Технология развития критического, инженерного мышления у детей дошкольного возраста «Наш друг с планеты ТИКО» Конспект занятия в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель – развивать творческие и изобретательские способности детей.
Задачи:
- расширить представление детей о космосе, планетах;
- развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости
- совершенствовать диалогическую форму речи, высказывать свою точку зрения;
- воспитывать трудолюбие, добросовестное и ответственное отношение к выполняемой работе, умения сотрудничать с другими детьми.
Образовательные:
- Формировать умение узнавать и называть геометрические фигуры, классифицировать их по заданным свойствам
- Закрепить умение работать с технологическими картами.
- Закрепить навыки прямого порядкового и обратного счета.
Развивающие:
- Развивать навыки моделирования из конструктора «Тико».
Воспитательные:
• развивать конструктивные навыки и умения;
• формировать у детей познавательной и исследовательской активности;
• развивать мышление и умение анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
• формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов с помощью ТИКО конструктора, работать по схемам.
• формировать умение выстраивать последовательность создания внеземной цивилизации.
• развивать творческие способности, креативность и эстетический вкус;
• воспитывать самостоятельность и уверенность в себе;
• воспитывать взаимопомощь , доброжелательное отношение друг к другу,
• воспитывать любовь к своей планете.
Материал:
• раздаточный – наборы ТИКО-конструктора, схемы построек;
• демонстрационный – картинки, фотографии моделей; схемы - космической ракеты, деревьев.
Оборудование:
• Ноутбук, экран, проектор
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dlya_mo_maksimova_an_okonchat._var-t.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 179» города Чебоксары Чувашской Республики
Технология развития критического, инженерного мышления у детей дошкольного возраста
«Наш друг с планеты ТИКО»
Конспект занятия в старшей группе
для воспитателей
города Чебоксары
Подготовила
воспитатель
Максимова А.Н.
Чебоксары, 2024
Цель – развивать критическое, инженерное мышление у детей дошкольного возраста.
Образовательные:
-Расширить представление детей о космосе, планетах;
-Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность;
-Формировать умение узнавать и называть геометрические фигуры;
-Продолжать формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов с помощью ТИКО конструктора, работать по схемам;
-Закрепить навыки обратного порядкового счета.
Развивающие:
-Развивать конструкторские навыки, умение моделировать на плоскости;
- Развивать навыки моделирования из конструктора «Тико»;
- Развивать мышление и умение анализировать предмет, выделяя его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
-Развивать творческие способности, креативность;
Воспитательные:
-Воспитывать самостоятельность и уверенность в себе;
-Воспитывать взаимопомощь, желание помочь друг;
-Воспитывать любовь к своей планете.
Материал:
• звезда гелевая с конструктором;
• звезды на футболках;
• «космический мусор»;
• слово СПУТНИК;
• изображение предметов, необходимых в космосе;
• бумажная модель космонавта для опыта;
• раздаточный: схемы построек кораблей, животных; маски-скафандр;
листы бумаги; цв. карандаши;
• демонстрационный – экран
Оборудование:
• Ноутбук, проектор
• наборы ТИКО-конструктора
• столы и стулья детские
• таз с водой
Предварительная работа:
рассматривание фотографий, иллюстраций к книгам о космосе, беседы о планете Земля, строительство космических кораблей из модулей и конструкторов, разгадывание загадок, рисование космических объектов, чтение стихотворений.
Ход занятия:
Дети в зале встают в круг. Приветствие.
Педагог:
Солнышко, солнышко, в небе свети!
(дети тянутся руками верх, встают на носочки)
Яркие лучики нам протяни.
(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)
Руки мы вложим в ладоши твои.
(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)
Нас покружи, оторвав от земли.
(Кружатся парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок
(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок
(образовывают круг)
С песнями водим мы хоровод.
Солнышко с нами по кругу идет.
(Идут по кругу)
Хлопают радостно наши ладошки,
(хлопают в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки.
(Идут быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой
(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)
Мы же на место встанем с тобой
(тихо, спокойно остаются на своих места)
Раздается громкий звук SOS.
Дети смотрят на экран проектора. Появляется изображение робота. Робот Дока рассказывает о поломке корабля и просит детей помочь ему. Дока передает детям конструктор ТИКО. Конструктор «спускается» на воздушном шаре в виде серебристой звезды.
Педагог: Ребята, поможем роботу?
Дети: Да!
Педагог: Что нужно, чтобы отправиться в космос?
Дети: ракета, скафандр, специальное снаряженье.
Педагог: Ребята, сегодня вы будете настоящие инженеры-космонавты.
Посмотрите, здесь есть конструкторское бюро для построения ракет.
Ребята, как вы думаете одной ракеты достаточно?
Дети: Нет, нас много и в одну ракету не поместимся.
Педагог: Один человек может сконструировать ракету?
Дети: да
Педагог: Верно, может, но это займёт много времени.
А так, как вы ребята дружные, вы объединитесь в команды и сделаете ракеты быстрее.
Дети с помощью маленьких звёздочек объединяются в малые подгруппы для выполнения задания. Затем проходят в космическое конструкторское бюро (столы), которое находится в зале.
Каждая подгруппа выбирает схему для конструирования самостоятельно и
конструируют ракету. Каждая команда рассказывает о своей ракете в процессе работы (какие геометрические фигуры использовали для изготовления).
Педагог наблюдает за действиями детьми. Оказывает индивидуальную помощь, отмечает успехи конкретных детей, хвалит за конкретные действия, призывает оказывать помощь товарищам. С детьми, которые конструируют по схеме, анализирует схему по примерным вопросам:
— Какие детали понадобятся?
— Сколько прямоугольников?
— Сколько треугольников?
Вопросно-ответное общение
- А вы знаете, как называют людей, которые строят ракеты?
— Ракетостроители!
- Вы сейчас настоящие ракетостроители!
Педагог: Ракеты готовы, и я предлагаю вам отправиться на первую планету. Для этого нам нужно надеть скафандры. Скафандр тяжёлый его могут надевать только тренированные, выносливые люди. Что бы мы смогли надеть такой скафандр нам надо потренироваться, сделать зарядку.
Космическая зарядка:
Будем очень мы стараться
Дружно спортом заниматься
Бегать быстро, словно ветер
Плавать лучше всех на свете
Приседать и вновь вставать
И гантели поднимать
Станем сильными и завтра
Всех возьмут нас в космонавты.
Педагог: Надеваем воображаемые скафандры. Вот сейчас мы готовы к полёту и можете занять места в ракете. (надевают маски-скафандр) Дока отправится вместе с нами. Чтобы полететь на ракете, мы произнесём обратный отсчёт все вместе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0, Поехали.
На экране в это время включается картинка взлетающей ракеты, затем включается картинка с изображением планеты Марс.
Педагог: Ребята, мы приземлились на какую-то планету. Что это за планета, кто знает? Марс. Отстегиваем ремни и прогуляемся по планете.
Педагог: Ребята, оказывается, что на планете Марс космические пираты разрушили взлетную полосу на ракетодром, нужно ее восстановить. На экране появляется картинка дорожки из различных геометрических фигур. Дети должны запомнить последовательность фигур и составить дорожку из фигур, лежащих на 1 столе.
Дети выкладывают дорожку из геометрических фигур и проверяют по картине на экране.
Упражнение «Строим взлетную полосу».
Педагог: Ребята, вы справились с первым заданием и батарейка космического корабля Доки начала заражаться (экран)
Дети «летят» на следующую планету. Садятся на стульчики, пристегиваются и начинают обратный отсчет.
Педагог: Ребята, мы прилетели на вторую планету. Это Юпитер - самая большая планета.
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
Педагог: Ребята, сколько же здесь мусора. Что мы можем сделать, чтобы на планете не было мусора?
Дети: Придумать ловушки для космического мусора.
Дети подходят ко 2 столу. Воспитатель предлагает придумать ловушки для космического мусора и зарисовать их.
Педагог: Ребята, вы справились со вторым заданием и батарейка космического корабля Доки зарядилась еще больше (экран).
Педагог: Я предлагаю отправиться дальше. Занимаем свои места в ракете и даем обратный отсчет.
Космические туристы отправляются к следующей планете.
Педагог: Ребята, мы прилетели на планету Сатурн. Предлагаю выйти из ракеты и прогуляться по планете.
Дети отстегивают ремни безопасности и ходят по залу.
У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Педагог предлагает ребятам надеть «шапку размышлений», потому что он хочет проверить их смекалку.
Игра «Подбери предмет».
На 3 столе лежат различные предметы, названия которых начинаются с определенных букв. Дано слово СПУТНИК. Дети должны придумать на каждую букву слова любой предмет, необходимый в космосе, выбрать его из представленных, и доказать, что этот предмет действительно необходим. (Например, скафандр. Это одежда космонавта. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции).перчатки, Уран, тюбик с едой, наушники, иллюминатор, космический корабль или кислород.
Педагог: молодцы, ребята. Вы снова справились с заданием и заряд батареи корабля увеличился. Отправляемся дальше.
Дети садятся на стулья, пристегиваются и начинают обратный отсчет.
Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету - ведь другой, похожей, нету!
Педагог: Ребята, вот мы и вернулись на свою планету Земля.
Педагог: Ребята, чтобы заряд батареи корабля был полным, я вам предлагаю ответить на вопрос «Правда ли, что в космосе рост человека увеличивается»?
Ответы детей
Опыт «Рост человека в космосе».
Педагог: Ребята, предлагаю подойти к последнему столу и провести опыт. Что произошло? Почему?
Педагог: Ребята, какие вы молодцы, вы справились со всеми заданиями. Батарейка корабля Доки полностью зарядилась и Дока может вернуться на свою планету ТИКО.
На экране появляется робот Дока, который сообщает, что батарея полностью заряжена и он может отправляться на свою планету. Благодарит детей за помощь.
Педагог: Ребята, что же мы подарим гостю на память о нашей зеленой планете?
Дети: можно сделать модель дерева или цветок и подарить ее жителям планеты ТИКО. Еще можно построить модель животного.
Педагог: Итак, задача всем ясна?
Дети (хором): Да!
Звучит музыка. Дети конструируют по замыслу или по схемам за 4 столом.
Педагог: Дети, подарки для Доки закончены?
Педагог: Дока, внимание, к отправке готовсь!
Педагог: Внимание! Внимание! Слушайте мою команду! Приготовиться к запуску ракеты! Давайте вместе отсчет: 5,4,3,2,1, Пуск!
Дети смотрят на экран. Видео взлета ракеты
Дети кричат: Ура!
Педагог: Ребята, на каких планетах мы сегодня побывали?
Что вам понравилось?
Что нового вы узнали?
Ответы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)...
«Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...
Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...
« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»
В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...
Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в ми...
"Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста"
По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер о...