ПРОЕКТ познавательно-творческий для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса народных промыслов России»
материал (старшая группа)

Клочко Елена Юрьевна

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Часцовская средняя общеобразовательная школа

дошкольное отделение детский сад № 66

 

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста

«Чудеса народных промыслов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Авторы и участники проекта:

                                                           Воспитатели: Клочко Е.Ю.,

                                                                                   Ченцова О.Н.

                                                                       родители и дети подготовительной

                        группы

                                       

п.Гарь-Покровское, 2024 год

Актуальность проекта:

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее

время. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.

Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Цель проекта:

Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала на основе культуры и творчества русского народа.

Тип проекта: долгосрочный (декабрь 2023 г.  – март 2024 г.).

Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Задачи:

• Расширить знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома);

• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;

• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно- прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

• Формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости

к Родине;

• Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам;

• Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Планируемые результаты:

Дети:

• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;

• рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;

• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;

• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;

Родители:

• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;

• активная помощь в оформлении выставки «Чудеса народных промыслов».

Этапы реализации проекта:

Подготовительный- декабрь

Основной – с января по февраль

Заключительный – март.

Подготовительный этап

• Подборка методической, научно-популярной, художественной литературы, поиск интернет - ресурсов по теме проекта.

• Составление плана работ над проектом, этапов его реализации

• Создание и подбор наглядного материала: тематических альбомов, скороговорок, стихов, загадок о народных промыслах.

• Разработка диагностического инструментария по проекту.

• Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных методов работы с детьми, консультаций для родителей.

• Подбор изделий для выставки «Чудеса народных промыслов».

• Подготовка проекта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе: изготовление дидактических игр, тематических альбомов.

• Создание авторских презентаций: «Народные промыслы: Хохлома»,

 «Народные промыслы: Дымковская игрушка», «Народные промыслы: Городецкая роспись», «Народные промыслы: Гжель. История создания».

Основной этап

Реализация и проведение занятий и бесед с использованием современных методов работы с детьми: «Народные промыслы нашего края», «Народные мастера», «Что такое народная игрушка?» и т.д.

Просмотр и обсуждение с детьми альбомов и иллюстраций о народных промыслах России. Чтение художественной литературы: пословиц, поговорок, загадок, стихов, рассказов и сказок о народных промыслах.

Проведение народных подвижных игр: «Горшки», «Колечко», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», «Дети и волк», хороводная игра «Каравай» и т.д.

Рассматривание тематических альбомов .

Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, пластилинография.

Создание консультации для родителей: «Масленица»

Заключительный этап

Выставка Матрёшек

Выставка «Чудеса народных промыслов»

Развлечение «Широкая Масленица»

Результаты

• Работа над проектом помогла сформировать знания детей о русских народных промыслах, как одном из способов становления творческой личности; развития творческих способностей и коммуникативных навыков у

детей.

• Дети познакомились с различными видами художественных росписей, народными игрушками и научились расписывать различные формы основными элементами росписей, а также лепить народные игрушки и украшать узорами посредством пластилинографии.

• Дети проявили большой интерес к изучению народных промыслов и приняли активное участие в продуктивной деятельности по теме.

Список литературы:

1. Жигалова С. «Роспись хохломы».-М.: Детская литература. 1991г. ;

2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М.:

3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». М.: 2003г;

4. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М. Мозайка. Синтез. 2005г. ;

5. Грибовская А,А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.»М., 2010г;

6. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем».- М. ,2001г;

7. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 3-е изд. - М. Мозаика- Синтез. 2013;

8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

9. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997

Методическое обеспечение проекта:

Анкета для родителей

«Народные праздники в детском саду и дома»

1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?

____________________________________________________________

2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?

_____________________________________________________________

3. Какие народные праздники Вы знаете?

_____________________________________________________________

4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

_____________________________________________________________

5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?

_____________________________________________________________

6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?

_____________________________________________________________

7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?

_____________________________________________________________

8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?

_____________________________________________________________

9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?

_____________________________________________________________

10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?

_____________________________________________________________

 

Анкета для родителей

«Народное искусство в жизни вашей семьи»

1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?

ДА      

НЕТ    

Не уверен    

Другой вариант ответа: ________________________________________

2.Какие виды народного искусства Вы знаете?

_____________________________________________________________                  

3.Какие русские народные  промыслы Вам знакомы?

_____________________________________________________________

4.Как  Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?

_____________________________________________________________

5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, матрешки, Дымковские игрушки и т.д.)?

_____________________________________________________________

6.Как  часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?

Каждый день          

По выходным                  

Редко                        

Не читаю

Другой вариант ответа: _________________________________________

7.Употребляете  ли   Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?

ДА      

НЕТ          

Другой вариант ответа:_________________________________________

8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?

ДА      

НЕТ          

Другой вариант ответа:_________________________________________

9.Готовы ли Вы поучаствовать в создании мини-музея в группе на тему «Нижегородские промыслы» в этом  году? Какую помощь можете оказать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».

Работа по данной Программе  направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...

Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).

Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....

Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»

Данный проект  направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...

Сценарий Государственного праздника для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства России» - 2019

Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств к Родине, к культурному наследию предков через ознакомление с праздником. Задачи: Познавательное развитие. • Закрепление знаний детей о госу...

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»

Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...

«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам Нижегородского края»

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума...