Сотрудничество с социальными организациями
материал
- ВДПО г. Смоленска (http://www.vdposmolensk.ru/news/pozharnaya-estafeta-v-detskom-sadu-mashenka/ - проведение открытого занятия в рамках совместного проведения мероприятий ДОО с ВДПО г. Смоленска в октябре 2024 г.)
- ФГБОУ ВО "СГУС"
- учитель-логопед МБДОУ "Детский сад № 77 "Машенька"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_bezopasnost_na_doroge.pdf | 809.69 КБ |
proekt_bzhd.docx | 28 КБ |
akt_vnedreniya_gto.pdf | 375.02 КБ |
dogovory.pdf | 1.65 МБ |
programma_rechevoy_fitnes.docx | 55.13 КБ |
prezentatsiya_rechevoy_fitnes.pptx | 1.07 МБ |
otkrytoe_zanyatie_s_uchitelem-logopedom_po_dop_rechevoy_fitnes.pdf | 981.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ДЕТСКИЙ САД №77 "МАШЕНЬКА" г. СМОЛЕНСКА
Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников
«Чтобы не было беды»
Подготовила:
Инструктор по ФК
Текутова Е.А.
СМОЛЕНСК, 2024
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема проекта : «Уроки безопасности»
Актуальность проекта
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»
В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер.
Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение занятий, бесед, подвижных игр. Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Тип проекта : социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный
Сроки реализации проекта : сентябрь 2024г. - май 2025г.
Цель проекта :
Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.
Задачи:
●Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
●Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
●Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
●Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
●Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения;
●Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Обеспечение проекта:
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г. К. Андерсена, и других писателей.
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ, мультимедиа.
Участники проекта :
●дети;
●педагоги;
●инструктор ВДПО Захарчук И.И.;
●инспектор по пропаганде БДД отдела Госавтоинспекции УМВД России по г. Смоленску;
●студенты и преподаватели кафедры педагогики и психологии СГУС;
●студенты и преподаватели кафедры спортивной медицины и АФК СГУС;
●родители.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:
Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Содержание работы.
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков:
- знакомство с правилами противопожарной безопасности
Сроки реализации – 16-17.09.24г.
- знакомство с правилами безопасного поведения на водоёме в зимний период
Сроки реализации – ноябрь 2024г.
- знакомство с правилами безопасного поведения на улице и в транспорте
Сроки реализации – январь 2025г.
- знакомство с правилами безопасного поведения ребенка дома, в отсутствии родителей «Один дома»
Сроки реализации – март 2025г.
- знакомство с правилами безопасного поведения на водоёме в летний период
Сроки реализации – май 2025г.
Организация деятельности участников проекта :
этап – подготовительный.
Содержание работы – теоретическое исследование проблемы, постановка целей и задач, изучение и анализ полученного материала.
этап – основной.
Содержание работы – организация основных видов деятельности по направлениям проекта.
этап – итоговый.
Содержание работы – сбор и обработка методических и практических материалов. Анализ полученных данных. Соотнесение поставленных целей и задач с прогнозируемыми результатами проекта.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;
Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
Литература:
1. Белая, К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников--- М., 2011г.
2. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»- М., 2012 г.
3. Голицына, Н. С. ОБЖ для младших дошкольников. - М., 2010 г.
4. Коломеец, Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3–7 лет. - Волгоград, 2011 г.
5. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. - Волгоград, 2008 г.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ПОЖАРА:
Если огонь небольшой и горит не электроприбор, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или залив водой.
Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану или попроси об этом взрослых.
Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу позвони по телефону и сообщи пожарным точный адрес (улица, номер дома, номер квартиры, где и что горит) После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих криком «Пожар!»
Если нет телефона и не можешь выйти из квартиры, сразу зови на помощь из окна. Если сможешь, налей ведро воды, закрой дверь в комнату, в которой ты находишься.
При пожаре дым гораздо опаснее огня. Продвигаться к выходу нужно ползком — внизу дыма меньше.
При пожаре никогда не садись в лифт он может отключиться. Спускаться можно только по лестнице.
Ожидая пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Закрой рот и нос влажной тканью. Если есть вода - лей на пол. Тебя обязательно спасу
Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА:
1. Научите вашего ребенка, что он имеет право сказать «Нет» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
2. Научите своего ребенка громко кричать: «Это не моя мама!» (или «Это не мой папа!», если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника.
3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются.
4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя.
5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если он не знает пароль.
6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок.
7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть.
8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год, а имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случится. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ОБЩЕНИЕ С НЕЗНАКОМЦАМИ:
Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопасного общения с незнакомцами!
1. Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притормозит машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины подальше.
2. Уйти от незнакомца, который подозрительно смотри или хочет приблизиться. Нужно быть готовым позвать на помощь.
3. Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
4. Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
5. Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет за руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!».
6. Уметь сказать «НЕТ» старшим ребятам, которые хотят втянуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмотреть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).
7. Не входить в подъезд одному, без родителей и или знакомых взрослых. Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого человека ласковый голос и он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №77«Машенька» города Смоленска
Программа дополнительного образования
«Речевой фитнес»
Разработали:
учитель-логопед
Грекова Александра Александровна,
инструктор по физической культуре
Текутова Елена Александровна
Смоленск, 2022
Содержание
- Целевой раздел:
- Пояснительная записка………………………………..…………….2
- Цели и задачи деятельности по реализации программы дополнительного образования……………………………..……….5
- Принципы программы………………………………………..……..6
- Целевые ориентиры освоения детьми программы дополнительного образования……………………..……………….7
- Содержательный раздел
- Перспективный план работы…………………………….…………8
- Календарно-тематическое планирование……......……………….12
- Организационный раздел……………………………………...……….26
- Методическое обеспечение программы
дополнительного образования…………………………………...……27
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
В последние годы значительно повысилось внимание к образованию детей раннего возраста, о чем свидетельствуют материалы Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. «Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются (или не формируются) основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения человека, которые могут сохраниться до конца жизни» [Материалы конференции, Москва, 2010].
На сегодняшний день появилась тенденция к позднему появлению у детей активной речи. Как отмечают специалисты, большинство родителей мало общаются с детьми, практически не читают им книг, растет количество детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте. В связи с этим появилась необходимость в создании программы дополнительного образования для детей раннего возраста «Речевой фитнес».
Речевой фитнес – это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения с использованием артикуляционной, дыхательной и фонетической гимнастики, а также игр с речевым сопровождением и пальцами рук.
Данная программа дополнительного образования является актуальной в связи с отсутствием программ по формированию речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста. Также разработка этой программы подразумевает под собой поиск методически правильных путей выработки правильного звукопроизношения и стимулирование начатков собственной активной речи.
Программа дополнительного образования «Речевой фитнес» включает в себя следующие этапы:
1 этап. Знакомство с органами артикуляции, корректировка имеющихся знаний, дыхательная гимнастика (специально организованные занятия).
2 этап. Закрепление знаний (игры на координацию речи с движением, развитие мелкой моторики и координации движений тела).
3 этап. Самостоятельный контроль за выполнением правил игровых упражнений артикуляционной, фонетической, пальчиковой гимнастик и игр с речевым сопровождением.
Все этапы взаимосвязаны.
Артикуляционная гимнастика
Задача артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы ребёнок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его; челюсти двигаются вправо и влево; рот широко раскрывается и закрывается; делает оскал, показывая все зубы сразу; губы растянуты в улыбке, складываются в трубочку; язык может вытянуться как блинчик или иголочка.
Дыхательная гимнастика
Задачи дыхательной гимнастики:
- Повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы
- Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы.
Фонетическая гимнастика
Игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики, направлены на:
-нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
-формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
-правильное произношение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
-умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами;
-воспроизведение речевого материала в заданном темпе.
При выполнении пальчиковой гимнастики главное – это согласовывать ритм движений руки со стихотворным ритмом.
Подвижные игры
Задачей подвижных игр с речевым сопровождением является развитие координации речи с движением, мелкой и общей моторики, памяти, внимания, а также способствуют развитию речи. При помощи игровых движений и ситуаций дошкольник познаёт мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.
Упражнения и танцевальные движения с использованием музыкального сопровождения
Использование музыкального сопровождения позволяет разнообразить образовательный процесс и позволяет решить следующие задачи:
- Развитие чувства ритма и координации движения.
- При помощи музыки можно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка и тем самым оптимизировать процесс восприятия материала, а также улучшить качество и выразительность движений.
- Музыка активизирует физиологическое воздействие на организм, выполняемых упражнений.
- Повышает двигательную, музыкальную культуру ребенка, развивает слух и является средством эстетического воспитания.
- Цели и задачи деятельности по реализации программы
Исходя из вышесказанного основной целью данной рабочей программы является поиск методически правильных путей выработки правильного звукопроизношения и стимулирование начатков собственной активной речи ребенка.
Задачи:
- Формировать произвольные координированные движения органов артикуляции.
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
- Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
- Обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать память и внимание.
- Развивать координацию речи с движением.
- Формировать темпо-ритмическую сторону речи.
- Формировать музыкальную культуру.
- Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
Данная программа составлена с учетом и использованием современных инновационных технологий и методик в области развития речи детей раннего возраста, развития пальчиковой и общей моторики, развития темпо-ритмической стороны речи, а также развития высших психических функций.
Целевой аудиторией программы являются дети младшей группы в возрасте 3-4 лет.
- Принципы программы
Программа дополнительного образования:
- соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям), возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;
- обеспечивает единство развивающих, воспитательных и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых, формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе образовательного процесса;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
- Целевые ориентиры
К концу учебного года у ребенка должны быть:
1. сформированы произвольные координированные движения органов артикуляции.
2. Сформированы артикуляционные уклады для основных фонетических групп звуков.
3. Развита мелкая и крупная моторика.
4. Сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание
5. Уровень сформированности словарного запаса соответствует возрастной норме.
7. Развиты память и внимание.
8. Сформированы навыки координации речи с движением.
9. Сформирована темпо-ритмической сторона речи
2. Содержательный раздел
2.1. Перспективный план работы кружка
Месяц | Задачи раздела | Формы работы | Оборудование |
Сентябрь | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4) Развитие речевого и физиологического дыхания. 5) Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6) Формирование правильных артикуляционных укладов звуков . | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика со звуками [а] [о]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением. | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Октябрь | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4) Развитие речевого и физиологического дыхания. 5) Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6) Развитие интонационной стороны речи. 7) Формирование правильных артикуляционных укладов. | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика [э], [и], [ы], [у]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Ноябрь | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания. 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи. 7)Формирование правильных артикуляционных укладов. | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки [о], [й], [я], [и-а]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Декабрь | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания. 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи. 7)Формирование правильных артикуляционных укладов. | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки и их сочетания [е], [ё], [ай], [ой], [эй], [ю]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Январь | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания. 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи. 7)Формирование правильных артикуляционных укладов. | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки и их сочетания [м], [н], [ой], [ёй]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
февраль | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи 7)Формирование правильных артикуляционных укладов | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки и их сочетания [в], [п], [б], [ф]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Март | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания. 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи 7)Формирование правильных артикуляционных укладов. | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки и их сочетания [д], [к], [г], [т]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Апрель | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи 7)Формирование правильных артикуляционных укладов | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки и их сочетания[х], [с], [з], [ц] . Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
Май | 1)Развитие артикуляционной моторики. 2)Развитие мелкой и общей моторики. 3)Развитие координации речи с движением. 4)Развитие речевого и физиологического дыхания 5)Развитие темпо-ритмических характеристик речи. 6)Развитие интонационной стороны речи 7)Формирование правильных артикуляционных укладов | Артикуляционная гимнастика (с усложнением). Пальчиковая гимнастика. Фонетическая гимнастика на звуки и их сочетания [ш], [ж]. Игры, направленные на развитие координации речи с движением (с усложнением). | Карточки с артикуляционными упражнениями и пальчиковыми играми, игрушки и атрибуты, записи музыкальных произведений по теме занятия |
2.2. Календарно-тематическое планирование
Месяц | Неделя | Тема | Литература |
Сентябрь | 3 | Звук [А] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
4 | Звук [О] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
Октябрь | 1 | Звук [У] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
2 | Звук [Э ] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: Творческий центр Сфера, 2008. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: изд-во Речь, 2003. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
3 | Звук [И] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Звук [Ы] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: Творческий центр Сфера, 2008. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2008. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: изд-во Речь, 2003. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
Ноябрь | 1 | Звуки [И-А] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
2 | Звук [О] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: изд-во Речь, 2003. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
3 | Звук [Й] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Звук [Я] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
декабрь | 1 | Звук [Ю] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
2 | Звук [Е] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
3 | Звук [Ё] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Сочетание звуков [А-Й] [Э-Й] [О-Й] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
январь | 2 | Сочетание звуков [О-Й] [Ё-Й] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
3 | Звук [М] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Звук [Н] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
февраль | 1 | Звук [Ф] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
2 | Звук [В] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
3 | Звук [П] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Звук [Б] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
март | 1 | Звук [Т] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
2 | Звук [Д] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
3 | Звук [К] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Звук [Г] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
апрель | 1 | Звук [Х] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
2 | Звук [С] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
3 | Звук [З] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Звук [Ц] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
май | 2 | Звук [Ш] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
3 | Звук [Ж] | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста | |
4 | Итоговое занятие | 1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. 2. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. 3. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. 4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. 5. ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. 6. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста |
3. Организационный раздел
Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся в 16:00 в среду. Продолжительность занятия 20 минут.
Занятия включают в себя следующие элементы:
- Артикуляционная гимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Фонетическая гимнастика
- Игры на координацию речи с движением
- Двигательная активность на координацию речи под музыку
- Методическое обеспечение программы дополнительного образования
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4
лет. – М.: Творческий центр Сфера, 2008.
2) Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на
свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. –
СПб.: Детство – ПРЕСС, 2008.
3) Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - М.: Творческий Центр Сфера,
2007.
4) Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС,
2003.
5) ПотапчукА.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для
дошкольников. СПб.: изд-во Речь, 2003.
6) Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста
Список используемых на занятиях музыкальных произведений
- Музыка М.Красева, слова М.Ивсен "Падают листья"
- Музыка и слова Н.А.Железновой «Мы ногами топ-топ-топ»
- Музыка и слова Н.А.Железновой «Дождик»
- Музыка и слова Н.А.Железновой «Паравозик»
- Музыка «Ливенская полька»
- Музыка народная «Ладушки»
- Музыка А. Буренина, слова Т. Сауко «Большие ноги»
- Английская народная песенка «Чайник коротышка»
- Музыка Т. Попатенко. Слова Н. Найдёновой. «Машина»
- Музыка народная «Березка»
- Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой. «К деткам елочка пришла»
- Музыка М. Красева. Слова Н. Френкель «Дудочка»
- Музыка народная «Гуси»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В последние годы значительно повысилось внимание к образованию детей раннего возраста, о чем свидетельствуют материалы Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. «Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются (или не формируются) основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения человека, которые могут сохраниться до конца жизни». На сегодняшний день появилась тенденция к позднему появлению у детей активной речи. Как отмечают специалисты, большинство родителей мало общаются с детьми, практически не читают им книг, растет количество детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте. В связи с этим появилась необходимость в создании программы дополнительного образования для детей раннего возраста «Речевой фитнес». Актуальность 2
Речевой фитнес — это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упражнения с использованием артикуляционной и фонетической гимнастики, а также игр с речевым сопровождением и пальцами рук. 3
Элементы занятия: Артикуляционная гимнастика; Пальчиковая гимнастика; Фонетическая гимнастика; Дыхательная гимнастика; Игры на координацию речи с движением; Двигательная активность на координацию речи под музыку. 4
Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность артикуляционных поз. 5
Артикуляционная гимнастика Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика позволяет быстрее сформировать правильное звукопроизношение. Задача артикуляционной гимнастики состоит в том, чтобы ребёнок почувствовал, как рот, губы, язык и челюсти слушаются его. 6
Пальчиковая гимнастика — это комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. 7
Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики; помогает развивать речь; способствует развитию психических функций, таких как внимание, память, мышление, воображение; снимает тревожность; развивает тактильную чувствительность. 8
Фонетическая гимнастика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков) 9
Фонетическая гимнастика Игровые упражнения, разработанные по принципу фонетической ритмики, направлены на: нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умения изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр; правильное произношение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами; воспроизведение речевого материала в заданном темпе. 10
Дыхательная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление дыхательной системы организма. Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка кислородом - это помогает ему лучше запомнить информацию и активнее участвовать в учебном процессе. 11
Задачи дыхательной гимнастики: Повышение общего жизненного тонуса ребенка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы. 12
Игры на координацию речи с движением Задачей подвижных игр с речевым сопровождением является развитие координации речи с движением, мелкой и общей моторики, памяти, внимания, а также они способствуют развитию речи. При помощи игровых движений и ситуаций дошкольник познаёт мир, осваивает речь, получает новую информацию и знания. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребёнка, возрастают работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням. 13
Игры на координацию речи с движением 14
Двигательная активность на координацию речи под музыку Использование музыкального сопровождения позволяет разнообразить образовательный процесс и позволяет решить следующие задачи : Развитие чувства ритма и координации движения. При помощи музыки можно воздействовать на эмоциональную сферу ребенка и тем самым оптимизировать процесс восприятия материала, а также улучшить качество и выразительность движений. Музыка активизирует физиологическое воздействие на организм выполняемых упражнений. Повышает двигательную, музыкальную культуру ребенка, развивает слух и является средством эстетического воспитания. 15
Двигательная активность на координацию речи под музыку 16
Цели деятельности по реализации программы Исходя из вышесказанного основной целью данной рабочей программы является поиск методически правильных путей выработки правильного звукопроизношения и стимулирование собственной активной речи ребенка. 17
З адачи деятельности по реализации программы Формировать произвольные координированные движения органов артикуляции. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков. Развивать мелкую и крупную моторику. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Обогащать и активизировать словарный запас. Развивать память и внимание. Развивать координацию речи с движением. Формировать темпо-ритмическую сторону речи. Формировать музыкальную культуру. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка. Сохранять и укреплять здоровье детей. 18
Принципы программы Программа дополнительного образования: соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям), возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности; обеспечивает единство развивающих, воспитательных и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых, формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе образовательного процесса; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту, формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра. 19
Целевые ориентиры К концу учебного года у ребенка должны быть: сформированы произвольные координированные движения органов артикуляции. Сформированы артикуляционные уклады для основных фонетических групп звуков в соответствии с возрастом Развита мелкая и крупная моторика. Сформировано правильное физиологическое и речевое дыхание Уровень сформированности словарного запаса соответствует возрастной норме. Развиты память и внимание в соответствии с возрастом Сформированы навыки координации речи с движением. Сформирована темпо-ритмическая сторона речи 20
Организационный раздел Программа рассчитана на детей младшего дошкольного возраста и включает в себя 32 занятия. Занятия проводятся в 16:00 в среду. Продолжительность занятия 20 минут. 21
Методическое обеспечение программы дополнительного образования: Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет. – М.: Творческий центр Сфера, 2008. Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе для детей логопедических групп (ОНР) с 3 до 7 лет. – СПб.: Детство – ПРЕСС, 2008. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. - М.: Творческий Центр Сфера, 2007. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003. ПотапчукА.А ., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб.: изд-во Речь, 2003. Коренькова М.Е. Речевой фитнес для детей раннего возраста 22
Список используемых на занятиях музыкальных произведений: Музыка М.Красева , слова М.Ивсен "Падают листья" Музыка и слова Н.А.Железновой «Мы ногами топ-топ-топ» Музыка и слова Н.А.Железновой «Дождик» Музыка и слова Н.А.Железновой « Паравозик » Музыка « Ливенская полька» Музыка народная «Ладушки» Музыка А. Буренина, слова Т. Сауко «Большие ноги» Английская народная песенка «Чайник коротышка» Музыка Т. Попатенко . Слова Н. Найдёновой . «Машина» Музыка народная «Березка» Музыка А. Филиппенко. Слова Я. Чарноцкой . «К деткам елочка пришла» Музыка М. Красева . Слова Н. Френкель «Дудочка» Музыка народная «Гуси» 23
Спасибо за внимание! 24
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты сотрудничества с социальными партнерами
Социальное партнерство...
От сотрудничества к социальному партнерству ( из опыта работы с папами воспитанников детского сада)
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада. Признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений от обр...
Сотрудничество с социальными партнерами
Социальные партнеры: "Природный парк Сибирские увалы", Городская библиотека №9...
Сотрудничество с социальными институтами детства
Партнерство...
Развитие навыков сотрудничества через социально-коммуникативные игры
Игра - основной вид деятельности дошкольников. поэтому она и стала одним из наиболее эффективных способов формирования навыков сотрудничества...
Справка подтверждающая деятельность по реализации плана взаимного сотрудничество с социальными партнерами
Справка подтверждающая деятельность по реализации плана взаимного сотрудничество с социальными партнерами...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через сотрудничество с социальным партнером МТК «Китеж»
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно&nd...