Конспект непрерывно-образовательной деятельности "В поисках посуды"
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

- формировать связность, непрерывность высказывания;

- дифференцировать понятия «чайная», «кухонная», «столовая» посуда;

- активизировать творческие способности.

Коррекционно-развивающие:

- работать над увеличением продолжительности речевого выдоха;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание;

- способствовать развитию зрительного гнозиса;

- развивать слуховое, зрительное внимание, память.

Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать умение работать в коллективе.      

Методы: практические, словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, демонстрационный экран, портативная колонка), музыкальные записи,  самовар, стол со скатертью, карта с обозначенными местами, столовая посуда, поднос, карточки с изображенными продуктами питания, карточки с изображением предметов, (сахарницы, масленки, хлебницы, перечницы, конфетницы, солонки),  массажные дорожки, индивидуальные зеркала, чайная посуда (чашки, заварник, блюдца, чайные ложки).

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Посуда», чтение художественных произведений К.И Чуковского «Федорино Горе» и  Г.Глушнева «Веселые тарелки», русской народной сказки «Лиса и кувшин», рассматривание предметных картинок по теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_poiskah_posudy.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №38»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности

«В поисках посуды»

для детей разновозрастной группы от 4 до 7 лет с общим недоразвитием речи

Подготовила:

Учитель-логопед Бобылева А.В.

Новомосковск

Цель: формирование лексико-грамматических категорий.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- расширять и активизировать словарь детей;

- закреплять и обобщать полученные знания и навыки;

- формировать связность, непрерывность высказывания;

- дифференцировать понятия «чайная», «кухонная», «столовая» посуда;

- активизировать творческие способности.

Коррекционно-развивающие:

- работать над увеличением продолжительности речевого выдоха;

- совершенствовать артикуляционную, общую и мелкую моторику;

- развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память,

зрительное и слуховое внимание;

- способствовать развитию зрительного гнозиса;

- развивать слуховое, зрительное внимание, память.

Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;

- воспитывать умение работать в коллективе.        

Методы: практические, словесные, наглядные, игровые.

Оборудование: мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, демонстрационный экран, портативная колонка), музыкальные записи,  самовар, стол со скатертью, карта с обозначенными местами, столовая посуда, поднос, карточки с изображенными продуктами питания, карточки с изображением предметов, (сахарницы, масленки, хлебницы, перечницы, конфетницы, солонки),  массажные дорожки, индивидуальные зеркала, чайная посуда (чашки, заварник, блюдца, чайные ложки).

Предварительная работа: разучивание физкультминутки «Посуда», чтение художественных произведений К.И Чуковского «Федорино Горе» и  Г.Глушнева «Веселые тарелки», русской народной сказки «Лиса и кувшин», рассматривание предметных картинок по теме.

Организационный момент

Логопед: Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть.

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Дети берутся за руки и передают друг другу улыбку.

Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на чаепитие. Присаживайтесь за стол.

Дети садятся за стол, на столе стоит самовар, и нет никакой посуды.

Основная часть

Логопед: Чаепитие – многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар. Первый самовар появился в Туле. Самовар -  это предмет народного быта, он предназначен для разогрева воды. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала. Сейчас я предлагаю разлить чай из нашего самовара по чашкам. Ребята, а во что же мы с вами нальем чай? Посуды – то нет.

Дети замечают, что нет никакой посуды.

Логопед: Может, самовар что-нибудь слышал или видел? Узнаем у самовара?

Дети: Да.

Логопед открывает крышку самовара, и изнутри издается голос.

Самовар: В моем царстве посуды все перемешалось. Поможете мне навести в нем порядок? Вот вам карта, она подскажет, в каком направлении двигаться.

Логопед: Ребята, никак не могу достать карту из самовара, вода в нем слишком горячая. Что можно сделать, чтобы остудить ее?

Дети: сильно подуть на нее.

Логопед: Правильно. Оставайтесь на своих местах, сделайте глубокий вдох и сильно-сильно подуйте на самовар.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Логопед: Вот теперь вода остыла, и я могу забрать нашу карту.

Дети вместе с логопедом рассматривают карту.

Логопед: Как вы думаете, куда мы с вами отправимся в первую очередь?

Дети: Туда, где стоит цифра 1.

Логопед: Тогда в путь!

Дети переходят к месту под цифрой 1.

Логопед: Посмотрите, сколько тут посуды. Выберете понравившийся вам предмет и расскажите, из чего он сделан. Я начну первая.  Это тарелка, она сделана из глины, значит, она глиняная.

Дети подходят к столу, где стоит кухонная посуда,  выбирают понравившийся предмет и называют материал, из которого он изготовлен.

Логопед: Как мы можем назвать одним словом эту посуду?

Дети: Столовая.

Логопед: Верно. Для чего она предназначена?

Дети: Для того, чтобы мы из этой посуды ели и пили.

Логопед: Правильно. Сейчас обратимся  к карте и посмотрим, куда нам дальше двигаться.

Логопед вместе с детьми рассматривает карту

Логопед: Ребята, куда мы отправляемся дальше?

Дети: Туда, где стоит цифра 2.

Логопед: Отправляемся туда! Но по пути мы с вами немного разомнемся.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Надули живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнулись над головой.

Легли на ковер, вытянулись.

Дети выполняют упражнение, а затем переходят к обозначенному месту.

Логопед: Вот мы и пришли, присядем за стол и немного отдохнем.

Дети садятся за столы, а перед ними карточки с изображенными предметами и  поднос с картинками.

Логопед: Перед вами карточки с разными предметами. Они перепутались и теперь не могут отыскать свою пару. Поможем им?

Дети: Поможем.

Логопед: Выберете на подносе  пару для предмета, изображенного на вашей карточке.

Дети выполняют задание, соединяя две картинки, как пазл.

Логопед: Посмотрим, что у вас получилось?

1-ый ребенок: Хлеб мы храним в хлебнице.

2-ой ребенок: Сахар мы храним в сахарнице.

3-ий ребенок: Масло мы храним в масленке.

4-ый ребенок: Соль мы храним в солонке.

5-ый ребенок: Конфеты мы храним в конфетнице.

6-ой ребенок: Перец мы храним в перечнице.

Логопед: Молодцы! Посмотрите, какие картинки еще остались на подносе?

Дети: Кастрюля, сковорода, дуршлаг, половник.

Логопед: Это какая посуда?

Дети: Кухонная.

Логопед: Совершенно верно. Для чего нам нужна эта посуда?

Дети: Эта посуда нам нужна для того, чтобы готовить пищу.

Логопед: Правильно. Обратимся к нашей  карте.

Логопед вместе с детьми рассматривает карту.

Логопед: На карте еще осталось место под цифрой 3. Вы догадались, что это за место?

Дети: Догадались.

Логопед: Тогда продолжаем путь!

Дети с логопедом приходят в обозначенное место по массажным дорожкам.

Логопед: Вот мы и на месте. Присаживайтесь за столы. Перед вами волшебные зеркала. Если мы правильно выполним артикуляционную гимнастику, то они нам раскроют тайну.

Дети выполняют артикуляционную гимнастику

Упражнение «Самовар» - покажите, какие толстые бока у самовара.

Упражнение «Блинчик» - сделать свой язык таким же плоским, как блинчик.

Упражнение «Вкусное варенье» - оближите губы, будто только что поели вкусное и сладкое варенье.

Упражнение «Чашечка»- сделайте язык в форме чашечки.

Логопед: Переверните свои зеркала. Что вы там увидели?

Дети: Чашку, блюдце, заварник.

Логопед: Какая это посуда?

Дети: Эта посуда чайная.

Логопед: Верно. Для чего нужна эта посуда?

Дети: Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай.

Логопед: Молодцы, правильно. Мы с вами вспомнили все виды посуды и теперь можем помочь  самовару навести порядок в его царстве?

Дети: Поможем.

Подходят к интерактивной доске с самоваром.

Логопед: Нас встречает Осколочек из  сказки «Красавица  и чудовище». Мне кажется, он хочет с нами поиграть. Смотрите внимательно на глаза Осколочка и своими глазами повторяйте движения, которые он выполняет.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

Логопед: Перед вами посуда разных видов. Найдите ей место, чтобы в царстве посуды самовара был порядок.

1-ый ребенок: Это кастрюля. Кастрюлю ставим в шкаф, потому что это кухонная посуда.

2-ой ребенок: Это чашка. Чашку ставим в гостиную, потому что это  чайная посуда.

3-ий ребенок: Это ложка. Ложку кладем на стол, потому что это столовая посуда.

4-ый ребенок: Это сахарница. Сахарницу ставим в гостиную, потому что это чайная посуда.

5-ый ребенок: Это сковорода. Сковороду мы ставим в шкаф, потому что это  кухонная посуда.

6-ой ребенок: Это тарелка. Тарелку ставим на сто, потому что это  столовая посуда.

Логопед: Молодцы, ребята! Как ловко вы справились. Самовар, ты теперь доволен?

Самовар: Да, спасибо вам, ребята, наконец – то в моем царстве порядок. Вы хорошо и дружно потрудились. И за это я вам подарю подарок.

Логопед достает поднос с чайной посудой.

Логопед: Спасибо тебе, самовар. Дети, из этой посуды мы можем пить чай?

Дети: Да,  можем.

Логопед: Что это за посуда?

Дети: Это чайная посуда.

Логопед: Правильно. О какой посуде мы еще говорили?

Дети: Мы говорили о кухонной и столовой посуде.

Логопед: Саша, какое задание было самым интересным для тебя? Эля, какие задания показались тебе трудными? Ребята, что нового вы узнали?

Дети отвечают на вопросы логопеда.

Логопед: Мне очень понравилось наше приключение. Я думаю, что теперь мы, наконец, можем приступить к чаепитию. Помогите мне сервировать стол.

Список литературы

1.Бардышева Т.Ю. Моносова Е.Н. тетрадь логопедических заданий. Подготовительная к школе группа. – Скрипторий 2003, 2017.-128  с.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Преодоление общего недоразвития речи.-М, 1995.-96 с.

3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях.-М.: ТЦ Сфера, 2018.-64 с.

4. Османова Г.А., Позднякова Л.А. Игра и упражнения для развития

общих речевых навыков. -С-Пб.: КАРО, 2007.-144 с.

5. Ткаченко Т.А. Если ребёнок плохо говорит.- С-Пб.: Акцидент, 1998.-112 с.

6. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника

4-6лет. –М.: Ювента, 2007.-24 с.

7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно- методические рекомендации .- М.: Дрофа, 2009.-189 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непрерывной образовательной интегрированной деятельности во 2 младшей группе на тему "три поросенка"

конспект непрерывной образовательной интегрированной деятельности во 2 младшей группе на тему "три поросенка"...

Конспект непрерывной образовательной изобразительной деятельности на тему «Наша улица осенью»

Конспект непрерывной  образовательной изобразительной деятельности  на тему «Наша улица осенью» для средней группы. (нетрадиционное рисование пленкой с пузырьками)...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности инструктора по физической культуре и педагога-психолога «Путешествие в Африку» для детей и родителей подготовительной к школе группы

Помочь родителям ощутить радость, удовольствие от совместной с ребёнком двигательной деятельности и понять полезность "гимнастики вдвоём"; развивать у детей и совершенствовать у родителей пс...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашние птицы» (с использованием познавательной технологии, и здоровьесберег

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное развитие» в группе раннего возраста на тему: «Домашни...

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на тему: «Стрелки у лука»

Конспект непрерывной образовательной совместной деятельности  в соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста на те...