Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через сотрудничество с социальным партнером МТК «Китеж»
методическая разработка

Гусева Надежда Витальевна

    Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Владимирский детский сад «Ручеек»

 

Проект  

«Приобщение детей дошкольного возраста

к истокам русской народной культуры

через сотрудничество

с социальным партнером МТК «Китеж»

(Разновозрастная группа «Пчелка»)

Подготовил старший воспитатель:

Гусева Надежда Витальевна

С.Владимирское, 2018

АКТУАЛЬНОСТЬ

    Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.

   Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.

      Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель -  как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.

      Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.  

      Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.

    В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.

    В нашем детском саду реализуется не только ООП, но и парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой). Сотрудничество с социальным партнером музейно-туристическим комплексом «Китеж» расширяет реализацию данной программы. Интерактивные занятия в игровой форме и с глубоким содержанием, предложенные партнерами и вошедшие в дополнительную программу «Китежский календарь», вошли в реализацию проекта.

  Цель: Формирование у детей  расширенных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.

  Задачи:

  • Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
  • Освоение историка – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
  • Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  • Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
  • Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов, со старинными музыкальными инструментами, с народными песнями и танцами.
  • Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:

  • Беседы;
  • Занятия на основе метода интеграции;
  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  • Дидактические игры;
  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • Использование народных игр, в том числе хороводов.

Методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)

Срок реализации: 1 год (С 1 сентября по 31 мая)

Проект рассчитан на детей 5 - 7 лет.

Предполагаемый результат:

  • Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
  • Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
  • Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.

Методы оценки результативности программы:

  • Отслеживание результата (наблюдение, индивидуальные беседы );
  • Результаты продуктивной деятельности детей.
  • Индивидуальная работа для того чтобы:
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
  • Спланировать работу, направленную на развитие познавательных интересов и способностей.
  • Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, отношение к деятельности.

Этапы работы над проектом

 I этап. Подготовительный (сбор информации по проблеме)

С 15.08.2018г. по 31.08.2018г.

  • Заключение договора о сотрудничестве ДОУ и МТК «Китеж»;
  • Обеспечение условий для реализации задач проекта;
  • Проведение совместного совещания педагогов ДОУ и сотрудников МТК «Китеж»;
  • Подбор, обобщение методической и художественной литературы, музыкального репертуара;
  • Создание плана интерактивных занятий «Китежский календарь» на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой)  для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.

 II этап. Основной (практический)

С 01.09.2018г. по 15.05.2019г.

  • Проведение начальной, промежуточной диагностики детей и педагогическая оценка результатов диагностики;
  • Анкетирование родителей, анализ полученных результатов;
  • Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ, пополнение музея «Русская изба»;
  • Реализация плана «Китежский календарь» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста;
  • Просвещение родителей по теме (консультации, родительские собрания);
  • Привлечение родителей к мероприятиям в рамках реализации проекта.

III Этап. Заключительный (аналитический)

С 15.05.2019г. по 31.05.2019г.

    Итоговая диагностика степени сформированности у дошкольников нравственных качеств, познавательного развития;

   Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;

  Презентация результатов проекта «Китежский календарь» перед родителями воспитанников;

   Публикация методических материалов на сайте детского сада, профессиональных педагогических сайтах;

  Представление опыта работы   (презентация проекта на РМО);

  Отчёт по результатам работы на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.

  Результат: 

  • Рост уровня познавательного развития и развития психических процессов ребенка (возросла устойчивость внимания, повышены уровни восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, речи, воображения);
  • Сформированность  у детей основных представлений о культурном наследии русского народа, об отечественных традициях и праздниках;
  • Положительные качественные изменения в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей;
  • Повысился  уровень коммуникативных способностей, эмоциональной отзывчивости;
  • Формирование доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе;
  • Укрепление взаимосвязи между педагогами, сотрудниками, родителями и детьми.

 

Приложение 1

Тематическое планирование «Китежский календарь»

на 2018-2019 год по работе с детьми разновозрастной группы (5-7 лет)

Номер занятия, месяц

Тема занятия

Содержание

1

Сентябрь

«С новым урожаем!»

Формировать любовь к своей большой Родине – России. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел». Практическая работа: намолоть муку, замесить тесто, испечь колобки. Хороводная игра «Чижик».

2

Октябрь

«Живет в народе песня»

Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй». Разучивание русских народных танцевальных движений. Хороводная игра «Заинька серенький»

3

Ноябрь

Зазимье пришло – засидки привело.

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой»

4

Ноябрь

«Старинные музыкальные инструменты»

Формировать представления о старинных музыкальных инструментах.  Рассматривание, слушание звучания инструментов и разучивание русской народной песни. Хороводная танцевальная игра «Как у дядюшки Данила было семеро детей!»

5

Декабрь

«В гости к Деду Морозу»

 

Русские новогодние традиции, обычаи, приметы празднования Нового года. Народные игры «Клубок тянется».

 

6

Январь

«Пришла Коляда – отворяй ворота»

Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник», «Хочешь быть моим хвостом?»

7

Февраль

«В гостях у Петрушки»

Продолжать формировать представления о различных народных видах фольклора. Дразнилки, перевертыши и др. Русская народная подвижная игра «Петушиные бои»

8

Март

«Весна – красна на двор пришла»

Создать у детей радостное весеннее настроение, используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи». Рассказ о красивой народной традиции - печь в Великий пост «Жаворонков».

9

Апрель

 «Пасхальная радость

 Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»;

-  накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров;

Народные игры.

10

Май

Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни».

Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр видео презентации «Россия, Россия – края дорогие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»

В статье рассматривается вид деятельности дошкольников  - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Материал содержит  систему работы  в средней групппе по теме приобщения детей  к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"

В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»...