Развитие навыков сотрудничества через социально-коммуникативные игры
методическая разработка (подготовительная группа)

Гончаренко Ирина Владиславовна

Игра - основной вид деятельности дошкольников. поэтому она и стала одним из наиболее эффективных способов формирования навыков сотрудничества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков сотрудничества через соц-коммуникат игры

«Понимаю других, -  понимаю себя»

Каждый из нас понимает, что современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени.  Поэтому, чрезвычайно важно осознавать, что представляет собой внутренний мир современного ребенка,  каким образом формируется общение детей в современном мире с его огромным информационным пространством и массовой культурой. Зачастую,  современные средства массовых коммуникаций транслируют далеко не гуманные, а иногда и откровенно жестокие фильмы, герои которых решают конфликтные ситуации силой и оружием. И вот уже очередной герой мультфильма,  компьютерной игры становится примером поведения для дошкольника и создает стереотип  отношений, а дефицит «живого» общения и речевой культуры  людей увеличивается.

Поэтому, в ранг стратегических направлений обновления российского образования выводится сегодня социально-коммуникативное развитие детей, содержание которого нашло отражение в  одном из основных принципов ФГОС -содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником  (субъектом) образовательных отношений и образовательной области  социально-коммуникативное развитие.

В условиях реализации Стандарта ДО ключевой идеей является  системно-деятельностный подход,  где  мы решаем задачу - формировать навыки общения со взрослыми и сверстниками в коллективе.  Опыт первых отношений дошкольников и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру вцелом и помогает  формировать  функционально-грамотную  личность.

Одна из ключевых компетенций - социально-коммуникативная: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, получать информацию в общении, выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, вести простой диалог, соотносить свои желания с интересами других, принимать участие в коллективных делах, принимать и оказывать помощь, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания.

Диагностика 1

Наблюдая за детьми своей группы я отметила, что дети испытывают затруднения в общении со сверстниками, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не умеют ориентироваться в ситуации общения, недостаточно развиты диалогические высказывания, что вызывыает трудности вступления в контакт с людьми. Это в результате осложняет их дальнейшую социализацию в обществе. И  результаты диагностики по методике Кравцовых «Лабиринт»,  подтвердили мои наблюдения. Трое детей из 20 показали первый уровень развития произвольности во взаимодействии со сверстниками, еще 4 ребенка – второй уровень, 10 детей (большинство) – нв третьем уровне и у троих – четвертый уровень. Пятый и шестой уровень не показал никто.

 Как решить такую проблему?

 Игра - ведущий вид деятельности детей, незаменимая школа общения, поэтому она  и стала одним из наиболее эффект способов формир навыков сотрудничества.    

А какие это игры, узнаем далее.

Приглашаю за стол 6 человек – участников МК.

Практический этап

«Скажите слово!»

 Ну, что,  поиграем?  По моей команде на счет три  скажите одно любое слово. Я ничего не поняла, а вы? Почему? Вот так и дети, говорят одновременно, не слушая друг друга.  Вопрос: какиеже  игры помогут видеть, слышать, чувствовать партнеров? Да, коммуникативные.

Коммуникативных игр огромное множество, я подумала, что нужна их структуризация, поэтому составила  КЛАССИФИКАТОР ИГР «Понимаю других, понимаю себя», где объединила игры по следующим блокам:                                                                     «Слышу и понимаю», «Вижу и понимаю», «Чувствую и понимаю», «Говорю и понимаю».

Решать задачи  по развитию навыков конструктивного взаимодействия

-формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;

-развивать умение общаться на вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное состояние других людей

мне и помогают все эти игры.

И сейчас  играя,  вы  сами сможете в этом убедиться, итак:

 игра из блока «Вижу и понимаю» 

«За стеклом»

Объединитесь  в пары. Представьте, что вы вдвоем пошли в магазин. Один из вас зашел внутрь (фишки), другой остался снаружи. Между вами толстое стекло, оно не пропускает звук.  Тот кто остался снаружи вдруг вспомнил, что вы не договорились о покупке.  Объясните  жестами и мимикой, что купить?  

Мои вопросы: покупка состоялась? Купили то, что загадал партнер по игре? поняли друг  друга?

Подобные игры  учат понимать друг друга на невербальном уровне, где главный анализатор –ЗРИТЕЛЬНЫЙ.

 Еще игры (названия и фото) из этого блока на экран:

Игра из влока «Слышу и понимаю»     

«Найди по описанию» (2 одинаковых набора предм картинок)

Участвует одна пара.  Остальные участники наблюдают, анализируют и готовят вопросы.  Я ставлю между вами ширму, чтобы вы не видели, а только слышали друг друга.  Вам, Ольга, я выдаю набор предметных картинок.  А Вам, Анна, предлагаю выбрать одну картинку из точно такого-же набора.  Ваша задача, Анна, так описать свою картинку, чтобы партнер  смог найти в своем наборе.  Работаем.  Готовы показать отгадку? Поднимите карточку. А теперь вы, покажите что загадывали. Совпало?  Вопросы?

 Мой вопрос: какой  главный анализатор помог выполнить задание?  (СЛУХОВОЙ)

В практике - На первых этапах в роли загадывающего должен выступать воспитатель или ребенок с развитой речью.

Еще игры (названия и фото) из этого блока на экран: «Радио», «Эхо». «Веселые клеточки», «Кто позвал», «Что звучит»

Игра из блока «Чувствую и понимаю»

Игра «Что случилось?» (фото эмоций детей)

Играют все участники. Перед вами на столе карты, выберите и откройте. Ваша задача:  определить и назвать эмоциональное состояние человека, а также придумать и объяснить причину, по которой оно возникло.  Начать можно со слов «Однажды я очень сильно обиделся, потому что….».  Надо отметить, что детям предлагаются более простые эмоции, особенно на начальном этапе (фото игры ВП) 

Вывод: эмоции помогают дошкольникам  воспринимать действительность и реагировать на нее.

 Еще игры (названия и фото) из этого блока на экран:  «Волшебные мешочки», «Зеркало наоборот»,  «Азбука настроений», «Домик настроений»

Игра из блока «Говорю и понимаю»

«Рисуем  бусами» (бусы не менее 6 штук)

Объединитесь в микрогруппы по 3 человека. Задача:  создать  общий рисунок. А рисовать вы  будете бусами.  Приступайте. Расскажите как вы это делали? (Ключевые слова, фразы: мы договорились, распределили кто что делает…)

Мой вопрос: что в этой игре было главным?

Верно, РЕЧЬ.

Еще игры (названия и фото) из этого блока на экран: «Построим город», «Цифровая биржа»

Сегодня мы с вами узнали  только одну игру из каждого блока. С детьми я играю в ком игры каждый день. И в конце года результаты развития коммуникативных навыков радуют. Итоговая  диагностика подтверждает это.

Диагностика 2

К концу учебного года никто из детей не показал первый и второй уровени развития навыков сотрудничества.  5  из 20 детей имели 3 уровень, 11 детей – четвертый, четверо – пятый, и двое – шестой уровень развития общения и сотрудничества со сверстниками.

Таким образом, коммуникативные игры имеют огромный развивающий потенциал. Создают условия для речевой и познавательной деятельности, открывают возможности взаимного обучения. Дети овладевают навыками взаимодействия между собой и педагогом, навыками само- и взаимоконтроля.Эти игры учат активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дают возможность преодолеть нерешительность.

Дети научились слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию. А вы научились приходить к согласию? Давайте проверим.

Игра «Скажите слово!»

По моей команде на счет три  скажите одно любое слово. ПАУЗА.

Выводы помогают формулировать участники МК

Итак, делаем общий вывод: В ходе нашего мастер класса мы выделили ряд блоков игр, развивающих навыки сотрудничества, научились слыщать, видеть, чувствовать партнера…

  Давайте помнить, что мы уникальные создания природы, которые обладают невероятно сложной психологией и достойны настоящих, искренних, раскованных разговоров и дискуссий лицом к лицу. Я – за  сотрудничество!!!

Упражнение «Пазлы»

выберите  слова, которые, как вы считаете, характеризуют понятие СОТРУДНИЧЕСТВО

Ну что ж, отличное сотрудничество! Благодарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....

Проект «Волшебный мир общения» по развитию у старших дошкольников социально – коммуникативных навыков

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности...

«Коррекция коммуникативных способностей детей через социально-коммуникативные игры»

Практически каждый ребенок на определенном этапе развития ощущает некоторые затруднения в общении с окружающими. Конечно, ребенок и сам в состоянии развить способности в повседневной жизни, но взрослы...

Педагогический проект «Речевое развитие дошкольников через социально-коммуникативное развитие»

В младшем дошкольном возрасте у детей только начинают формироватьсяэлементарные представления о явлениях общественной жизни.Мы не предполагали, что такая близкая лексическая тема «Семья» в...

«О значении развития у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков»

Консультация для родителей о значении развития у старших дошкольников социально-коммуникативных навыков.                ...

Мастер - класс Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Знакомство педагогов с технологией сотрудничества, способствующей развитию навыков совместной деятельности, детей дошкольного возраста....

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А.М.)

Метапредметные результаты обучающихся. Диагностика  определения уровня развития навыков сотрудничества (Составлена по методике диагностирования уровня развития навыков сотрудничества Щетининой А....