«Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам Нижегородского края»
статья по рисованию (подготовительная группа)

Фомина Наталья Ефимовна

В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума и творчества”.

В декоративном рисунке есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности. Разработкой методик по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством за последние годы занимались многие специалисты, такие как Т.Я. Шпикалова, Ю.В. Максимов, Е. Варламова, Т. С. Комарова, Л.Л. Орлова, О.А. Соломенникова.

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства способствует развитию   у ребенка чувство прекрасного. Произведение народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомство детей с произведениями декоративного искусства Нижегородского края помогает воспитывать у детей чувство любви к Родине, уважение к труду людей, создающих эти произведения искусства. Декоративное рисование решает следующие задачи:

– развивать чувство композиции, в связи с построением узора на различных формах;

– развивать чувство цвета;

– развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использование их отдельных элементов в своем творчестве;

– совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашами.

При ознакомлении детей с декоративным рисованием я старалась объяснить им что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. Декоративное рисование – это беспредметное рисование, где дети создают простые орнаменты. Основным композиционным средством является ритм: повторение элементов узора на равном расстоянии друг от друга. Дети знакомятся с придуманными человеком способами украшения одежды, утвари, предметов. Смысл и цель обучения декоративно-прикладному рисованию – это научить ребенка доступными изобразительными средствами создавать красоту вокруг себя, развивать художественный вкус. Хотелось бы отметить, что последовательности изображения в декоративном рисовании помогает последовательность обследования изделия или предмета. Этот вид деятельности проводим в утренние и вечерние отрезки времени. Цвет и композиция    в узоре неотделимы друг от друга. Важно то, что использование цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях. Осуществить эти задачи можно тогда, когда дети овладеют рисованием простейших изобразительных форм. Узнать, увидеть, почувствовать тот предмет, явление, то что ребенок собирается изобразить необходима наглядность. Это поможет иметь ясные, четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. 

В декоративном рисовании я использую предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец предоставляю в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. При обучении новым техническим приемам использую показ. При анализе рисунков вначале помогаю вопросами, правильно или нет выполнен рисунок, затем дети подготовительной группы самостоятельно оценивают качество выполненной работы, обосновывают положительную и отрицательную оценки.
        Всегда поощряю в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе. На занятиях используем гуашь, палитру для получения дополнительных цветов, и у детей есть дополнительный лист, где дети могут потренироваться в рисовании каких-либо элементов.  В основе обучения декоративному рисованию лежит знакомство с народными промыслами.

Дети нашей группы неоднократно с большим интересом рассматривали стул, украшенный Городецкой росписью. У ребят возникли вопросы «Кто это нарисовал?», «Как называются эти узоры?», «Можем ли мы тоже попробовать так рисовать?». Они были очень удивлены, что в Нижегородской области существует несколько видов росписи, у каждой есть свои особенности и названия. Детям захотелось узнать, как можно больше о этой росписи, познакомиться с ней, попробовать свои силы в народном искусстве. На основе этого была поставлена следующая цель: формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами. Нижегородская область – один из ведущих центров современного народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности ребенка.

Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Важно внести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственного развития и духовно богатой личности, просвещение родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания. Ведь, как известно культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа, формируя при этом свой собственный художественный вкус.

Приобщение к родной культуре я начала с подбора книг, наглядно–дидактических пособий, демонстрационного материала, затем в группе была оформлена выставка для детей по русским народным промыслам. Необходимо наполнение мини центра творчества необходимыми демонстрационными материалами и оборудованием для самостоятельной творческой деятельности детей в соответствии с темой проекта. Дети с интересом рассматривали и обсуждали иллюстрации, альбомы, открытки, таблицы.  Дидактические игры «Узнай узор», «Русские узоры», «Назови правильно», «Составь узор», «Найди вторую половину», «Что изменилось», «Волшебные стрелочки» «Собери из частей» «Нижний Новгород», «Математические пазлы», «Подбери узор» способствуют развитию и обогащению мира ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, патриотических чувств наших детей. Рассматривание подлинных изделий народного искусства приносит детям радость творчества, они знакомятся с историей народного творчества Нижегородской области, познают приёмы работы с кистью, знакомятся с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Виртуальная экскурсия «Промыслы Нижегородской области», просмотр презентаций «Детям о секретах хохломы», «Семёновские сувениры» содействует развитию познавательного интереса к народным промыслам. Декоративно-прикладное искусство служит результативным средством развития исследовательской деятельности дошкольников, так как исследовательская работа в области декоративно-прикладного искусства помогает решать многие задачи, помогает формировать художественно-эстетический вкус, развивать способности детей, их самостоятельность, творчество, активную работу в группах, креативность, кругозор. Дети сравнивали деревянные, глиняные изделия. С помощью игрового упражнения «Убери лишнее» выбирали предметы с росписью и делили их на две группы «Художественная роспись Нижегородского края» и «Народные роспись других регионов России». Дети рисовали городецкие узоры на бумаге, создавали выразительные аппликационные работы, расписывали сконструированные шкатулки. Оформление выставки рисунков и поделок детей «Город мастеров» способствует развитию умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формированию эстетического вкуса, творческих способностей детей.

 Русское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами мы дополнили и музыкальными номерами. В игровой ситуации «Концертный номер» дети исполнили ритмичную народную мелодию («Калинка-малинка») на деревянных ложках. В группе с помощью родителей был организован музей «Хоровод Нижегородских ремесел». Интересной информацией делились дети, которые побывали в древнем городе – Городец. Знакомство ребенка с нашими традициями, народными промыслами родного края, мастерством народных умельцев способствует формированию речевой активности,   инициативности, развивает словесную деятельность, обогащает словарный запас,  совершенствует речевые навыки, способы диалогического взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Я постаралась организовывать такие мероприятия, которые формируют у дошкольников систему знаний о русской народной культуре, закладывают основы патриотизма, любовь к малой родине, людям труда разных профессий. Знакомя с элементами русской народной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотических чувств наших детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Изучая творчество своего народа, дети легче понимают творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание. В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно–прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге.

Таким образом, тема декоративно–прикладного искусства очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста".

Организация проектно – исследовательской деятельности как необходимое условие развития познавательного интереса дошкольников" послужит помощью в работе воспитателям....

"Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста"

Основной задачей работы по этнокультурному компоненту мы считаем формирование познавательного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего...

Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются особенности  развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста....

Этнокультурные традиции в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста

Необходимость этнокультурного воспитания ясна всем. Национальная культура - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Оно дает возможность ребенку поз...

«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую  деятельность....