Исследовательско-творческий проект «Народные традиции»
проект (старшая группа)

Бегунович Ирина Александровна

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с традициями русского народа, в частности с  праздником Ивана Купала, с привлечением к участию детей, родителей и педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл begunovich_proekt.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательско-творческий проект «Народные традиции»

Автор: Бегунович Ирина Александровна

Воспитатель

МКОУ «Школа-сад № 16 г. Алзамай»

Актуальность выбранной темы: Народные традиции являются значимыми элементами региональной культуры и представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона. Они позволяют раскрыть самобытность русского народа. Своевременное приобщение к национальным традициям способствует воспитанию у дошкольников патриотических качеств и формированию художественно-эстетического вкуса.

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно-нравственных качеств детей. Это всё обеспечивает социальную значимость данной темы.

 Одним из основных средств нрaвственно-патриoтического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с традициями русского народа, в частности с  праздником Ивана Купала, с привлечением к участию детей, родителей и педагогов.

Задачи проекта: Для детей:

Расширить представление детей о традициях и обычаях русского народа;

Закрепить и обогатить знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России;

Развивать у детей умение делать выводы, анализировать, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать в детях любовь, уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа; нравственно-патриотические качества.

Для педагогов:

Повысить профессиональную компетентность педагога в рамках патриотического воспитания.

Для родителей:

Повысить компетентность в вопросах «Народные традиции», «Празднование Ивана Купала на Руси»

Привлечь к участию в проекте.

Для социальных партнеров

Демонстрация мультфильма «В поисках цветка папоротника»

Рабочий план реализации проекта

1 этап – подготовительный

На первом этапе нашего проекта мы с ребятами решили поближе познакомиться с традициями русского народа, обычаями и празднованиями. Нам нужно было более подробно узнать  о празднике Ивана Купала! Для этого мы посетили библиотеку, где нам было рассказано о  народных традициях, существующих в настоящее время. Также дети решили расспросить родителей, бабушек о празднике Ивана Купала! Родители с удовольствием оказали нам свою помощь. Некоторые бабушки проявили желание посетить нашу группу и с большим вдохновением рассказывали об этом празднике…

2 этап – основной.

Для реализации проекта было приложено немало усилий.

Подготавливая атрибуты к мультфильму, дети работали во всех образовательных модулях программы STEM.

В образовательном модуле «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» проектировали костёр, в образовательном модуле «Математическое развитие» взвешивали два венка между собой, а также взвешивали один венок с помощью весовых пластинок, составляли цветок папоротника.  

В образовательном модуле «Экспериментирование с живой и неживой природой» взвешивали венок на чаше весов, узнали, тонет ли венок в воде, провели эксперимент «Может ли венок плыть в стоячей воде, или нужен ветер».

В образовательном модуле «LEGO-конструирование» конструировали растение (листья) папоротника, а в образовательном модуле «Робототехника» изготовили вентилятор.

В ходе обсуждения при выборе декораций и атрибутов для съёмок мультфильма дети составили костёр, изготовили озеро и цветок папоротника из бросового материала, а также научились плести венки.

3 этап – обобщающий.

В итоге, в образовательном модуле «Мультстудия «Я творю мир» создали мультфильм «В поисках цветка папоротника», который показали воспитанникам детского сада.

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое:

альбомы – «Народные праздники», «Обычаи русского народа» «Русская культура - праздники и традиции». «Ивана Купала - история празднования»

Познавательные книги по патриотическому воспитанию, детская художественная литература – устного народного творчества – сказки, потешки, песенки, пословицы.

Дидактические игры, подвижные народные игры.

STEM –оборудование:

1.Дидактическая система Ф. Фрёбеля:        Наборы Фрёбеля № 4, № 6

2.Математическое развитие:        Математические весы «демонстрационные», магнитный танграм, конструктор «Цветная мозаика», мозаика  «Геометрические  формы»

3.Экспериментирование с живой и неживой природой: ёмкость для воды, весы-чаша

 4.LEGO-конструирование: конструктор  LEGO, «строительные кирпичики»

5. Робототехника:         конструктор «MRT  1», диск с программным обеспечением, ноутбук

6. Мультстудия «Я творю мир»: ширма, штатив, телефон, световая лампа.

Информационное:

https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/  - Информационный ресурс открытого доступа: Ивана Купала- традиции и обычаи празднования» 

https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html  - «Русские традиции, обычаи и обряды в культуре народов России»

Предполагаемый результат:

Для детей:

У детей расширились представления о традициях и обычаях русского народа;

 Дети закрепили и обогатили знания о праздниках, которые принято отмечать в России;

У детей сформировано уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа

Для педагогов:

Организована большая часть родителей подготовительной группы для совместного участия в проекте.

 Для родителей:

Сотрудничество с детьми в деле воспитании патриотических чувств у детей станет более тесным и продуктивным.        

Приложение 1

Паспорт проекта

Наименование проекта

 «Народные традиции»

Разработчик проекта

Бегунович Ирина Александровна

Вид проекта

Исследовательско- творческий

Участники проекта

Руководитель проекта Бегунович Ирина Александровна, дети, родители воспитанников.

Социальные партнеры: городская библиотека.

Краткая аннотация проекта

Рассматривая иллюстрации с изображением народных традиций, дети проявили интерес к изображению «бросания венка в воду», вследствие чего решили познакомиться поближе с народными традициями, в частности празднования Ивана Купала

Актуальность

Народные традиции являются значимыми элементами региональной культуры и представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона. Они позволяют раскрыть самобытность русского народа.Своевременное приобщение к национальным традициям способствует воспитанию у дошкольников патриотических качеств и формированию художественно-эстетического вкуса.

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно-нравственных качеств детей. Это всё обеспечивает социальную значимость данной темы.

 Одним из основных средств нрaвственно-патриoтического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Проблема

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, декоративно прикладному творчеству, фольклору, истории русского народа. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с культурой и традициями своего народа, то в дальнейшем это приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств.

Цель проекта

Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с традициями русского народа, в частности с  праздником Ивана Купала, с привлечением к участию детей, родителей и педагогов.

Задачи проекта

 Для детей:

Расширить представление детей о традициях и обычаях русского народа;

Закрепить и обогатить знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России;

Развивать у детей умение делать выводы, анализировать, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитывать в детях любовь, уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа; нравственно-патриотические качества.

Для педагогов:

Повысить профессиональную компетентность педагога в рамках патриотического воспитания.

Для родителей:

Повысить компетентность в вопросах «Народные традиции», «Празднование Ивана Купала на Руси»

Привлечь к участию в проекте.

Для социальных партнеров

Демонстрация мультфильма «В поисках цветка папоротника»

Ресурсы

Материально-технические:

альбомы – «Народные праздники», «Обычаи русского народа» «Русская культура - праздники и традиции». «Ивана Купала - история празднования»

Познавательные книги по патриотическому воспитанию, детская художественная литература – устного народного творчества – сказки, потешки, песенки, пословицы.

Дидактические игры, подвижные народные игры.

STEM –оборудование:

1.Дидактическая система Ф. Фрёбеля:        Наборы Фрёбеля № 4, № 6

2.Математическое развитие:        Математические весы «демонстрационные», магнитный танграм, конструктор «Цветная мозаика», мозаика  «Геометрические  формы»

3.Экспериментирование с живой и неживой природой: ёмкость для воды, весы-чаша

 4.LEGO-конструирование: конструктор  LEGO, «строительные кирпичики»

5. Робототехника:         конструктор «MRT  1», диск с программным обеспечением, ноутбук

6. Мультстудия «Я творю мир»: ширма, штатив, телефон, световая лампа.

Информационные:

https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/  - Информационный ресурс открытого доступа: Ивана Купала- традиции и обычаи празднования» 

https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html  - «Русские традиции, обычаи и обряды в культуре народов России»

Этапы проекта, сроки реализации

1 этап (май 2023 г.) – подготовительный

2 этап (май 2023 г) – основной.

3 этап (июнь 2023 г.) – обобщающий.

План реализации

1 этап – подготовительный

2 этап – основной.

3 этап – обобщающий.

Предполагаемые результаты

Для детей:

У детей расширились представления о традициях и обычаях русского народа;

 Дети закрепили и обогатили знания о праздниках, которые принято отмечать в России;

У детей сформировано уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа

Для педагогов:

Организована большая часть родителей подготовительной группы для совместного участия в проекте.

 Для родителей:

Сотрудничество с детьми в деле воспитании патриотических чувств у детей станет более тесным и продуктивным.

Комментарии

Пройдет время, и другие дети, а, может быть, и другое поколение, посмотрев созданный нами мультфильм,  также заинтересуются празднованием  Ивана Купала! Будут с большим интересом вспоминать о народных традициях.

Каждому человеку под силу провести подобное мероприятие. Дети с радостью приняли участие в такой работе.

Таким образом, этот проект является социально значимым, так как благодаря ему, интерес к культуре и традициям русского народа никогда не исчезнет!  Приобщение их к наследию русского народа, русской культуре - это лучшая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Народные традиции в оздоровлении детей силами педагогов и родителей"

план проекта "Народные традиции в оздоровлении детей силами педагогов и родителей"...

ПРОЕКТ "Народные традиции"

оформленный прект...

Проект "Народные традиции"

Работа над проектом "Крепыш"...

Проект "Народные Традиции"

для использования в старших группах. региональный компонент....

Тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. Тема проекта "Народные традиции".

В данный период тема проекта очень актуальна. Мы возвращаемся к истории и национальным традициям России. Совместно с родителями наших воспитанников мы пробуждаем у детей уважение и бережное отношение ...

Проект Народные традиции

Краткосрочный проект по русским народным традициям второй младшей группы...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...