Семинар-практикум для воспитателей: «Поговорим о профессиях»
методическая разработка

Короткова Юлия Васильевна

Семинар- практикум для воспитателей: "Поговорим о профессиях"

 

Цель: повышение уровня  теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольног возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи: расширить и обобщить представления педагогов о формах и методах активизации познавательного интереса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых; способствовать развитию профессионально– творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

 

Оборудование: ноутбук,интерактивная доска для просмотра презентации, мяч для групповой работы, списки современных профессий, карточки с названием профессии, карточки с пословицами, листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, цветная бумага.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели дошкольного образования.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №67

ГОРОДА  СТАВРОПОЛЯ

Семинар- практикум

Тема: «Поговорим о профессиях»

        Воспитатель МБДОУ № 67

г. Ставрополя

Короткова Юлия Васильевна

Семинар- практикум для воспитателей: "Поговорим о профессиях"

Цель: повышение уровня  теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольног возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи: расширить и обобщить представления педагогов о формах и методах активизации познавательного интереса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых; способствовать развитию профессионально– творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Оборудование: ноутбук,интерактивная доска для просмотра презентации, мяч для групповой работы, списки современных профессий, карточки с названием профессии, карточки с пословицами, листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, цветная бумага.

Форма проведения: семинар-практикум.

Участники: воспитатели дошкольного образования.

Ход семинара - практикума

1. Теоретическая часть

Если человек не знает,

К какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным

Философ Сенеки

Уважаемые педагоги, сегодня у нас будет очень интересная тема. Мы с вами поговорим о профессиях.

Профессия –основное занятие человека, его основная деятельность. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Какова же история возникновения профессий? В эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками, кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.

Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности.(Слайд №3)

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.

Но дошкольное учреждение – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.(Слайд №4)

По типу взаимоотношения человека и объекта действия можно выделить 5 видов профессий. (Слайд №5)

Классы профессий

«Человек-человек»

«Человек-техника»

«Человек-знаковая система»

«Человек-художественный образ»

«Человек-природа»

Виды профессий

Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой

(врач, учитель,

психолог,

продавец,

юрист,

Журналист…)

Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники

(инженер,

строитель,

водитель,

летчик,

электрик…)

Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами

(програм-мист,

математик,

экономист,

статистик)

Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам

(дизайнер, архитектор

компози-тор,

актер,

скульптор)

Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных

(эколог,

агроном,

ветеринар,

генетик..)

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.

Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность, в том числе.

С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?(Слайд №6, 7)

В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец, шофёр.

В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.

В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, обувщик, сварщик. Каменщик, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.

Детей  седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).

Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу познакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того,

чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию.

В работе по реализации данного направления, задача педагога - найти те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату.

Методы работы(Слайд № 8)

Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:

Наглядные (живые образы, к которым относятся:

экскурсии

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

просмотр видеозаписей

Словесные, которые включают:

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

малые фольклорные формы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

Практические– это:

трудовые поручения

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

игровые обучающие ситуации

Игровые, к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

игры с правилами

словесные игры

игры-воображения

игры-шутки

сюжетно-ролевые игры

сюрпризные моменты

Формы работы(Слайд № 9,10)

 При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

• организованная непосредственно образовательная деятельность;

• совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

• самостоятельная деятельность ребенка;

• познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

• наблюдения за трудом взрослых;

• коммуникативная деятельность;

• чтение художественной литературы;

• художественно-творческая деятельность;

• игровая деятельность;

• моделирование;

• целевые прогулки и экскурсии;

• культурно-досуговая деятельность;

• экскурсии и встречи с людьми разных профессий;

• встречи с интересными людьми;

• живой пример окружающих взрослых.

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. 

 Продуманная развивающая предметно-пространственная среда, откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит каждому ребенку в действии познакомиться в доступной форме с профессиями.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:(Слайд № 11)

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Можно оформить специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, действовать.

Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Я представлю вашему вниманию несколько центров:

- «Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий нашего города и края, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.(Слайд №12)

Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа должна быть представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка:(Слайд № 13)

- Центр «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.(Слайд № 14)

- Центр «Фермерское хозяйство». Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в нашем крае.:(Слайд № 15)

- Центр «Машиностроение» представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.

- Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.(Слайд № 16)

- Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.

- Центр «Служба уборки». Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.(Слайд № 17)

Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологические особенности дошкольников. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.(Слайд № 18)

 Константин Дмитриевич Ушинский писал:

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».(Слайд № 19)

 И действительно, выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека.

А делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.

Уважаемые коллеги, современный педагог - это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Спасибо за внимание.

2. Практическая часть

Введение:

- Сегодня мне хотелось бы предложить Вам, уважаемые коллеги, игры и упражнения, которые помогут Вам:

а) актуализировать имеющиеся знание о мире профессий,

б) настроиться на повышение своей профессиональной компетентности в области ранней профориентации,

в) пополнить Вашу профессиональную копилку для работы с детьми.

Упражнение "Похвали себя"

Инструкция: 

- Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.

Обсуждение:

- Поделитесь, как Вам было при выполнении этого упражнения?

Очень важно человеку знать и никогда  не забывать о своих достоинствах, так как именно они помогают нам не "падать" духом, воодушевляют на новые достижения, формируют нашу положительную самооценку.

- Когда мы, взрослые знаем и умеем правильно учитывать свои сильные стороны и достоинства, мы сможем научить этому и наших детей. Ведь самопонимание, самосознание ребенка формируется именно через отношение к нему близких взрослых: родителей и педагогов.

Разминка (для групповых ответов)(Слайд № 20)

- Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахером)

- Кто погружается в работу с головой? (водолаз, дрессировщик тигров)

- Кто горит на работе? (пожарный)

- Кто работает со вкусом? (дегустатор (в переводе с лат. - "отведыватель")

- Какой водитель смотрит на землю с высока, парит в облаках? (пилот, летчик, космонавт)

- Кто работает играючи? (актер, музыкант - исполнитель)

- Кто живет и работает припеваючи? (певец)

- Человек, работающий с напряжением, это ... Кто? (электрик)

- Кто может взять в тески? (Столяр)

- Профессиональный позёр - это ...Кто? (натурщик, модель)

- Как называю профессионала, набивающего цену молотком? (аукционист - ведущий аукциона)

- Кто из учёных ворон считает? (орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение)

- Какой специалист мягко стелет? (горничная в гостинице)

- Самый сладкий мастер? (кондитер)

- Зверский доктор - это ... Кто? (ветеринар)

 Игра «Головоломка»(Слайд № 21)

Инструкция: необходимо разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия.

РВАЧ = В- - - (медработник)- врач

ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)-актер

КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)- клоун

МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)- маляр

СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)- санитар

ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)- скотовод

КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)- директор

Задание: "Подбери синонимы"(Слайд № 22)

Инструкция:необходимо придумать синонимы к современным профессиям в списке.  

Список профессий

- педагог - …учитель, преподаватель;

- врач - …лекарь, доктор;

- стоматолог - …дантист, зубной врач;

- портниха - …швея;

- сторож - …охранник;

- воспитатель - …наставник;

- летчик - …пилот;

- космонавт - …астронавт;

- шофер - …водитель;

- повар - …кулинар»

- экскурсовод - …гид;

- рудокоп - …шахтер.

Задание:  «Профессии   21 века»

Инструкция:

 - На одной карточке даны описания  самых необычных профессий будущего. Ваша задача выбрать из предложенного списка,   соответствующую описанию профессию:
ИТ-медик, разработчик BIG DATA, организатор интернет –сообществ, сетевой юрист, проектировщик нанотехнологических материалов, цифровой лингвист.

1) Специалист с хорошим знанием ИТ, создает  базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для  лечебного и диагностического оборудования.

2) Специалист, который проектирует систему сбора и обработки  больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает  интерфейсы сборки  и сами аналитические  модели.

3) Специалист по организации  и моделированию электронных форумов, игровых   образовательных площадок  в Сети.

4) Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы  правовой защиты человека и собственности  в Интернете (включая виртуальную собственность).

5) Профессионал, занимающийся моделированием   свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических  материалов   с помощью цифровых технологий. Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.

6) Профессионал, разрабатывающий  лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе  сематический поиск в Интернете) и новые  интерфейсы общения между  человеком  и компьютером  на естественных языках.

Правильные ответы проверяются после выполнения при демонстрации слайда:

Профессии   21 века

ИТ-медик

Специалист с хорошим знанием ИТ, создает  базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для  лечебного и диагностического оборудования

Разработчик BIG DATA

Специалист, который проектирует систему сбора и обработки  больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает  интерфейсы сборки  и сами аналитические  модели.

Организатор интернет –сообществ

Специалист по организации  и моделированию электронных форумов, игровых  образовательных площадок  в Сети.

Сетевой юрист

Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы  правовой защиты человека и собственности  в Интернете (включая виртуальную собственность).

Проектировщик нанотехнологических материалов

Профессионал, занимающийся моделированием   свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических  материалов   с помощью цифровых технологий..Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.

Цифровой лингвист

Профессионал, разрабатывающий  лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе  сематический поиск в Интернете) и новые  интерфейсы общения между  человеком  и компьютером  на естественных языках.

Игра: «Закончи пословицу»

Инструкция: каждой команде нужно прочитать начало пословицы и в течение 2 минут сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер - … (такова и работа)».

«Тяжко тому жить, … (кто от работы бежит)».

«Словами туда и сюда, … (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)».

«Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)»

«Красна птица оперением, ... (а человек – рукоделием)».

Задание №3Упражнение «Реклама»

Инструкция:

- Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.

Каждой команде раздаются  карточки с одной из профессий: экскурсовод, дизайнер, парикмахер, стоматолог. На столах находятся листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, вырезки из журналов, музыкальные инструменты. Каждая команда рекламирует свою профессию.

3.Заключительная часть. Подведение итогов семинара. Рефлексия

Все участники семинара- практикумаобменялись  своими впечатлениями о прошедшем семинаре, обсудили проблемные вопросы, повысили свой теоретический и практический уровень знаний.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар практикум для начинающих воспитателей

Семинар - практикум для начинающих воспитателей  является  формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...

Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"

Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа

Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...