Семинар - практикум «Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».
учебно-методический материал

Миниханова Татьяна Ивановна

Семинар разработан с целью повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум

«Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в проектировании культурных практик в образовательном процессе в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Задачи:

  1. Формировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации культурных практик;
  2. Способствовать повышению уровня теоретической и методической подготовки воспитателей в вопросах проектирования культурных практик в образовательном процессе;
  3. Совершенствовать профессиональный уровень педагогов через организацию культурных практик на основе инициатив самих детей и инициируемых и организованных взрослыми;
  4. Формировать творческий подход в работе с педагогическим коллективом по обновлению содержания образования на основе ФГОС ДО.
  5. Развивать профессиональные навыки и умения воспитателей в проектировании культурных практик в образовательной среде.

Ход семинара:

Тема нашего семинара посвящена проектированию культурных практик в образовательной среде.

Чем отличается культурная практика от ООД, в чем заключается её взаимосвязь, каковы её особенности и признаки, при каких условиях протекают культурные практики, как формируются культурные умения у дошкольников, как проектируются практики в образовательной среде, - на все эти вопросы нам предстоит ответить в ходе семинара.

Квик - настройка «Настроение»

Участникам предлагается поздороваться и вспомнить, что хорошее произошло с ними в это утро.

Ведение в тему

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач развития у дошкольников самостоятельности и творчества.

ФГОС ДО: «Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

С чем это связано?

Прежде всего, это связано с новыми требованиями к образованию, изменениями условий жизни и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», в основе которой обогащение индивидуальных ресурсов личностного развития ребенка средствами культуры.

Неслучайно в основу реализации задач ФГОС ДО положен культурологический и деятельностный подход, обеспечивающий формирование духовно – нравственной личности, активно приобретающей социокультурный опыт, необходимый для успешной самореализации в условиях современного общества.

Одним из требований Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования. Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений, навыков.

В связи с этим, весьма актуальным на сегодняшний день является поиск подходов к реализации образовательного процесса, с учетом интересов и потребностей, в котором воспитанник занимает активную деятельную позицию и становится субъектом своего обучения и воспитания.

Таким образом, логика реализуемого образовательного процесса должна быть ориентирована на создание условий для активного освоения детьми в процессе деятельности социокультурного опыта, необходимого для успешной самореализации в условиях современной культуры.

С этих позиций особого внимания заслуживают культурные практики дошкольника, которые он активно осваивает в пространстве детского сада.

Прежде чем говорить о культурных практиках, давайте разберемся с понятием.

Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Среди культурных практик можно выделить манипулирование с предметами, фантазирование, творческую деятельность, продуктивные виды деятельности, коллекционирование, экспериментирование, игру, поисково-исследовательскую деятельность. Культурные практики могут формироваться во взаимодействии ребенка со взрослым и при постоянно расширяющихся самостоятельных действиях.

Зачем они нужны? Культурные практики детства – мощный инструмент для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Самостоятельность дошкольника неразрывно связана с проявлением его инициативы. Важность такого подхода подчеркивают целевые ориентиры согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования:

•        ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

•        способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

•        ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

•        ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам; склонен наблюдать, экспериментировать;

•        ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Что такое инициатива и самостоятельность? Как помочь детям развить эти ценные качества с помощью культурных практик? Что может учитывать педагог в организации культурных практик в детском саду?

Под инициативой мы понимаем первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности; руководящая роль в каких-либо действиях. Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя склонность к активным и самостоятельным действиям.

Приоритетные сферы деятельности развития инициативы:

В 3-4 года – продуктивная деятельность;

В 4-5 лет - познавательная деятельность;

В 5-6 лет - общение;

В 6-8 лет - образовательная деятельность.

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.

Сложным моментом для воспитателя является планирование самостоятельной деятельности детей.

В данном разделе плана обычно встречаются такие фразы: «Игры (рисование, лепка) по желанию детей» или «Внести игру...». Нередко переписывается название оборудования или игрового материала, который, возможно, будут использовать дети для самостоятельной деятельности. В основе этих неверных вариантов лежит непонимание природы самостоятельной деятельности ребенка.

В самостоятельной деятельности ребенок выступает как субъект, его уже не нужно учить, он хочет делать то, что ему интересно, в этот момент важно лишь обеспечить условия для реализации или возникновения новых замыслов. Предугадать его самостоятельную деятельность мы не можем, поэтому инициативу, идущую от детей, планировать нельзя. Однако можно планировать действия воспитателя по стимулированию активности и самостоятельности детей в организации той или иной деятельности, поскольку план является проектом деятельности педагога по организации деятельности детей. Поэтому планируя самостоятельную деятельность детей, педагог указывает не деятельность детей, а свою деятельность, то, что он будет делать, чтобы у воспитанников возникло желание действовать самостоятельно.

А теперь задание. Попробуйте обозначить способы проявления самостоятельности и инициативы ребенка  в такой культурной  практике, как ИГРА.

Способы проявления инициативы и самостоятельности ребенка в различных культурных практиках.

Культурная практика (вид детской деятельности)

Проявление самостоятельности

Проявление инициативы

Взаимодействие ребенка и взрослого

Целевой ориентир по ФГОС ДО

Игровая

Поиск партнера по игре, придумывание новых правил, замещение известных предметов для игр. Развитие эмоциональной насыщенности игры как способ развития нравственного и социального опыта

Развитие желания попробовать новые виды игр с различными детьми в разных условиях, игровых центрах. Использование режиссерских и театрализованных игр

Использование ролевой игры как способ приобщения к миру взрослых. Взрослый – партнер по игре, без которого нельзя обойтись для усвоения социального опыта

Ребенок участвует в совместных играх, обладает развитым воображением

Экспериментирование

Поиск нескольких вариантов решения вопросов. Использование в деятельности различных свойств, предметов и явлений

Желание придумать новый образ, способ решения поставленной задачи

Участие ребенка в создании предметно-развивающей среды для формирования новообразований психики ребенка

Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения

Продуктивная

Создание оригинальных образов, проявление эмоциональных выражений. Придумывание поделки по ассоциации

Ознакомление со свойствами предметов на новом уровне

Развитие дивергентного мышления. Формирование партнерских отношений со взрослыми

Способен к волевым усилиям, может выражать свои мысли и желания

Проектная

Поиск нестандартных решений, способов их реализации в культурной жизни ребенка

Поиск нового способа познания мира. Развитие интереса к различным явлениям детской жизни

Развитие взаимодействия с педагогом и членами семьи на новом уровне. Познание окружающей действительности происходит с помощью взрослого и самим ребенком в активной деятельности

Ребенок обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории

Манипулирование с предметами

Развитие внутренней взаимосвязи между мышлением, воображением, произвольностью и свободой поведения

Поиск новых способов использования предметов в игровой деятельности

Взрослый рассматривается как основной источник информации

У ребенка развита мелкая и крупная моторика

Трудовая

Воспроизведение конкретных трудовых действий в группе, на участке для прогулок

Проявление интереса к труду, наблюдение за трудом, участие в трудовой деятельности. Предложения различных способов организации труда

Совместный труд со взрослыми и детьми. Необходимое речевое общение с другими детьми, проявление сопереживания, сочувствия и содействия

Обладает знаниями о социальном мире

Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, или забивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо помочь. А родители, к сожалению, неохотно поддерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, и небезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивной имитации.

Только в крайнем случае, если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому - в остальном инициативу необходимо поддерживать.

Работа с определением - заполнение пробелов. На что направлено новое содержание образования?

Предлагаю заполнить недостающие пробелы в определении и выделить ключевые понятия, которые помогут вам в проектировании нового содержания образования.

Процесс приобретения культурных …(умений) при взаимодействии со взрослыми и в …(самостоятельной) деятельности в …(предметной) среде.

Итак, первое ключевое понятие, выделенное в определении – культурные умения, это значит, что новое содержание образования ориентировано на развитие универсальных культурных умений.

По определению, культурное умение – умение, соответствующее культурным образцам человеческой деятельности; готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм.

Такие умения начинают формироваться в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни. Универсальные культурные умения формируются на основе разнообразных культурных практик, специфичных для детей разного возраста.

Где на ваш взгляд формируются культурные умения?

Вашему вниманию представлены варианты ответов. Выберите правильные.

«Выбери правильный ответ»

варианты ответов:

  • собственные пробы,
  • поиск,
  • выбор действий и поступков,
  • конструирование,
  • беседа,
  • наблюдение,
  • продуктивная деятельность,
  • творчество,
  • исследование.

Таким образом, культурные умения, проявляются в тех сферах активности, в ходе которых можно совершать самостоятельные действия.

Исключительная особенность культурных практик - создание образовательной среды происходит на основе системы принципов деятельностного обучения:  

— психологической комфортности,

 —  деятельности,

—  минимакса (Каждый ребенок в соответствии со своими способностями или возможностями выбирает конечный уровень по своему возможному максимуму в промежутке между минимальным и максимальным уровнем).

—  целостности,

 —  вариативности,

 —  творчества,

 —  непрерывности.

Каждый из этих принципов уникален, но все они действуют как целостная система, позволяющая создать единое развивающее образовательное пространство.

Принцип психологической комфортности является основополагающим, поскольку эмоциональная атмосфера, царящая в детском саду, напрямую влияет на психофизическое здоровье детей. Данный принцип предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию стрессовых факторов образовательного процесса. Общение строится на основе доброжелательности, уважения человеческого достоинства ребенка, ориентации на его интересы и потребности. Педагог выступает в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Его задача – развивать и поддерживать в детях любознательность, живой интерес, инициативу, самостоятельность, ощущение значимости каждого в больших и малых делах группы. Ошибки и неудачи не должны вызывать у детей чувство страха, ограничивать их активность и инициативу. Воспитатель внимательно выслушивает все ответы, идеи и предложения детей. В ситуациях, когда предложенный ребенком ответ, идея или решение проблемы «не подходят», старается подвести его к тому, чтобы он сам в этом убедился. Принципиально важно при организации образовательного процесса опираться на личностные мотивы (стремление к общению, к самореализации и самоутверждению, получению удовлетворения от процесса и результата деятельности), эмоциональную сферу и познавательный интерес детей. Никакая деятельность не должна навязываться детям, они должны видеть (понимать и принимать) свою («детскую») цель в любой деятельности.

По, мнению Н.А. Коротковой без смысловых контекстов, наполняющих деятельность ребенка смыслом и содержанием, она становится чередой скучных упражнений.

Кроме того, культурная практика отвечает на вопрос:

• зачем ребенку осваивать ту, или иную тему, знания и умения?

Поэтому, ребенку рекомендуется включаться в деятельность, обладающей в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии и т.д.

Откуда берутся проблемы для решения в культурных практиках?

Диалог с аудиторией

• Вопросы детей

• Детские догадки

• Детские разговоры

• Обсуждения во время сбора группы в круг

• Случайные замечания, происшествия

Неслучайно в ФГОС говорится «…сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования»

• Вопросы и проблемы, которые ставятся взрослыми:

- как нарисовать…, сделать…, узнать…, что на что влияет?

- что, во что превращается? что, чем может быть?...

Таким образом, культурные практики ребенка охватывают разные сферы активности дошкольников в образовательном процессе детского сада.

Где в образовательном пространстве можно использовать культурные практики?

-совместная игра воспитателя и детей;

-ситуация общения и накопления социально положительного опыта;

-творческая мастерская;

-музыкальная и литературная гостиная (детская студия);

-сенсорный и интеллектуальный тренинг;

-коллективная и индивидуальная трудовая деятельность;

-все режимные моменты.

Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности

  • В качестве ведущей культурной практики выступает игровая практика, предполагающая совместную игру педагога с детьми, позволяющая создать событийно организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых. Совместная игра воспитателя с детьми предполагает такие формы как:

-Сюжетно-ролевую игру,

- Режиссерскую игру,

-Игры-инсценировки;

-Игры – драматизации;

- Игры-экспериментирование;

-Театрализованные игры;

-Строительно- конструктивные игры.

  • Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование.

  • Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия)

Это форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.

  • Детский досуг - вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха.
  • Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Формы проведения: 1. Хозяйственно-бытовой труд 2. Труд в природе
  • Организация проектной деятельности

Это особый вид познавательной, творческой деятельности, организуемой взрослыми.

  • Восприятие художественной литературы и фольклора;
  • Сенсорные и интеллектуальные тренинги. Это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Цель: развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия.

Проектирование культурных практик в образовательном процессе идет по двум направлениям.

Культурные практики на основе инициатив самих детей. Это самостоятельная детская деятельность, которая протекает как индивидуально, так и в процессе сотрудничества со сверстниками.

В планах воспитательно – образовательной работы выделена графа «создание условий для самостоятельной детской деятельности» как одна из основных моделей организации образовательного процесса. Эта модель предполагает создание разнообразной игровой среды (речь идёт о предметно-развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Детская активность в данном случае направляется на самостоятельное познание окружающего, поиски ответов на возникшие вопросы, воспроизведение способов действий и апробацию культурных образцов, норм, творческую реализацию замыслов, наблюдение, исследование заинтересовавших ребенка объектов, индивидуальную и совместную со сверстниками игровую, художественную, конструктивную деятельность и др.

На самостоятельную деятельность детей в режиме дня отводится три-четыре часа в день (в зависимости от возраста детей).

10. Практическое задание (в помощь предлагается таблица с описанием культурных практик)

Перечислите виды самостоятельной детской деятельности с учетом темы недели:

1-я подгр.- неделя музыки, младший возраст;

2-я подгр.- неделя, посвященная правам детей, старший возраст.

Культурные практики, инициируемые, организуемые и направляемые взрослыми. Эти культурные практики направляются воспитателем на развитие самостоятельной коммуникативной, исследовательской, творческой и социальной активности дошкольников и основываются на поддержке детских инициатив и интересов.

Как происходит включение культурных практик в образовательный процесс?

По мнению Н.А. Коротковой необходимо сократить количество занятий, заменив их на культурные практики.

Иными словами ребенку рекомендуется не просто выполнять работы как задания или упражнения, предложенные воспитателям: лепить, рисовать, делать модели, сажать растения, а включаться в деятельность как в культурные практики, обладающие в жизни человека различными смыслами их выполнения: изготавливать сувениры, использовать продукты деятельности как подарки, создавать коллекции, галереи, готовить макеты, проводить экскурсии т.д.

Для познавательно - исследовательской, как особой деятельности предлагаются смысловые контексты из числа доступных для дошкольников методов проведения исследований: это экспериментирование, постановка опытов, проведение и фиксирование результатов наблюдений, коллекционирование (как упорядочение и систематизация) и др.). Благодаря этим смысловым контекстам ребенок будет вводиться в мир человеческой культуры, осваивать содержание, формы и методы, присущие различным культурным практикам.

Данный подход позволяет также отойти от планирования формальных мероприятий (праздников, бесед, прогулок, экскурсий) и перейти к планированию образовательный деятельности развивающего характера.

Это и есть инновационный способ проектирования содержания образовательной деятельности!

Очень важным моментом в проектировании культурных практик является позиция взрослого. Предлагаю обозначить действия воспитателя в культурных практиках.

Определение позиции педагога

Проверяем, что у вас получилось, внимание на экран

-Восполняет недостающую информацию;

- Участвует в реализации творческого замысла;

- Организует рефлексивную оценку решения задач

- Помогает сформулировать выводы и поставить новые проблемы

Таким образом, мы можем сделать вывод о целесообразности использования культурных практик в амплификации детского развития. Для взрослого появляется еще одна возможность соприкоснуться с прекрасным миром детства и стать для ребенка близким другом.

  1. Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». — 2011. — № 1. http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf
  2. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.

Интернет – источники:

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Metod_rec_POOP-FGOS-DO.pdf

http://duimovochka7.com/kulturnye-praktiki-v-doshkolnom-obrazovanii/

http://www.maam.ru/detskijsad/kulturnye-praktiki-v-doshkolnom-obrazovani.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Применение культурных практик в образовательном процессе детского сада"

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в педагогическом образовательном процессе появились некоторые изменения и дополнения. К ним относятся...

Применение игровых культурных практик при организации образовательного процесса в ДОУ

Детский сад в современных условиях немыслим без качественного и эффективного образовательного и воспитательного процесса. Этому способствует применение игровых культурных практик и использование...

Семинар-практикум "Инновационные технологии в образовательном процессе детского сада как условие повышения качества образования"

Семинар-практикум разработан и реализован с целью формирования у воспитателей принципиально нового взгляда на содержание, структуру и организацию дошкольного образования, на методологические треб...

ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ИДЕЙ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДЕТСКОГО САДА

В последнее время много говорят о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Все понимают, что человек не любящий Отечество не многого стоит. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культ...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ

занятия по социоигровой технологии В.М. Букатов и Е.Е. Шулешко...

Сборник культурных практик для организации образовательного процесса в ДОУ «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в интеллектуально – творческом развитии детей дошкольного возраста»

Материал сборника носит практико-ориентированный характер, его применение поможет в освоении и реализации данной технологии. Представленные культурные практики могут быть использованы в работе педагог...