Самообразование на тему: «Использование сказкотерапии для адаптации детей младшего возраста»
материал
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_skazkoterapii_dlya_adaptatsii_detey_mladshego_vozrasta.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЁТ
по самообразованию
на тему: «Использование сказкотерапии для адаптации детей младшего возраста»
Воспитатель: Письменная Т.Н..
г. Гай
2023-2024 учебный год
Актуальность темы:
Метод сказкотерапии - основной принцип целостного развития личности.
Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.
Задачи:
1. Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;
2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы;
3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.
Задачи сказкотерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
2. Проработать подавленные мысли и чувства.
3. Развить самоконтроль.
4. Снизить уровень тревожности и агрессивности.
5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.
6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувства.
7. Развить творческие способности и повысить самооценку ребенка.
8. Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия в вопросах эмоционально- личностного развития детей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь Изучение литературы Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).
Октябрь «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Консультация
Ноябрь «Я и другие» Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.
Занятие
Декабрь «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. Выставка семейных рисунков
Январь «Путешествие в сказку» Снижение психофизического напряжения; развитие тактильно-кинестетической чувствительности; актуализация эмоций. Занятие с элементами арт-терапии
Февраль «Я похож на литературного героя». Способствовать самовыражению ребенка; продолжать развивать умение передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Фото – конкурс
Март «Сказка о детском саде»
Воспитать положительное отношение к детскому саду.
Занятие
Апрель "Каждому возрасту своя сказка» Ознакомить педагогов и родителей Оформление буклетов, памяток для родителей и педагогов
Май «Театральная страна» Показать умение детей узнавать и различать основные эмоции Развлечение
Используемая литература
1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е. В. Белинская. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию / И. В. Вачков. — М. Генезис. 2011.
3. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников / Н. Н. Гусарова. - СПб.: Дрофа, 2015.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстагнеева. - СПб.: Речь, 2006.
5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. В. Никифорова, Е. И. Изотова. - М.: Сфера,2004.
6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург,2004.
7. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок / Л. Я Поляк. - СПб., 2001.
8. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н. М. Погосова. - СПб.: Речь, 2006.
9. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.
10. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В. А. Титаренко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование разнообразных видов игр для адаптации детей младшего возраста к условиям ДОУ»
Консультация для родителей...
«Малые фольклорные формы»Тема: «Использование народного фольклоров воспитании детей младшего возраста»
laquo;Малые фольклорные формы»Тема: «Использование народного фольклоров воспитании детей младшего возраста»«Малые фольклорные формы»Тема: «Использование наро...
Отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего возраста"
Отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталанов у детей раннего возраста"...
Рабочая программа по самообразованию воспитателя на тему: "Использование кинезиологии в развитии детей младшего дошкольного возраста".
quot;Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения". Ж.Тассо.Основная цель кинезиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, спосо...
Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»
Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...
План работы по самообразованию в младшей группе по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего возраста"
В условиях современных вызовов, таких как ухудшение здоровья детей, необходимость формирования у дошкольников основы здорового образа жизни становится особенно актуальной. Данная работа посвящена повы...