«Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО»
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО»
(Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработки новых технологий обучения и воспитания детей. Сегодня я вас познакомлю с новой технологией.
Но прежде хочу задать Вам несколько простых, но очень интересных вопросов:
• За чем вода в стакане? (за стеклом)
• В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
• В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
• Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
• У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (сообразительность, креативность, внимание, мышление)
Это и есть приемы логического мышления. Как вы считаете, зачем логика ребенку, взрослому? (развивает внимание, учит мыслить ясно и четко, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе)
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, способного нестандартно мыслить и самостоятельно создавать новые технические формы, а значит владеющего основами инженерного мышления. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству.
В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: "ИНЖЕНЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…".
Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, конструкторов "Лего" и даже роботов.
Конструирование в детском саду было всегда, но в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход, который будет способствовать развитию исследовательской, творческой активности детей, умению наблюдать, экспериментировать, а значит формировать и развивать элементы инженерного мышления детей.
Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования и развития инженерного мышления, является конструктор ТИКО.
ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе.
Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников.
Актуальность работы с ТИКО: обеспечение развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень. Также конструирование с ТИКО способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии.
В настоящее время ТИКО комплектуется в виде 10 наборов, рассчитанных для игр детей дошкольного и школьного возраста.
Все детали конструктора соединяются между собой с помощью шарнирных соединений, позволяющих одной детали вращаться вокруг другой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Кроме того, появляется возможность конструирования бесконечного множества игровых фигур (от дорожки и забора до коттеджа, ракеты, корабля и т.п.) и геометрических объемных фигур (от трех-, четырех-, пяти-, шести-, восьмигранных призм и пирамид).
Использование современного ТИКО-конструктора, на наш взгляд, позволяет знакомить с геометрическими фигурами, с основным спектром цветов, кроме того развивает творческие способности, формирует навыки пространственного, абстрактного и логического мышления, развивает мелкую моторику пальцев рук, благодаря необычному соединению, также формирует умение следовать образцу. Кроме того, данный конструктор позволяет осуществлять как плоскостное конструирование, так и объемное. Поэтому сконструировать можно бесконечное количество игровых фигур, что вызывает желание и интерес со стороны ребенка к этому конструктору. Возможности этого конструктора можно перечислять бесконечно, существует несколько видов данного конструктора, но это уже отдельная тема.
Для работы необходимы карты по ТИКО – моделированию.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию элементов инженерного мышления с помощью конструирования способствует всестороннему развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)...
Конспект ННОД по формирование первичных инженерных компетенций у детей дошкольного возраста с использованием конструктора Cuboro в условиях ДОУ
Конспект ННОД для детей 5-7 лет по теме «Строим лабиринт для мышонка»...
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...
Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...
« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»
В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...
Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в ми...
"Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста"
По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер о...