и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка. Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный пирог» наверняка понравится детям и они захотят сделать то же.
Потом покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной активности, но и для овладения произвольным дыханием. Управлять дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной и увлекательной форме учат их этому.
Консультация для родителей средней группы «Здоровый образ жизни»
Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Поэтому здоровый образ жизни необходимо формировать имен- но начиная с детского возраста: забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения. Так что же такое здоровье? Казалось бы, самый простой ответ должен гласить, что здоровье - это отсутствие болезней. Но для объяснения ребёнку этого недостаточно. Здоровье - это счастье! Здоровье - это когда ты весел и всё у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни, нужно дать понять детям, что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за здоровьем, можно его потерять Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Это, во-первых: соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, так как это является одним из важных условий обеспечения деятельности дошкольного учреждения. А вот дома режим соблюдается не всегда, нужно приучать детей рано ложиться и рано вставать. Во – вторых: это культурно - гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать: чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закалённым, чтобы смыть микробы. . Для закрепления навыков рекомендуется использовать художественное слово, инсценировки игровых ситуаций.
Мойся мыло!
Не ленись!
Не выскальзывай,
не злись!
Ты зачем опять упало?
Буду мыть тебя сначала.
О микробах:
Микроб - ужасно вредное животное,
Коварное и главное щекотное.
Такое вот животное в живот
Залезет - и спокойно там живёт.
Залезет шалопай, и где захочется
Гуляет по больному и щекочется.
Он горд, что столько от него хлопот:
И насморк, и чихание и пот.
Вы, дети, мыли руки перед ужином?
Ой, братец Лис, ты выглядишь простуженным.
Постой- ка, у тебя горячий лоб.
Наверное, в тебе сидит микроб!
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Предложить детям посчитать, сколько раз в день им приходится мыть руки; есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды. В - третьих: это гимнастика, двигательная деятельность, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживёт дольше. "Береги здоровье смолоду". Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику. В - четвёртых: культура питания. Обыгрывание ситуаций "В гости к Мишутке" и "Вини - Пух в гостях у Кролика", рассматривание и обсуждение картинок к играм: "Осторожно, вирус", "Будь здоров!". Рассказать детям, что в овощах и фруктах много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержаться и для чего они нужны. Для лучшего запоминания можно использовать художественное слово.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.
Очень важно спозаранку,
Есть за завтраком овсянку.
Чёрный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую,
Или сок морковный пьёт.
От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Помогают в формировании культуры здорового образа жизни игры по Основам Безопасной Жизни и по Правилам Дорожного Движения. Только говорить о значимости здоровья - это мало; надо предпринимать повседневные, пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Так давайте уже с самых ранних лет учить наших детей беречь своё здоровье и заботиться о нём! «Движение - основа здоровья» Насколько важно движение в человеческой жизни известно каждому. Но между знанием и практикой часто расстояние бывает очень большим. А между тем известно также и то, что люди, тренирующие свою мышечную систему пусть даже совсем небольшой, но обязательно повседневной активностью гораздо менее подвержены несчастным случаям и болезням. Статистические данные из практики детских врачей врачебных комиссий и страховых компаний свидетельствуют о чрезвычайной важности движения и правильного питания в жизни детей и взрослых. Очень простые, нескучные советы родителям по проблеме: «Движение и здоровье» Человеческий мозг особенно это касается бессознательного мышления, напитывается впечатлениями. В дальнейшем 80% нашей деятельности руководствуется этим бессознательным опытом. Поэтому чрезвычайно важную роль играют просвещения детей в вопросах потребностей здорового тела, обучение, тренировка, как в детском саду, так и в семье. Детям необходимо объяснять значимость не только тех или иных действий и привычек, но и это главное – подавать собственный пример. Делайте утреннюю зарядку, больше двигайтесь, занимайтесь физкультурой и спортом, ведите здоровый образ жизни, привлекайте к активным действиям детей и они вырастут здоровыми и преуспевающими людьми. Родители для детей – непререкаемый авторитет, примет для подражания. Уже с малых лет учите детей беречь свое здоровье и заботиться о нем. Совместные занятия сплачивают, объединяют детей и взрослых. Позиция родителей во многом определяет отношение детей к физической культуре и спорту. Если взрослые ведут здоровый образ жизни, регулярно вместе с детьми выполняют хотя бы простейшие физические упражнения, подвижны, легки на подъем, это является «благодатной почвой», на которой взойдут добрые всходы – крепкие, здоровые, любящие физкультуру дети. Только говорить о значимости здоровья – это мало. Надо предпринимать повседневные пусть мелкие, но обязательно многочисленные шаги. Тогда непременно сложится тот здоровый фундамент, на котором в дальнейшем может быть выстроено прекрасное здание человеческой жизни. Чаще участвуйте в физкультурно-спортивных мероприятиях, проводимых в детском саду. Дети радуются присутствию взрослых и гордятся своими родителями. Спортивные праздники, в которых соревнуются семейные команды, сплачивают семью, приносят много радости и запоминаются взрослым и детям надолго. Устраивайте праздники детям дома, не жалейте для этого времени и сил. Все это окупиться здоровьем вашего ребенка его активной жизнеутвер- ждающей позицией, дальнейшим преуспеванием в жизни. Лучшие дни проведения – суббота, воскресенье, праздники, каникулы, отпуск. Командовать может любой : мама, папа, дедушка, бабушка, сын или дочь, тетя, дядя и т.д. Можно «периоды» разделить, и тогда каждый отвечает за свое «мероприятие», свой отрезок времени. Утром, еще в постели, сделайте несколько упражнений по растяжке мышц: - Лечь на спину, вытянув ноги и руки, потянуться всем телом; - Напрячь стопы ног, носочки; - Отводя руки далеко за голову, расправить ладони, вытянуть пальцы, вдохнуть; - Затем расслабиться, перенеся руки вдоль туловища, выдохнуть. Упражнение хорошо сопровождать мыслями или словами, произнося их шепотом или вслух: «Доброе утро! Как хорошо! Я здоров! Все здоровы! Я люблю свою семью!» - Из того же исходного положения ,подложив руки согнутых в локтях под голову, вытянув ноги (можно зацепиться носками за спинку кровати или спрятать их под сложенное валиком одеяло), сделать несколько полуподъе- мов верхней части туловища, не отрывая ног от кровати. - Лежа на спине, прямые руки вдоль туловища, или согнутые в локтях под головой, несколько раз приподнять ноги вверх, стремясь сделать «прямой угол». - Продолжая лежать на спине выполнить несколько вращательных движений ладонями и стопами в одну и в другую сторону. - Из положения лежа на спине, вытянув руки и ноги, перевернуться на один бок, на спину, на другой бок, на живот. - Из исходного положения лежа на животе, вытянув руки и ноги сделать «лодочку», прогнувшись в спине, приподнять голову, верхнюю часть туло- вища, ноги. Сказать: «Хорошо! Очень хорошо!» Встать. Повторять упражнения стоит от двух дог четырех раз с улыбкой и хорошим настроением. Общий подъем команда, доносящаяся из другой комнаты, очень бодрят, объединяют всю семью общей идеей, общим действием общим веселым на- строением насыщают всех положительными эмоциями. «Всем – здравствуйте! Здравствуйте все!» Совместная гимнастика в большой комнате или коридоре – что может быть лучше?! Упражнения самые простые и доступные всем членам семьи от самого маленького до самого большого. Особенно хороши импровизации и имитационные движения. Душ! От этой утренней процедуры все особенно дети получат наслаждение настоящего веселого водного праздника. Теперь за аппетитный завтрак! Ведь это важнейшая трапеза дня. Поэтому не завтракаем на ходу. Красиво накрытый стол, любимые блюда, родные лица – как это здорово! За завтраком ведем мирные разговоры о предстоящем дне, в том числе о потребностях организма. Затем всевозможные спокойные подвижные дворовые игры, инициаторами которых будут все члены семьи. Бабушка и дедушка предложат поиграть в старые народные игры, папа и мама – в игры своего детства, дети – в со- временные подвижные игры. Интересно и полезно будет всем. Поиграйте в такие игры, как: «Фанты», «Да и нет не говорить», «Лото», «Горелки», «Салки», «Квач», «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Замри», «Краски». Из дома – на улицу, на природу. Обязательны прогулка или экскурсия, поездка, турпоход, посещение куль- турно-развлекательных заведений, парков, детских аттракционов, театров. Полезны разговоры о благотворном влиянии природы и отдыха на здоро- вье. Пообедать можно в пункте общественного питания. Это приятно и инте- ресно, способствует социально-коммуникабельному развитию детей. Посидите на скамейке полюбуйтесь небом рекой, деревьями, цветами и т.п., спокойно подышите – это так умиротворяет, способствует расслаблению, глубокому отдыху. Можно еще активно подвигаться. Или посетить кинотеатр. Важно чтобы в течение дня ребенок выполнял различные упражнения: потянись, а потом расслабь мышцы, и у тебя появится ощущение тепла во всем теле, напряги мышцы спины, сведи и разведи лопатки, стань прямо, опусти и подними голову несколько раз и у тебя будет красивая осанка. Вечером дома общий ужин, гигиенические процедуры, спокойнее игры, се- мейное чтение (лучше сказок или занимательных историй – их любят все). Если вы не можете без телевизора посмотрите вместе интересную переда- чу, но не долго – детям вредно. Отход детей ко сну. «Спокойной ночи!» Очень хорошо, если детям споют колыбельную песенку, посидят возле него с добрыми словами – такие ми- нуты запоминаются на всю жизнь, они убеждают ребенка в собственной защищенности в значимости для семьи, пробуждают в нем душевный покой, укрепляют здоровье, помогают быть уверенным и успешным. Будьте здоровы!
Консультация для родителей « ЗАРЯДКА – ЭТО ВЕСЕЛО»
Личный пример родителей для ребенка убедительнее всяких аргументов, и лучший способ привить крохе любовь к физкультуре – заняться ею вместе с ним!
Малыши обладают удивительным качеством: они подсознательно запоминают слова и поступки взрослых, даже копируют выражение лица. Это можно с успехом использовать для развития у крохи вкуса к физической культуре. Предлагаемые упражнения не представляют для взрослого человека особой сложности. Если ваши движения поначалу будут не слишком изящны, не комплексуйте, и, поверьте, у вас все получится! А кроха, ежедневно видя перед собой энергичную и веселую маму, учится верить в себя и быть оптимистом, это уже немало! Очень важен эмоциональный фон занятий. Учтите, что у малыша свои критерии в оценке любого дела: понравилось или не понравилось, было весело или скучно, получалось или нет. Для него важна и ваша оценка. Если мама сказала: «Молодец, у тебя все получится», – значит, так оно и есть!
• В непринужденной обстановке любое дело – в удовольствие. Поэтому больше улыбайтесь и шутите.
• Хорошая музыка создает настроение и задает ритм движений.
• Важно, чтобы каждое движение кроха выполнял с удовольствием и без лишнего напряжения.
• Чаще хвалите вашего маленького спортсмена за успехи.
• Старайтесь время от времени делать паузы, переключая внимание крохи на другие занятия.
1. Начните с простых приседаний. Старайтесь делать их одновременно, взявшись за руки. А затем представьте себя танцорами: приседая, выставляйте ногу вперед с упором на пятку. Это не так легко! Зато у вас улучшаются координация движений и осанка, укрепляются мышцы брюшного пресса.
2. Сидя на мягкой подстилке, малыш сгибает ноги и обхватывает их руками. Затем перекатывается на спину и возвращается в исходное положение. Так ребенок учится группироваться и мягко приземляться. А мама подстрахует его, держа за затылок.
3. Так здорово покачаться, держась за мамины руки. А тем временем кроха улучшает свою осанку, вырабатывает чувство равновесия, укрепляет мышцы спины и ног. Чтобы избежать травм при случайном падении, имеет смысл постелить на пол коврик.
4. Приятно, если удается запустить бумажный самолетик дальше, чем мама! Выполняя эти незамысловатые движения, кроха разрабатывает плечевой пояс и улучшает координацию движений. Мамина задача при этом – следить, чтобы малыш правильно делал замах, а не бросал самолет перед собой.
5. Мама и малыш сидят друг напротив друга, широко расставив ноги, и катают мяч. Освоив этот вариант, можно перейти к более сложному: у каждого – по мячу, и вы катаете их друг другу, стараясь, чтобы мячи не сталкивались. Следите за тем, чтобы малыш держал ножки прямыми. Ведь поглощенный игрой, он и не догадывается, что выполняет упражнение на растяжку!
Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей «Красота природы»
Природа – источник радостных переживаний, эстетических чувств. Дети и сами многое подмечают в окружающем, но взрослым необходимо направлять их восприятие и помогать видеть наиболее яркие картины природы.
Наблюдения за природой обогащают детские впечатления, пробуждают желание передать эту красоту в рисунках. Помогайте малышу увидеть прекрасное в окружающем, воспитывайте добрые чувства к родной природе.
Желание ребёнка увидеть красоту природы и перенести увиденное в рисунках не пропадает в том случае, если и родители проявляют интерес к окружающему, помогают увидеть различные картины природы.
Так, зимняя прогулка по берёзовой роще невольно вызывает желание полюбоваться её красотой: «Какие красивые белые берёзы! Их стволы как белая стена с маленькими черными пятнами».
А в ясный солнечный день, когда снег блестит на солнце, нельзя не полюбоваться его бриллиантовыми переливами. И вдруг ребёнок замечает, что снег совсем и не белый, а голубой, розовый, сиреневый. Это открытие позволит ему использовать разнообразную цветовую гамму в зимнем пейзаже.
Художественное развитие тесно связано с развитием речи. Наблюдая вместе с ребёнком за окружающим, старайтесь обсудить увиденное, вызывайте желание передать возникшие чувства в слове, даже в стихах.
В ходе совместного наблюдения окружающих предметов, явлений старайтесь пробудить желание рассказать о прекрасном в природе не только в рисунке, но и в стихах. Старайтесь воспитать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Также с раннего возраста воспитывайте у ребёнка любовь не только к природе, но и любовь, и бережное отношение к животному и растительному миру. Во время прогулок обращайте его внимание на красоту цветов, разнообразие растительных форм, полёт птиц в небе, на ритм падающих капель дождя, снежинок, осенних листьев.
Среди художественных впечатлений, которые получает ребёнок дошкольного возраста, большое значение имеют иллюстрации в детских книгах. Знакомство с книгой , иллюстрациями помогает развитию образного восприятия, а это способствует возникновению интереса к изобразительной деятельности.
Искусство театра имеет большое значение в нравственно-эстетическом воспитании ребёнка, его привлекают характеры сценических героев, борьба добра со злом, отраженные в спектакле.
Если спектакль, на который вы собираетесь пойти, построен на основе сказки, заранее прочитайте его ребёнку, так он лучше поймёт сценическое действие.
После посещения театра предложите не только рассказать об увиденном, но и нарисовать то, что особенно понравилось.
Помогите, если это необходимо, выбрать эпизод, подобрать фон рисунка, карандаши или краски. Главное, чтобы он выразил своё отношение к персонажам, их поступкам – добрым или злым, надо передать образ смелого Ивана-царевича, доброй Марьи-Красы, беспощадного Кощея Бессмертного, злой Бабы Яги.
Характеризуя героев спектакля, ребёнок яркими красками передает образы храбрых, добрых персонажей и темными, мрачными – злых, коварных. Повторим, развивать у ребёнка воображение, чувство прекрасного, эстетическое восприятие природных явлений в разное время года вам поможет художественная литература, прежде всего поэзия.
В изобразительном творчестве у детей дошкольного возраста обогащается тематика и содержание рисунков. Природные явления ребёнок передает, используя соответствующий данному времени года колорит.
Прочтите стихи, спросите, о каких временах года рассказывают поэты и как их можно нарисовать, какими красками. Обратите внимание на сравнение леса с «теремом расписным», постарайтесь вызвать у ребёнка образы сказочных теремов. Такое сопоставление поможет ему придумывать все новые и новые сказочные образы.
Советуем вместе с ребенком рассмотреть иллюстрации к сказкам А. Пушкина, П. Ершова, на которых изображены сказочные города, терема, герои произведений в старинной одежде.
Посещение музеев, выставок обогащает художественные впечатления ребёнка. Восприятие картины художника, скульптуры в залах музея, картинной галерее оставляет неизгладимый след в детской памяти.
Ребёнок, попадая в другую, незнакомую ему обстановку, поражается размерами картин, рамам, в которые они заключены.
В детском саду и дома он, как правило, видит только репродукции, поэтому восприятие подлинника в музее для него является открытием.
Консультация для родителей «Развитие эстетической культуры у детей в дошкольном возрасте»
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творческие создавать продукты ручного творчества.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве, не только воспитывает ум и чувства ребенка, но и способствует развитию ума и фантазии.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты. Искусство выполняет не только сугубо эстетическую, но и познавательную функцию, способствует более активному развитию чувств и эмоций, взглядов и убеждений, способно обогатить внутренний мир ребенка.
Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
-эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
-художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; (подразумевается непосредственная деятельность)
-воспитание и развитие творческих потребностей и способностей.
Эстетическое воспитание рассматривается, как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке». Мир музыки для ребенка – это мир прекрасных звуков, мир радостных и счастливых переживаний. Чтобы он вошел в этот мир, необходимо развивать у него способности восприятия музыкального искусства.
В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его шумов, улавливает звуки. Он внимательно слушает мелодию, сосредотачивается, замирает на некоторое время, прислушивается, реагирует улыбкой, некоторыми движениями.
Музыкально-эстетическое воспитание – важная часть становления личности и развития ребенка. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности
Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.
В современном детском саду созданы условия для развития гармоничной личности ребёнка, огромную часть чего занимает эстетическое воспитание. В нашем детском саду осуществляется художественно-эстетическое развитие на занятиях рисования, при чтении литературы в группе, через творческую деятельность на занятиях по лепке и аппликации. Основополагающим аспектом эстетического развития является музыкальное воспитание, как средство всестороннего развития и воспитания личности ребёнка. Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»
На музыкальных занятиях ребёнок не только учится петь, а познаёт себя через собственный голос. С помощью педагога он старается овладеть различными интонациями, получает навыки владения голосом, у него формирутся голосовой аппарат. При разучивании и исполнении какого-либо танца ребёнок, при помощи педагога осваивает пластику движения. Исполняя танец, ребёнок учится изящно двигаться. Обучение музыкально-ритмическим движениям применяется для приобретения двигательных навыков, которые дают больше возможностей индивидуально проявить себя, творчески действовать. Игра на детских музыкальных инструментах – еще одна сфера музыкальной деятельности дошкольников. Она содействует воспитанию у детей целого ряда положительных качеств: упорства, настойчивости, усидчивости, активного внимания, выдержки, воли. Игра и музицирование способствуют развитию детской самостоятельности и носят творческий характер, давая возможность лучше проявлять себя и стать активнее на занятиях. Играя на музыкальных инструментах, у ребёнка развивается воображение и фантазия. Например, на детском металлофоне или треугольнике ребёнок может изобразить дождик или весеннюю капель, звон колокольчика или что-нибудь придумать сам, воспроизводя простейший ритмический рисунок или простейшую мелодию, которую он может сочинить сам. Слушая музыку, дети учатся различать характер музыкальных произведений, чувствовать единство поэтического и музыкального выражения. Слушание музыки развивает восприятие, вызывает различные эмоции. При слушании музыки, мы непосредственно знакомим ребёнка с мировым наследием классической музыки. Музыкальное воспитание оказывает огромное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка.
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
В семье эстетическое воспитание осуществляется посредством включения в программу воспитания ребенка таких элементов, как музыка, рисование, пение, литература, развивающие игры для детей. Знакомить ребенка с поэзией и музыкой можно как можно раньше. Сегодня существует множество программ раннего развития ребенка, куда мамы приносят малышей возрастом от полугода и слушают вместе с ними приятную музыку. Но совсем не обязательно посещать какие-либо курсы или центры – включить тихую мелодию можно и дома, когда малыш играется или засыпает. Следует помнить, что классическая спокойная музыка способствует усмирению ребенка, успокоению. Даже громко плачущий малыш под воздействием музыки успокоится, станет менее агрессивным и возбужденным.
Для создания развивающей среды и атмосферы дома я советую и рекомендую к прослушиванию: произведения Вольфганга Моцарта, П. И. Чайковского (особое внимание уделить циклам «Детский альбом» и «Времена года»), фортепианные сочинения С. В. Рахманинова, фортепианные пьесы Ф. Шопена, праздничную музыку И. Штрауса, музыку А. Дворжака, И. Брамса, Э. Грига.
Среди музыкальных игрушек советую иметь детский металлофон, треугольник, детский ксилофон, блок-флейту, бубен, маракасы. Именно эти инструменты эффективно влияют на эстетическое развитие ребёнка. Играя именно на этих инструментах, он слышит приятный звук, может сам исполнить простейшую мелодию, что развивает и раскрывает творческий потенциал ребёнка.
Я рекомендую так же играть с ребёнком в музыкальные игры:
- Игра «Попугай»- взрослый поёт мелодию на ля-ля-ля, а малыш должен повторить, как попугай. В эту игру можно играть и с музыкальными инструментами, а так же в танцевальных движениях. Когда ребёнок научится правильно повторять за взрослым, можно предложить ему поменяться ролями и в роли попугая окажется взрослый.
- Игра «Аплодисменты» - самая простая музыкальная игра: взрослый придумывает ритм и прохлопывает его в ладоши, а ребёнок за ним повторяет, затем они вместе прохлопывают этот ритм, изображая аплодисменты
- Гуляя с ребёнком в парке или по дороге в детский сад можно поиграть в игру «Звуки вокруг нас». Взрослый рассказывает о том, как много звуков нас окружает, какие они разные, предлагает малышу прислушаться, а затем изобразить услышанный звук голосом. Звуки можно изображать по очереди. Например, ребёнок говорит, что слышит звук летящего самолёта и изображает его: «у-у-у-у-у-у». А мама услышала как поёт синичка и изображает: «твить-твить». Игру можно усложнять, в зависимости от ситуации. Например предложить ребёнку изобразить как заводится самолёт и потом летит, или, например, как синичка будет звать птенчиков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД...
Перспективный план воспитательно-образовательной работы в летний период в подготовительной группе компенсирующей направленности
Перспективный план работы составлен с учётом тематических блоков (недель) и включает следующие формы организации работы с детьми: беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, дидактические и ...
Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период в первой младшей группе «Гномы»
Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период....
Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период».
Сообщение из опыта работы на тему:«Взаимодействие и формы работы с родителями в летний период»....
Работа с родителями в летний период ( из опыта работы)
Консультация для воспитателей "Работа с родителями в летний период"...
Перспективный план работы с родителями на летний период в средней группе
Вариант плана работы с родителями на летний период в средней группе...
План работы с родителями на летний период в старшей группе
Полный план работы с родителями на летний период в старшей группе...