Загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы
статья

Рабодзей Анастасия Константиновна

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Кроме того, у детей дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Природа-могучий источник познания. Общение с природойпознание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_stati.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы».

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Кроме того, у детей дошкольного возраста необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

       Природа играет огромную роль в создании ценностей искусства. Природа-могучий источник познания. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его.

       В ознакомлении дошкольников с явлениями природы можно использовать различные средства и методы.

       В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

       Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, труду, художественной деятельности. Однако далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, далеко не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

       Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

       Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.

       Чтобы расширить познания детей о временах года воспитатель проводит занятия о характерных явлениях в природе в разное время года. На ежедневных прогулках педагог обращает внимание детей на погоду: тепло – холодно, светит солнце – идет дождь, снег, безветренно – дует ветер, ясное небо – тучи. Если с детьми проводить такие наблюдения постоянно, дети сами замечают изменения в погоде. Летом дети отмечают, что день длинный, солнце светит ярко, становится жарко; зимой – день короткий, быстро темнеет, солнце светит, но не греет. В процессе ознакомления закрепляется представление детей о зависимости сезонных изменений от солнечного света.

       Знание загадок и народных примет по сезонам не только поможет объяснить детям изменения в природе и указать их причину, но и предсказать какое-либо природное явление (деревья и кустарники покрылись молодой листвой, значит, скоро прилетят иволги; ласточки летают низко- будет скоро дождь; дружно прилетели птицы - дружная ранняя весна и т. д.).

       Но как мы видим, не многие воспитатели используют в ходе своей работы  загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы, что выявляет  незнание детей сезонных изменений, явлений природы, знание устного народного творчества: загадок и примет.

       Важно научить детей эстетическому восприятию предметов и явлений окружающей природы. Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдение происходящих в природе явлений, вызывает чувство радости и даёт огромное наслаждение.

       Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней– важнейшие задачи дошкольных учреждений.

Исследование проблемы в трудах различных авторов.

           Природа играет важную роль в воспитании дошкольников и в настоящий момент невозможно представить воспитание полноценной личности без естественных сил окружающего мира. Природа как незаменимый педагог хранит и вбирает в себя все самое лучшее, являясь наимудрейшим воспитателем, источником творческого начала и духовных сил, неиссякаемым источником красоты. Именно, в дошкольном возрасте нужно знакомить детей с явлениями природы, учить замечать, различать, сравнивать всю красоту сезонных изменений в ней, ценить важность природы.

          Первоначальные знания об окружающей природе, человек усваивает в дошкольном возрасте. В дошкольных образовательных учреждениях в данном направлении необходимо проводить целенаправленную и систематическую педагогическую работу. Знакомство с природой оставляет неизгладимое впечатление на личность ребенка. Мнения многих ученых солидарны в том, что природа играет важную роль в становлении и воспитании личности дошкольника. Непосредственный контакт детей с природой оказывает положительное влияние: развитие доброжелательности, сопереживания, воспитание бережного отношения и видение прекрасного вокруг.

         Природа окружает ребенка с ранних лет. Еще выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития.

         И.Г. Песталоци писал, что: « С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы»

          К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; говорил об идеи «введения в природу детей», что необходимо для восприятия полезного и доступного для развития умственных и словесных возможностей детей.

         Я.А. Коменский говорил о природе как об источнике знаний, о средстве развития ума, воли и чувств.

    Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое.

         В.А. Сухомлинский писал, « чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы»

         Труфанов В.Г. в книге « Уроки природы» знакомит нас с некоторыми особенностями природы, с ее растительным миром, сезонными изменениями в природе.

        Практические советы, как знакомить дошкольников с природой, организовывать наблюдения на прогулках содержатся в книге « Детям о природе», автора М.В. Лучич. Важные вопросы затронуты в книге « Родной край» Жуковской Р.Г. и др. авторов. В ней предлагается методика ознакомления детей с явлениями природы. 

      Большую помощь при ознакомлении с природными явлениями мы получаем из произведений народного творчества. Это неиссякаемый источник, который помогает донести до ребенка всю красоту и глубину родного края.

     Загадки, народные приметы, пословицы и поговорки, формируют у детей глубокий познавательный интерес, понимание явлений природы. А отсюда ребенок учится любить ее и бережно отношения ко всему живому, что нас окружает. Большинство народных примет создавалось в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены такие природные явления, которые ребёнок мог видеть, слышать, трогать. Именно содержательная основа фольклорного материала ценна для ознакомления дошкольников с явлениями природы.

   Много ценных указаний о применении элементов устного народного творчества мы находим в научных работах Е.Н. Водовозовой,  Е.А. Флериной,  А.П. Усовой, М.М. Кониной. Особенно, ценны советы о необходимости употреблять фольклор к месту и времени, остерегаться искусственности звучания его.

    Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Отличие произведений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке.

     Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения  вдохновлены любовью , стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного.

     Чувство природы врождённое, и оно есть у каждого человека, но оно в течение жизни может не проснуться. И очень важно, чтобы кто-то разбудил в ребенке этот интерес. Это может сделать умный, чуткий, близкий человек, который находится с ребенком с его рождения. И этим человеком может стать мать, отец, бабушка и, конечно, же, воспитатели. Ребёнок многое воспринимает чувством. Он радуется всему новому, красивому, интересному. И как это ему преподнести, зависит от них. Дети любят гулять, их тянет в парк, в сад, на луг, на речку, но много ценного ускользает от их внимания. И вот тут-то дошкольникам должны помочь  подойти поближе к природе, присмотреться к ней внимательно, выделить из окружающей обстановки главное, существенное.

      В. Бианки:«Человек может развиваться только в контакте с природой, а не вопреки ей» .

    Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения  вдохновлены любовью , стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного.

     Примеров можно привести много. Дети очень отзывчивы, и чем раньше приобщать их к природе, тем быстрее они «приблизятся» к ней. И природа уже не будет для них чужой. Но только ежедневная работа по ознакомлению детей с природой, наблюдение за жизнью растений и животных, развитие и укрепление интереса ко всему живому, поможет нам приобщить ребенка к природе. А когда ребенок будет к природе неравнодушен, надо научить его охранять ее.

      В течение жизни ребенка всегда должно присутствовать художественное слово, которое проникнет в его сердце и навсегда останется там. Умелые разговоры взрослых с детьми – еще одно из верных средств воспитания любви и бережного отношения к природе.

     Таким образом, впечатления о природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь. 

Загадки и приметы как метод ознакомления дошкольников с явлениями природы.

         Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии ознакомления дошкольников с природой. В этом возрасте ребёнок  начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему.  Такой процесс ознакомления дошкольников с явлениями природы может быть творческим, занимательным и доступным для ребенка. Поэтому следует обратиться к созданному народной мудростью и проверенному веками воспитательному средству- малым формам народного творчества.

        Такими формами будут выступать загадки и народные приметы. Важным средством для ознакомления дошкольников с явлениями природы является чтение загадок и народных примет. В процессе чтения загадок и примет дети запоминают, выделяют главное и существенное сравнение при ознакомлении с природными явлениями. Просят объяснить, уточнить, прочитать еще раз.

        Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
        Она основана на сближении далеких областей предметно-вещественного мира метафорически и, конечно же, предполагает испытать отгадывающего на сообразительность. Загадки позволяют разглядеть в самых обычных вещах поэтическую и неожиданную сторону. Также благодаря загадкам можно тренировать смекалку, учиться мыслить логически, а порой парадоксально.
        Загадки о природе — одни из самых древних загадок. Издавна люди следили за Луной и Солнцем, изучали природные явления, наблюдали грозы, туман, снег. Известно, что еще в старину люди разговаривали с ветром и всячески старались общаться с природой, как с живым понимающим существом. Это нашло отражение в загадках о природе: ветер — бородатый дядька, мороз — старик-шутник, молния и гром — сестра и брат. Подмечалась каждая деталь, особенность природных явлений, внешний вид и качественные признаки объектов природы, будь то ветер в поле или сосулька на дереве.

  • Рассыпался горох
    На семьдесят дорог.
    Падает горошком,
    Скачет по дорожкам. 
    (Град).
  • Молоко над речкой плыло —

Ничего не видно было.

Растворилось молоко —

Стало видно далеко.

(Туман)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила.

(Гроза)

      Поэтому в загадках о природе так часто используется сравнение: снег сравнивается с пухом, радуга — с коромыслом, звезды — с горошинами.

      Еще один вид устного народного творчества, который будет эффективен для ознакомления дошкольников с явлениями природы – это народные приметы.

     Приметы - это народные поверья и знания об окружающем мире и природных явлениях, изложенные в кратком виде. Эти знания накапливались веками и проверены не раз.

  • «Лягушки квакают на берегу – скоро будет дождь»;
  • «Зимой звезды мерцают – к холодам. Летом – к ясной погоде»;
  • «Зимой небо все усыпано звездами – утром будет сильный мороз».

     Таким образом, актуальность народных примет и в наши дни сложно переоценить, поэтому этот бесценный опыт нужно передавать от старшего поколения – младшему. Ну и нельзя, конечно забывать о том, что все эти приметы и поверья накапливались на протяжении веков, формируя отдельный самостоятельный жанр фольклора, который неразрывно связан с историей и культурой человечества.

    Самые известные народные приметы о природе для детей чаще всего касаются поведения представителей мира флоры и фауны. Действительно, многие представители животного и растительного мира обладают удивительной восприимчивостью к предстоящим переменам в окружающей среде.

     Поэтому загадки и народные приметы неразрывно связаны между собой, образуя вид фольклорного жанра.

     При отборе фольклорных произведений, следует опираться на следующие принципы:

  • доступность содержания детям дошкольного возраста;
  • познавательная и нравственная значимость;
  • возможность формирования на их основе способности «чувствовать» окружающий мир. 

     Широко используется народный фольклор в разных видах деятельности. Так, например, в процессе наблюдения за объектами живой и неживой природы, посредством  загадок, пословиц,  усиливается эмоциональное воздействие на детей и активизацию деятельности детей. После наблюдения закрепляются представления, полученные в ходе наблюдения, корректируется отношение детей к природным объектам[9, c. 22].

  • «Радуга долго не исчезает, к плохой  погоде»;
  • «Ласточки летают высоко — к сухой погоде»;
  • «Божья коровка села на руку и долго не улетает, погода измениться не в лучшую сторону, а если она улетела быстро – погода будет ясной».

     В летний период расширяются и уточняются представления детей об овощах и фруктах. В процессе работы предлагается детям рассмотреть все овощи: как они растут на грядке, как выглядят вырванные из земли, где у овощей ботва, а где корнеплоды. В данной деятельности используются пословицы и поговорки о трудолюбии:

  • «Пчела мала, а и та работает»;
  • «Долог день до вечера, коли делать нечего»;
  • «Нет труда, нет и плода».

В ходе организации трудовой деятельности на огороде с детьми воспитатель может использовать следующие загадки :

  • Как на грядке под листок
    Закатился чурбачок — Зеленец удаленький,
    Вкусный овощ маленький. 
    (Огурец).
  • За кудрявый хохолок
    Лису из норки поволок.
    На ощупь — очень гладкая,
    На вкус — как сахар сладкая.
    (Морковь).
  • Закопали в землю в мае
    И сто дней не вынимали,
    А копать под осень стали
    Не одну нашли, а десять.
    (Картошка).

В ходе знакомства с фруктами можно использовать следующие загадки :

  • Была зеленой маленькой,
    Потом я стала аленькой,
    На солнце почернела я,
    И вот теперь я спелая. 
    (Вишня).
  • Он похож на апельсин,

          С грубой кожей, сочный.

          Недостаток есть один –

          Кислый он уж очень

          (Лимон).

        Осенью,  воспитатель обучает детей  замечать изменения в явлениях природы и их влияние на жизнь растений, животных, на деятельность людей.    В результате систематической работы у детей складывается представление о ясной и пасмурной погоде, её характерных особенностях. Дети учатся отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать простейшие связи между ними: прошёл дождь — появились лужи; холодно — лужи долго не высыхают; солнца нет — пасмурно, темно; дует ветер — по небу быстро двигаются облака.  Воспитатель опять использует загадки:

  • Белая вата  плывет куда-то,

чем вата ниже, тем дождик ближе

( Облака, тучи)

  •  Без рук, без ног, а двери открывает

(ветер)

  • Нету  ног и нету рук...
    По асфальту стук да стук.

(Дождь)

  • Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке – бархат синий.

Это что такое?

(иней)

        Наблюдая за разноцветными осенними листьями и листопадом, обращается внимание детей на условия, в которых происходят эти явления (солнце светит и греет меньше, земля становится холодной, дуют холодные ветры и т.д.).

    Расширяя представления детей о характерных особенностях зимней природы , воспитатель также использует  народный фольклор:

 Приметы :

  • «Хороший снежок- урожай сбережёт»;
  • «Зима без мороза не бывает»;
  • «Зимой солнце светит, а не греет».

Загадки :

  • Бродит одиноко 
    Огненное око.
     
    Всюду, где бывает,
     
    Взглядом согревает.

          (Солнце).

  • Одеяло белое не руками сделано. 
    Не ткалось и не кроилось,
     
    С неба на землю свалилось.

          (Снег).

  • Заметает все пути

          не проехать, не пройти.

          У метели есть подруга -

          снежно-ветренная

          (вьюга).

  • По темному небу рассыпан горошек

          цветной карамели из сахарной крошки,

          И только тогда, когда утро настанет,

          Вся карамель та внезапно растает.

          (Звезды).

 В весенний период формируется представления детей об изменениях в природе. Наблюдение за заселением скворечников пернатыми жильцами не обойдется без примет и пословиц, загадок об этих птицах:

приметы :

  • «Скворец с сорокой в одном гнезде не живут»;
  • «В дырявом скворечнике скворец не гнездится»;
  • «Запоёт скворец возле дома - к добру».

загадки :

  • Он в своей лесной палате 
    Носит пестренький халатик,
    Он деревья лечит, 
    Постучит - и легче.

          (Дятел)

  • Пусть я птичка-невеличка, 
    У меня, друзья, привычка 
    - Как начнутся холода, 
    Прямо с севера сюда.

         (Снегирь)

  • Прилетает к нам с теплом, 
    Путь, проделав длинный. 
    Лепит домик под окном 
    Из травы и глины.

          (Ласточка)

     Отмечая погоду в календаре, обязательно используются народные приметы, пословицы и поговорки о погоде и временах года, которые приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему.  Например,

  • «Если дождь идёт при солнышке, значит он скоро прекратится»;
  • «В пятницу дождь- в воскресенье ясно»;
  • «Гром зимой- к сильным ветрам»;
  • «Восход солнца в тумане- днем ясная погода»;
  • «В осеннее ненастье- семь погод на дворе».

       Также в ознакомлении детей с природой используются игры-загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

  • «Грохочет в небе голубом

           Раскатистый июньский...»

           (гром).

  • «На улице метет листву

           И в воздух мусор поднимает.

           Опять по нашему двору

           Никто сегодня не гуляет.

           Все говорят, что непогода,

          Что вновь бушует мать-природа.

          Сдует с ног, ты не пройдешь и метра.

          Что за силища такая? Сила...»

          (ветра).

  • «Падает со склонов гор река,

            Слышен шум воды издалека.

           Спросим мы давайте у ребят,

           Как зовется это?»

           (водопад).

        Использование  малых форм фольклора в ознакомлении дошкольников с явлениями природы способствует  всестороннему развитию личности ребёнка, у детей формируются знания об объектах и явлениях природы; углубляются знания о растениях и животных ближайшего окружения; дети знакомятся с экологическими законами, правилами и нормами поведения в природе, с природными факторами, влияющими на здоровье человека; развиваются эмоционально-доброжелательные отношения в процессе общения с живыми объектами; ярче проявляются познавательные интересы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников"

КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2 д\с «Улыбка» г. Омск            Доклад к пед. совету Тема: "Ознакомлениес закономерными явлениями природы как ...

Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...

Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....

Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

Ознакомление дошкольников с явлениями природы

К 5-6 годам у детей складывается определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д.   Но зачастую, они носят поверхностный, ложный хара...