Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через сотрудничество с социальным партнером МТК «Китеж»
методическая разработка
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Владимирский детский сад «Ручеек»
Проект
«Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры
через сотрудничество
с социальным партнером МТК «Китеж»
(Разновозрастная группа «Пчелка»)
Подготовил старший воспитатель:
Гусева Надежда Витальевна
С.Владимирское, 2018
АКТУАЛЬНОСТЬ
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
В нашем детском саду реализуется не только ООП, но и парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой). Сотрудничество с социальным партнером музейно-туристическим комплексом «Китеж» расширяет реализацию данной программы. Интерактивные занятия в игровой форме и с глубоким содержанием, предложенные партнерами и вошедшие в дополнительную программу «Китежский календарь», вошли в реализацию проекта.
Цель: Формирование у детей расширенных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Освоение историка – культурного наследия России через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов, со старинными музыкальными инструментами, с народными песнями и танцами.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Дидактические игры;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)
Срок реализации: 1 год (С 1 сентября по 31 мая)
Проект рассчитан на детей 5 - 7 лет.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
- Отслеживание результата (наблюдение, индивидуальные беседы );
- Результаты продуктивной деятельности детей.
- Индивидуальная работа для того чтобы:
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
- Спланировать работу, направленную на развитие познавательных интересов и способностей.
- Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, отношение к деятельности.
Этапы работы над проектом
I этап. Подготовительный (сбор информации по проблеме)
С 15.08.2018г. по 31.08.2018г.
- Заключение договора о сотрудничестве ДОУ и МТК «Китеж»;
- Обеспечение условий для реализации задач проекта;
- Проведение совместного совещания педагогов ДОУ и сотрудников МТК «Китеж»;
- Подбор, обобщение методической и художественной литературы, музыкального репертуара;
- Создание плана интерактивных занятий «Китежский календарь» на основе парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под редакцией О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой) для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста.
II этап. Основной (практический)
С 01.09.2018г. по 15.05.2019г.
- Проведение начальной, промежуточной диагностики детей и педагогическая оценка результатов диагностики;
- Анкетирование родителей, анализ полученных результатов;
- Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ, пополнение музея «Русская изба»;
- Реализация плана «Китежский календарь» для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста;
- Просвещение родителей по теме (консультации, родительские собрания);
- Привлечение родителей к мероприятиям в рамках реализации проекта.
III Этап. Заключительный (аналитический)
С 15.05.2019г. по 31.05.2019г.
Итоговая диагностика степени сформированности у дошкольников нравственных качеств, познавательного развития;
Анкетирование родителей и сравнительный анализ полученных результатов;
Презентация результатов проекта «Китежский календарь» перед родителями воспитанников;
Публикация методических материалов на сайте детского сада, профессиональных педагогических сайтах;
Представление опыта работы (презентация проекта на РМО);
Отчёт по результатам работы на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения.
Результат:
- Рост уровня познавательного развития и развития психических процессов ребенка (возросла устойчивость внимания, повышены уровни восприятия, памяти, наглядно-образного мышления, речи, воображения);
- Сформированность у детей основных представлений о культурном наследии русского народа, об отечественных традициях и праздниках;
- Положительные качественные изменения в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей;
- Повысился уровень коммуникативных способностей, эмоциональной отзывчивости;
- Формирование доброжелательных взаимоотношений в детском коллективе;
- Укрепление взаимосвязи между педагогами, сотрудниками, родителями и детьми.
Приложение 1
Тематическое планирование «Китежский календарь»
на 2018-2019 год по работе с детьми разновозрастной группы (5-7 лет)
Номер занятия, месяц | Тема занятия | Содержание |
1 Сентябрь | «С новым урожаем!» | Формировать любовь к своей большой Родине – России. Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел». Практическая работа: намолоть муку, замесить тесто, испечь колобки. Хороводная игра «Чижик». |
2 Октябрь | «Живет в народе песня» | Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй». Разучивание русских народных танцевальных движений. Хороводная игра «Заинька серенький» |
3 Ноябрь | Зазимье пришло – засидки привело. | Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой» |
4 Ноябрь | «Старинные музыкальные инструменты» | Формировать представления о старинных музыкальных инструментах. Рассматривание, слушание звучания инструментов и разучивание русской народной песни. Хороводная танцевальная игра «Как у дядюшки Данила было семеро детей!» |
5 Декабрь | «В гости к Деду Морозу»
| Русские новогодние традиции, обычаи, приметы празднования Нового года. Народные игры «Клубок тянется».
|
6 Январь | «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник», «Хочешь быть моим хвостом?» |
7 Февраль | «В гостях у Петрушки» | Продолжать формировать представления о различных народных видах фольклора. Дразнилки, перевертыши и др. Русская народная подвижная игра «Петушиные бои» |
8 Март | «Весна – красна на двор пришла» | Создать у детей радостное весеннее настроение, используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи». Рассказ о красивой народной традиции - печь в Великий пост «Жаворонков». |
9 Апрель | «Пасхальная радость | Познакомить детей с историей возникновения праздника «Пасха»; - накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; Народные игры. |
10 Май | Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни». | Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр видео презентации «Россия, Россия – края дорогие». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Проект для аттестации...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»...