Ознакомление дошкольников с явлениями природы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

К 5-6 годам у детей складывается определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д.   Но зачастую, они носят поверхностный, ложный характер.

            Задача педагога - дать дошкольнику как можно больше правильных представлений о природных явлениях. Объясняя физику природных процессов, воспитатель развивает                                                                                                                  умственные способности ребенка, его интерес к окружающему миру и наблюдательность.        

            Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Важно найти оптимальные формы и методы ознакомления  дошкольников с ними.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы 

Ознакомление дошкольников с явлениями природы.

К 5-6 годам у детей складывается определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д.   Но зачастую, они носят поверхностный, ложный характер.

        Задача педагога - дать дошкольнику как можно больше правильных представлений о природных явлениях. Объясняя физику природных процессов, воспитатель развивает                                                                                                                  умственные способности ребенка, его интерес к окружающему миру и наблюдательность.         

          Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Важно найти оптимальные формы и методы ознакомления  дошкольников с ними.

Электричество.

Цель. Познакомить с электричеством.

Методы и приемы. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.

Опыты.

  1. Предложить детям найти электричество: надуть шарик, потереть его о свои волосы и поднести к стене. Он прилипнет. Почему это произошло?
  2. Заставить «летать бабочек»: поднести потертую о волосы пластмассовую палочку к бумажным бабочкам и потихоньку ее поднимать -  бабочки тоже будуть подниматься. Почему?
  3. Обратить внимание: после возвращения с прогулки одежда прилипает к телу, и на ней собирается много пыли.
  4. Запустить игрушечную машину на батарейках. Спросить детей, почему она едет сама, почему делает повороты? (В машину вставлена батарейка, которая вырабатывает электрический ток.)
  5. Включить фонарики (один – с новой батарейкой, другой – с использованной.) почему один фонарик горит, а другой нет? Есть ли батарейки, которые не портятся?

C:\Users\Галиева\Desktop\IMG_5445.JPG

   Рассказ воспитателя. В морях и океанах водится много разных рыб. Среди них есть электрические рыбы – настоящие живые батарейки. У них между головой и грудными плавниками находится своеобразный электрический орган, который состоит из многочисленных вертикальных столбиков, похожих на пчелиные соты. Каждый столбик, состоящих из 350-400 отдельных дисков, выполняет роль батарейки.

 С помощью этих «батареек» рыба, вырабатывающая электричество, защищаются от врагов. Скат, сом или угорь бьют током, соприкасаясь с кем-нибудь. Одиночный электрический разряд длится всего несколько секунд. Но скат, например, может произвести от 12 до 100 ударов, сила которых постепенно уменьшается, и вскоре ток прекращается, но быстро восстанавливается. Значит, в природе есть «живые батарейки», которые не садятся. Зарегистрировано, что при разряде электрического органа сила разрядов разная и составляет от 8 до 220 вольт. Наибольшее  напряжение у сомов и угрей. Электрические скаты ведут малоподвижные образ жизни – прячутся в песке на дне. Если нечаянно наступить на такую рыбу, то она сильно ударит током. Некоторые растения тоже вырабатывают электричество. Все растения прочно закреплены в земле корнями - они неподвижны. Скорость их роста неодинаковая: одни растут очень быстро, другие – очень медленно. Это зависит от условий и способности приспосабливаться к окружающей среде. Есть растения, которые, в зависимости от освещения, могут закрывать и открывать лепестки своих цветков, например одуванчик. Мимоза стыдливая закрывается даже при незначительном прикосновении к ней. Почему? Потому, что внутри растения есть электричество.

     Для воспитателя.  Решающую роль играют электрические процессы, происходящие в клетках. Оказывается, в клетках растения так же,  как и в клетках животных, между внутренней и внешней поверхностями мембраны имеется разность потенциалов. Она обусловлена различным ионным составом внутриклеточной среды, а так же неодинаковой проницаемостью мембраны для этих ионов.

Наблюдения. Рассмотреть электролампочку. Рассказать детям, что  по одной проволочке ток входит в спираль и накаливает её, а по другой выходит. Если лампочка долго горит, спираль может перегореть – лампочка гаснет.

Рассказ воспитателя об  использования электричества в быту. С электроприборами надо обращаться очень осторожно: от электрического разряда можно погибнуть. В дом электрический ток идёт по проводам, их закрепляют на высоких деревянных столбах. Бывает, что провод обрывается, тогда к нему нельзя подходить, потому что ток по нему всё ещё идёт. Люди, работающие с электрическим током, защищают руки резиновыми перчатками: резина не проводит ток.

  Как у вас дома используется электричество? Почему гладит утюг, работают телевизор и холодильник, горит лампочка? Что нужно сделать, чтобы электрическая лампочка загорелась? Чтобы гладить утюг? Зачем в доме электрические розетки?

                                                             Художественное слово

Капля света

Капля в капельку вольётся-

Вспыхнет маленькое солнце

Ручейки в поток вольются-

У турбин сердца забьются.

Хлынет свет, начнут заводы

Делать чудо – теплоходы,

Тракторы, станки, ракеты,

Ну,  а фабрики – конфеты.

Пробуй, вкусная конфета?

Вот что значит капля света.

                                  (Е.Кохан)

Загадки.

1. Чудеса на потолке повисло солнце на шнуре.

2.Висит груша - нельзя скушать.

3.Пузырек под абажуром, а внутри пузырька – три – четыре волоска.

4.Провели под потолком удивительный шнурок, привинтили пузырёк – загорелся огонёк.    

                                   

Снежные узоры на окнах.

Цель: Дать представление о том, когда и как образуются узоры на окнах.

Методы и приемы. Наблюдение, рассказ с элементами беседы, художественное слово.

Наблюдение. Предложить детям полюбоваться рисунками на стеклах; определить, что «нарисовано»: красивые листья, цветы, узоры;

Обратить внимание на солнечные лучи, которые «зажигали на окнах разноцветные огоньки, снежные узоры на стекле».

Рассказ воспитателя с элементами беседы. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал? (Их рисует Мороз  Иванович). Чем рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который  всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине.       Ледяные кристаллики соединяются между собой. Группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Вот длинная перистая ветвь, похожа на лист папоротника или цветок, словно по волшебству распустившийся за ночь на стекле. Очень красив снежный узор на окнах, и в блеске солнца, и в густой синеве зимних сумерек…

          Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно.)

Художественное слово.

Удивительный художник

У окошко побывал.

Удивительный художник

Нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены…

На окошке лес густой,

Только белый, не зеленый

Лес чудесный, не простой,

На стекле цветы и листья,

Все искрится. Все бело,

Но без красок и без кисти

Разрисовано стекло.

Замечательный художник

У окошко побывал.

Отгадайте-  ка, ребята,

Кто окно разрисовал.

                                (Н.Найденова)

Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза…

                              ( С. Дрожжин)

В конце занятия предложить детям нарисовать снежные узоры  приёмом – граттаж.

        Иней

Цель. Дать представление об инее и процессе его образования.

Методы приемы. Наблюдение, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово.

Рассказ воспитателя.  

В холода скамейки, камешки, деревья и другие предметы покрыты инеем.

        На что похож иней? ( На маленькие снежные цветы) Да, даже лепестки этих цветов можно увидеть, они будто кружевные. Иней – это твердая роса. В ночное время поверхность земли сильно охлаждается, к утру становится еще холодней. Охлаждается и воздух, который находится в поверхности земли. Если в воздухе много водяных паров, то они, соприкасаясь с охлажденными предметами, оседают на них в виде мельчайших водяных капелек, которые смерзаются в острые ледяные иголочки, образуя иней… все деревья в серебре.

        Скажите, почему мы не каждый день  видим такую красоту? Обычно иней появляется после оттепели при резком похолодании, в тихую погоду или при легком ветерке. В оттепель деревья и другие предметы как бы отогреваются, а к вечеру и ночью мороз усиливается, и все предметы покрываются инеем.

        Если день пасмурный, красота эта сохраняется долго, в течении дня, а если солнце пригреет, то иней быстро растает, исчезнет.

Наблюдения.

Предложить детям утром обратить внимание на побелевшие деревья, скамейки, камешки и другие предметы на земле;

   Посмотреть на покрытые инеем деревья и предметы, когда выглянет солнце, обратить внимание на то, что морозные рисунки не пропали;

   Полюбоваться красотой «волшебного» леса ( сада)

Художественное слово.

   В серебре огни и блестки,

  Целый мир из серебра!

  В жемчугах горят березки,

  Черно – белые вчера.

                                            ( Ф.Сологуб)

Зимний ветер

Цель. Познакомить с поземкой, метелью, пургой.

Методы и приемы.

        Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово.

Опыт. Определить наличие и направление ветра ( с помощью вертушки, флажка и других приспособлений)

Рассказ воспитателя.

        В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль. И вдоль дорог, и над заснеженными полями стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью.

        Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? (« Бабушка метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)

       Художественное слово.

    … Маленькая девочка, которая по приказу мачехи отправилась искать веретено. Упавшее в колодец. Встречает старушку с большими – пребольшими зубами. Испугалась девочка, хотела убежать, но старушка крикнула ей: «Не бойся, милое дитятко! Оставайся –ка лучше у меня.

           Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Только смотри, стели получше мне постель и старательно взбивай перину, чтобы из нее пух летел.

        Я ведь Метелица, и, когда из моей перины летит пух на земле идет снег». Девочка была трудолюбивой, а фея снега оказалось вовсе не страшной, а справедливой и доброй. Она щедро одарила девочку и отпустила ее домой.

         А в сказке Андерсена Снежная Королева разбрасывает по свету льдинки, они попадают в сердце. И люди становятся черствыми. Злыми, бессердечными.

        Все вокруг Снежной Королевы становится холодным.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит.

То как путник запоздалый

К нам в окошко постучит.

(А.С.Пушкин)

        

Радуга

Цель. Дать представление о процессе образования радуги.

Методы и приемы. Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, наблюдение, художественное слово.

Рассказ воспитателя.

        Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга превратиться  в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из –за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу, то радугу не увидеть.

        

Наблюдения. ( после дождя и появления радуги на небе).

        Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о ее появлении, рассказать, чем она нравиться;

        Назвать цвета радуги и посчитать их;

Встать лицом к солнцу, а потом так. Чтобы солнце было сзади. Рассмотреть радугу, рассказать о ней; подойти к фонтану и понаблюдать за радугой, которая возникает на фоне струй фонтана.

Опыт. Образовать радугу, разбрызгивая воду из высоко поднятой лейки с мелким ситечком (против солнечных лучей)

Художественное слово.

                                                                      Радуга.

Улыбнулось из–за тучи солнышко. Затих, перестал идти дождь. Быстро прокатилась гроза. С деревьев капают тяжелые капли. Грозовая туча уходит дальше и дальше. А над широкой рекой раскинулось семицветная радуга.

                                                                            ( И.С. Соколов-Микитов)

Люди сочинили много сказок про радугу и верили в то, что радуга уходит одним концом в землю. Тот, кто дойдет до этого места, откопает горшок золотом.

Идешь к нему – он прочь стремится

И в то же время недвижим,

С своим потоком он родится

И вместе исчезает с ним

Там разноцветною дугой,

Развеселяясь, нарядно дивы

На тучах строят мост красивый,

Чтоб от одной скалы к другой

Пройти воздушною тропой.

                                               ( М. Лермонтов)

  Молния

Цель. Дать представление о молнии (линейной и шаровой).

Методы и приёмы. Наблюдение, рассказ, художественное слово.

Наблюдение. Предложить детям во время грозы встать напротив окна, в глубине комнаты, и обратить внимание на сверкании молнии.

Рассказ воспитателя. Молния- это сильная электрическая искра (разряд),  которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации.

Большинство молний возникает между тучей и земной поверхностью. Эти молнии узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными.

Гром является результатом резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры. Вспышки молнии видны, когда происходить разряд. Свет распространяется быстрее, а звук – медленнее. Поэтому мы сначала видим молнию, а затем слышим гром.

  В природе есть еще шаровая молния. Она имеет форму шара. Иногда она может быть и вытянутой, похожей на грушу. Шаровая молния появляется внутри помещения, проникая в щели и отверстия. Иногда она «выскакивает» из телефонных аппаратов, электрических розеток. Образуется шаровая молния за счет энергии разряда обычных молний, которые приближаются к телеантенне, телефонным проводам или электропроводам. Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный.

  Как надо вести себя во время грозы?

Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться. Нельзя подходить близко к окнам, брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество. На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает деревья и воспламеняет их. Молния может поразить и высокие здания. Чтобы предотвратить это, человек устанавливает на них громоотводы.

Художественное слово.

…Молния вдруг разорвет облака

И проносится пламенем ярким.

Быстро сверканье ее.

Заливая окрестности светом,

Следует тяжкий удар, как будто бы,

Лопнув внезапно,

Рушится весь небосвод

И грозой обваливается на землю.  (Лукреций)

  У древних греков самый главный бог Зевс – Бог молнии и грома. Его называли громовержцем, тученосителем. Зевс хмурил брови и сгущались тучи. В гневе он поражал молнией, устрашал громом.

   А вот у древних эстов (эстонцев) молнию и гром связывают не с одним, а с двумя богами. Богом молнии был Пикне, а Богом грома – Эйке, но действовали они всегда вместе, считались справедливыми и добрыми.

 …Разыгралась ширь морская.

Гребни, с грохотом вздымая,

Эйке – гром в телеге медной-

Прогремел мостом железным.

На скаку огонь металл он,

Искры сыпал, пролетая.

Налетел и старый Пикне.

Грохотал он, наступал,

Бросил молнию на землю,

Тут карателей заслышав,

Духи зла перепугались, со всех ног они от Пикне

Улепетывали в море.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников"

КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2 д\с «Улыбка» г. Омск            Доклад к пед. совету Тема: "Ознакомлениес закономерными явлениями природы как ...

Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...

Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.

планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....

«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....

Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы

Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...

Загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы

Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Кроме то...