Семинар-практикум для воспитателей: «Поговорим о профессиях»
методическая разработка
Семинар- практикум для воспитателей: "Поговорим о профессиях"
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольног возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи: расширить и обобщить представления педагогов о формах и методах активизации познавательного интереса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых; способствовать развитию профессионально– творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование: ноутбук,интерактивная доска для просмотра презентации, мяч для групповой работы, списки современных профессий, карточки с названием профессии, карточки с пословицами, листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, цветная бумага.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pogovorim_o_professiyah_seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №67
ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Семинар- практикум
Тема: «Поговорим о профессиях»
Воспитатель МБДОУ № 67
г. Ставрополя
Короткова Юлия Васильевна
Семинар- практикум для воспитателей: "Поговорим о профессиях"
Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольног возраста с профессиями взрослых людей.
Задачи: расширить и обобщить представления педагогов о формах и методах активизации познавательного интереса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых; способствовать развитию профессионально– творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
Оборудование: ноутбук,интерактивная доска для просмотра презентации, мяч для групповой работы, списки современных профессий, карточки с названием профессии, карточки с пословицами, листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, цветная бумага.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: воспитатели дошкольного образования.
Ход семинара - практикума
1. Теоретическая часть
Если человек не знает,
К какой пристани он держит путь,
Для него ни один ветер не будет попутным
Философ Сенеки
Уважаемые педагоги, сегодня у нас будет очень интересная тема. Мы с вами поговорим о профессиях.
Профессия –основное занятие человека, его основная деятельность. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Какова же история возникновения профессий? В эпоху первобытных людей, когда не существовало разделения труда, не было и профессий. По мере развития общества между людьми возникали рыночные отношения и появилась специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками, кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда. Появились профессии. В настоящее время мир профессий очень широк и разнообразен. Меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. Появляются новые профессии и исчезают старые. Причины появления новых профессий - высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий. Общество требует развития особой гражданской позиции - социально-активного типа личности. В связи с этим встает необходимость ознакомления дошкольников с современными профессиями.
Профессия может объединять несколько специальностей. Врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д. Учитель- истории, географии, математики и т.д. Инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности.(Слайд №3)
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС ДО. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.
Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников.
Но дошкольное учреждение – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.
На данном этапе создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.(Слайд №4)
По типу взаимоотношения человека и объекта действия можно выделить 5 видов профессий. (Слайд №5)
Классы профессий | «Человек-человек» | «Человек-техника» | «Человек-знаковая система» | «Человек-художественный образ» | «Человек-природа» |
Виды профессий | Связанные с медицинским обслуживанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой (врач, учитель, психолог, продавец, юрист, Журналист…) | Связанные с созданием конструкций, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники (инженер, строитель, водитель, летчик, электрик…) | Связанные с текстом, цифрами, формулами и таблицами, чертежами, схемами, звуковыми сигналами (програм-мист, математик, экономист, статистик) | Связанные с созданием художественных произведений, проектированием, моделированием, с воспроизведением изделий по эскизам (дизайнер, архитектор компози-тор, актер, скульптор) | Связанные с изучением живой и неживой природы, уходом за животными и растениями, с лечением заболеваний растений и животных (эколог, агроном, ветеринар, генетик..) |
Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще.
Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность, в том числе.
С какими профессиями необходимо знакомить детей в разных возрастных группах?(Слайд №6, 7)
В младших группах происходит знакомство с трудом близких взрослых, понятными им профессиями людей, которые детей окружают: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, медсестра (врач), повар, продавец, шофёр.
В средних группах добавляются профессии шофера, почтальона, врача и знание о профессиях родителей.
В старших группах детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, обувщик, сварщик. Каменщик, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народно-прикладного искусства, результатами их труда. Дети играют в магазин, аптеку, поликлинику. Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему транспорт совершенствуются знания Правил дорожного движения. В играх дети стараются изобразить профессии родителей.
Детей седьмого года жизни продолжают знакомить с профессиями родного города. В сюжетно-ролевых играх изображают работу членов семьи, быт, труд людей, героическое прошлое и настоящее нашей Родины. Расширяются представления о разных специальностях (на самолете летают пилоты, на пароходе есть капитан, штурман, матрос, кок и т.д.).
Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами задачу познакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того,
чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется - введение дошкольников в профориентацию.
В работе по реализации данного направления, задача педагога - найти те эффективные средства, формы, методы работы, которые бы привели к эффективному результату.
Методы работы(Слайд № 8)
Чтобы у дошкольников возник интерес к работе взрослых и труду вообще, нужно использовать разнообразные методы:
•Наглядные (живые образы, к которым относятся:
экскурсии
наблюдения
дидактические пособия
рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.
просмотр видеозаписей
• Словесные, которые включают:
художественное слово
рассказ воспитателя
беседы
малые фольклорные формы
проблемные ситуации
высказывания и сообщения
• Практические– это:
трудовые поручения
обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.
игровые обучающие ситуации
• Игровые, к которым относятся:
дидактические игры
игровые упражнения
игры с правилами
словесные игры
игры-воображения
игры-шутки
сюжетно-ролевые игры
сюрпризные моменты
Формы работы(Слайд № 9,10)
При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:
• организованная непосредственно образовательная деятельность;
• совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;
• самостоятельная деятельность ребенка;
• познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;
• наблюдения за трудом взрослых;
• коммуникативная деятельность;
• чтение художественной литературы;
• художественно-творческая деятельность;
• игровая деятельность;
• моделирование;
• целевые прогулки и экскурсии;
• культурно-досуговая деятельность;
• экскурсии и встречи с людьми разных профессий;
• встречи с интересными людьми;
• живой пример окружающих взрослых.
Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды.
Продуманная развивающая предметно-пространственная среда, откроет возможность для индивидуального раскрытия ребенка, его интересов и возможностей, позитивной социализации, научит взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, позволит каждому ребенку в действии познакомиться в доступной форме с профессиями.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:(Слайд № 11)
-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;
-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;
-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;
- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;
- подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);
- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;
- выпуск настенной газеты, посвящённой профессиям взрослых;
- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;
- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр.
Можно оформить специальные центры по ознакомлению с трудом взрослых с игровыми модулями, сюжетно-ролевыми играми, дидактическими играми, наглядным материалом. В центрах ребенок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, действовать.
Каждый центр представляет собой специальную развивающую предметно-пространственную среду с учётом специфики каждой возрастной группы детей и создаёт условия для игрового сюжета. Я представлю вашему вниманию несколько центров:
- «Центр профессий» предполагает знакомство детей с многообразием профессий нашего города и края, помогает представить, какими могу быть профессии будущего. Дидактические игры позволяют познать их особенности, расширить свои представления о них.(Слайд №12)
- Центр «Строители» - представлен строительными конструкторами, игровым материалом. Каждая группа должна быть представлена определёнными профессиями в соответствии с ООП – от строителя дома, до архитектора. На игровых участках дети строят с помощью песка:(Слайд № 13)
- Центр «Спасательная служба» представлен уголками юного пожарного.(Слайд № 14)
- Центр «Фермерское хозяйство». Важным составляющим компонентом такого центра является трудовая деятельность детей в огородах и цветниках ДОУ, которые расположены рядом с участком. Игровая деятельность выстраивается с учётом традиций людей, живущих в нашем крае.:(Слайд № 15)
- Центр «Машиностроение» представлен игровыми центрами в группе, макетами, папками «Lapbook», конструкторами разного вида.
- Центр «Медиа» позволяет детям открывать себя в роли ведущих, журналистов, фотографов, авторов книг и т.п. Результатом деятельности данных является сьёмка сюжетов, выпуск газет, создание интерактивных папок.(Слайд № 16)
- Центр «Банк» создаёт условия для знакомства с профессией банка, умением считать, планировать, экономить.
- Центр «Служба уборки». Основная цель центра – воспитание экологической культуры у детей, формирование осознанного и ответственного отношения к окружающей среде. В центре дети знакомятся с тематикой вторичного использования мусора, проблемами сортировки и уменьшения количества бытовых отходов.(Слайд № 17)
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведение художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психологические особенности дошкольников. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.(Слайд № 18)
Константин Дмитриевич Ушинский писал:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет».(Слайд № 19)
И действительно, выбор профессии по душе – одно из слагаемых счастливой жизни человека.
А делать выбор гораздо легче, когда представлено большое многообразие материала для выбора и отведено достаточно времени на размышления.
Уважаемые коллеги, современный педагог - это педагог профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. Желаю вам успехов в работе, креативности, творчества. Спасибо за внимание.
2. Практическая часть
Введение:
- Сегодня мне хотелось бы предложить Вам, уважаемые коллеги, игры и упражнения, которые помогут Вам:
а) актуализировать имеющиеся знание о мире профессий,
б) настроиться на повышение своей профессиональной компетентности в области ранней профориентации,
в) пополнить Вашу профессиональную копилку для работы с детьми.
Упражнение "Похвали себя"
Инструкция:
- Возьмитесь за руки, образовав круг, и, начиная со слова «Я», похвалите себя. Например, я – честный. При этом необходимо передать мячик соседу справа.
Обсуждение:
- Поделитесь, как Вам было при выполнении этого упражнения?
Очень важно человеку знать и никогда не забывать о своих достоинствах, так как именно они помогают нам не "падать" духом, воодушевляют на новые достижения, формируют нашу положительную самооценку.
- Когда мы, взрослые знаем и умеем правильно учитывать свои сильные стороны и достоинства, мы сможем научить этому и наших детей. Ведь самопонимание, самосознание ребенка формируется именно через отношение к нему близких взрослых: родителей и педагогов.
Разминка (для групповых ответов)(Слайд № 20)
- Перед кем все люди снимают шапки? (парикмахером)
- Кто погружается в работу с головой? (водолаз, дрессировщик тигров)
- Кто горит на работе? (пожарный)
- Кто работает со вкусом? (дегустатор (в переводе с лат. - "отведыватель")
- Какой водитель смотрит на землю с высока, парит в облаках? (пилот, летчик, космонавт)
- Кто работает играючи? (актер, музыкант - исполнитель)
- Кто живет и работает припеваючи? (певец)
- Человек, работающий с напряжением, это ... Кто? (электрик)
- Кто может взять в тески? (Столяр)
- Профессиональный позёр - это ...Кто? (натурщик, модель)
- Как называю профессионала, набивающего цену молотком? (аукционист - ведущий аукциона)
- Кто из учёных ворон считает? (орнитолог, специалист, изучающий птиц и их распространение)
- Какой специалист мягко стелет? (горничная в гостинице)
- Самый сладкий мастер? (кондитер)
- Зверский доктор - это ... Кто? (ветеринар)
Игра «Головоломка»(Слайд № 21)
Инструкция: необходимо разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия.
РВАЧ = В- - - (медработник)- врач
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия)-актер
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия)- клоун
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий»)- маляр
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник)- санитар
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия)- скотовод
КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник)- директор
Задание: "Подбери синонимы"(Слайд № 22)
Инструкция:необходимо придумать синонимы к современным профессиям в списке.
Список профессий
- педагог - …учитель, преподаватель;
- врач - …лекарь, доктор;
- стоматолог - …дантист, зубной врач;
- портниха - …швея;
- сторож - …охранник;
- воспитатель - …наставник;
- летчик - …пилот;
- космонавт - …астронавт;
- шофер - …водитель;
- повар - …кулинар»
- экскурсовод - …гид;
- рудокоп - …шахтер.
Задание: «Профессии 21 века»
Инструкция:
- На одной карточке даны описания самых необычных профессий будущего. Ваша задача выбрать из предложенного списка, соответствующую описанию профессию:
ИТ-медик, разработчик BIG DATA, организатор интернет –сообществ, сетевой юрист, проектировщик нанотехнологических материалов, цифровой лингвист.
1) Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.
2) Специалист, который проектирует систему сбора и обработки больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели.
3) Специалист по организации и моделированию электронных форумов, игровых образовательных площадок в Сети.
4) Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете (включая виртуальную собственность).
5) Профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых технологий. Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии.
6) Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе сематический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.
Правильные ответы проверяются после выполнения при демонстрации слайда:
Профессии 21 века
ИТ-медик | Специалист с хорошим знанием ИТ, создает базы физиологических данных и управляет ими, создает программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования |
Разработчик BIG DATA | Специалист, который проектирует систему сбора и обработки больших массивных данных, получаемый через Интернет, разрабатывает интерфейсы сборки и сами аналитические модели. |
Организатор интернет –сообществ | Специалист по организации и моделированию электронных форумов, игровых образовательных площадок в Сети. |
Сетевой юрист | Специалист, занимающийся формированием нормативно-правового взаимодействия в Сети (в том числе в виртуальных мирах), разрабатывающий системы правовой защиты человека и собственности в Интернете (включая виртуальную собственность). |
Проектировщик нанотехнологических материалов | Профессионал, занимающийся моделированием свойств, прогнозированием жизненного цикла нанотехнологических материалов с помощью цифровых технологий..Высокопрофессиональный программист с хорошим знанием по нанофизике и нанохимии. |
Цифровой лингвист | Профессионал, разрабатывающий лингвистические системы сематического перевода ( перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации ( в том числе сематический поиск в Интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках. |
Игра: «Закончи пословицу»
Инструкция: каждой команде нужно прочитать начало пословицы и в течение 2 минут сформулировать (додумать) её окончание.
«Какой мастер - … (такова и работа)».
«Тяжко тому жить, … (кто от работы бежит)».
«Словами туда и сюда, … (а делами – никуда)
«Труд кормит, … (а лень – портит)».
«Кто любит трудиться, … (тому без дела не сидится)»
«Красна птица оперением, ... (а человек – рукоделием)».
Задание №3Упражнение «Реклама»
Инструкция:
- Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Я предлагаю вам заняться маркетингом, а товаром станет та или иная профессия.
Каждой команде раздаются карточки с одной из профессий: экскурсовод, дизайнер, парикмахер, стоматолог. На столах находятся листы ватмана, маркеры, фломастеры, клей - карандаш, вырезки из журналов, музыкальные инструменты. Каждая команда рекламирует свою профессию.
3.Заключительная часть. Подведение итогов семинара. Рефлексия
Все участники семинара- практикумаобменялись своими впечатлениями о прошедшем семинаре, обсудили проблемные вопросы, повысили свой теоретический и практический уровень знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Методы, приемы и формы работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....
Семинар практикум для начинающих воспитателей
Семинар - практикум для начинающих воспитателей является формой методической работы приеменяемой в Школе молодого воспитателя. Содержание семинара - практикума направлено на обучение педаг...
Годовой семинар практикум для старших воспитателей и воспитателей "Реализация ИКТ - технологий в прцессе формирования социокультурных норм"
Семинар. Использование информационно-коммуникативных технологий в реализации образовательной области "социально-коммуникативное развитие" (Октябрь 2018)Обзорная экскурсия "Создание усло...
Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...
Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
laquo;Организация двигательной активности детей на прогулке»...
«Профессиональный стандарт педагога, как инструмент реализации ФГОС ДО» семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей Уссурийского городского округа
Профессиональный стандарт педагога – в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Немудрено: наступило время, когда профессиональные стандарты из рекомендаций стали обяз...
Семинар-практикум для младших воспитателей "Роль младшего воспитателя в формировании здорового образа жизни дошкольников"
https://youtu.be/X-3oz-jP7CY...