Исследовательско-творческий проект «Народные традиции»
проект (старшая группа)
Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с традициями русского народа, в частности с праздником Ивана Купала, с привлечением к участию детей, родителей и педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательско-творческий проект «Народные традиции»
Автор: Бегунович Ирина Александровна
Воспитатель
МКОУ «Школа-сад № 16 г. Алзамай»
Актуальность выбранной темы: Народные традиции являются значимыми элементами региональной культуры и представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона. Они позволяют раскрыть самобытность русского народа. Своевременное приобщение к национальным традициям способствует воспитанию у дошкольников патриотических качеств и формированию художественно-эстетического вкуса.
Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно-нравственных качеств детей. Это всё обеспечивает социальную значимость данной темы.
Одним из основных средств нрaвственно-патриoтического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с традициями русского народа, в частности с праздником Ивана Купала, с привлечением к участию детей, родителей и педагогов.
Задачи проекта: Для детей:
Расширить представление детей о традициях и обычаях русского народа;
Закрепить и обогатить знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России;
Развивать у детей умение делать выводы, анализировать, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
Воспитывать в детях любовь, уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа; нравственно-патриотические качества.
Для педагогов:
Повысить профессиональную компетентность педагога в рамках патриотического воспитания.
Для родителей:
Повысить компетентность в вопросах «Народные традиции», «Празднование Ивана Купала на Руси»
Привлечь к участию в проекте.
Для социальных партнеров
Демонстрация мультфильма «В поисках цветка папоротника»
Рабочий план реализации проекта
1 этап – подготовительный
На первом этапе нашего проекта мы с ребятами решили поближе познакомиться с традициями русского народа, обычаями и празднованиями. Нам нужно было более подробно узнать о празднике Ивана Купала! Для этого мы посетили библиотеку, где нам было рассказано о народных традициях, существующих в настоящее время. Также дети решили расспросить родителей, бабушек о празднике Ивана Купала! Родители с удовольствием оказали нам свою помощь. Некоторые бабушки проявили желание посетить нашу группу и с большим вдохновением рассказывали об этом празднике…
2 этап – основной.
Для реализации проекта было приложено немало усилий.
Подготавливая атрибуты к мультфильму, дети работали во всех образовательных модулях программы STEM.
В образовательном модуле «Дидактическая система Ф. Фрёбеля» проектировали костёр, в образовательном модуле «Математическое развитие» взвешивали два венка между собой, а также взвешивали один венок с помощью весовых пластинок, составляли цветок папоротника.
В образовательном модуле «Экспериментирование с живой и неживой природой» взвешивали венок на чаше весов, узнали, тонет ли венок в воде, провели эксперимент «Может ли венок плыть в стоячей воде, или нужен ветер».
В образовательном модуле «LEGO-конструирование» конструировали растение (листья) папоротника, а в образовательном модуле «Робототехника» изготовили вентилятор.
В ходе обсуждения при выборе декораций и атрибутов для съёмок мультфильма дети составили костёр, изготовили озеро и цветок папоротника из бросового материала, а также научились плести венки.
3 этап – обобщающий.
В итоге, в образовательном модуле «Мультстудия «Я творю мир» создали мультфильм «В поисках цветка папоротника», который показали воспитанникам детского сада.
Ресурсное обеспечение:
Материально-техническое:
альбомы – «Народные праздники», «Обычаи русского народа» «Русская культура - праздники и традиции». «Ивана Купала - история празднования»
Познавательные книги по патриотическому воспитанию, детская художественная литература – устного народного творчества – сказки, потешки, песенки, пословицы.
Дидактические игры, подвижные народные игры.
STEM –оборудование:
1.Дидактическая система Ф. Фрёбеля: Наборы Фрёбеля № 4, № 6
2.Математическое развитие: Математические весы «демонстрационные», магнитный танграм, конструктор «Цветная мозаика», мозаика «Геометрические формы»
3.Экспериментирование с живой и неживой природой: ёмкость для воды, весы-чаша
4.LEGO-конструирование: конструктор LEGO, «строительные кирпичики»
5. Робототехника: конструктор «MRT 1», диск с программным обеспечением, ноутбук
6. Мультстудия «Я творю мир»: ширма, штатив, телефон, световая лампа.
Информационное:
https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/ - Информационный ресурс открытого доступа: Ивана Купала- традиции и обычаи празднования»
https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html - «Русские традиции, обычаи и обряды в культуре народов России»
Предполагаемый результат:
Для детей:
У детей расширились представления о традициях и обычаях русского народа;
Дети закрепили и обогатили знания о праздниках, которые принято отмечать в России;
У детей сформировано уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа
Для педагогов:
Организована большая часть родителей подготовительной группы для совместного участия в проекте.
Для родителей:
Сотрудничество с детьми в деле воспитании патриотических чувств у детей станет более тесным и продуктивным.
Приложение 1
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Народные традиции» |
Разработчик проекта | Бегунович Ирина Александровна |
Вид проекта | Исследовательско- творческий |
Участники проекта | Руководитель проекта Бегунович Ирина Александровна, дети, родители воспитанников. Социальные партнеры: городская библиотека. |
Краткая аннотация проекта | Рассматривая иллюстрации с изображением народных традиций, дети проявили интерес к изображению «бросания венка в воду», вследствие чего решили познакомиться поближе с народными традициями, в частности празднования Ивана Купала |
Актуальность | Народные традиции являются значимыми элементами региональной культуры и представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона. Они позволяют раскрыть самобытность русского народа.Своевременное приобщение к национальным традициям способствует воспитанию у дошкольников патриотических качеств и формированию художественно-эстетического вкуса. Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно-нравственных качеств детей. Это всё обеспечивает социальную значимость данной темы. Одним из основных средств нрaвственно-патриoтического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. |
Проблема | В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, декоративно прикладному творчеству, фольклору, истории русского народа. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с культурой и традициями своего народа, то в дальнейшем это приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. |
Цель проекта | Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников через знакомство с традициями русского народа, в частности с праздником Ивана Купала, с привлечением к участию детей, родителей и педагогов. |
Задачи проекта | Для детей: Расширить представление детей о традициях и обычаях русского народа; Закрепить и обогатить знания детей о праздниках, которые принято отмечать в России; Развивать у детей умение делать выводы, анализировать, наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; Воспитывать в детях любовь, уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа; нравственно-патриотические качества. Для педагогов: Повысить профессиональную компетентность педагога в рамках патриотического воспитания. Для родителей: Повысить компетентность в вопросах «Народные традиции», «Празднование Ивана Купала на Руси» Привлечь к участию в проекте. Для социальных партнеров Демонстрация мультфильма «В поисках цветка папоротника» |
Ресурсы | Материально-технические: альбомы – «Народные праздники», «Обычаи русского народа» «Русская культура - праздники и традиции». «Ивана Купала - история празднования» Познавательные книги по патриотическому воспитанию, детская художественная литература – устного народного творчества – сказки, потешки, песенки, пословицы. Дидактические игры, подвижные народные игры. STEM –оборудование: 1.Дидактическая система Ф. Фрёбеля: Наборы Фрёбеля № 4, № 6 2.Математическое развитие: Математические весы «демонстрационные», магнитный танграм, конструктор «Цветная мозаика», мозаика «Геометрические формы» 3.Экспериментирование с живой и неживой природой: ёмкость для воды, весы-чаша 4.LEGO-конструирование: конструктор LEGO, «строительные кирпичики» 5. Робототехника: конструктор «MRT 1», диск с программным обеспечением, ноутбук 6. Мультстудия «Я творю мир»: ширма, штатив, телефон, световая лампа. Информационные: https://www.culture.ru/s/vopros/ivan-kupala/ - Информационный ресурс открытого доступа: Ивана Купала- традиции и обычаи празднования» https://ria.ru/20220305/traditsii-1776736598.html - «Русские традиции, обычаи и обряды в культуре народов России» |
Этапы проекта, сроки реализации | 1 этап (май 2023 г.) – подготовительный 2 этап (май 2023 г) – основной. 3 этап (июнь 2023 г.) – обобщающий. |
План реализации | 1 этап – подготовительный 2 этап – основной. 3 этап – обобщающий. |
Предполагаемые результаты | Для детей: У детей расширились представления о традициях и обычаях русского народа; Дети закрепили и обогатили знания о праздниках, которые принято отмечать в России; У детей сформировано уважительное и ценностное отношение к культуре русского народа Для педагогов: Организована большая часть родителей подготовительной группы для совместного участия в проекте. Для родителей: Сотрудничество с детьми в деле воспитании патриотических чувств у детей станет более тесным и продуктивным. |
Комментарии | Пройдет время, и другие дети, а, может быть, и другое поколение, посмотрев созданный нами мультфильм, также заинтересуются празднованием Ивана Купала! Будут с большим интересом вспоминать о народных традициях. Каждому человеку под силу провести подобное мероприятие. Дети с радостью приняли участие в такой работе. Таким образом, этот проект является социально значимым, так как благодаря ему, интерес к культуре и традициям русского народа никогда не исчезнет! Приобщение их к наследию русского народа, русской культуре - это лучшая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Народные традиции в оздоровлении детей силами педагогов и родителей"
план проекта "Народные традиции в оздоровлении детей силами педагогов и родителей"...

Тематическое планирование воспитательно - образовательной работы. Тема проекта "Народные традиции".
В данный период тема проекта очень актуальна. Мы возвращаемся к истории и национальным традициям России. Совместно с родителями наших воспитанников мы пробуждаем у детей уважение и бережное отношение ...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект
Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...