Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)
В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_inzhenernogo_myshleniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пасаман Г.Ф.
Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В настоящее время дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Что же такое инженерное мышление? Инженерному мышлению дается следующее определение: "Инженерное мышление - это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…".
Формула инженерного мышления такова: знания, умения, опыт в профессиональной деятельности плюс способность к самостоятельной работе, находчивость, изобретательность, творческий подход, ответственность, умение анализировать, прогнозировать. Инженерное мышление – активная форма творческого мышления.
Инженерно-техническое образование в детском саду строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Придерживаясь содержания основной образовательной программы ДОУ, мы разработали свои подходы к техническому образованию дошкольников, которые предполагают, что дети могут реализовать свой потенциал при условии целенаправленного, последовательного и непрерывного педагогического воздействия.
Новые тенденции в дошкольном образовании делают необходимым изучение как теоретических вопросов возрастосообразности и корректности постановки задач развития инженерного мышления и приобщения детей к инженерно-техническому творчеству, так и исследования влияния «технологий» и программ развития предпосылок инженерного мышления на познавательную сферу дошкольников. Целью выполненного исследования было выявить особенности познавательного развития старших дошкольников, обучающихся по программам развития инженерного мышления.
Чтобы ребенок развивался, необходимо правильно организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Младший и средний дошкольный возраст - это самое удачное время для развития предпосылок инженерного мышления и стоит начать с конструктивно-модельной деятельности и технических творческих развивающих игр Б. П. Никитина: «Танграм», «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Кирпичики».
Детское конструирование играет важную роль в формировании творческой личности дошкольника. Оно соответствует интересам и потребностям ребенка. Под детским конструированием понимается создание конструкций и моделей из строительного материала и деталей различных конструкторов. Сооруженные дошкольниками постройки активно используются в игровой деятельности, где решаются конструктивные задачи, которые развивают у детей техническое и инженерное мышление.
Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.
Конструктивно-модельная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструктивно-модельной деятельности и развитии творческих технических способностей дошкольники легко усваивают многие знания, умения и навыки:
∙ Развиваются пространственное и инженерное мышление и конструктивно-модельные способности ребенка. Ребёнок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
∙ Развивается образное мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что
∙ деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях. ∙ Развивается мелкая моторика, глазомер. Все это крайне получится.
∙ Развивается речь дошкольников, расширяется словарный запас, поскольку конструктивно-модельная деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных важно для дальнейшего развития инженерного мышления.
∙ Формируются такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
∙ Конструктивно-модельная деятельность и развивающиеся творческие способности предоставляют большие возможности для фантазии, воображения и позволяет дошкольнику чувствовать себя творцом
Дети, набираясь конструктивного опыта, реализуют свои технические решения, проявляют находчивость и изобретательность, экспериментируют, а затем совершенствуют свои постройки. Все это является задатками технического, а затем и инженерного мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)...
«Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста при использовании конструктора «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Жизнь наших детей протекает в быстро меняющемся мире, в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современное общество требует воспитать человека творческого и креативного, спос...
Каркасное конструирование как метод развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста
В статье отображены виды конструирования от простого к сложному. Рассказано кратко об усовершенствовании каркасного конструирования, о его пользе и значении в развитии математических способносте...
« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»
В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...
"Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста"
По данным правительства РФ, сфера инженерии и технологии – сфера наибольшего дефицита российского общества, все звенья образовательной цепи ставят перед собой цель – развитие данных сфер о...
Консультация для педагогов «Возможности развития инженерного мышления у детей дошкольного возраста».
Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного м...