Консультация для педагогов "Использование кейс-метода в организации ранней профориентации детей дошкольного возраста"
консультация
В основе кейс- технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование кейс-метода в организации ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Слайд 2
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Слайд 3
Кейс-технологию может использовать любой педагог, специального дополнительного обучения не требуется. Важно в процессе обсуждения кейса воздерживаться от ответов на вопросы, а давать слово детям, чтобы они сами отвечали на них, также не менее важно анализировать ситуацию через вопросы: «Как ты думаешь, в чём здесь проблема?», «Что бы мы могли сделать?», «Как думаешь, что может произойти, если…?». Очень ценен сам процесс обсуждения, когда в рассуждении рождается решение.
Для чего нужен кейс? Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Что может содержать кейс? Это: текстовый материал; иллюстративный материал.
Типы кейсов:
1.«Кейсы-инциденты»:
- фото-кейсы и кейсы-иллюстрации (картинка с ситуацией, требующей анализа и разрешения);
- кейсы-драматизации (дети с помощью взрослого человека, с применением игрушек и средств театрализации, разыгрывают ситуацию);
- кейсы на основе мультфильмов или литературных произведений (детям предъявляется начало произведения. … возможность увидеть развитие событий);
2.«Кейсы-вариации и догадки»:
- серия опорных картинок, предметные картинки.
- кейсы-наоборот (дети знакомятся с «последствием», постигшим ребенка, с наказанием, со словами, которые были сказаны взрослыми, и пытаются понять, какой опасности подвергался ребёнок);
- кейсы-варианты развития событий (педагог предлагает детям несколько возможных вариантов развития событий, которые привели к ситуации на картинке или в инсценировке. Детям предлагается обсудить и выбрать какой-то один из вариантов и обосновать свое мнение);
Слайд 4
Виды кейсов: печатный кейс; мультимедиа кейс; видео кейс.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. Эффективно использовать данный метод для профориентационной работы с дошкольниками
Решение кейсов рекомендуется проводить в следующем порядке:
- Как называется профессия?
- Как ты догадался?
- Где работают люди данной профессии?
- Какая у них форменная одежда?
- В чем заключаются трудовые действия?
- Какие орудия труда использует?
- Какие личностные качества человека помогают в профессии?
- Какой результат труда данной профессии?
- В чем заключается польза труда для общества?
- Что было бы, если бы не было данной профессии?
- Что было раньше, что сейчас?
В кейсе моделируется проблемная ситуация, которая максимально приближена к реальной жизни и требует решения. Как и в жизни в решении кейса нет единственно правильного ответа. Есть лишь различные мнения, варианты развития событий, альтернативные решения, которые так или иначе обоснованы, подкреплены исследованиями, оценены экспертами.
Каждый кейс – источник разнообразных игр, заданий, решение проблемных ситуаций, таких как:
Слайд 5
Каждый кейс по отдельной профессии представлен:
- кейсом-иллюстрациями, которые уточняют представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Слайд 6
- кейсом на основе мультфильмов и литературных произведений, которые расширяют представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий; обучают детей соотносить действия людей различных профессий;
Слайд 7, 8
- фото-кейсом. Новизна фото- кейсов заключается в интерактивности. Решение кейсов осуществляется в соответствии с предложенным алгоритмом, а также интегрируется с игровой развивающей средой профориентационной направленности.
Слайд 9
- видео-кейсом (кейс «Виртуальные экскурсии на предприятия города»); которые расширяют и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий;
упражняют в умении определять название профессии по названиям действий.
Слайд 10, 11
- мультимедиа-кейсом ( кейс « Кто что делает», кейс «Инструменты профессий»); которые расширяют и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий; обучают детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Слайд 12, 13
- кейсами-раскрасками, кейсами загадок, пословиц и поговорок; которые закрепляют представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Результаты использования кейсов:
- у детей формируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых, в том числе своих родителей;
- разовьется чувство уважения к труду родителей, к людям разных профессий в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Организация работы в ДОО по ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО» на тему «Технология исследовательской деятельности»
В данном проекте для педагогов ДОО представлена технология исследовательской деятельности в рамках ранней профориентации детей дошкольного возраста....

Программа организации работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Дошкольник в мире профессий» МКДОУ «Д/с №32». 2020-2021 уч.г.
Программа "Дошкольник в мире профессий!...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....
Семинар "Организация образовательной деятельности по ранне профориентации детей дошкольного возраста"
Мир профориентации в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный перио...

Организация ранней профориентации детей дошкольного возраста
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - знакомить дошкольников с миром прфессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личнос...

Статья "Организация работы в ДОУ по ранней профориентации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Актуальность проблемы состоит в том, что необходимо сформировать у детей с ОВЗ конкретно-наглядные представления и расширять знания о различных профессиях, развивая положительное отношение и уважение ...
Игровая образовательная ситуация как инновационный продукт модели по реализации программы по ранней профориентации детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Ранняя профориентация детей дошкольного возраста — это первый этап знакомства дошкольника с профессиями, существующими в социуме, открывающее движение к выбору будущей профессии, заключающи...