"Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования".
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Вебер Елена Викторовна

Мастер-класс для воспитателей. Доклад к мастер-классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon master_klass_gotovyy_10.pdf2.05 МБ
Файл dobryy_den_uvazhaemye_kollegi.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!                                                                          

      Очень часто вместе со своими воспитанниками мы отправляемся  в необычные порой путешествия. Сегодня я предлагаю Вам стать участниками мастер класса:

 «Путешествие в страну Волшебников».

 Слайд 1

Тема нашего мастер класса:
«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»

 Слайд 2                                                                                                          

Наглядное моделирование – развивает познавательные процессы такие как: память, мышление, воображение, речь, внимание.

МОДЕЛИРОВАНИЕ - замена образов, действующих лиц художественного произведения какими-либо знаками или геометрическими фигурами. Использование наглядного моделирование в работе с детьми – это   попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную и вербальную память. Многие учёные отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.        Исходя из этого, актуальность использования наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:- ребенок очень пластичен и легко обучаем, но для них так, же характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;- использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. - применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания.

Я предлагаю Вам побывать в стране Волшебников. У нас с вами есть возможность попасть в эту необычайно интересную страну. Но, хочу вас предупредить, что страна Волшебников не только очень удивительная, но и полна загадок и приключений! Вы готовы к приключениям? Тогда  мы смело, можем отправляться в путь. Закрывай глаза.

Слайд 3                          

(Звучит музыка)

Где – то есть чудесная страна,

Волшебства и чудес она полна,

Сквозь волшебное зеркало пройдем

 В ту страну мгновенно попадем!

Вот мы и оказались в стране Волшебников. И теперь каждый из вас стал чуточку волшебником. Но если мы волшебники, что ещё нужно волшебникам, чтобы совершать чудеса? Конечно, волшебная палочка!

(раздать ручки) 

Слайд 4                     

Как вы думаете, что это? Схема, мнемотехника к стихотворению     Майя Ходякова  «Осень»

Если на деревьях
Листья пожелтели,
Если в край далекий
Птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льется,
Это время года
Осенью зовется.
                                                                  Слайд 5

А давайте вместе с вами прочитаем  стихотворение А. Шибаева «Дед Мороз» по мнемотаблице.                                                                                                       

К нам на елку — ой-ой-ой!
Дед Мороз идет живой.
— Ну и дедушка Мороз!..
Что за щеки!
Что за нос!..
Борода-то, борода!..
А на шапке-то звезда!
На носу-то крапины!
А глаза-то… папины!                                

Слайд 6

Нам оставили письмо волшебники и попросили о помощи.        Здравствуйте юные волшебники. Помогите нам, пожалуйста, мы не успели нарисовать для малышей такие же мнемотаблицы к стихотворениям. Мы оставляем Вам методику, она вам поможет выполнить нашу просьбу.        

 

Слайд 7

Описание методики: Берем заданное на изучение стихотворение. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.          Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит  рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. (Работа в группах по заданию)                                                                                       А теперь покажите и расскажите, что у вас получилось.

(Мишка косалапый, Зайку бросила хозяйка)

Слайд 8

Посмотрите, какие красивые листики висят дереве.

(Выдержка по времени для вопроса)                                                        

А вас ничего не смутило в моем предложении? Что именно? А  что нужно сделать, чтобы это исправить? Да, конечно, я забыла использовать предлог, который помогает связывать слова в предложении. А давайте поколдуем и превратим листочки в предлоги.Раздать листочки с изображением дерева. 

Слайд 9

Сравним, что у нас получилось.

Слайд 10

 А также можно использовать схематичное изображение предлогов. Это более легкий и доступный вариант усвоения учебного материала для детей. 

Слайд 11

С использованием схем мы можем составить описательный рассказ о времени года

Какое время года? Дни становятся? Короче. Ночи? Длиннее. Часто идет дождь. Листья с деревьев опадают. Мы одеваем теплую одежду.                                                      

Слайд 12

В логопедической работе на уточнение звуков

Слайд 13

Предлагаю сделать паузу и немного поиграть, используя мнемотаблицу.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем.

                                                       Слайд 14

Помимо описательных рассказов о времени года, мы можем составлять рассказы об овощах, фруктах

                                                       Слайд 15

Описательные рассказы о животных

                                                       Слайд 16

Можем использовать мнемотаблицы при проведении  артикуляционной гимнастики

Жил-был ленивый котенок (улыбочка)

Все время он лежал на крылечке (лопатка)

Отшлепала его как-то бабушка «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес (блинчик)

Идет по тропинке, она то широкая, то узкая (лопатка-иголочка)

То горочка, то низинка (качели)

Вдруг увидел он забор (заборчик)

За забором был дом с окошками. В домике жил петушок (улыбочка – трубочка)

Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт – покрасил потолочек (моляр)

Каждое утро они чистили зубы (чистим зубы)

Котик исправил часы (часики)

Петушок смолол зерно на мельнице (вкусное варенье)

Потом они пошли кататься на качелях (качели)

Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала прыгать через забор (лошадка)

Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан (барабан)

Лиса испугалась убежала. А остальные жили весело и счастливо (улыбочка)

Слайд 17

Посмотрите пожалуйста на слайд (пауза).   Что вы можете сказать?

Совершенно верно. При рассказывании сказки вы можете применять мнемотаблицы.

Слайд 18

Модель сказки по условным заменителям

Слайд 19

"Учите ребёнка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. К.Д. Ушинский

Слайд 20

Спасибо за внимание

 

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"

Доклад на тему: "Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников"...

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).

Доклад по теме: «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» (из опыта работы).Подготовила: воспитатель Алексеева Н.С. Знакомство с окружающей жизнью является важнейшим ...

Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников из опыта работы

Развитие предпосылок связной речи формируются благодаря взаимосвязи речевых задач:Воспитание звуковой культуры речи.Формирование грамматического строя речи.Словарная работа....

Консультация для педагогов «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»

Сегодня актуально звучат слова американского философа, художника, публициста Эльберта Хаббарта «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, научить ребен...