Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - первые шаги в дошкольное программирование!
консультация

Что же такое  ПиктоМир?  Это цифровая образовательная среда,  разработанная в Научно-исследовательском институте системных исследований РАН, для систематического погружения в современное программирование дошкольников, которые ещё не умеют читать и писать. Это система, которая помогает детям освоить основы программирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarova_o.a._gbdou_no_1_moskovskogo_rayonaspb.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - первые шаги в дошкольное программирование!

Понижением возраста освоения основ алгоритмизации

 занимается весь мир и в РФ программирование ускоренно

 повторяет путь, ранее пройденный арифметикой
А.Г. Кушниренко

IT-технологии стали неотъемлемой частью жизни детей, включая дошкольников. Родители, социальное окружение и образовательные организации больше не являются единственными источниками информации о мире, общечеловеческих ценностях и отношениях между людьми.

В современном мире дети активно используют разнообразные медиа ресурсы для обучения  и развлечения. Познавательная, исследовательская и игровая деятельность с применением компьютерных технологий стала повседневным занятием, которое приносит новые знания и впечатления.

Выступая на конференции по искусственному интеллекту, президент Владимир Путин сказал: «..мы поставили перед собой стратегическую задачу - за десятилетие в четыре раза увеличить инвестиции в российские программные решения. Поручаю Правительству принять конкретные решения по совершенствованию преподавания математики и информатики...». В связи с этим возникает необходимость адаптации учебного процесса к современным реалиям и внедрения новых педагогических технологий в воспитание и образование дошкольников.

Наряду с освоением навыков использования устной и письменной речи для коммуникации с окружающим миром ребенку 21 века нужно освоить навыки алгоритмического взаимодействия с «оцифрованной» средой обитания.

Знание и понимание того что и как можно перепоручить компьютерам  называется алгоритмической грамотностью. Освоение этой грамотности невозможно без освоения алгоритмики. Азы алгоритмизации и программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. Именно поэтому, было принято решение начать обучение воспитанников нашего детского сада по программе «Алгоритмизация и программирование для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».

С января 20204 года началась активная работа в рамках сетевой инновационной площадки ФГУП ФНЦ НИИСИ РАН по теме «Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и младших школьников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Педагоги дошкольной образовательной организации прошли курсы повышения квалификации по теме «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Было закуплено специальное оборудование (радиоуправляемый робот «Ползун» в комплекте с зарядным устройством, пультом для ручного управления, программным обеспечением для компьютерного управления; комплект сочленяемых ковриков для сборки игровых полей для детей и роботов; комплект магнитных карточек; комплект мягких фигурок: робот Вертун, робот Двигун, робот Ползун,  робот Тягун; программные материалы для управления радиоуправляемым роботом «Ползун» на электронном носителе. В помощь педагогу разработаны календарно-тематическое  планирование на каждый год обучения,  представлены видеозаписи занятий с детьми, которые размещены в группе «Сетевые площадки РАН ПиктоМир» социальной сети «ВКонтакте», к каждому занятию предлагается  весь необходимый наглядный и раздаточный материал в электронном виде, который педагоги распечатывают и применяют на занятии с детьми.

Все методическое сопровождение, техническое и игровое оборудование, необходимое для реализации проекта, полностью разработано сотрудниками Научно исследовательского института системных исследований Российской академии наук.

Что же такое  ПиктоМир?  Это цифровая образовательная среда,  разработанная в Научно-исследовательском институте системных исследований РАН, для систематического погружения в современное программирование дошкольников, которые ещё не умеют читать и писать. Это система, которая помогает детям освоить основы программирования.

Ребёнок в процессе игры, с использованием оборудования цифровой образовательной среды «ПиктоМир», обучает персонажа выполнять команды, при этом малыш начинает понимать последовательность работы программы и тренируется следовать этой очерёдности.  У ребёнка будут ошибки, и ему придётся постоянно что-то переделывать, чтобы программа работала правильно. Он начинает легче воспринимать подобные трудности и проще их преодолевать. Ребёнок учится видеть сами ошибки и то, к чему они приводят, старается избегать их или вовремя исправлять. Таким образом, у детей формируются навыки решения проблем. Также в процессе занятий развиваются коммуникативные навыки: дети общаются друг с другом, когда ищут ошибку, задают вопросы, если исправить проблему не получается, обсуждают результаты задания. Цифровая образовательная среда «ПиктоМир» позволяет воспитанникам освоить основы программирования; развить алгоритмическое мышление (умение строить свои и понимать чужие алгоритмы, планировать этапы и время своей деятельности, разбивать большие задачи на подзадачи).

Обучение основам алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» предполагает проведение занятий по определённой структуре:

  1. Мотивационно-организационный момент (приветствие).
  2. Актуализация имеющихся знаний (проверка усвоенного материала, введение нового).
  3. Основная часть с использованием игровых технологий: игровые пособия ПиктоМир,   игровые упражнения, игры на плоскости и т.д.
  4. Упражнение на расслабление, зрительная гимнастика.
  5. Рефлексия.

По результатам проведённых занятий с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Алгоритмизация и программирование для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» можно сделать вывод о том, что:

  • воспитанники хорошо усвоили правила поведения на занятии;
  • дети знакомы с понятиями робот, команда, компьютер, программа, программист;
  • у детей сформировались умения отдавать команды роботу, создавать из набора карточек команды для робота;
  • дети стали хорошо ориентироваться в пространстве, определять пространственные

направления: вперёд, направо, налево;

  • дети знакомы с легендами виртуальных роботов, особенностью управления ими;
  • дети знакомы с выполнением команд роботов (Вертун, Двигун, Тягун, Ползун) от старта до финиша, ориентируясь на «Схему игрового поля».

Для эффективной реализации программы «Алгоритмизация и программирование для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» планируется:

  • создать в группах развивающий центр «ПиктоМир», для свободного доступа детей к материалам и оборудованию программы «ПиктоМир;
  • разработать авторские (модифицированные) продукты в соответствии с содержанием программы «ПиктоМир» (дидактические игры, тематические альбомы, кроссворды, викторины, интерактивные игры, создание фигурок роботов в различных техниках (мини-версии роботов), игровые поля на любую тематику и т.д.);
  • включать в классические занятия (например, ФЭМП) элементы занятий программы ПиктоМир;
  • в совместной деятельности с детьми вне занятий организовывать различные формы работы на закрепление знаний и умений, на «вживание» в систему научных понятий программирования;
  • проводить с детьми музыкальные физкультминутки, зарядки по теме «Роботы»;
  • организовать выставку семейного творчества на тему «Роботы ПиктоМира»;
  • участвовать с детьми в конкурсах по программированию и робототехнике различного уровня;
  • проводить различные формы активности с родителями в рамках реализации программы «ПиктоМир»;
  • транслировать работу, проводимую в рамках инновационной площадки на семинарах, конференциях различного уровня.

В заключение хотелось бы отметить, что в наш век цифровизации обучение основам программирования в дошкольном возрасте стало жизненно необходимым. Цифровая грамотность является одной из видов функциональной грамотности наряду с математической и читательской, без которых человек не может успешно существовать в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

Согласно Л.С. Выготскому, осознание любого общего принципа требует комплексного освоения ребенком некоторой системы научных понятий: «Научные понятия являются воротами, через которые осознанност...

Выступление «Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир»»

внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «Пиктомир» в соответствии с ФГОС ДО....

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир

Проект цифровая образовательная среда «ПиктоМир» - это инновационная деятельность, направленная на организацию в образовательном пространстве дошкольных организаций и начальной школе цифро...

«Познавательное занятия по основам алгоритмизации и программирования в старшей группе с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир» «Путешествие в клуб «КрохаСофт»

laquo;Познавательное занятия по основам алгоритмизации и программирования в старшей группе с использованием цифровой образовательной среды «ПиктоМир»«Путешествие в клуб «Кроха...

Первые шаги по апробации и внедрению основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир

Первые шаги по апробации и внедрению основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир...

Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по основам алгоритмизации и программирования цифровой образовательной среды «ПиктоМир»

Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по основам алгоритмизации и программирования цифровой образовательной среды «ПиктоМир»Лото «Найди команды для робота...