Ознакомление дошкольников с явлениями природы
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
К 5-6 годам у детей складывается определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д. Но зачастую, они носят поверхностный, ложный характер.
Задача педагога - дать дошкольнику как можно больше правильных представлений о природных явлениях. Объясняя физику природных процессов, воспитатель развивает умственные способности ребенка, его интерес к окружающему миру и наблюдательность.
Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Важно найти оптимальные формы и методы ознакомления дошкольников с ними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty._oznakomlenie_doshkolnikov_s_prirodnymi_yavleniyami.docx | 106.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
Ознакомление дошкольников с явлениями природы.
К 5-6 годам у детей складывается определенные представления о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д. Но зачастую, они носят поверхностный, ложный характер.
Задача педагога - дать дошкольнику как можно больше правильных представлений о природных явлениях. Объясняя физику природных процессов, воспитатель развивает умственные способности ребенка, его интерес к окружающему миру и наблюдательность.
Круг физических явлений, доступных пониманию малыша, достаточно широк. Важно найти оптимальные формы и методы ознакомления дошкольников с ними.
Электричество.
Цель. Познакомить с электричеством.
Методы и приемы. Рассказ с элементами беседы, практическая работа.
Опыты.
- Предложить детям найти электричество: надуть шарик, потереть его о свои волосы и поднести к стене. Он прилипнет. Почему это произошло?
- Заставить «летать бабочек»: поднести потертую о волосы пластмассовую палочку к бумажным бабочкам и потихоньку ее поднимать - бабочки тоже будуть подниматься. Почему?
- Обратить внимание: после возвращения с прогулки одежда прилипает к телу, и на ней собирается много пыли.
- Запустить игрушечную машину на батарейках. Спросить детей, почему она едет сама, почему делает повороты? (В машину вставлена батарейка, которая вырабатывает электрический ток.)
- Включить фонарики (один – с новой батарейкой, другой – с использованной.) почему один фонарик горит, а другой нет? Есть ли батарейки, которые не портятся?
Рассказ воспитателя. В морях и океанах водится много разных рыб. Среди них есть электрические рыбы – настоящие живые батарейки. У них между головой и грудными плавниками находится своеобразный электрический орган, который состоит из многочисленных вертикальных столбиков, похожих на пчелиные соты. Каждый столбик, состоящих из 350-400 отдельных дисков, выполняет роль батарейки.
С помощью этих «батареек» рыба, вырабатывающая электричество, защищаются от врагов. Скат, сом или угорь бьют током, соприкасаясь с кем-нибудь. Одиночный электрический разряд длится всего несколько секунд. Но скат, например, может произвести от 12 до 100 ударов, сила которых постепенно уменьшается, и вскоре ток прекращается, но быстро восстанавливается. Значит, в природе есть «живые батарейки», которые не садятся. Зарегистрировано, что при разряде электрического органа сила разрядов разная и составляет от 8 до 220 вольт. Наибольшее напряжение у сомов и угрей. Электрические скаты ведут малоподвижные образ жизни – прячутся в песке на дне. Если нечаянно наступить на такую рыбу, то она сильно ударит током. Некоторые растения тоже вырабатывают электричество. Все растения прочно закреплены в земле корнями - они неподвижны. Скорость их роста неодинаковая: одни растут очень быстро, другие – очень медленно. Это зависит от условий и способности приспосабливаться к окружающей среде. Есть растения, которые, в зависимости от освещения, могут закрывать и открывать лепестки своих цветков, например одуванчик. Мимоза стыдливая закрывается даже при незначительном прикосновении к ней. Почему? Потому, что внутри растения есть электричество.
Для воспитателя. Решающую роль играют электрические процессы, происходящие в клетках. Оказывается, в клетках растения так же, как и в клетках животных, между внутренней и внешней поверхностями мембраны имеется разность потенциалов. Она обусловлена различным ионным составом внутриклеточной среды, а так же неодинаковой проницаемостью мембраны для этих ионов.
Наблюдения. Рассмотреть электролампочку. Рассказать детям, что по одной проволочке ток входит в спираль и накаливает её, а по другой выходит. Если лампочка долго горит, спираль может перегореть – лампочка гаснет.
Рассказ воспитателя об использования электричества в быту. С электроприборами надо обращаться очень осторожно: от электрического разряда можно погибнуть. В дом электрический ток идёт по проводам, их закрепляют на высоких деревянных столбах. Бывает, что провод обрывается, тогда к нему нельзя подходить, потому что ток по нему всё ещё идёт. Люди, работающие с электрическим током, защищают руки резиновыми перчатками: резина не проводит ток.
Как у вас дома используется электричество? Почему гладит утюг, работают телевизор и холодильник, горит лампочка? Что нужно сделать, чтобы электрическая лампочка загорелась? Чтобы гладить утюг? Зачем в доме электрические розетки?
Художественное слово
Капля света
Капля в капельку вольётся-
Вспыхнет маленькое солнце
Ручейки в поток вольются-
У турбин сердца забьются.
Хлынет свет, начнут заводы
Делать чудо – теплоходы,
Тракторы, станки, ракеты,
Ну, а фабрики – конфеты.
Пробуй, вкусная конфета?
Вот что значит капля света.
(Е.Кохан)
Загадки.
1. Чудеса на потолке повисло солнце на шнуре.
2.Висит груша - нельзя скушать.
3.Пузырек под абажуром, а внутри пузырька – три – четыре волоска.
4.Провели под потолком удивительный шнурок, привинтили пузырёк – загорелся огонёк.
Снежные узоры на окнах.
Цель: Дать представление о том, когда и как образуются узоры на окнах.
Методы и приемы. Наблюдение, рассказ с элементами беседы, художественное слово.
Наблюдение. Предложить детям полюбоваться рисунками на стеклах; определить, что «нарисовано»: красивые листья, цветы, узоры;
Обратить внимание на солнечные лучи, которые «зажигали на окнах разноцветные огоньки, снежные узоры на стекле».
Рассказ воспитателя с элементами беседы. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал? (Их рисует Мороз Иванович). Чем рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой. Группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Вот длинная перистая ветвь, похожа на лист папоротника или цветок, словно по волшебству распустившийся за ночь на стекле. Очень красив снежный узор на окнах, и в блеске солнца, и в густой синеве зимних сумерек…
Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно.)
Художественное слово.
Удивительный художник
У окошко побывал.
Удивительный художник
Нам окно разрисовал.
Пальмы, папоротники, клены…
На окошке лес густой,
Только белый, не зеленый
Лес чудесный, не простой,
На стекле цветы и листья,
Все искрится. Все бело,
Но без красок и без кисти
Разрисовано стекло.
Замечательный художник
У окошко побывал.
Отгадайте- ка, ребята,
Кто окно разрисовал.
(Н.Найденова)
Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет,
А против мерзлого окна,
Дыханьем Дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убрана,
Стоит кудрявая береза…
( С. Дрожжин)
В конце занятия предложить детям нарисовать снежные узоры приёмом – граттаж.
Иней
Цель. Дать представление об инее и процессе его образования.
Методы приемы. Наблюдение, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово.
Рассказ воспитателя.
В холода скамейки, камешки, деревья и другие предметы покрыты инеем.
На что похож иней? ( На маленькие снежные цветы) Да, даже лепестки этих цветов можно увидеть, они будто кружевные. Иней – это твердая роса. В ночное время поверхность земли сильно охлаждается, к утру становится еще холодней. Охлаждается и воздух, который находится в поверхности земли. Если в воздухе много водяных паров, то они, соприкасаясь с охлажденными предметами, оседают на них в виде мельчайших водяных капелек, которые смерзаются в острые ледяные иголочки, образуя иней… все деревья в серебре.
Скажите, почему мы не каждый день видим такую красоту? Обычно иней появляется после оттепели при резком похолодании, в тихую погоду или при легком ветерке. В оттепель деревья и другие предметы как бы отогреваются, а к вечеру и ночью мороз усиливается, и все предметы покрываются инеем.
Если день пасмурный, красота эта сохраняется долго, в течении дня, а если солнце пригреет, то иней быстро растает, исчезнет.
Наблюдения.
Предложить детям утром обратить внимание на побелевшие деревья, скамейки, камешки и другие предметы на земле;
Посмотреть на покрытые инеем деревья и предметы, когда выглянет солнце, обратить внимание на то, что морозные рисунки не пропали;
Полюбоваться красотой «волшебного» леса ( сада)
Художественное слово.
В серебре огни и блестки,
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно – белые вчера.
( Ф.Сологуб)
Зимний ветер
Цель. Познакомить с поземкой, метелью, пургой.
Методы и приемы.
Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, художественное слово.
Опыт. Определить наличие и направление ветра ( с помощью вертушки, флажка и других приспособлений)
Рассказ воспитателя.
В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль. И вдоль дорог, и над заснеженными полями стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью.
Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? (« Бабушка метелица» (братья Гримм), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)
Художественное слово.
… Маленькая девочка, которая по приказу мачехи отправилась искать веретено. Упавшее в колодец. Встречает старушку с большими – пребольшими зубами. Испугалась девочка, хотела убежать, но старушка крикнула ей: «Не бойся, милое дитятко! Оставайся –ка лучше у меня.
Будешь хорошо работать, и тебе хорошо будет. Только смотри, стели получше мне постель и старательно взбивай перину, чтобы из нее пух летел.
Я ведь Метелица, и, когда из моей перины летит пух на земле идет снег». Девочка была трудолюбивой, а фея снега оказалось вовсе не страшной, а справедливой и доброй. Она щедро одарила девочку и отпустила ее домой.
А в сказке Андерсена Снежная Королева разбрасывает по свету льдинки, они попадают в сердце. И люди становятся черствыми. Злыми, бессердечными.
Все вокруг Снежной Королевы становится холодным.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломкой зашумит.
То как путник запоздалый
К нам в окошко постучит.
(А.С.Пушкин)
Радуга
Цель. Дать представление о процессе образования радуги.
Методы и приемы. Опыт, рассказ воспитателя с элементами беседы, наблюдение, художественное слово.
Рассказ воспитателя.
Особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из –за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу, то радугу не увидеть.
Наблюдения. ( после дождя и появления радуги на небе).
Предложить детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о ее появлении, рассказать, чем она нравиться;
Назвать цвета радуги и посчитать их;
Встать лицом к солнцу, а потом так. Чтобы солнце было сзади. Рассмотреть радугу, рассказать о ней; подойти к фонтану и понаблюдать за радугой, которая возникает на фоне струй фонтана.
Опыт. Образовать радугу, разбрызгивая воду из высоко поднятой лейки с мелким ситечком (против солнечных лучей)
Художественное слово.
Радуга.
Улыбнулось из–за тучи солнышко. Затих, перестал идти дождь. Быстро прокатилась гроза. С деревьев капают тяжелые капли. Грозовая туча уходит дальше и дальше. А над широкой рекой раскинулось семицветная радуга.
( И.С. Соколов-Микитов)
Люди сочинили много сказок про радугу и верили в то, что радуга уходит одним концом в землю. Тот, кто дойдет до этого места, откопает горшок золотом.
Идешь к нему – он прочь стремится
И в то же время недвижим,
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним
Там разноцветною дугой,
Развеселяясь, нарядно дивы
На тучах строят мост красивый,
Чтоб от одной скалы к другой
Пройти воздушною тропой.
( М. Лермонтов)
Молния
Цель. Дать представление о молнии (линейной и шаровой).
Методы и приёмы. Наблюдение, рассказ, художественное слово.
Наблюдение. Предложить детям во время грозы встать напротив окна, в глубине комнаты, и обратить внимание на сверкании молнии.
Рассказ воспитателя. Молния- это сильная электрическая искра (разряд), которая возникает от столкновения туч при их сильной электризации.
Большинство молний возникает между тучей и земной поверхностью. Эти молнии узкие, длинные, похожи на линейку и поэтому называются линейными.
Гром является результатом резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры. Вспышки молнии видны, когда происходить разряд. Свет распространяется быстрее, а звук – медленнее. Поэтому мы сначала видим молнию, а затем слышим гром.
В природе есть еще шаровая молния. Она имеет форму шара. Иногда она может быть и вытянутой, похожей на грушу. Шаровая молния появляется внутри помещения, проникая в щели и отверстия. Иногда она «выскакивает» из телефонных аппаратов, электрических розеток. Образуется шаровая молния за счет энергии разряда обычных молний, которые приближаются к телеантенне, телефонным проводам или электропроводам. Цвет молнии – белый, голубой, фиолетовый и черный.
Как надо вести себя во время грозы?
Грозы и молнии не стоит бояться, но их надо остерегаться. Нельзя подходить близко к окнам, брать в руки металлические предметы, так как они притягивают электричество. На улице нельзя вставать под высокие деревья (особенно под тополь): они притягивают электрический разряд (молнию), который разбивает деревья и воспламеняет их. Молния может поразить и высокие здания. Чтобы предотвратить это, человек устанавливает на них громоотводы.
Художественное слово.
…Молния вдруг разорвет облака
И проносится пламенем ярким.
Быстро сверканье ее.
Заливая окрестности светом,
Следует тяжкий удар, как будто бы,
Лопнув внезапно,
Рушится весь небосвод
И грозой обваливается на землю. (Лукреций)
У древних греков самый главный бог Зевс – Бог молнии и грома. Его называли громовержцем, тученосителем. Зевс хмурил брови и сгущались тучи. В гневе он поражал молнией, устрашал громом.
А вот у древних эстов (эстонцев) молнию и гром связывают не с одним, а с двумя богами. Богом молнии был Пикне, а Богом грома – Эйке, но действовали они всегда вместе, считались справедливыми и добрыми.
…Разыгралась ширь морская.
Гребни, с грохотом вздымая,
Эйке – гром в телеге медной-
Прогремел мостом железным.
На скаку огонь металл он,
Искры сыпал, пролетая.
Налетел и старый Пикне.
Грохотал он, наступал,
Бросил молнию на землю,
Тут карателей заслышав,
Духи зла перепугались, со всех ног они от Пикне
Улепетывали в море.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников"
КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2 д\с «Улыбка» г. Омск Доклад к пед. совету Тема: "Ознакомлениес закономерными явлениями природы как ...
Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...
«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»
выступление на педагогическом совете...
Проект работы по ознакомлению дошкольников с явлениями неживой природы:бумага,дерево.
планирование работы по ознакомлению дошкольников,максимальный подбор практических,игровых,наглядных и словесных методов с описанием их использования....
«Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы»
Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество....
Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы
Доклад на тему: "Формирование познавательной активности через ознакомление дошкольников с явлениями и объектами неживой природы"...
Загадки и народные приметы в ознакомлении дошкольников с явлениями природы
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Кроме то...