Самообразование на тему: «Использование сказкотерапии для адаптации детей младшего возраста»
материал

Письменная Татьяна Николаевна

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЧЁТ

по самообразованию

на тему: «Использование сказкотерапии для адаптации детей младшего возраста»

 

 

Воспитатель: Письменная Т.Н..

 

 

г. Гай

2023-2024 учебный год

Актуальность темы:

Метод сказкотерапии - основной принцип целостного развития личности.

Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

"Маленькие детки - маленькие бедки" - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь ребёнку? Сегодня существует множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Одним из главных таких способов является сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности ребёнка, для расширения его сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка обучает, воспитывает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Через сказку ребёнок входит в мир социальных отношений.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей проходит на заднем фоне основной творческой или игровой деятельности. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает психологические трудности.

Задачи:

1. Расширение и совершенствование психологических методов воспитания и обучения дошкольников;

2. Овладение новыми формами, методами и приемами работы;

3. Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий.

Задачи сказкотерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Проработать подавленные мысли и чувства.

3. Развить самоконтроль.

4. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувства.

7. Развить творческие способности и повысить самооценку ребенка.

8. Повысить педагогическую компетентность родителей через эффективные формы взаимодействия в вопросах эмоционально- личностного развития детей.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

Сентябрь Изучение литературы Знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании (методические пособия, наработки, обмен опытом).

Октябрь «Сказкотерапия или сказочное лечение души». Оказать помощь родителям в воспитании детей искусством. Консультация

Ноябрь «Я и другие» Оказание помощи детям в формировании навыков позитивного общения.

Занятие

Декабрь «Моя любимая сказка». Привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции. Выставка семейных рисунков

Январь «Путешествие в сказку» Снижение психофизического напряжения; развитие тактильно-кинестетической чувствительности; актуализация эмоций. Занятие с элементами арт-терапии

Февраль «Я похож на литературного героя». Способствовать самовыражению ребенка; продолжать развивать умение передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Фото – конкурс

Март «Сказка о детском саде»

Воспитать положительное отношение к детскому саду.

Занятие

Апрель "Каждому возрасту своя сказка» Ознакомить педагогов и родителей Оформление буклетов, памяток для родителей и педагогов

 

Май «Театральная страна» Показать умение детей узнавать и различать основные эмоции Развлечение

Используемая литература

1. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников / Е. В. Белинская. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

2. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию / И. В. Вачков. — М. Генезис. 2011.

3. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников / Н. Н. Гусарова. - СПб.: Дрофа, 2015.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич- Евстагнеева. - СПб.: Речь, 2006.

5. Изотова Е. И., Никифорова Е. В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика / Е. В. Никифорова, Е. И. Изотова. - М.: Сфера,2004.

6. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. – Екатеринбург,2004.

7. Поляк Л. Я. Театр сказок: сценарии для дошкольников по мотивам русских сказок / Л. Я Поляк. - СПб., 2001.

8. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей / Н. М. Погосова. - СПб.: Речь, 2006.

9. Тренинг по сказкотерапии / под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006.

10. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников / В. А. Титаренко - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Малые фольклорные формы»Тема: «Использование народного фольклоров воспитании детей младшего возраста»

laquo;Малые фольклорные формы»Тема: «Использование народного фольклоров воспитании детей младшего  возраста»«Малые фольклорные формы»Тема: «Использование наро...

Отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталонов у детей младшего возраста"

Отчет по самообразованию на тему "Развитие сенсорных эталанов у детей раннего возраста"...

Рабочая программа по самообразованию воспитателя на тему: "Использование кинезиологии в развитии детей младшего дошкольного возраста".

quot;Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения".   Ж.Тассо.Основная цель кинезиологических упражнений : развитие межполушарного взаимодействия, спосо...

Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»

Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...

План работы по самообразованию в младшей группе по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий с детьми младшего возраста"

В условиях современных вызовов, таких как ухудшение здоровья детей, необходимость формирования у дошкольников основы здорового образа жизни становится особенно актуальной. Данная работа посвящена повы...