Методическая разработка"В стране добрых сказок"
методическая разработка (младшая группа)

Шмидт Татьяна Ивановна

Сказка — это духовное богатство нашей культуры, ребёнок с самого раннего возраста познает родной народ, его культуру. Они учат доброму отношению к людям: сопереживанию, доброте, жалости, желание помогать друг другу. Если сказка удачно выбрана, если ее прочитать с интонационной выразительностью, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_strane_dobryh_skazok.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка 

«В стране добрых сказок».

 «Чтение сказок – тропинка, по которой,

умный, думающий воспитатель
находит путь к сердцу ребенка».
/В.А. Сухомлинский./

Актуальность

Детство – самая прекрасная и беззаботная пора. Множество открытий готовит каждый шаг ребёнка, каждый его прожитый день. Он видит мир в цветах и ярких красках. Жизнь маленького человека состоит из фантазий, игр и ярких образов, которыми он украшает окружающий мир.

Сказка — это духовное богатство нашей культуры, ребёнок с самого раннего возраста познает родной народ, его культуру. Они учат доброму отношению к людям: сопереживанию, доброте, жалости, желание помогать друг другу. Если сказка удачно выбрана, если ее прочитать с интонационной выразительностью, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Большинство русских народных сказок передают ребёнку уверенность в своих силах, они помогают ему понять, что добро всегда побеждает зло. Именно через сказку дети приобщаются к таким понятиям, как «Что такое хорошо и что такое плохо», а также первоначальными представлениями о дружбе и предательстве, смелости и трусости, а значит, происходит заложение основ моральных и духовных ценностей. Сказки несут в себе самую первую информацию об отношениях между людьми. Благодаря сказкам у ребенка формируются дар переживать и сострадать, а также радоваться за другого человека.

Читая сказки малышам, я заметила, что многие дети не знают и не любят их слушать, не все дети умеют общаться друг с другом. Нежелание делиться игрушками также вызывает у детей далеко не положительные эмоции. Неохотно дети идут на выручку товарищу, который оказался в сложной ситуации. У детей слабо выражены такие чувства как сопереживание, жалость.

Я поняла, что сказка ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям гораздо легче и доступнее получить нравственный навык и сформироваться как индивид. Данная проблема подтолкнула меня на изучение темы «Сказка – как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста».

Поэтому я твёрдо убеждена, что работу по духовно – нравственному развитию детей младшего дошкольного возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам.

Прежде чем начать работу, была поставлена цель: изучение народной сказки, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника, воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других духовно-нравственных качеств.

Работа по данной теме велась по следующим направлениям:

  • первое направление - работа с родителями;
  • второе направление - обогащение развивающей предметно-пространственной среды;
  • третье направление - работа с детьми; итоговое мероприятие с детьми ООД «В стране добрых сказок»

Чтобы понять почему дети не любят сказки, решила провести анкетирование с родителями. Оказывается, что многие родители не всегда читают сказки своим детям, ссылаясь на свою занятость. Им проще дать ребенку телефон, планшет, ноутбук, ведь сейчас в интернете можно найти все, что хочешь. Не всегда полезную информацию ребенок может посмотреть самостоятельно. В основном они смотрят разные мультфильмы, играют в игры «стрелялки», «страшилки» и т п. Спрашивала: какие они читают сказки своим детям, на, что многие родители затруднялись ответить. У некоторых родителей мало книг «Зачем? Ведь есть телефон» - отвечали они. А ведь именно с раннего дошкольного возраста идет формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека. Именно поэтому я считаю, что уже с младшего дошкольного возраста предстоит продемонстрировать малышу нравственную сущность каждого содеянного поступка. А что как не сказка и контакт со сказкой может помочь в реализации этой проблемы?

Также родителям были предложены разные консультации, беседы, оформлены папки - передвижки: «Как воспитывать в детях доброту», «Духовно- нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»; консультации: «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль русской народной игрушки в нравственном воспитании дошкольников»; рекомендации: «Как знакомить ребенка с родным краем», Нравственно - патриотическое воспитание в семье».

Предметно-развивающая пространственная среда имеет большое значение для развития маленьких детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Поэтому это направление и являлось следующим этапом в моей работе.

В группе при участии родителей был оформлен центр духовно- нравственного воспитания «Колосок». В нем размещен необходимый материал:

  • тематические папки по темам: «Моя семья», «Дом, в котором я живу», «Моя любимая мамочка», «Мой поселок» и др;
  • материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы декоративно - прикладного искусства, предметы старины, русские игрушки;
  • дидактические игры, настольно – печатные игры, в которых можно закрепить знания по темам.

Созданы условия для проведения сюжетно – ролевых игр и необходимая атрибутика.

Совместно с родителями пополнена библиотека группы «В гостях у сказки» красочными книгами с русскими народными сказками. На родительском собрании мною были отмечены родители, которые приняли участие в пополнении библиотеки.

В работе по ознакомлению детей со сказками использую наиболее результативные методы формирования духовно-нравственных качеств:

#1047;накомство детей с содержанием сказки;

2. Привлечение детей к активной деятельности (изобразительная деятельность по мотивам сказок, выставки рисунков, поделок)
3. Инсценирование сказки.

Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой:

  • Чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
  • Рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
  • Выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики, здесь воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
  • Беседа по сказке - большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание духовно-нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д.

Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:

Нравится ли вам герой сказки?

Что сделал герой сказки?

Какой поступок он совершил?

Как герой повёл себя по отношению к другим героям?

Как вы поступаете по отношению к родителям? (проводится аналогия поступков),

А вы слушаетесь родителей? и т.п.

В своей работе часто использую драматизацию. В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. Дети с большим удовольствием надевают костюмы, каждый хочет быть в разной роли. Ходят как мишки, как лисички и т д. Учу четко проговаривать все слова, при этом не забываем интонацией выражать свои чувства. Такой вид восприятия сказки я применяю и на занятиях. К продуктивным методам можно отнести рисование, аппликацию, лепку, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.

Опыт работы обобщила на уровне ДОУ, муниципальном уровне семинаре - практикуме «Современные подходы организации работы по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС», провела мероприятие с детьми -организованную образовательную деятельность «В стране добрых сказок».

Анализируя свое мероприятие, можно отметить, что задачи, которые были поставлены перед детьми, соответствуют их уровню развития и возрастным особенностям, построено с учетом подбора средств, методов и приемов с целью достижения планируемых результатов.

Использовала такие методы как:

- создание игровой мотивации (приветствие «Доброе утро»);

-словесный – «Сказочные вопросы», рассказ педагога, беседа, загадки;

- игровой –, словесная игра «Что такое хорошо и что такое плохо»;

- наглядный – слайдовая демонстрация по сказкам.

На занятии предусмотрена интеграция различных видов деятельности: общение со взрослым и сверстниками, ситуативный разговор, игровая, музыкальная, познавательная, двигательная (подвижная игра «Зайка серенький сидит»).

Организованная образовательная деятельность началась с приветствия «Доброе утро», положительного настроя на работу, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей деятельности. Переход от одного вида деятельности к другой позволил вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Дети сами являлись участниками игровых моментов и активными помощниками во время ООД, что позволяло сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. Основная часть была проведена с использованием ИКТ, дети наблюдали все задания на экране. Использование мультимедийной презентации и видеосообщений от «почтальона Печкина», «доктора Айболита», иллюстраций к знакомым сказкам, сюжетных картинок, игр обеспечивало высокую активность, работоспособность детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных задач.

Опираясь на знания детей, задавала проблемные вопросы: «Определите, какой герой добрый, какой злой? Какой волк? Какая лиса?». Всем детям предоставлялась возможность выдвигать свои предположения.

На протяжении всего занятия использовалась партнерская форма отношений: взрослый – партнер всегда рядом с детьми вместе, в кругу, обеспечивалась «обратная связь» с детьми: своевременное реагирование на снижение интереса, оказывалась поддержка каждому ребенку (подбадривание и помощь неуверенному, одобрение- успешно справившемуся).

Думаю, что выбранная мной форма организованной - образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Поставленные в ООД были задачи выполнены. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее, не выходя за рамки времени- 15 минут.

Направленность работы по данной теме в целом, позволило ребятам отличать хорошие поступки от плохих, иметь представление о добре и зле.

Занятие соответствовало уровню развития детей данного возраста, дети успешно справились с заданиями, получили благодарность, тем самым получив удовлетворение от результатов своей деятельности. В перспективе планирую продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию через различные формы работы с детьми и родителями.

Многие родители поменяли свое отношение к чтению сказок. Они стараются чаще читать с детьми, прекрасно понимают и тот факт, что сказка играет важную роль в жизни ребенка, способствует нравственному развитию ребёнка. Родители заметили, что дети приходя из детского сада рассказывают много сказок, с радостью их пересказывают.

Вывод: в перспективе планирую продолжать работу по духовно- нравственному воспитанию через различные формы работы с детьми и родителями.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методов, приемов, технологий, а также с предметно - развивающей пространственной средой, духовно- нравственное воспитание ребенка будет полноценным и эффективным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Добро и Зло»

Методическая разработка по теме:                     «Добро и Зло»Цель: Формирование нравственных це...

Методическая разработка: Конспект "Будим добрыми расти"

Развитие связной речи детей для детей раннего возраста на основе сюжета русской народной сказки «Колобок»....

Методическая разработка: Конспект "Будим добрыми расти"

Развитие связной речи детей для детей раннего возраста на основе сюжета русской народной сказки «Колобок»....

Методические разработки к проекту "Добро"

Беседы, игры, рассказы к проекту...

Методическая разработка "В стране добрых волшебников"

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:            1. Разучивание песни «Как только подрасту»....

Увлекательное занятие "В страну добрых сказок"

Дети попадают в волшебную страну и,  выполняя различные  задания, спасают сказочных героев от злого Беспорядка....

В страну добрых сказок» Организованная образовательная деятельность с детьми 5 - 6 лет Воспитатель: Чередина Ольга Николаевна

Воспитание нравственных качеств у дошкольников через использование психолого - педагогических технологий....