"Проектирование и реализация культурных практик в образовательном процессе детского сада"
материал (подготовительная группа)

Нагорнова Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад № 12 « Белочка» г. Котовска Тамбовской области

                                                    Нагорнова Светлана Юрьевна

«Проектирование и реализация культурных практик в

образовательном процессе детского сада»

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей. Одна из таких форм - культурные практики.

Проектирование современного образовательного процесса в детском саду в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования нацеливает педагогов на широкое использование культурных практик дошкольников. Культурные практики становятся важной структурной единицей образовательного процесса в детском саду.

С точки зрения Н.Б. Крыловой, культурные практики дошкольника - это обычные для ребенка этого возраста (привычные, повседневные) способы самостоятельной деятельности, а также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности (т.е. творчество) и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма.  А также негативного опыта недовольства,  обиды,  ревности, протеста, грубости.

Культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада. По мнению Н.Б. Крыловой, к культурным практикам можно отнести все разнообразие социально-ориентированных, организационно-коммуникативных, исследовательских, практических, художественных способов действий, которые предпринимает дошкольник в своем опыте самостоятельно или при поддержке воспитателя и взаимодействии с ним. Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям:

-Культурные практики на основе инициатив самих детей.

-Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми.

Культурные практики на основе инициатив самих детей - это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

При организации образовательного процесса происходит органичное соединение культурных практик, инициированных педагогом и детьми. Они могут быть реализованы через событийно-творческую направленность жизнедеятельности дошкольников в детском саду и выбор воспитателем тактики педагогического сопровождения ребенка с учетом особенностей и проблем его индивидуального развития.

Инициируемые воспитателем культурные практики предполагают насыщение детской жизни разнообразными культурными событиями, которые открывают для дошкольников новые грани активности, новое содержание жизни. Эти культурные события дети не могут самостоятельно найти и организовать. К ним относятся проектируемые педагогами тематические детские праздники, в том числе этнической народной направленности, ярмарки и галереи-выставки детских работ, фестивали, спортивные олимпиады и конкурсы эрудитов, детские театрализованные студии, мастерские, музеи, организация культурного досуга и т.п. Это также участие дошкольников в традициях детского сада: празднование дня рождения детского сада, поздравление педагогов и сотрудников, праздники «Широкая Масленица», «День птиц», «Весна – красна!» и др. Участие дошкольников в увлекательных культурных событиях, инициируемых воспитателями, не проходит бесследно. Дети начинают активно воспроизводить их в своей самостоятельной деятельности, прежде всего в играх, дополняя своей фантазией и новыми деталями.

Условием осуществления культурных практик является свобода дошкольника в выборе средств реализации своей активности. Предпосылкой реализации свободы является психологическая готовность осуществить выбор. Актуальной педагогической задачей становится обеспечение возможностей для каждого ребенка осуществлять самостоятельный выбор и «открывать себя» в различных видах деятельности.

1. Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.  В нашем детском саду работа по данному направлению ведется широко и активно. Были  выполнены совместно с родителями, воспитателями и детьми на разные темы. Тематика была разнообразной. Это и «Огород на окне», «Моя семья», «Мамочка любимая моя!», «Мы за безопасность» и д.р. Дети были увлечены работой по сбору информации, материалов к проектам.

2. Еще одной работой по реализации культурных практик можно отнести музыкально-театральную,  и литературную гостиную. При выборе книги дети предлагают прочитать и обсудить книгу, которой они заинтересовались. После чтения происходит обсуждение содержания, где дети высказывают свое отношение к главным героям, их поступкам. В группе есть книжный уголок «Почитай-ка».

3. Совместная игра детей и педагога (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно - конструктивные игры, игры - экспериментирования) также относятся и направлены на обогащение содержания творческих игр, освоение дошкольниками игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Дети с большим интересом выполняют постройки из мягкого конструктора, конструктора - лего. При строительстве проявляют свое творчество и фантазию. Во время данной работы у детей проявляется самостоятельность, работа в команде, умение договариваться друг с другом. Во второй половине дня детям предоставляется возможность самостоятельно подобрать материал для игр-драматизаций и выбирают сказку, атрибуты. Свою индивидуальность дети проявляют в организации сюжетно-ролевых игр «Моя семья», «На приеме у врача» и другие.

4. Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему, близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим). В ситуациях условно-вербального характера педагог обогащает представления воспитанников об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом дошкольников. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах. Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем.

5. В творческой мастерской детям предоставляется раскрыть свои интересы по художественно-эстетическому развитию. Они  разнообразны по своей тематике, содержанию.

6. Проведение детских досугов позволяют раскрыть детские возможности и способности. В нашем детском саду проводятся досуги на тему: «Осень золотая», «Новый год у ворот», «Широкая Масленица» и другие.

В культурных практиках, организуемых воспитателем, создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер.

Культурные практики ребенка выполняют роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

-опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;

-ситуативное и глубинное общение, плодотворную коммуникацию и взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;

-эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;

-сферу собственной воли, желаний и интересов;

-самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Дошкольное детство - это особый культурный мир, со своими границами, ценностями,  языком, образом чувств,  мышления и действий. Культурные практики дошкольника неразрывно связаны с его интересами, потребностями (витальными, коммуникативными, деятельностными, игровыми и пр.) и способами самовыражения. Процесс дошкольного образования направлен на обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий и способы их внедрения в образовательный процесс детского сада.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитальном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной ...

Культурные практики в образовательном процессе ДОУ. Проблемы и пути их решения

С выходом ФГОС ДО,  особое  внимание уделяется различным видам детской деятельности и развития у дошкольников  самостоятельности и творчества. В основу реализации ФГОС ДО положен культу...

Семинар - практикум «Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».

Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализ...

Культурные практики в образовательном процессе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Педагогический проект по реализации культурных практик в старшей группе дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП ДО...

консультация "Применение культурных практик в образовательном процессе детского сада"

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились некоторые изменения и дополнения. К ним относятся...

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культ...