Преемственность целей воспитания на уровне дошкольного и начального образования; Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
учебно-методическое пособие
Данный материал направлен на помощь студентам и педагогам дошкольного, начального образования. В таблице четко выписаны задачи воспитания детских садов и школ по каждому направлению.
Также выписаны из проф. стандарта педагогическая деятельность (функции) и критерии которыми должен обладать педагог в написании образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность целей воспитания на уровне дошкольного и начального образования
Общая цель воспитания | |
Дошкольное образование | Начальное общее образование |
Личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. | Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. |
Патриотическое направление воспитания. 1) Цель патриотического направления воспитания — содействовать формированию у ребёнка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 2) Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания., нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. 3) приобщение к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины | Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. |
Духовно-нравственное направление воспитания. 1) Цель духовно-нравственного направления воспитания — формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. 2) Ценности жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно нравственного направления воспитания. 3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детской взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. | Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. |
Социальное направление воспитания. 1) Цель социального направления воспитания — формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребёнок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. усваиваются ребёнком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. | Социального направления воспитания — развитие ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. Главная задача социального воспитания младших школьников — дать позитивный опыт общения с другими людьми, научить корректно себя вести и правильно действовать в разных ситуациях. |
Познавательное направление воспитания. 1) Цель познавательного направления воспитания — формирование ценности познания. 2) Ценность познание лежит в основе познавательного направления воспитания. 3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребёнка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребёнка. 4) Значимым является воспитание у ребёнка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. | Познавательное воспитание ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. |
Физическое и оздоровительное направление воспитания. 1) Цель физического и оздоровительного воспитания — формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. 2) Ценности жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. | Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. |
Трудовое направление воспитания. 1) Цель трудового — воспитания формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. 2) Ценность труд лежит в основе трудового направления воспитания. 3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия. | Трудового воспитания основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. |
Эстетическое направление воспитания. 1) Цель эстетического направления воспитания — способствовать становлению у ребёнка ценностного отношения к красоте 2) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить | Эстетического воспитание способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. Является становление основ эстетической культуры личности и способности к эстетическому освоению действительности. |
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ
Трудовые функции | критерии |
Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования | Знать специфику дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; владение знаниями закона «Об образовании в Российской Федерации» , ФОП, ФГОС. Знать структуру программы и уметь проектировать этапы её реализации. Возрастными особенностями детей, владеть методиками, Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; Современные тенденции развития дошкольного образования. Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста |
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации | САНПИН Психологические особенности и физиологические возможности ребёнка на всех возрастных ступенях дошкольного возраста. Также важны знания о методах и средствах психолого-педагогического просвещения детей и родителей |
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами. | Знание и умение ориентироваться ФОП, ФГОС, в своей программе образовательного учреждения, знания методик, знание образовательных областей, возрастных особенностях, режимные моменты по САНпин. Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской) использование здоровьесберегающих технологий |
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста | Знания авторов и умение подобрать диагностику по возрастным особенностям, уметь анализировать и подводить итоги, на выходе каждому ребенку составлять индивидуальный образовательный маршрут. |
Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста | После проведение диагностики, в том числе специалистов , полученный результат изучает, педагог должен уметь корректировать и подбирать индивидуальный маршрут для каждого ребенка учитывая выводы специалистов. |
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями | Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития | Постоянно развиваться, проходить курсы повышения квалификации, узнавать современные тенденции в воспитании и развитии детей, умение работать с детьми овз. |
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья | Умение: анализировать обстановку в группе; устанавливать доверительные отношения с детьми, участвовать в совместной деятельности; организовывать совместные сюжетно-ролевые игры; создавать яркую и красочную предметную среду; формировать единую систему традиций и ценностей. Также важно сотрудничать с родителями воспитанников, делать их полноценными участниками воспитательного процесса. |
Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов | Создать интересную развивающую среду, обеспечить периодичность сменяемость материала, организовывать развивающие центры; создавать уголок уединение |
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей | Умение определять индивидуальных особенностей каждого ребенка, построение индивидуального маршрута, и создание психологического комфорта для каждого ребенка. |
Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | Педагог должен проявлять уважение к индивидуальным вкусам и привычкам детей; поощрять активность и творческие начинания; обеспечивать благоприятную атмосферу; предлагать альтернативы. Создавать и своевременно изменять предметно-пространственную развивающую среду. Предоставлять детям возможность выбора различных форм деятельности: Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей |
Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства | Педагог должен уметь планировать различные виды деятельности и общения детей; организовывать и проводить творческие игры (сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные и режиссёрские) и игры с правилами (подвижные и дидактические) Организовывать посильный труд и самообслуживание.; организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование); организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста; анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей; разрабатывать методические материалы на основе примерных с учётом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников. Создавать в группе предметно-развивающую среду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательно-образовательной работы по реализации основной общеобразовательной программы на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с детьми седьмого года жизни подготовительной группы.
Сентябрь 02.09.2013 – 27.09.2013...

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования старшей группы комбинированной направ
Содержание психолого-педагогической работпо освоению детьми образовательных областей в ходе взаимодействия с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образо...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Обеспечение психолого-педагогических условий - залог успеха реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Презентация доклада по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ....

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН:"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО"ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ....

Всероссийская профессиональная олимпиада работников дошкольного образования «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ДОУ в условиях профессионального стандарта педагога»
Олимпиада для педагогов....

Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для груб общеобразовательной направленности детей от 2 до 7 лет в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Программа направлена на формирование физических качеств дошкольников, имеет приоритет оздоровительной направленности, направлена на физическую подготовку дошкольников к школе, на профилактику на...