"Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников"
консультация (младшая группа) по теме
КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2
д\с «Улыбка» г. Омск
Доклад к пед. совету
Тема: "Ознакомление
с закономерными явлениями природы как средства умственного
воспитания дошкольников".
воспитатель:
Ермола А.А.
2014г.
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Ознакомление с природой - важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе.
Важную роль для умственноговоспитания дошкольника играет содержания знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности.
В процессе ознакомление дошкольников с природой у них возникает много вопросов к воспитателю. Отвечая на эти вопросы, не следует бояться, что какие-то связи и отношения познавательных явлений останутся детям не доконца ясными. В ходе ответов что-то для ребёнка проясняется, однако новые знания, раскрывая новые стороны явлений влекут за собой и новые вопросы.
Особое значения в процессе ознакомление детей с природой приобретает организация практической деятельности с природными объектами, а также наблюдений за изменениями и развитием явлений живой и неживой природы.
Природные изменения, как правило, протекают медленно и захватывает большой отрезок времени( смена времён года, рост и развитие животных и растений ). И здесь важно систематичность в течении длительного времени . Эта работа проводится вне занятий - на прогулках, экскурсиях. Например: в начале, в середине и конце осени организовала несколько экскурсий в рощу
( а это может и парк и лес ). И показаладетям последовательные изменения увядающей природы. Особенно полезны эти экскурсии весной - в период интенсивных изменений происходящих в растительном и живом мире.
В ходе наблюдений обращала внимание детей не только на особенности природы, характерные для данного периода. Предлагала детям вспомнить, как выглядел этот участок в недавнем прошлом ( месяц назад и т.д. ) и подумать как он будет выглядеть через 2-3 месяца. Ставила задачи так, чтобы ясно представляли себе прошедшее, происходящие на глазах и предстоящие природные изменение. В этом случае они начинают более глубоко понимать наблюдаемое состояние природы и прогнозировать возможные изменения этого состояния через 2 - 3 месяца. Так формируется понимание преемственности и взаимосвязи изменений живой природы, что имеет существенное значение для общего умственного развития ребёнка.
Проводила длительные систематические наблюдения при ознакомлении детей с общественными явлениями. Например: наблюдение за трудом строителя. За строительством нового дома. Все этапы: закладка фундамента, возведения стен и т.д. Провели 5 экскурсий ( не заходя на территорию стройки ).
Внимание следует уделять организации практической деятельности с различными природными объектами ( постройки из песка, камешков, шишек, строительство мостов и плотин на небольших ручейках и т.д. ).
В " Программе воспитания и обучения в детском саду " дети знакомятся с рядом закономерностей, внешние проявление которых имеет отчётливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детей дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относится приспособленность живых организмов к жизни в определенных условий, рост и развитие животных и растений. Это - основополагающие закономерности живой природы, и их познание конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать у них начальные элементов материалистического мировоззрения.
Как на занятиях, так и в беседах показываю связь животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей , удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Что внешняя среда предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества кислород; животным - пищу, убежище и т.д. В ходе эволюции у живых организмов выработались многочисленные формы приспособления к внешней к внешней среды: специальные органы питания, перемещения в пространстве и пр.
Показать детям особые формы жизнедеятельности живых организмов позволяет им переносить и неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями в живой природы.
В беседе с детьми отмечаем, что в холодное время года идет приостановление роста и развитиярастений.
- осенью деревья сбрасывают листву
- спячка животных в зимний период
В отличии от растений приспособленность животных к среде обитания обеспечивается не только их строением, но и поведением. Знакомим детей со способами передвижения животных, определяющими их жизненное поведение:
- как они питаются
- формы защиты от врагов
- выращивание потомства
Делаем с детьми выводы, что передвижение у разных видов животных строго приспособлены к условиям среды обитания. Животные живущие в водной, воздушной, наземной среды обитания, имеют очень несхожие органы передвижения: плавники, крылья, ноги.Строения и поведения животных образует единый приспособительный комплекс. Поясняла это примером. Маскировочная пестрая окраска ежа делает его незаметным в том случае, если он затаился. Его иголки становятся средством защиты, когда он сворачивается и вставляет их, т.е. приспособительные особенности строения ежа начинают " действовать " при определенных формах поведения.
Рост и развития животных, сезонные явления в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным, познавательным.Так, известно, что развития растений, животных сопровождается увеличением новых органов ( листьев, цветов, рогов пр. )или новых форм функционирования. Сезонные явления в природе сопровождаются взаимосвязанными изменениями в погоде, состоянии растений, поведении животных ( миграции птиц, впадение в спячку насекомых, зверей и пр.)
Таким образом, важнейшие закономерности природы (приспособленность живых организмов к среде обитания, их рост и развитие, сезонные изменения вприроде) составляют содержание познавательного материала, который дает возможность в процессе организованного обучения развивать наблюдательность мышление умственную активность детей дошкольного возраста.
Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы ознакомление с природой. Правильно построенное обучения с точки зрения задачи формирование представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразные природные зависимости, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысление, системное обобщение.
Создание условий - это прежде всего правильная организация уголка природы. В старших группах дошкольного учреждения в уголках природы необходимо содержать животных.обладающих ярко выраженными приспособительными особенностями ( черепахи, хомяки и др. ) Помещать их следует имитирующие естественную природную среду. Правильная организация педагогического процесса ознакомления детей основывается на систематическом проведении наблюдений которые имеют несколько функций. Для детей это ведущая деятельность, в которой они получают представления о природе.
Наблюдение проводим как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Большое значение для осознания чувственных представлений имеет фиксация наблюдаемых объектов природы. Мы проводим эту работу с помощью рисунков и знаков. И это особенно в том случае, если они видоизменяются, переходят из одного состояния в другое. Большую помощь в этом случае оказывают календари, в которых мы фиксируем меняющиеся объекты природы в соответствии с временными параметрами. Календарь, в котором мы фиксировали серию наблюдений, дает последовательное и развернутое представление о характере изменений, об условиях их протекания, и о времени, за которое они совершались. Созданные на основе живых наблюдений при активном участии детей, календари являются хорошим наглядным пособием для закрепления и обобщения знаний на занятиях.
Таким образом, правильно подобранные содержание, методы и формы ознакомление детей с природой дает возможность успешно решать задачи умственного воспитания.
КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2
д\с «Улыбка» г. Омск
Доклад к пед. совету
Тема: "Ознакомление
с закономерными явлениями природы как средства умственного
воспитания дошкольников".
воспитатель:
Ермола А.А.
2014г.
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Ознакомление с природой - важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе.
Важную роль для умственноговоспитания дошкольника играет содержания знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности.
В процессе ознакомление дошкольников с природой у них возникает много вопросов к воспитателю. Отвечая на эти вопросы, не следует бояться, что какие-то связи и отношения познавательных явлений останутся детям не доконца ясными. В ходе ответов что-то для ребёнка проясняется, однако новые знания, раскрывая новые стороны явлений влекут за собой и новые вопросы.
Особое значения в процессе ознакомление детей с природой приобретает организация практической деятельности с природными объектами, а также наблюдений за изменениями и развитием явлений живой и неживой природы.
Природные изменения, как правило, протекают медленно и захватывает большой отрезок времени( смена времён года, рост и развитие животных и растений ). И здесь важно систематичность в течении длительного времени . Эта работа проводится вне занятий - на прогулках, экскурсиях. Например: в начале, в середине и конце осени организовала несколько экскурсий в рощу
( а это может и парк и лес ). И показаладетям последовательные изменения увядающей природы. Особенно полезны эти экскурсии весной - в период интенсивных изменений происходящих в растительном и живом мире.
В ходе наблюдений обращала внимание детей не только на особенности природы, характерные для данного периода. Предлагала детям вспомнить, как выглядел этот участок в недавнем прошлом ( месяц назад и т.д. ) и подумать как он будет выглядеть через 2-3 месяца. Ставила задачи так, чтобы ясно представляли себе прошедшее, происходящие на глазах и предстоящие природные изменение. В этом случае они начинают более глубоко понимать наблюдаемое состояние природы и прогнозировать возможные изменения этого состояния через 2 - 3 месяца. Так формируется понимание преемственности и взаимосвязи изменений живой природы, что имеет существенное значение для общего умственного развития ребёнка.
Проводила длительные систематические наблюдения при ознакомлении детей с общественными явлениями. Например: наблюдение за трудом строителя. За строительством нового дома. Все этапы: закладка фундамента, возведения стен и т.д. Провели 5 экскурсий ( не заходя на территорию стройки ).
Внимание следует уделять организации практической деятельности с различными природными объектами ( постройки из песка, камешков, шишек, строительство мостов и плотин на небольших ручейках и т.д. ).
В " Программе воспитания и обучения в детском саду " дети знакомятся с рядом закономерностей, внешние проявление которых имеет отчётливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детей дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относится приспособленность живых организмов к жизни в определенных условий, рост и развитие животных и растений. Это - основополагающие закономерности живой природы, и их познание конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать у них начальные элементов материалистического мировоззрения.
Как на занятиях, так и в беседах показываю связь животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей , удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Что внешняя среда предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества кислород; животным - пищу, убежище и т.д. В ходе эволюции у живых организмов выработались многочисленные формы приспособления к внешней к внешней среды: специальные органы питания, перемещения в пространстве и пр.
Показать детям особые формы жизнедеятельности живых организмов позволяет им переносить и неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями в живой природы.
В беседе с детьми отмечаем, что в холодное время года идет приостановление роста и развитиярастений.
- осенью деревья сбрасывают листву
- спячка животных в зимний период
В отличии от растений приспособленность животных к среде обитания обеспечивается не только их строением, но и поведением. Знакомим детей со способами передвижения животных, определяющими их жизненное поведение:
- как они питаются
- формы защиты от врагов
- выращивание потомства
Делаем с детьми выводы, что передвижение у разных видов животных строго приспособлены к условиям среды обитания. Животные живущие в водной, воздушной, наземной среды обитания, имеют очень несхожие органы передвижения: плавники, крылья, ноги.Строения и поведения животных образует единый приспособительный комплекс. Поясняла это примером. Маскировочная пестрая окраска ежа делает его незаметным в том случае, если он затаился. Его иголки становятся средством защиты, когда он сворачивается и вставляет их, т.е. приспособительные особенности строения ежа начинают " действовать " при определенных формах поведения.
Рост и развития животных, сезонные явления в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным, познавательным.Так, известно, что развития растений, животных сопровождается увеличением новых органов ( листьев, цветов, рогов пр. )или новых форм функционирования. Сезонные явления в природе сопровождаются взаимосвязанными изменениями в погоде, состоянии растений, поведении животных ( миграции птиц, впадение в спячку насекомых, зверей и пр.)
Таким образом, важнейшие закономерности природы (приспособленность живых организмов к среде обитания, их рост и развитие, сезонные изменения вприроде) составляют содержание познавательного материала, который дает возможность в процессе организованного обучения развивать наблюдательность мышление умственную активность детей дошкольного возраста.
Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы ознакомление с природой. Правильно построенное обучения с точки зрения задачи формирование представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразные природные зависимости, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысление, системное обобщение.
Создание условий - это прежде всего правильная организация уголка природы. В старших группах дошкольного учреждения в уголках природы необходимо содержать животных.обладающих ярко выраженными приспособительными особенностями ( черепахи, хомяки и др. ) Помещать их следует имитирующие естественную природную среду. Правильная организация педагогического процесса ознакомления детей основывается на систематическом проведении наблюдений которые имеют несколько функций. Для детей это ведущая деятельность, в которой они получают представления о природе.
Наблюдение проводим как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Большое значение для осознания чувственных представлений имеет фиксация наблюдаемых объектов природы. Мы проводим эту работу с помощью рисунков и знаков. И это особенно в том случае, если они видоизменяются, переходят из одного состояния в другое. Большую помощь в этом случае оказывают календари, в которых мы фиксируем меняющиеся объекты природы в соответствии с временными параметрами. Календарь, в котором мы фиксировали серию наблюдений, дает последовательное и развернутое представление о характере изменений, об условиях их протекания, и о времени, за которое они совершались. Созданные на основе живых наблюдений при активном участии детей, календари являются хорошим наглядным пособием для закрепления и обобщения знаний на занятиях.
Таким образом, правильно подобранные содержание, методы и формы ознакомление детей с природой дает возможность успешно решать задачи умственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_ped.sovetu._ekoloiya.odt | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «НШДС № 292,Vвида» СП № 2
д\с «Улыбка» г. Омск
Доклад к пед. совету
Тема: "Ознакомление
с закономерными явлениями природы как средства умственного
воспитания дошкольников".
воспитатель:
Ермола А.А.
2014г.
Умственное развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения.
Ознакомление с природой - важное средство всестороннего развития детей дошкольного возраста. При правильной организации педагогической работы способствует развитию восприятия, мышления, речи и тем самым обеспечивает более качественную подготовку детей к школе.
Важную роль для умственноговоспитания дошкольника играет содержания знаний, достоверно отражающее закономерные явления окружающей действительности.
В процессе ознакомление дошкольников с природой у них возникает много вопросов к воспитателю. Отвечая на эти вопросы, не следует бояться, что какие-то связи и отношения познавательных явлений останутся детям не доконца ясными. В ходе ответов что-то для ребёнка проясняется, однако новые знания, раскрывая новые стороны явлений влекут за собой и новые вопросы.
Особое значения в процессе ознакомление детей с природой приобретает организация практической деятельности с природными объектами, а также наблюдений за изменениями и развитием явлений живой и неживой природы.
Природные изменения, как правило, протекают медленно и захватывает большой отрезок времени( смена времён года, рост и развитие животных и растений ). И здесь важно систематичность в течении длительного времени . Эта работа проводится вне занятий - на прогулках, экскурсиях. Например: в начале, в середине и конце осени организовала несколько экскурсий в рощу
( а это может и парк и лес ). И показаладетям последовательные изменения увядающей природы. Особенно полезны эти экскурсии весной - в период интенсивных изменений происходящих в растительном и живом мире.
В ходе наблюдений обращала внимание детей не только на особенности природы, характерные для данного периода. Предлагала детям вспомнить, как выглядел этот участок в недавнем прошлом ( месяц назад и т.д. ) и подумать как он будет выглядеть через 2-3 месяца. Ставила задачи так, чтобы ясно представляли себе прошедшее, происходящие на глазах и предстоящие природные изменение. В этом случае они начинают более глубоко понимать наблюдаемое состояние природы и прогнозировать возможные изменения этого состояния через 2 - 3 месяца. Так формируется понимание преемственности и взаимосвязи изменений живой природы, что имеет существенное значение для общего умственного развития ребёнка.
Проводила длительные систематические наблюдения при ознакомлении детей с общественными явлениями. Например: наблюдение за трудом строителя. За строительством нового дома. Все этапы: закладка фундамента, возведения стен и т.д. Провели 5 экскурсий ( не заходя на территорию стройки ).
Внимание следует уделять организации практической деятельности с различными природными объектами ( постройки из песка, камешков, шишек, строительство мостов и плотин на небольших ручейках и т.д. ).
В " Программе воспитания и обучения в детском саду " дети знакомятся с рядом закономерностей, внешние проявление которых имеет отчётливый характер, что делает их доступными для наблюдения и познания детей дошкольного возраста. К числу таких закономерностей относится приспособленность живых организмов к жизни в определенных условий, рост и развитие животных и растений. Это - основополагающие закономерности живой природы, и их познание конкретных примерах обеспечивает интенсивное умственное развитие детей, позволяет формировать у них начальные элементов материалистического мировоззрения.
Как на занятиях, так и в беседах показываю связь животных и растений с внешней средой обусловлена наличием потребностей , удовлетворение которых обеспечивает их существование, развитие. Что внешняя среда предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества кислород; животным - пищу, убежище и т.д. В ходе эволюции у живых организмов выработались многочисленные формы приспособления к внешней к внешней среды: специальные органы питания, перемещения в пространстве и пр.
Показать детям особые формы жизнедеятельности живых организмов позволяет им переносить и неблагоприятные периоды, связанные с сезонными изменениями в живой природы.
В беседе с детьми отмечаем, что в холодное время года идет приостановление роста и развитиярастений.
- осенью деревья сбрасывают листву
- спячка животных в зимний период
В отличии от растений приспособленность животных к среде обитания обеспечивается не только их строением, но и поведением. Знакомим детей со способами передвижения животных, определяющими их жизненное поведение:
- как они питаются
- формы защиты от врагов
- выращивание потомства
Делаем с детьми выводы, что передвижение у разных видов животных строго приспособлены к условиям среды обитания. Животные живущие в водной, воздушной, наземной среды обитания, имеют очень несхожие органы передвижения: плавники, крылья, ноги.Строения и поведения животных образует единый приспособительный комплекс. Поясняла это примером. Маскировочная пестрая окраска ежа делает его незаметным в том случае, если он затаился. Его иголки становятся средством защиты, когда он сворачивается и вставляет их, т.е. приспособительные особенности строения ежа начинают " действовать " при определенных формах поведения.
Рост и развития животных, сезонные явления в природе сопровождаются яркими внешними проявлениями, что делает их интересным, познавательным.Так, известно, что развития растений, животных сопровождается увеличением новых органов ( листьев, цветов, рогов пр. )или новых форм функционирования. Сезонные явления в природе сопровождаются взаимосвязанными изменениями в погоде, состоянии растений, поведении животных ( миграции птиц, впадение в спячку насекомых, зверей и пр.)
Таким образом, важнейшие закономерности природы (приспособленность живых организмов к среде обитания, их рост и развитие, сезонные изменения вприроде) составляют содержание познавательного материала, который дает возможность в процессе организованного обучения развивать наблюдательность мышление умственную активность детей дошкольного возраста.
Наряду с содержанием умственного воспитания большую роль играют формы и методы ознакомление с природой. Правильно построенное обучения с точки зрения задачи формирование представлений о закономерных явлениях природы включает, во-первых, создание специальных условий, позволяющих демонстрировать детям разнообразные природные зависимости, во-вторых, такую организацию педагогического процесса, при которой последовательно накапливаются чувственные представления о природных объектах, а затем происходит их осмысление, системное обобщение.
Создание условий - это прежде всего правильная организация уголка природы. В старших группах дошкольного учреждения в уголках природы необходимо содержать животных.обладающих ярко выраженными приспособительными особенностями ( черепахи, хомяки и др. ) Помещать их следует имитирующие естественную природную среду. Правильная организация педагогического процесса ознакомления детей основывается на систематическом проведении наблюдений которые имеют несколько функций. Для детей это ведущая деятельность, в которой они получают представления о природе.
Наблюдение проводим как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Большое значение для осознания чувственных представлений имеет фиксация наблюдаемых объектов природы. Мы проводим эту работу с помощью рисунков и знаков. И это особенно в том случае, если они видоизменяются, переходят из одного состояния в другое. Большую помощь в этом случае оказывают календари, в которых мы фиксируем меняющиеся объекты природы в соответствии с временными параметрами. Календарь, в котором мы фиксировали серию наблюдений, дает последовательное и развернутое представление о характере изменений, об условиях их протекания, и о времени, за которое они совершались. Созданные на основе живых наблюдений при активном участии детей, календари являются хорошим наглядным пособием для закрепления и обобщения знаний на занятиях.
Таким образом, правильно подобранные содержание, методы и формы ознакомление детей с природой дает возможность успешно решать задачи умственного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста.
«Эспериментирование с обьектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста». Природа мозга ребенка требует,Чтобы его ум воспитывалсяУ источника мысли – сред...
Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников
Тема: «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки Белгородской обл....
Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".
Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...
Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста
Эта статья для родителей , которые интересуются ранним развитием своих детей....
Экспериментирование с объектами неживой природы как средство умственного воспитания детей раннего возраста
Перспективный план помогает воспитывать познавательную активность малыша, развивать мышление....
Дидактическая игра,как средства умственного воспитания дошкольников...
Дидактическая игра,как средства умственного воспитания дошкольников......
Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников
Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую...