Проект по ранней профориентации дошкольников «Интеллект-карта профессии»
проект (старшая группа)
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» составление интеллект-карты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_ranney_proforientatsii_doshkolnikov_intellekt-karta_professii.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по ранней профориентации дошкольников «Интеллект-карта профессии»
Срок реализации:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное образование – это первая ступень системы образования в России, задача которой сформировать первичные представления дошкольника об окружающем мире, заложить основы нравственного и познавательного развития личности ребенка.
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Интеллект-карта профессии».
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» составление интеллект-карты.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
- понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-рассказы воспитателей и родителей;
-образовательная деятельность;
-игровая деятельность;
-самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Предполагаемые результаты для детей:
- Ребенок выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат); Ребенок имеет положительное отношение к разным видам труда;
- Ребенок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
- Ребенок моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
- Ребенок имеет определенные знания и представления о профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
Предполагаемые результаты для педагогов:
- Выстроится система работы по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста;
- Активизируется творческий потенциал педагогов;
- Используются современные технологии в работе по ранней профориентации дошкольников.
Предполагаемые результаты для родителей (законных представителей):
- Повысится уровень компетенции родителей (законных представителей) в вопросах ранней профориентации дошкольников;
- Появится возможность родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в деятельности, оценить его способности.
Основные целевые группы, на которые направлен проект:
- Воспитанники группы компенсирующей направленности (5-8 лет).
- Родители (законные представители) воспитанников.
- Педагоги
Реализация проекта
Этапы и сроки реализации проекта
1 этап: информационно-аналитический, организационный
Срок:
Задачи:
- Организация в образовательном пространстве ДОО предметной игровой среды, адекватной возрастным особенностям дошкольников в соответствии с ФГОС ДО;
- Обновление содержания дошкольного образования с учётом современных социально-экономических отношений в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
На первом этапе осуществляется анализ психолого-педагогических условий в ДОО, способствующих ранней профориентации воспитанников, научно-методических исследований по вопросам профессионального самоопределения детей дошкольного возраста, выявление проблем. Разработка программно-методического комплекта, подбор комплекса диагностических методик.
2 этап: внедренческий
Срок:
Задачи:
- Реализация мероприятий, направленных на создание условий для реализации проекта;
- Обновление содержания организационных форм, методов, мотивации, педагогических технологий;
- Вовлечение в образовательный процесс всех участников образовательных отношений;
- Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий;
- Мониторинг достигнутых результатов дошкольниками;
- Публикация и освещение результатов проекта.
На втором этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников через организацию игровой среды. Поиск наиболее эффективных методов и форм ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых.
3 этап: рефлексивно-обобщающий (результативный)
Срок:
Задачи:
- Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для ранней профориентации дошкольников;
- Проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;
- Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий".
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, дидактические игры. Отобран материал для работы с...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Краткая аннотация проектаВ авторском проекте представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение ...
Проект по ранней профориентации дошкольников "В мире профессий", подготовительная группа
ПРОЕКТпо ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» Старшая группа...
Проект по ранней профориентации дошкольников. «В мире профессий»
Проект по ранней профориентации дошкольников.«В мире профессий» (младший дошкольный возраст) Цель: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности д...
Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации....
Проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий»
В проекте представлен системный подход по профориентации дошкольников среднего возраста. Разработаны конспекты игровых занятий, бесед с дошкольниками, разные виды игр, чтение художественных произведен...