ПРОЕКТ познавательно-творческий для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса народных промыслов России»
материал (старшая группа)
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionnaya_karta_proekta_chudesa_narodnyh_promyslov_rossii.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Часцовская средняя общеобразовательная школа
дошкольное отделение детский сад № 66
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста
«Чудеса народных промыслов России»
Авторы и участники проекта:
Воспитатели: Клочко Е.Ю.,
Ченцова О.Н.
родители и дети подготовительной
группы
п.Гарь-Покровское, 2024 год
Актуальность проекта:
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее
время. Именно в этот период важно заложить в душу ребёнка любовь к родной речи, природе, уважение к традициям, к старшему поколению.
Декоративно – прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности дошкольников. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.
Цель проекта:
Формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала на основе культуры и творчества русского народа.
Тип проекта: долгосрочный (декабрь 2023 г. – март 2024 г.).
Вид проекта: групповой, познавательный, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Задачи:
• Расширить знания детей о видах народного декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома);
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному декоративно- прикладному творчеству, создать условия для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.
• Формировать у детей патриотические чувства: любви и гордости
к Родине;
• Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, русским традициям и промыслам;
• Способствовать вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Планируемые результаты:
Дети:
• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;
• рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
Родители:
• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
• активная помощь в оформлении выставки «Чудеса народных промыслов».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный- декабрь
Основной – с января по февраль
Заключительный – март.
Подготовительный этап
• Подборка методической, научно-популярной, художественной литературы, поиск интернет - ресурсов по теме проекта.
• Составление плана работ над проектом, этапов его реализации
• Создание и подбор наглядного материала: тематических альбомов, скороговорок, стихов, загадок о народных промыслах.
• Разработка диагностического инструментария по проекту.
• Разработка конспектов занятий, целевых прогулок, экскурсий с использованием современных методов работы с детьми, консультаций для родителей.
• Подбор изделий для выставки «Чудеса народных промыслов».
• Подготовка проекта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе: изготовление дидактических игр, тематических альбомов.
• Создание авторских презентаций: «Народные промыслы: Хохлома»,
«Народные промыслы: Дымковская игрушка», «Народные промыслы: Городецкая роспись», «Народные промыслы: Гжель. История создания».
Основной этап
Реализация и проведение занятий и бесед с использованием современных методов работы с детьми: «Народные промыслы нашего края», «Народные мастера», «Что такое народная игрушка?» и т.д.
Просмотр и обсуждение с детьми альбомов и иллюстраций о народных промыслах России. Чтение художественной литературы: пословиц, поговорок, загадок, стихов, рассказов и сказок о народных промыслах.
Проведение народных подвижных игр: «Горшки», «Колечко», «Гуси-лебеди», «Бездомный заяц», «Дети и волк», хороводная игра «Каравай» и т.д.
Рассматривание тематических альбомов .
Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, пластилинография.
Создание консультации для родителей: «Масленица»
Заключительный этап
Выставка Матрёшек
Выставка «Чудеса народных промыслов»
Развлечение «Широкая Масленица»
Результаты
• Работа над проектом помогла сформировать знания детей о русских народных промыслах, как одном из способов становления творческой личности; развития творческих способностей и коммуникативных навыков у
детей.
• Дети познакомились с различными видами художественных росписей, народными игрушками и научились расписывать различные формы основными элементами росписей, а также лепить народные игрушки и украшать узорами посредством пластилинографии.
• Дети проявили большой интерес к изучению народных промыслов и приняли активное участие в продуктивной деятельности по теме.
Список литературы:
1. Жигалова С. «Роспись хохломы».-М.: Детская литература. 1991г. ;
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М.:
3. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». М.: 2003г;
4. Соломенникова О. А. «Радость творчества» М. Мозайка. Синтез. 2005г. ;
5. Грибовская А,А. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.»М., 2010г;
6. Лыкова И. А. «Лепим, фантазируем, играем».- М. ,2001г;
7. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- 3-е изд. - М. Мозаика- Синтез. 2013;
8. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
9. Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997
Методическое обеспечение проекта:
Анкета для родителей
«Народные праздники в детском саду и дома»
1.Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? Почему?
____________________________________________________________
2.Существуют ли традиции в Вашей семье? Какие?
_____________________________________________________________
3. Какие народные праздники Вы знаете?
_____________________________________________________________
4. Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?
_____________________________________________________________
5. О каком празднике Вы узнали у своих предков?
_____________________________________________________________
6. Как Вы знакомите с народными праздниками своего ребенка?
_____________________________________________________________
7. Каковы особенности народных традиций Вашего города, края?
_____________________________________________________________
8. Какие формы работы Вы хотите предложить совместно с ДОУ в рамках «Народные традиции», «Народные праздники», «Народные игры»?
_____________________________________________________________
9. Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника в детском саду?
_____________________________________________________________
10. Что бы Вы хотели порекомендовать в целях улучшения совместной работы ДОУ и семьи по приобщению детей к народной культуре и традициям?
_____________________________________________________________
Анкета для родителей
«Народное искусство в жизни вашей семьи»
1.Считаете ли Вы эту тему интересной и актуальной?
ДА
НЕТ
Не уверен
Другой вариант ответа: ________________________________________
2.Какие виды народного искусства Вы знаете?
_____________________________________________________________
3.Какие русские народные промыслы Вам знакомы?
_____________________________________________________________
4.Как Вы думаете, какие виды декоративно – прикладного искусства ребёнку ближе всего?
_____________________________________________________________
5. Есть ли в Вашей семье предметы народных промыслов (Хохлома, Городецкая роспись, матрешки, Дымковские игрушки и т.д.)?
_____________________________________________________________
6.Как часто Вы читаете ребёнку русские народные сказки?
Каждый день
По выходным
Редко
Не читаю
Другой вариант ответа: _________________________________________
7.Употребляете ли Вы в общении с ребёнком русские народные пословицы и поговорки?
ДА
НЕТ
Другой вариант ответа:_________________________________________
8.Поёте ли Вы ребёнку колыбельные песни?
ДА
НЕТ
Другой вариант ответа:_________________________________________
9.Готовы ли Вы поучаствовать в создании мини-музея в группе на тему «Нижегородские промыслы» в этом году? Какую помощь можете оказать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».
Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда красивая, я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...
«МАСТЕРСКАЯ МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ» Программа кружка по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Использование народных промыслов Сибири в изобразительной деятельности детей».
Работа по данной Программе направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа на основе знакомства их с народными промыслами Сибири. Она основана на формировании эм...
Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).
Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....
Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с народными традициями «Живи, родник традиций!»
Данный проект направлен на возрождение семейных традиций, которые, как «кованые сундуки с приданым», будут передаваться из поколения в поколение, которые будут вспоминаться на протяж...
Сценарий Государственного праздника для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства России» - 2019
Цель: Воспитание нравственно - патриотических чувств к Родине, к культурному наследию предков через ознакомление с праздником. Задачи: Познавательное развитие. • Закрепление знаний детей о госу...
Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно прикладному творчеству «Сказочные завитушки»
Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личност...
«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам Нижегородского края»
В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума...