Сборник сюжетно-ролевых игр по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Кристина Дмитриевна Кошкина

В Сборнике размещены методические указания к использованию сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных умений у старших дошкольников. В частности, мы выделили прямые и косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающие эффективность развития у детей коммуникативных умений. К приемам косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей можно отнести: обогащение представлений и знаний детей (экскурсии, встречи с известными людьми, чтение художественной литературы, рассказывание; беседы); создание игровой обстановки, обеспечивающей развитие и поддержание интереса к игре, обогащение и углубление ее содержания; предложение привлекательной для детей темы игры; разговор с детьми о содержании предстоящей игры. Приемы прямого воздействия на сюжетно-ролевые игры предполагают: участие в сговоре на игру; непосредственное участие воспитателя в игре в качестве игрового партнера; включение педагога в уже развернутую детьми игру, чтобы подсказать интересный сюжет, обогатить игру содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_chast._sbornik_igr.docx205.63 КБ

Предварительный просмотр:

Сборник сюжетно-ролевых игр  по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\1\Desktop\3_5a6d72612d849.jpg

Содержание

Пояснительная записка……………………….......................................................4

1.1. Методическое руководство к проведению сюжетно-ролевых игр,  направленных на развитие коммуникативных умений у дошкольников……………………………………………………………………..7

1.2. Перспективный план по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..18

1.3. Сюжетно-ролевые игры  по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста …………………………………………….20

Список литературы………………………............................................................40

Пояснительная записка

Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками – это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, общаются, ревнуют, помогают друг другу, и иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.

Необходимо заметить, что коммуникативные умения для старшего дошкольника являются не только инструментов выстраивания успешных межличностных отношений, но и обязательным условием социальной адаптации. Не владея высоким уровнем коммуникации, дошкольник не сможет выразить возникающие у него эмоции, переживания и чувства, а, как следствие, не сможет верно, рефлексировать то, что с ним происходит и отразить это окружающим. У ребёнка возникают личностные патологии, коммуникативные девиации, снижается его общий социометрический статус в коллективе. Ребёнок начинает замыкаться в себе, ему не удаётся найти контакт с близкими людьми или завести друзей, его реальный мир замещается виртуальным. И такой исход – не случайная ситуация, а скорее тенденция развития современных старших дошкольников.

Так что первоначальный опыт общения со сверстниками во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия.

Способность вступать в активную и продуктивную коммуникацию со сверстниками развивается у дошкольников преимущественно в сюжетно-ролевых играх со сверстниками.

Многие исследователи, изучавшие игру, единодушно отмечали, что она является наиболее свободной, непринужденной, приносящей максимальное удовольствие деятельностью ребенка-дошкольника, в которой он делает только то, что хочет сам. Но парадокс заключается в том, что именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, казалось бы, целиком находящейся во власти эмоций, ребенок раньше всего научается вступать в разнообразные коммуникативные связи, управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами.

Однако, анализ особенностей самостоятельных современных детских игр показывает, что для них свойственна структурная примитивность. Дело в том, что в сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы – магазин, больница, школа, транспорт – и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий.

Дошкольники часто не в состоянии придумать последовательный, насыщенный игровой сюжет. Дети со значительным трудом выстраивают не только игровую сюжетную линию, но они также, в своей основной массе, не могут самостоятельно придумать интересное содержание игры. И это не случайно. Жизнь ребёнка дома заполнена телевидением, компьютерами, планшетами, общением со взрослыми, кружками и секциями. В детском саду много времени уделяется дополнительному образованию детей. На игру у ребёнка остаётся крайне мало времени.

Так что «благодаря» подмене игр телевизором и дополнительным образованием, у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон, от чего из детских игр пропадает сюжетная линия, игра примитивизируется, а значит, как любая неразвивающаяся деятельность, игра уже не может развивать ребенка, что влечет за собой оскудение его эмоциональной сферы и эффективность развития коммуникативных умений.

Между тем, дети хотят играть, считают игру самым любимым видом деятельности дома и в детском саду. Но часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет, развертывать игровые действия, проигрывать взятую на себя роль. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребёнок находится в обществе сверстников – детей, играющих так же, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребёнка на улице. Игровой опыт не передаётся от более старших играющих детей к более младшим, дети не успевают в полной мере проникнуться «духом игры». Современному дошкольнику негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребёнку должен передать воспитатель детского сада.

Поэтому важную роль в формировании коммуникативных умений имеет специально организованная взрослым (воспитателем) сюжетно-ролевая игра, в ходе которой ребенок вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром, усваивает созданные обществом ценности, накапливает опыт применения коммуникативных умений в общении с игровыми партнерами. Жизнь ребенка-дошкольника должна быть пронизана игрой, только так он сможет открыть себя миру и мир для себя.

На наш взгляд, вовремя определить проблемы в общении и помочь ребенку преодолеть их – важнейшая задача педагогов, работающих с дошкольниками, которую можно решить в процессе организованных сюжетно-ролевых игр.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики ДОУ показал, что формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста можно успешно реализовать в условиях сюжетно-ролевой игр (И. А. Беляевой, Н. А. Коротковой, М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой и др.). В процессе сюжетно ролевой игры ребенок оказывается в разных коммуникативных ситуациях, в разных коммуникативных ролях, что позволяет ему приобрести и обогатить опыт эмоционально-личностных контактов со сверстниками и применения коммуникативных умений. Поэтому мы решили составить «Сборник сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста».

В Сборнике размещены методические указания к использованию сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных умений у старших дошкольников. В частности, мы выделили прямые и косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающие эффективность развития у детей коммуникативных умений. К приемам косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей можно отнести: обогащение представлений и знаний детей (экскурсии, встречи с известными людьми, чтение художественной литературы, рассказывание; беседы); создание игровой обстановки, обеспечивающей развитие и поддержание интереса к игре, обогащение и углубление ее содержания; предложение привлекательной для детей темы игры; разговор с детьми о содержании предстоящей игры. Приемы прямого воздействия на сюжетно-ролевые игры предполагают: участие в сговоре на игру; непосредственное участие воспитателя в игре в качестве игрового партнера; включение педагога в уже развернутую детьми игру, чтобы подсказать интересный сюжет, обогатить игру содержанием.

1.1. Методическое руководство к проведению сюжетно-ролевых игр,  направленных на развитие коммуникативных умений у дошкольников

При составлении методического руководства проведению сюжетно-ролевых игр,  направленных на развитие коммуникативных умений у дошкольников мы опирались на работы Е.О. Смирнова, М.И. Лисина, А.А. Максимова, О.В. Шипицина, Г.А. Урунтаева и другие.

В процессе сюжетно-ролевых игр необходимо обеспечить развитие коммуникативных умений, которые соответствуют уровню развития ребенка старшего дошкольного возраста:

  • умение вступить в коммуникацию;
  • умение поддержать коммуникацию со взрослым;
  • умение поддержать коммуникацию с ребенком;
  • умение проявлять инициативу в коммуникации;
  • умение учитывать состояние партнера по коммуникации.

Также в процессе игры педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения, вырабатывать умение самостоятельно регулировать конфликты.

Для развертывания сюжетно-ролевых игр целесообразно использовать любое свободное время в режиме дня (на прогулке, вечером). При организации и проведении игр важно использовать индивидуальные особенности детей, их игровые интересы возраст детей, особенности проведенной предварительной работой с дошкольниками.

У детей в этом возрасте важно сформировать умение объединяться в игру, договариваться о последовательности совместных действий, сюжете, проявлять способность выделять и отображать характерные черты игрового образа, который принимает на себя ребенок, вести ролевой диалог.

Ведущим мотивом игры у старших дошкольников становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении ребенка познать окружающую действительность. Но становление таких устойчивых познавательных интересов возможно лишь при расширении детских представлений об окружающей жизни, о деятельности взрослых, их взаимоотношениях, которым дети стараются подражать в своих играх.

От 5 до 7 лет – к данному возрасту дети уже должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать свои игровые замыслы с замыслами партнеров по игре. Для того, чтобы этот процесс разворачивался более активно, воспитатель может организовывать игры-придумывания, которые будут протекать в речевом взаимодействии между партнерами. Основным содержанием игры-придумывания является составление новых сюжетов, которые могут включать в себя разнообразные события.

Особенностью процесса формирования игровых и коммуникативных умений, является то, что взрослый выступает не в роли педагога, а равного игрового партнера, который играет вместе с ребенком наравне, занимает позицию дошкольника. При таком взаимодействии игра носит естественный характер. Вместе с тем, воспитатель должен ориентировать ребенка на сверстника, учить его навыкам эффективного игрового взаимодействия с партнером на доступном для него уровне.

Воспитатель должен мягко управлять детьми в игре, не нарушая самого действия. Копируя взрослого, ребенок зачастую примеряет на себя асоциальные роли. Например, мы видим детей, изображающих пьяных или злодеев, причем часто реакция детей не та, которую мы бы хотели видеть – дети смеются, геройствуют. Задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать негативное отношение к данному образу [52].

Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей, заключается в следующем [52]: вовлечение детей в игру; развертывание ролевого диалога, сначала с взрослым (воспитателем), а затем между детьми. Для этого нужно осуществлять педагогическую поддержку сюжетно-ролевых игр: поощрять к ролевому общению, одобрять реплики при игровом взаимодействии детей, своим участием демонстрировать ролевое поведение. Вводить ребенка в игровую ситуацию воспитателю следует не прямыми указаниями, а косвенными методами (советы, напоминание).

Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно её, усложняя, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия. В данном случае в руководстве игрой активно используется подражание, направленное на формирование знаний норм и правил в общении с другими людьми. Подражание рассматривается как процесс отражения действий, поступков, как способ их усвоения.

Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях организатора игры. Воспитателя необходимо научить детей приемам организации в игре, помочь каждому решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать мнение товарища», – говорит воспитатель детям.

В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре; третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты. Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую инициативу.

Важно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним. Воспитатель должен поддерживать таких детей в игровой деятельности. На первых порах их целесообразно объединять с наиболее доброжелательными детьми группы, обладающими ярко выраженными положительными качествами.

Педагогу нужно научить ребенка управлять своим поведением, научить сдерживаться. В этом может помочь организуемая педагогом длительная коллективная (с интересным, развернутым сюжетом) ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Роль ведущего только в том случае может выступить в качестве силы, сдерживающей и организующей поведение ребенка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной и промежуточными целями ее. Знание их ограничивает излишнюю активность ребенка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее (при коллективном характере игры), не согласовать свои действия с действиями партнеров – значит помешать всем детям группы довести игру до конца*        .

В тех случаях, когда педагог сталкивается со стремлением ребенка к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии осторожно расширять круг его общения.

Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными,

 т.е. те качества, без которых невозможно формирование эмоционального благополучия. При этом руководство ролевыми играми детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения.  +Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми и должна быть для них интересна.

На основе исследований Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко можно выделить прямые и косвенные приемы руководства сюжетно-ролевой игрой, обеспечивающие эффективность развития у детей коммуникативных умений.

Приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей

1. Обогащение представлений и знаний детей:

- экскурсии;

- встречи с известными людьми;

- наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности;

- чтение художественной литературы;

- рассказывание;

- беседы.

2.  Создание игровой обстановки, обеспечивающей развитие и поддержание интереса к игре, обогащение и углубление ее содержания;

– обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей);

– изменение игровой среды;

– наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых;

– материал для игр должен располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах;

– участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры.

3. Предложение привлекательной для детей темы игры:

- рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков;

- чтение книг;

- рассказы воспитателя, детей.

Использование этого приема помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления знаний, для развития некоторых умений и навыков.

4. Разговор с детьми о содержании предстоящей игры:

- о возможном сюжете игры;

- о создании игровой обстановки;

- о распределении ролей;

- об использовании атрибутов.

Этот прием помогает выяснить уровень подготовленности игры и при необходимости наметить пути восполнения упущенного.

5. Беседа по ходу прошедшей игры

- продумать ход беседы;

- анализ содержания игры;

- оценка партнерских отношений;

- выяснить оценочную позицию самих детей.

6. Наблюдение за играми детей другой группы.

Приемы прямого воздействия на сюжетно-ролевые игры

  1. Участие в сговоре на игру. В старшем дошкольном возрасте сговор на игру не вызывает особых трудностей, потому что дети объединяются в ней на основе общности интересов, личных симпатий, следовательно, лучше понимают друг друга, более уступчивы по отношению к партнерам. Но здесь может проявляться иная тенденция: лидерство в игре часто захватывают дети-«звезды», имеющие в глазах сверстников авторитет, высокий статус благодаря хорошим организаторским умениям, широкому кругозору, общему развитию.

Став лидером в игровой группе, такой ребенок по своему усмотрению направляет развитие сюжета, намечает ее конкретное содержание, распределяет роли, оценивает «правильность» их исполнения. В результате в старшей или подготовительной к школе группе может сложиться излишняя «поляризация» между партнерами по игре: одни – командуют и постоянно на главных ролях, другие – всегда подчиняются, соглашаются на любые роли и не получают полного удовлетворения от игры. Следует не только избегать подобной «поляризации» во время игры и в процессе подготовки к ней, но и предупреждать ее в ходе всей воспитательной работы. Для этого словом и делом подчеркивается самобытность, уникальность каждого ребенка и соблюдается правило: «Кому много дано – с того много спрашивается».

 Участие взрослого в сговоре помогает приобщать детей к самостоятельному поиску и решению вопросов, как содержания игры, так и ее организационных начал, а также позволяет координировать действия детей с учетом их индивидуальных особенностей.

2) Ролевое участие воспитателя в игре:

- помогает влиять на процесс развития содержания игры;

- выступая на равных с детьми, подсказывает новые игровые действия;

- помогает установлению игровых отношений;

- оберегает и развивает единую линию игры.

3) Предложение новой интересной для детей темы игры:

- возможность влияния на содержание игры;

- нужно, чтобы были готовы все необходимые атрибуты и подобраны игрушки к новой игре;

- используется воспитателями при осуществлении индивидуальной работы с детьми.

4) Включение педагога в уже развернутую игру. Новую сюжетную линию может задать педагог, неожиданно включающийся в игру, которая уже «выдыхается». Вот дети старшей группы играют в семью. Мама готовит обед, дети играют, папа уходит на работу. И вдруг педагог, одев на голову платочек (шляпку), взяв с руки сумку, звонит в дверь: бабушка приехала! Своими вопросами, репликами («Почему вы меня не встретили? Куда же делась телеграмма? Пришлось оставить вещи на вокзале, а там подарки, гостинцы») педагог придает новое игровое направление (встреча бабушки, угощение, расспросы, поездка на вокзал за вещами, посещение с бабушкой музея, театра, прогулки с нею по городу и т.п.).

5) Разъяснение, помощь, напоминание, вопрос, совет по ходу игры.

Ориентируюсь на задачи, которые воспитатель может решать в организации игры (в соответствии с этапами ее развертывания) можно определить и направления развития им коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 1.

Этапы организации сюжетно-ролевой игры

Название

Коммуникативные умения

Обогащение знаний и представлений детей, лежащих в основе содержания игры (сюжетов)

  • умение получать необходимую информацию в общении;
  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Обогащение игрового опыта детей

  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях


  • .

Создание развивающей предметно-игровой среды

  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других;
  • умение принимать участие в коллективных делах;
  • умение принимать и оказывать помощь.

Организация активизирующего общения со взрослыми

  • умение получать необходимую информацию в общении;
  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других;
  • умение принимать участие в коллективных делах.

Организация собственно игровой

деятельности детей

  • умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого;
  • умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
  • умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение отстаивать свое мнение;
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других;
  • умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать);
  • умение уважительно относиться к окружающим людям;
  • умение принимать и оказывать помощь;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Таким образом, в процессе игры, ребенок оказывается в разных коммуникативных ситуациях, в разных коммуникативных ролях со сверстниками и взрослыми, а в итоге усваивает социальный опыт, систему социальных связей и отношений.

 Общаясь с ребенком в процессе организованной сюжетно-ролевой игры, педагог должен помнить:

– в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями.

– навязывание своих правил и требований игры против воли детей – это насилие, даже если намерения педагога положительны.

– запретов и требований в игре не должно быть. Запреты ведут к пассивности и низкой самооценке у воспитанников, а также к распаду игры.

– тихий, застенчивый ребенок нуждается в профессиональной помощи педагога так же, как отъявленный драчун. Нужно внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

 – эмоциональная речь воспитателя, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие.

– педагогу-воспитателю важно научить дошкольников пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания настроения друзей, научить понимать причины различных настроений.

– проигрывание ролей требует контакта глазОбщаться с детьми следует «на уровне глаз». Это прямой взгляд в глаза другому человеку. Ребенку необходим глазной контакт с воспитателем для эмоциональной подпитки. Это помогает маленьким детям чувствовать себя в общении с взрослыми более уверенными. (Избегание контакта глаз служит одним из первых признаков эмоционального неблагополучия ребенка). Ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребенка, укрепляет в нем чувство безопасности и уверенности в себе.

– сюжетно-ролевая игра допускает физический контакт – прикосновение

к руке ребенка, поглаживание по голове, легкое объятие и т.п. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

– надо предоставить возможность выбора детьми игрового материалов, видов активности, участников совместной игровой деятельности.

– очень важны поддержка воспитателем положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в игре и поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности и проявлению игровой инициативы.

1.2. Перспективный план по развитию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Таблица 1

Этапы

Название этапа

Сюжетно-ролевые

игры

Задачи

I неделя ( I этап)

«Передача информации»

«Детективное агентство»

Развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

побуждать детей к совместной поисковой деятельности, воспитывать интерес к окружающему миру, познанию нового;

«Космос»

Формировать умение словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развивать парное ролевое взаимодействие. Формировать ролевые диалоги, умение обозначать свои роли.

« Телевидение»

Формировать умение развивать сюжет игры на основе знаний , полученных при восприятии окружающего, согласовывать тему игры: распределять роли, договариваться о последовательности совместных действий.

IIнеделя (II этап)

«Взаимодействие со сверстниками»

«Интервью»

Уточнять знания детей о телевидении как неотъемлемой части нашей жизни; обогатить знания  детей сведениями о профессиях людей, работающих на телевидении; научить детей не только играть вместе, но и действовать сообща, слаженно;

« Гости»

Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку, формирование ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия, культуры поведения в общественных местах, положительных взаимоотношений между детьми при распределении ролей.

«Школа разведчиков»

Научить  взаимодействовать в группе, самостоятельно принимать правильные решения, подчиняться командиру для достижения поставленной цели. Развивать чувство товарищества, гражданской ответственности. Воспитывать достойное отношение к победе и поражениям. Развивать умение использовать ролевую речь, интерес игре, знакомить с правилами поведения в магазине, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.

III неделя (III этап)

«Культура общения»

«Буратино и дети»

Учить детей оценивать своё поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

«На балу у короля»

Развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Учить соотносить средства вербального и невербального общения.

«Паровозик»

Развивать у детей интерес к сюжетно- ролевой игре. Помочь создать игровую обстановку, развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение, закреплять, ранее полученные знания, формировать у детей умение использовать предметы- заместители, разнообразно действовать с ними, воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и помощь друг другу в игре.

«Магазин игрушек»

Развивать умение использовать ролевую речь, интерес игре, знакомить с правилами поведения в магазине, развивать творческие способности детей через сюжетную игру.

IVнеделя ( IV этап)

«Доверие, поддержка, оказание помощи»

« На приеме у доктора Пиллюлькина»

Развивать умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей.

«Коврик примирения»

Учить детей пониманию, что нужно дружить, без самого лучшего друга в жизни очень трудно.

«Яблочко настроения»

Развивать умения выражать свои эмоции с помощью мимики и жестов; воспитание эмоциональной отзывчивости.

«Что случилось?»

Развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

1.3. Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

При подборе сюжетно-ролевых игр мы опирались на исследования А.А Максимовой , А.В. Мудрик, В.А. Кан-Калик, О.Н. Сомкова, Л.Р Мунирова, А.Г. Рузская, А.В. Жмуров.

Критерием разделения сюжетно-ролевых игр на группы послужила классификация Л.Р Мунировой ею выделены три группы коммуникативных умений: информационно-коммуникативные, регуляционно-коммуникативные, аффективно-коммуникативные группы умений.

   

Сюжетно-ролевые игры, направленные  на развитие коммуникативных  умений у детей старшего дошкольного возраста

Таблица1

Группы коммуникативных

умений

Название сюжетно-ролевой игры

Цель

информационно-коммуникативные

«Интервью»                

 «Детективное агентство»

«Буратино и дети»

«Паровозик»

«Кругосветное путешествие»  «Правила движения»

«С воздушным шариком»

«Колдун»            

«На балу у короля»

«Самый лучший»

Развитие умения  вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения

регуляционно– коммуникативные

«Космос»

«Телевидение»

«Магазин игрушек»

«Ателье»

«Школа разведчиков»      «Путешествие по железной дороге» «Детектив»                     «Строительство»                            «Гости»                                      «Автобус»

Развитие умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению

аффективно-коммуникативные

«На приеме у доктора Пиллюлькина»

«Три подружки»

«Встреча сказочных героев»

«Что случилось?»

«Комиссионный магазин» «Комплименты»                         «Яблочко настроения»                        «Как ты себя чувствуешь»              «Коврик примирения»              «Зеркало»

Развитие умения делиться своими чувствами, интересами, переживаниями, настроением с партнёрами по общению.

Сюжетно-ролевые игры, направленные на развитие информационно-коммуникативных  умений у детей старшего дошкольного возраста

«Интервью»

  Цель – развитие умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

Ход игры

Дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться  по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. Д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

 «Детективное агентство»

Цель – развитие умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

Ход игры

Воспитатель принимает на себя роль директора зоопарка, который обращается к детям за помощью в розыске пропавшего животного. В игровом городке открывается детективное агентство, которое начинает вести расследование данного происшествия.

  Окончание игры: Удачно проведено расследование, животное возвращено в зоопарк.

«Буратино и дети»

Цель– развитие умения  оценивать свое поведение и поведение окружающих, использовать при общении вежливые слова.

Ход игры

В группу входит воспитатель, вместе с ним Буратино, у Буратино портфель.

- Здравствуйте дети. Мы пришли к вам в гости и хотим посмотреть, как вы поживаете в группе. (Дети показывают свои игрушки, уголки, комнаты.)

Буратино: Как игрушек у вас много, а играть то правильно вы умеете?

Дети: Да.

Воспитатель: Буратино расскажи нам как это можно проверить?

Буратино: Я уже придумал. Давайте поиграем вместе. Я вам загадку, а вы мне отгадку, а отгадки лежат у меня в сундучке.

В тулупе с красным кушаком

И с замечательным мешком. (Дед Мороз)

У неё все ветки

Праздничной расцветки. (Ёлка)

Она в серебро с жемчугами одета –

Волшебная внучка волшебного деда. (Снегурочка)

Как только хочу его раздеть,

Так сразу начинаю я… реветь. (Лук)

Этот длинный рыжий нос

По макушку в землю врос. (Морковь)

Буратино показывает предметы после правильно отгаданной загадки.

- Молодцы. Загадки вы отгадали. А вот быстрые ли вы, давай те проверим. Кто же из вас правильно и быстро оденет куклу, постирает платочек и повесит его сушить?

Молодцы. А сейчас поиграем и устроим соревнования «Кто быстрее» И увидим, чья команда победит. (Ключики по одному из одной корзины перекладываем в другую. Корзины в разных углах.

Идет игра Буратино комментирует ход игры.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось, как вы у меня поработали!  Вы умеете дружить, а это главное. И ты Буратино большой молодец!

Буратино: Еще у меня есть золотые правила, и я хочу вам их прочитать.

Буратино читает правила:

-Всегда ребятки говорите «Здравствуйте», « До свидание», «Извините», Пожалуйста», «Спасибо»

- Умейте слушать, не перебивать.

-Мальчики должны пропускать девочек всегда вперед.

-Помогать старшим, дедушкам и бабушкам уступать место в транспорте.

- Делиться игрушками.

- Не врать, слово держать.

Воспитатель: хорошие правила у тебя Буратино.

А теперь нам пора идти. До свидание.

«Паровозик»

Цель – развитие умений: вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах , содержательно выражать свои мысли.

Ход игры

Ведущий разбивает группу на тройки, в каждой тройке есть паровоз, пассажир и машинист. Паровоз находится впереди и идёт первым с вытянутыми вперёд руками, пассажир становиться за ним в серединку и передаёт управление; машинист замыкает триаду, держит пассажира за плечи и управляет всем поездом. У пассажира и паровоза закрыты глаза. Машинист направляет свой паровоз (обходит препятствия) так, чтобы не получилось столкновений с другими поездами и препятствиями. Говорить во время упражнения никому нельзя, вы должны «слушать» телесные команды машиниста.

«Кругосветное путешествие»

Цель – развить умение вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям отправиться в кругосветное путешествие на корабле. По желанию выбирают детей на роли Капитана, Радиста, Матроса, Мичмана. Закрепляем знания о том, что делают на корабле эти люди – их права и обязанности. Корабль проплывает и Африку, и Индию, и другие страны и континенты. Морякам приходится ловко управлять кораблем, чтобы не столкнуться с айсбергом, справиться с бурей. Только слаженная работа и дружба помогают им справиться с этим испытанием.

«Правила движения»

Цель – развитие  умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

Ход игры

Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города. Остальные дети – автомобилисты. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

«С воздушным шариком»

Цель – развивать умение вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение).

Ход игры

 Воспитатель выходит с красивым воздушным шариком и говорит: «К кому шарик прилетит, тот вежливое слово говорит». Дети ловят шарик и по очереди говорят вежливые слова.

«Колдун»

Цель – развивать умение использовать невербальные средства общения.

Ход игры

«Колдун» заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

«На балу у короля»

Цель – развить умения выражать приветствия, просьбы, приглашения; учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Ход игры

Дети «приезжают» в сказочное королевство и попадают на бал к королю. Они должны придумать себе маскарадные костюмы и рассказать о них. Остальные гости должны отгадать придуманный ребёнком костюм.

«Самый лучший»

Цель – развить умение, подбирать вербальные и невербальные средства для усиления коммуникативного воздействия, оценивать коммуникативные умения.

Ход игры

Детям предлагается соревнование на лучшего клоуна, лучшего друга, короля (королевы) вежливости, защитника животных. Звание присваивается по результатам разыгрывания ситуаций:

- рассмеши царевну;

- попроси игрушку у ребят;

- уговори маму пойти в цирк;

- помирись с товарищем;

- попроси ребят принять тебя в игру;

- посмеши ребят;

- расскажи о щенке, живущем на улице так, чтобы хотелось его забрать домой.

Сюжетно-ролевые игры, ориентированные  на развитие регуляционно-коммуникативные  умений у детей старшего дошкольного возраста

«Космос»

Цель – развивать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься. Применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач.

Ход игры

 Дети могут заранее договориться, какую сюжетную линию они выбирают в этот раз. И схематично, при помощи опорных картинок, на фланелеграфе, выложить ход игры. 

Конструкторы: чертят схемы ракет, доказывают, почему именно его изобретение следует воплотить в жизнь, построить именно такой космический корабль.  Далее – могут выполнять роли родственников космонавтов, лаборантов или инопланетян.

Главный конструктор:  выбирает лучшее изобретение, обосновывает свой выбор, далее – выходит на связь с космонавтами в Центре  управления полётом.

Капитан корабля – набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами.

Космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, могут общаться и помогать инопланетянам, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции.

Бортинженер: внимательно  следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.

Инструктор по полёту – руководит полётом из центра  управления.

Инопланетяне:  наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры  жестами, мимикой, на непонятном языке, могут просить о помощи,  вместе с космонавтами.

Репортёры: ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции.

«Телевидение»

Цель – развить умения  согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению. Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься. Применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач.

Ход игры

Телепередача «Наш любимый детский сад». Художники- оформители создают логотип телепередачи, декорации, определяют место для съёмочной площадки и оформляют её. Корреспонденты отправляются на экскурсию по детскому саду и группам, берут интервью, составляют текст телепередачи. Режиссёр выбирает телеведущих, даёт команду на начало съёмки. Помощник режиссёра приглашает и размещает телезрителей в зале. Оператор настраивает аппаратуру, готовится к съёмке.

Рабочий день закончен. Сегодня в телестудии хорошо потрудились, а завтра снова мы продолжим работу по съёмке различных телепередач.

«Магазин игрушек»

Цель –развить  умения договариваться, работать в команде, выполнять различные роли. Учить оценивать эмоциональное поведение партнеров по общению.

Ход игры

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребенку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Они договариваются о том, как ее изобразить. Каждый участник игры сам придумывает, какую игрушку он изображает. Покупатель отгадывает игрушку, которую ему показывают. Кто не угадывает, уходит без покупки.

«Ателье»

Цель– развить умение  выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Ход игры

В городе проходит показ мод. В нем участвуют знаменитые модельеры города. Модельер подготовил все варианты одежды. Приходят манекенщицы, которых красят стилисты, им делают прическу. Потом проходит показ мод, модели друг за другом демонстрируют одежду на подиуме. Фотографы фотографируют весь показ. В конце показа приглашают модельера на подиум.

 «Школа разведчиков»

Цель – развить умение ориентироваться в ситуациях общения и согласовывать свои действия с партнерами по общению. Учить доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Ход игры

 Один ребенок выступает как «командир», остальные разведчики. Командир перед началом игры дает команду построиться в линейку и знакомит ребят с теми игровыми задачами, которые им предстоит выполнить. Обыгрываются эпизоды.

«Парашютисты» — полет на самолете. Дети сидят на стульчиках, затем встают на стулья и имитируют прыжок с парашютом (руки вверх — потянулись и спрыгнули на пол), приземлились (сели на корточки).

«Чужой патруль». Чтобы избежать встречи с неприятелем, разведчики замаскировались как деревья. Подул ветер — деревья закачались.

«Погоня». Дети спасаются от неприятеля, превращаются в зайчиков, скачут, а за ними собаки. Дети тоже превращаются в собак, громко лают, рычат и прогоняют чужих собак.

«Возвращение». Разведчики успешно выполнили боевое задание и возвращаются домой. Сначала плывут по реке на лодках (дети имитируют греблю веслами). Но вот впереди на другом берегу высокая гора, которую надо обязательно преодолеть. Дети «взбираются» на стулья. Затем, как маленькие самолетики, слетают с горы вниз (дети, расставив руки, прыгают на пол и «летают» в поисках аэродрома; нашли — приземлились).

«Награждение». Все дети получают вырезанные из бумаги и раскрашенные медали. Командир отмечает отличившихся.

«Госпиталь». Девочки «лечат» раненых, пострадавших при выполнении задания. «Медсестры» действуют по своему усмотрению.

Для этой игры можно использовать подготовленную самими детьми атрибутику.

«Путешествие по железной дороге»

Цели – развить умение вступать в процесс общения. Учить соотносить средства вербального и невербального общения.

Ход игры

Воспитатель увлекательно рассказывает о поездке, об особенностях труда железнодорожного пассажирского и грузового транспорта; перед началом игры призывает ребят быть вежливыми, аккуратными, внимательными пассажирами и работниками железной дороги.

Между детьми распределяются роли диспетчера, проводника, грузчиков, пассажиров, машиниста, кассира и др.

«Пассажиры» приобретают билеты в кассе, «грузчики» загружают товарные вагоны, «диспетчер» дает сигнал к отправлению поезда, «машинист» включает ход и т.д.

Во время путешествия можно использовать загадки, стихи, песни на ту или иную тему (тему предлагает учитель или выбирают сами дети).

«Встречающие» на каждой станции пассажиров родственники, друзья и знакомые радостно приветствуют путешественников, расспрашивают о впечатлениях.

В ходе этой игры у детей не только формируются представления о профессии людей, которые работают на железнодорожном транспорте, о ее значении для людей, но и приобретают необходимые умения взаимодействовать с людьми.

Для игры дети могут приготовить костюмы по своему усмотрению.

«Детектив»

Цель– развить умения: применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач, помогать и поддерживать товарищей, выполнять различные роли.

Ход игры

Педагог ставит перед детьми непростую задачу: найти по особым приметам потерявшегося товарища. Для этого ребята выбирают опытного «детектива», который должен только лишь при помощи «засекреченных» вопросов, задаваемых «свидетелям», найти пропавшего человека. «Детективом» выбирают ребенка – добровольца..

«Детектив» выходит из групповой комнаты. В это время остальные ребята договариваются между собой, кого из всех участников игры, в том числе и того, кто вышел, они будут «искать». «Детектив», вернувшись, отгадывает, кого из присутствующих загадали дети. Всем участникам по очереди он задает вопросы типа: «Каким бы был этот человек, если бы превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным, цветком; какая бы зазвучала мелодия в его отсутствие и т.п.?» Тот «свидетель», которому задается вопрос, описывает предмет или явление, используя ассоциации с характеристиками загаданного человека. Его рост, цвет волос, особенности внешности и характера, темперамент и др. Напрямую описывать нельзя; можно лишь характеризовать предмет, с которым ассоциируется загаданный человек.

Если «детектив» находит «пропавшего» человека и указывает на него, то следующим «детективом» становится тот участник, по описанию которого «детектив» догадался о правильном ответе. Если же «детектив» ошибается или не может правильно определить загаданного, опросив всех «свидетелей», ему дают правильный ответ, и он отправляется водить еще раз.

Игра продолжается до тех пор, пока не будет загадана половина участников игры. Победителем становится тот «детектив», кто определил загаданного, опросив как можно меньше «свидетелей».

«Строительство»

Цель – развивать умение дружеским взаимоотношениям между детьми в группе, умение договариваться, считаться с интересами и мнением сверстников по игре.

Ход игры

Приступая к строительству, воспитатель вместе с детьми заранее договаривается об том, что будет в доме, который они собираются строить: замысел должен предшествовать игре, он не должен быть случайным. Педагогу можно, например, посоветовать детям поселить в новом доме всех имеющихся у них зверюшек, превратив таким образом его в теремок.

Для игры педагог делит, детей на бригады и поручает каждой из них какой-нибудь один определенный участок работы. Так, например, одна бригада должна погрузить строительный материал на машины, другая – привезти его на стройку, третья — разгрузить, четвертая — возводить стены дома. Воспитатель сначала должен возглавлять бригаду строителей. Он советует каменщикам, как лучше класть стены, шоферам подсказывает, какой материал необходимо привезти, грузчикам помогает организовать погрузку и выгрузку с помощью кранов и т. Д. Организуя и направляя своим участием игру, педагог вместе с тем помогает детям согласованно действовать ради общей цели.

Взрослому надо следить за тем, чтобы в последующих играх на эту тему дети обязательно менялись ролями. Игра, меняя форму, может преобразовываться, видоизменяться за счет развития ее содержания. Так, дети могут строить новый дом для кукол, магазин, дачу и, перевезя туда на лето кукол, развернуть на этой основе новую самостоятельную игру. Взрослый всячески должен поощрять все вносимые детьми в игру новшества, содействовать творчеству детей и в случае необходимости помогать им.

По окончании игры воспитатель должен практиковать разговоры с детьми о проведенной игре. В целях коррекции ролевых отношений отмечать отдельные недостатки: водитель машины далеко сгрузил стройматериалы и каменщикам было трудно работать; маляры не сложили свой рабочий инструмент. Обсудить, кто в бригаде хорошо работал и кому из строителей можно вынести благодарность за добросовестный труд и т. Д.

«Гости»

Цель – развить умение вступать в процесс общения. Развитие имений применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач. Формировать умение согласовывать свои желания с товарищами по общению.

Ход игры

Одна из девочек играет роль мамы. Двое или трое ребят – ее дети. Другие – гости. «Мама» говорит своим «детям», что к ним придут гости, и объясняет, как надо себя вести. Гости придут первый раз к ним в дом. Какими словами их нужно встретить? Как предложить чай? О чем можно поговорить за столом? О чем можно рассказать? Участники могут меняться 89 ролями. В игру могут быть введены новые персонажи (отец, бабушка, дедушка и др.).

«Автобус»

 Цель – развить умения  согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению. Доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься

Ход игры

Подготовку к игре педагог начинает с вопроса: «Ребята, вы любите путешествовать?» Дети поддерживают беседу и предлагают различные виды транспорта и выбирают автобус. Следующий этап подготовки к игре – обыгрывание с детьми игрушечного автобуса. Далее воспитателю вместе с детьми надо построить автобус (из детских стульчиков). После этого педагог предлагает ребятам выбрать водителя и кондуктора. Выбираются более активные дети. Они берут необходимые атрибуты. Пассажиры рассаживаются. Далее обыгрывается ситуация обилечивания. Кондуктор предлагает ребятам приобрести билеты, а пассажиры расплачиваются предметами заместителями или воображаемыми монетками. Дальнейшее руководство этой игрой должно быть направлено на её усложнение. По пути автобус делает остановки, у пассажиров появляется цель поездки, которая определяет собой их поступки.

Сюжетно – ролевые игр направленные на развитие аффективно –коммуникативных  умений у детей старшего дошкольного возраста.

«На приеме у доктора Пиллюлькина»

Цель – развить умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание. Учить помогать и поддерживать товарищей.

Ход игры

Коротышки, жители Цветочного города, приходят на прием к доктору Пиллюлькину с царапинами, ушибами, ожогами, ранами, обморожениями. «Доктор», внимательно выслушав «больного», оказывает необходимую помощь пострадавшему, дал рекомендации по лечению. Ему помогает «медицинская сестра» — жительница Цветочного города Незабудка. «Консилиум» (дети, не являющиеся «больными») подсказывают Пилюлькину, исправляют, дополняют, оценивают, верно ли оказана помощь, дают советы «больному».

«Три подружки»

Цель– развить умение проявлять чуткость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;

Учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься.

Ход игры

Дети слушают рассказ педагога, распределяют между собой роли и разыгрывают ситуацию.

Воспитатель: «Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякуша. Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы строго-настрого наказали им не пачкаться и далеко друг от друга не отходить. Но Мурка гонялась за птичкой (подкрадывается, только протянула лапки, чтобы прикрыть ее, а птичка уже в другом месте), зацепилась за пенек и разорвала платье. Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже, а утка Крякушка потеряла шляпку и башмачок, когда помогала Хрюшке выбраться из лужи. Вот возвращаются они с прогулки, опустив головы, громко плача… Что же будет, что же скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились, рассердились и хотели их наказать. Но когда узнали, что Крякушка спасла Хрюшку, перестали браниться и похвалили ее».

«Встреча сказочных героев»

Цели – развить умение делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

Ход игры

Педагог подбирает каждому ребенку сказочный персонаж, который обладает противоположными личностными качествами. Конфликтному ребенку дается роль персонажа, который со всеми дружит, помогает (Золушка, Мальчик с пальчик); ребенку с низкой самооценкой дается роль героя, которым все восхищаются (например, Илья Муромец); активному ребенку — роль, предусматривающую ограничения активности (стеклянный человечек, стойкий оловянный солдатик) и т.п. Сказочные герои могут быть и вымышленными.

Дети садятся в круг и открывают встречу сказочных героев. Тему для разговора дети выбирают сами. Они придумывают сказку для своих героев и разыгрывают ее. После игры проходит обсуждение.

Педагог (задает вопросы). Опишите свои ощущения в новой роли. Что мешало сохранять определенный стиль поведения? Сможете ли вы в реальной жизни вести себя так, как ваш герой? Каковы сильные и слабые стороны каждого героя?

Помимо развития коммуникативных умений, эта игра хорошо подходит и для коррекции негативных поведенческих реакций.

«Что случилось?»

Цель – развить умение проявлять чуткое, внимательное отношение к партнерам по общению.

Ход игры

Перед началом игры педагог рассказывает детям о том, как важно найти нужные слова, чтобы узнать о переживаниях и чувствах человека, поддержать его советом или хотя бы своим участием.

Воспитатель: Ребята, вам, наверное, приходилось видеть своего друга, товарища в плохом настроении; когда заметно, что его что-то волнует. Вы, как правило, спрашиваете его: «Как дела?» или «Что случилось?» И, конечно же, получаете уклончивый ответ: «Все нормально». Почему же товарищ не рассказывает вам о своих переживаниях? Потому что все дело в вопросе, а точнее, в том, как вы его задаете. Существует специальная формула, которая позволяет «открыть» чувства и переживания человека: «Я вижу… Я чувствую… Я нуждаюсь… И поэтому я хотел (а) бы от тебя…» Попробуйте, применяя эту формулу, узнать у своего товарища, как идут его дела. Сравните привычный вариант высказывания с теми, где используется наша «формула».

Дети. Слушай, в чем дело? Расскажи, что случилось?» (Дают привычный вариант вопроса. Могут дать другой ответ.)

Я вижу, что ты в последнее время ходишь какая-то мрачная. Я чувствую: что-то происходит неладное. А я, как и ты, нуждаюсь в том, чтобы у нас все было хорошо, чтобы ты радовалась, иначе и мне тоже очень плохо. Поэтому я хотел (а) бы с тобой поговорить. Расскажи мне, что случилось.

«Комиссионный магазин»

Цель – развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Ход игры

Воспитатель: Часто говорят, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Давайте заглянем внутрь себя и рассмотрим, каких качеств нам недостает для полного совершенства, каких может быть в избытке настолько, что ими можно было бы поделиться. Пожалуйста, подумайте на эту тему. (Выслушивает мнение детей.) А теперь предлагаю вам поиграть в комиссионный магазин, но не простой, а особенный. Товары, которые принимает продавец, — это различные человеческие качества (например: лень, занудство, великодушие, чувствительность и др.). За товары продавец дает не деньги, а тоже человеческие качества, те, которые у него есть и которые ему не жалко отдать за предложенный товар. Таким образом, предлагается совершить торг, выгодную сделку, в которой каждый из участников может избавиться от какого- то ненужного качества или от его части и приобрести что-то необходимое. Пожалуйста, разделитесь на пары. Итак, один из вас — «продавец», другой — «покупатель». «Покупатель» «сдает» свои ненужные качества «продавцу», а «продавец» решает, нужен ли ему такой товар и какое из имеющихся у «продавца» качеств можно предложить взамен. Например, кому-то не хватает для успешной жизни красноречия, и он мог бы предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности. Если «продавцу» нужно спокойствие, а красноречием он обладает в таком количестве, что даже мог бы им поделиться, то, по всей вероятности, торг удастся. Если все понятно, то можно начинать игру.

В ходе игры дети могут меняться ролями (те, кто были «покупателями», становятся «продавцами» и наоборот).

По окончании игры ребята делятся своими впечатлениями и вместе с педагогом обсуждают сделанные для себя открытия (например, кто-то из ребят в ходе игры понял, что ему нет смысла расставаться с качествами, которые он считал лишними).

«Комплименты»

Цель – развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.

Ход игры

Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, за что – то хвалят. Принимающий комплименты кивает головой и говорит: «Спасибо мне очень приятно!» Затем произносит комплимент своему соседу.

«Яблочко настроения»

Цель –развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.

Ход игры

Детям предлагается рассмотреть «яблочки настроения», после этого каждый ребёнок выбирает понравившееся ему «яблочко» и передаёт жестами и мимикой те эмоции, которые изображены на нём.Другие дети отгадывают.

«Как ты себя чувствуешь»

Цель – развить умения чувствовать настроение другого.

Ход игры

Игра проводится по кругу. Каждый ребёнок внимательно смотрит на соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом. Ребёнок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается.

«Коврик примирения»

Цель –развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Ход игры

 Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

«Зеркало»

Цель –развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Ход игры

Детям предлагается приставить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек».

Список литературы

  1. Абдулова, Т.П. Личная и коммуникативная компетентность современного дошкольника: учебное пособие[Текст] / Т.П. Абдулова, Г.Р. Хузеева. М.: Прометей, 2016. – 138 с.
  2. Бойченко, Н.А. Сюжетно ролевые игры дошкольников. [Текст] / Н.А. Бойченко.– Киев «Радянская школа», 2012. – 88 с.
  3. Бычкова, С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников[Текст]  / С.С. Бычкова. – М.: Аркти, 2015. – 96 с.
  4. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников[Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
  5. Гришина, Г.Н. Любимые детские игры. [Текст]/ Г.Н. Гришина.– М.: Просвещение, 2018. – 96 с.
  6. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в старшей группе детского сада. [Текст] / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  7. Деркунская, В.А., Харчевникова, А.Н. Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевых игр детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие. [Текст] / В.А. Деркунская, А.Н. Харчевникова. – М.: Центр педагогического образования, 2017. – 144с.
  8. Зотова, И.В. Экспериментальная работа по формированию социальной компетентности старших дошкольников в социально ориентированной игре [Текст] / И.В. Зотова, Т.Н. Вострикова // Вопросы науки и образования. – 2019. – №1 (42). – 75–79c.
  9. Картотека сюжетно-ролевых игр в подготовительной группе. – [Электронный ресурс] / Режим доступа свободный: – https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/kartotieka_siuzhietno_rolievykh_ighr_v_podghotovitiel_noi_ghruppie
  10. Картотека сюжетно-ролевых игр для дошкольников 6-7 лет [Электронный ресурс] / Режим доступа свободный: –https://infourok.ru/kartoteka-syuzhetnorolevih-igr-dlya-doshkolnikov-let-976592.html
  11. Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников [Текст] / Л.В. Коломийченко. – М.: Сфера, 2017. –346 c.
  12. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова. – 8-е изд. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 250 с.
  13. Короткова, Н.А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет)[Текст] / Н.А. Короткова // Ребенок в детском саду. - 2015. – № 4. – 84–92c.
  14. Курцева, З.И. Социально-коммуникативное развитие личности ребёнка в свете ФГОС дошкольного образования [Текст] /И.З. Курцева// Начальная школа плюс до и после. – 2014. – № 3. –11–16c.
  15. Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2017. –651 c.
  16. Настюхина, Е.Г. Картотека сюжетно - ролевых игр[Текст] / Е.Г. Настюхина.[Электронный ресурс] / Режим доступа свободный: insportal.ru
  17. Попова, Е.И. Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста 5-7 лет. Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии сюжетно-ролевых игр: для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование [Текст] / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с.
  18. Санькова, О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений. [Электронный ресурс] / О.А. Санькова– Режим доступа: https://cat.libnvkz.ru/CGI/irbis64r_14/cgiirbis_64.exe?,  свободный. – Загл. с экрана.
  19. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей // Сост. Волосовец Т., Зыкова О.  – М.: Руское слово. – 2015. – 216 с.
  20. Сусло, И.В Значение сюжетно-ролевых игр в развитии дошкольников. [Электронный ресурс] / И.В. Сусло.–  Режим доступа:  insportal.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  21. Харчевникова, А.Н. Самостоятельная сюжетно-ролевая игра детей четырех-пяти лет: особенности организации [Текст] / А.Н. Харчевникова // Детский сад: теория и практика. –2016. –№ 10. – 48–55c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности театрализованной деятельности в развитии коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

Основным видом деятельности для  ребёнка дошкольного возраста является игра (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. А. Запорожец и многие другие). Педагоги ...

развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в игре

в процессе игры дети усваивают, какое поведение принимается обществом, а какое - нет.Они также расширяют свой кругозор, развивают познавательну активность,обогащают свою речь....

Сборник игровых упражнений для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

На сегодняшний день для развития коммуникативных умений дошкольников появляется необходимость и потребность в использовании таких приемов, характер которых зависит от индивидуальных особенностей ребен...

Кружковая работа на развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. «Волшебный мир общения».

Кружковая работа на развитие коммуникативных           умений детей старшего дошкольного возраста.«Волшебный мир общения»....

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...

Проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста

проект Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования...