Долгосрочный проект во второй младшей группы: "Театр в жизни ребенка"
проект (младшая группа)
Паспорт проекта
Вид проекта: | долгосрочный, групповой, творческий, ролевой, игровой. |
Тема проекта:
| «Театр в жизни ребенка» театрализованная деятельность. |
Авторы проекта: | Боброва А.Г., Лапина А.А. |
Участники проекта: | Дети второй младшей группы «Птенчики», родители воспитанников, воспитатели группы. |
Срок реализации проекта: | с 02.10.2023г. по 30.04.2024г. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_teatr_v_zhizni_rebenka.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «ЛАСТОЧКА»
Долгосрочный проект второй младшей группы №5 театрализованная деятельность
«ТЕАТР В ЖИЗНИ РЕБЕНКА».
Авторы проекта: |
Боброва А.Г. |
Лапина А.А. |
2023-2024 учебный год
Содержание
Структура проекта
- Паспорт проекта
- Цели и задачи проекта
- Предполагаемый результат
- Основные этапы реализации проекта
- Заключение
- Список литературы, интернет ресурсов
Перспективное планирование по театрализованной деятельности с детьми во второй младшей группе (3-4 года)
Приложения
- Паспорт проекта
Вид проекта: | долгосрочный, групповой, творческий, ролевой, игровой. |
Тема проекта: | «Театр в жизни ребенка» театрализованная деятельность. |
Авторы проекта: | Боброва А.Г., Лапина А.А. |
Участники проекта: | Дети второй младшей группы «Птенчики», родители воспитанников, воспитатели группы. |
Срок реализации проекта: | с 02.10.2023г. по 30.04.2024г. |
Пояснительная записка.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС –это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду, может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.
Выразительность речи у детей развивается в течение всего дошкольного возраста. Привычку к публичной речи можно воспитывать в человеке только путем привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность всегда радует детей и пользуется у них неизменной любовью. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, т.к. участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дошкольников имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького ребенка, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Для младших дошкольников характерно принятие действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребенок усваивает нормы поведения, принятые в мире взрослых. Только яркие художественные образы, запоминающиеся, увлекательные сюжеты, близкие жизненному опыту ребенка, становятся основой для детской игры.
Актуальность проекта:
Театр – благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем.
Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. У детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. Происходит формирование основных качеств личности.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является игра и театрализованные игры.
Участвуя в них, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, развивается диалогическая речь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.
Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, для целенаправленной, систематической работы над поставленными годовыми задачами ДОУ нами выбрана работа над проектом «Театр в жизни ребенка».
Гипотеза: если использовать систематически в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка улучшится.
- Цели и задачи проекта.
Цель проекта: приобщать к сказкам посредством различных видов театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего дошкольного возраста. Создать условия для реализации годовых задач ДОУ через театрализованную деятельность.
Задачи проекта:
- создать предметно-развивающею среду, способствующую развитию интереса к театрализованной деятельности;
- формировать представление о различных видах театра;
- привлекать детей к совместной театрализованной деятельности;
- развивать речь, воображение и мышление;
- помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. развивать у детей художественно- речевые исполнительские способности – выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер сказки;
- воспитывать у детей положительных черт характера (отзывчивости, доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- привлечение родителей к активному участию в театрализованных праздниках и развлечениях.
Театрализованная деятельность в детском саду включается в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности, образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, а также помогает выполнению задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:
Социально-коммуникативное развитие:
- воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- воспитание культуры познания сверстников и взрослых (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);
Речевое развитие:
- содействие развитию монологической и диалогической речи;
- овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами);
- обогащение словаря: образных выражений, сравнения, эпитетов, антонимов и др.;
Художественно-эстетическое развитие:
- Создание выразительного художественного образа;
- Приобщение к литературе, музыке, фольклору;
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
- Развитие воображения;
- Приобщение к совместной деятельности по моделированию декораций, атрибутов, элементов костюма;
Познавательное развитие:
- наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре-драматизации);
- обеспечения взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
- развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
- развитие памяти, обучение умение планировать свои действия для достижения результата.
Физическое развитие:
- выразительность исполнения основных видов движений;
- развитие общей и мелкой моторики: координация движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
- согласование действий и сопровождающей их речи;
- умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа.
Ожидаемый результат:
Посредствам театрализации у детей:
- воспитывается эмоционально-положительное отношение к театру, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- обогащается речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, развивается эмоциональная выразительная речь;
- формируется навык общения;
- Разовьются интересы и способности, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
- дети должны научиться пользоваться настольным и пальчиковым театром;
- сформировать умение передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами;
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный:
- Изучение литературы по теме;
- Выявление представление детей о театре;
- Разработка проекта в группе: «Театр в жизни ребенка».
- Определение целей и задач.
- Опрос родителей «Любите ли Вы театр?»
6. Наглядная информация для родителей: «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
7.Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
8. подборка упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов.
9. артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника.
10. речевых, пальчиковых игр, этюдов;
11. подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации).
Подготовка предметно пространственной среды является очень важной составляющей театрализованной деятельности и для того, чтобы она была успешной, необходимо, чтобы среда обеспечивала все интересы и задачи по приобщению детей к театру. При ее построении необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка, интересы, склонности, предпочтения, а также развитие любознательности и творческих способностей.
2 этап – основной.
- проведение образовательной деятельности с детьми по проекту педагогами и родителями, согласно плану (в течении дня и во время проведения режимных моментов);
- консультации для родителей «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей, оформление папок-ширм по теме проекта;
- привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек.
- Распределение заданий между родителями (сшить костюмы, связать героев сказок, пополнить уголок различными театрами: настольным, пальчиковым, магнитным; изготовить ширму для кукольного театра).
5) Знакомимся со сказками:
Сказка «Теремок»
- Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра;
- рассказывание сказки вместе с детьми с использованием настольного театра;
- коллективная аппликация «Теремок»;
- игры с кубиками «Собери сказку»;
- дидактические игры: «Загадаю - Отгадаю»
- подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «У медведя во бору».
- использование картинки - раскраски к сказке «Теремок».
Сказка «Колобок»
- Рассказывание сказки «Колобок» с показом театра на фланелеграфе ;
- лепка «Репка»;
- имитационные упражнения;
- дидактическая игра «Мои любимые сказки»;
- драматизация сказки «Репка»;
- разучивание пальчиковой игры: «Репка»
- использование картинки - раскраски к сказке «Репка».
Сказка «Заюшкина избушка»
- рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с показом «театр на палочке»;
- рисование «Избушка»;
- НОД по ФЭМП с использованием театрализованной деятельности;
- рассказывание сказки детьми с имитацией действий;
- упражнение «Изобрази героя»;
-дидактическая игра: Кукольный театр на столе по сказке.
- подвижные игра: «Лисонька – лиса».
- использование картинки -раскраски к сказке «Заюшкина избушка».
Сказка «Курочка Ряба»
- рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба» с показом кукольного театра;
- разучивание танцевальных движений из танца « Кура Ряба и цыплята»;
- пение детских песенок «Куд-куд. Кудах –тах-тах-тах-тах..»;
- ряженье в костюмы;
- дидактическая игра: Театр на магнитах «Курочка Ряба»
- подвижные игра «Курочка и цыплята»;
- использование картинки -раскраски к сказке «Курочка Ряба».
- показ сказки «Курочка Ряба»
Содержание деятельности
Беседы с детьми:
- «Что такое театр»;
- «Театральные секреты»;
- «Настоящие актеры»;
- «Любимые сказки»;
- «Любимые мультфильмы»;
- «Твой любимый герой сказки».
Речевые упражнения на обогащения словарного запаса:
- «Один-много»;
- «Назови ласково»;
- «Большой-маленький».
Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, пальчиковые, речи двигательные игры, мимические этюды:
- «Заяц испугался»;
- «Голодный злой волк»;
- «Добрая белочка»;
- «Лисичка подслушивает» и т.д.
Игровые упражнения:
- «Мы артисты» (имитация движения под музыку: мишка косолапый, зайки-попрыгайки, лошадки и т.д.).
Упражнения на интонационную выразительность:
- «Я хитрая лиса»;
- «Я грустный заяц», и т.д.
Чтение русских народных сказок, пересказ отрывков либо полностью сказок с помощью взрослого.
Игры-загадки: «Угадай о ком я говорю?».
Подвижные игры:
- «Вороны и собачка»;
- «Мыши и кот»;
- «Мишка косолапый»;
- «Лиса и куры» и т.д.
Настольный театр (показ воспитателя).
Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Дидактические игры и упражнения:
- «Веселый-грустный», «Покажи настроение», «Собери сказку», «Расскажем сказку вместе» и т.д.
Игры-ситуации:
- «В гости к нам пришел зайчонок», «У медвежонка день рождения» и т.д.
Взаимодействие с родителями:
1. Опрос родителей «Читаете детям сказки?»
2. Наглядная информация для родителей:
«Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста».
4. Консультация «Чем полезна сказка?»
5. Изготовление ширмы «Кукольный театр»
6. Изготовление и пошив костюмов для инсценировки
7. Помощь в организации домашних кукольных представлений.
3 этап- заключительный.
1. Выставка работ родителей.
2. Развлечение по русским народным потешкам, инсценирование сказки «Курочка Ряба».
3. Показ сказок: «Репка», «Колобок».
Условия проведения работы:
1.Содержательность и разнообразие тематики;
2.Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов;
3.Речевой образец (типичные сказочные выражения, повторяющиеся песенки, четкая композиция текста);
4.Работа над содержанием, образами сказки после ее чтения, обдумывание характеристик, особенностей литературных героев (лисичка хитрая, заяц боязливый и т.д.);
5.Использование приемов активизации и совершенствования речевой деятельности детей (воспроизведение детьми небольших диалогов персонажей, рассказывание отдельных эпизодов сказок, потешек).
Для успешной реализации задач проекта обязательное условие – создание предметно-развивающей среды. Таким образом, системная работа по театрализованной деятельности оказалась эффективной и:
- Помогла повысить интерес детей к театрализованной игре; вызвала желание детей выступать перед сверстниками, раскрепостил стеснительных ребят;
- Научила детей согласовывать свои действия с действиями других детей - героев сказки;
- Способствовала развитию связной диалогической речи;
- Помогла активизировать речь детей, окрасил речь эмоционально;
- Способствовала освоению различных интонаций – просьбы, вопроса, удивления, суждения, (дети научились передавать эмоциональное состояние человека, персонажей – мимикой, позой, жестами, движениями);
- Помогла развлечь детей и развить фантазию;
Дети стали в свободное время также использовать настольный театр в своих играх – разыгрывать знакомые сказки, придумывать свои истории от первого лица. Также использование настольного театра сблизило детей в совместной деятельности, развило коммуникативные навыки.
3.Предполагаемый результат проекта:
Для детей:
- Развиваются творческие способности: умение перевоплощаться, передавать характер персонажа, импровизировать, брать на себя роль, мимика и жесты становятся более разнообразными;
- Дети чаще используют настольный театр в своей игровой деятельности, а также как часть сюжетно-ролевых игр;
- Разовьются интересы, у застенчивых детей появится уверенность в себе, желание выступать перед сверстниками;
- Совершенствуется речь: расширяется и активизируется словарный запас детей; вырабатывается правильный темп речи, интонационная выразительность, развивается диалогическая и монологическая форма речи, улучшается грамматический строй речи.
Для родителей:
- Проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду;
- Оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ;
- Активные участники проекта.
Для педагогов:
- Более тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
4.Основные этапы реализации проекта
Сроки и этапы реализации | Содержание деятельности | Планируемый результат |
1.Подготовительный Цель: выявить степень знаний о видах театров (октябрь 2023г.) | 1.Анализ имеющихся знаний у родителей (анкетирование Приложение №1). 2.Анализ имеющихся знаний у детей (беседа по теме «Что такое театр?» Приложение №2) | 1.Оценка уровня знаний детей и родителей. 2.Заинтересованность детей и родителей в творческой и игровой деятельности. |
2.Проектировочный Цель: разработка системы по внедрению театрализованных игр в непосредственно-непрерывную образовательную деятельность (октябрь 2023г.) | 1.Подбор и изучение методической литературы по данной теме. 2.Создание и подбор необходимого материала для реализации проекта. 3.Составление перспективного плана работы – «Неделя театра» на первые два месяца проекта, и на весь период работы по данному направлению (Приложение №3). 4.Подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборника речевых, пальчиковых игр, этюдов (Приложение №4). 5.Подготовка оборудования для реализации данного проекта (различные виды настольного театра, декорации). | 1.Расширение знаний среди участников образовательных отношений в данном направлении. 2.обеспечение всех участников образовательных отношений необходимым методическим и дидактическим материалом. |
3.Практический Цель: внедрение в непосредственно непрерывную образовательную деятельность эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников видах театров (ноябрь 2023г. – апрель 2024г.) | Реализация проекта через: С детьми (Приложение 2): 1.беседы: - «Театральные секреты», - «Любимые сказки», - «Настоящие актеры», - «Твой любимый герой сказки», - «Любимый мультфильм», - «Любимая сказка». 2.дидактические игры: - «Собери картинку», - «Какая сказка?», - «Назови героя сказки». 3.подвижные игры: - «Гуси – лебеди», - «Колобок», 4.рассматривание иллюстрационного материала по темам: - «Русские народные сказки», - «Сказки Уральских писателей», - «Сказки народов мира». С родителями (Приложение 9): - консультации для родителей: «Театрализованные игры, как средство эмоционально-личностного развития детей», «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста», «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театрализованные игры и речь детей», «Развитие речи детей по средствам театрализованной деятельности». - оформление папки – передвижки «Театра своими руками». - привлечение родителей к чтению и разыгрыванию по ролям детских сказок и потешек. - оформление фотоальбома «Мамины сказки». - изготовление масок и атрибутов к русским народным сказкам. | 1.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательно - коммуникативных навыков, 2.Активное участие родителей в реализации проекта |
4.Аналитический Цель: выявление степени успешного изучения материала (апрель 2024г.) | 1.Определение эффективности реализации проекта, 2.Анализ успехов и ошибок, 3.Определение удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг через проведение анкетирования, 4.Театрализованное развлечение совместно с родителями «Играем в сказку»: показ сказки «Теремок». | 1.Оценка удовлетворенности всех участников образовательных отношений. 2.Оказание помощи детям, недостаточно освоившим материал |
5.Контрольно-коррекционный Цель: корректировка проведенной работы (май 2024г.) | 1.Проведение коррекции недочетов, возникших при реализации проекта, 2.Установление причины возможных проблем и разработка пути их решения, 3.Постановка детьми сказки «Колобок», «Теремок» с помощью настольного театра (для родителей группы и детей младших групп). | 1.планирование работы по возникшим противоречиям. |
5.Заключение
Целенаправленная и планомерная работа в течение года по развитию творческих способностей детей, показала, что, театрализованная деятельность, игры-драматизации, и частые выступления на сцене перед зрителями способствовали реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Тем самым была подтверждена гипотеза, что театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Понимая значение театрализованной деятельности в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста использовать ее и дальше в своей работе, создавать условия для развития творческой активности, приобщать к театральной культуре, обеспечить ее взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших детей интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
6.Список литературы, интернет ресурсы:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой;
- Губанова Н.Ф., «Театрализованная деятельность дошкольников»; Москва «Вако» 2007;
- Петрова Т.И., Сергеева Е.Я., Петрова Е.С., “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.;
- Маханева М.Д., “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.;
- Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г., “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.;
- Штанько И.В.,“Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.;
- Сорокина Н.Ф., Милаванович Л.Г., “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.;
- http://festival.1september.ru/articles/589214/;
- http://www.maaam.ru/detskijsad/teatralizovanaja-dejatelnost-v-dou.html;
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/teatralizovannye-igry-v-mladshey-gruppe.
Итоги проекта:
1. У родителей появился интерес к театру и совместной театрализованной деятельности.
2. Пополнение театрального уголка.
3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах.
4. У детей сформировано представление о различных видах театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности во второй младшей группе «Театр и мы»
Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей… ” (Б. М. Теплов) Цель проекта: соз...
Проект во второй младшей группе «Театр для малышей»
Проект во второй младшей группе «Театр для малышей»...
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"
Долгосрочный проект во второй младшей группе "Времена года"...
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Тропинка в природу»
Реализация данного проекта предусматривается в младшей группе нашего дошкольного учреждения. Основными участниками проекта являются дети, их родители, педагоги.В данном д...
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»
Долгосрочный проект во второй младшей группе «Здравствуй, Зимушка-зима»Продолжительность проекта: (долгосрочный).Тип проекта: практико-ориентированный.Вид проекта: групповой.Возраст: ...
Краткосрочный проект во второй младшей группе «Театр для малышей»
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с и...
Долгосрочный проект для детей младшей группы «Театр в жизни ребѐнка»
Актуальность проекта Театр — благодатный и ничем незаменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребѐнок познает сердцем. Дошкольный возраст — в...