Педагогический проект
проект (средняя группа)

Педагогический проект на тему : "Цени и изучай - родной свой край".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sultanova_e.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

           Педагогический проект

                         Тема:

«Цени и изучай – родной свой край»

                                                                                                                                                   Проект подготовила:

                                                             Султанова Эльмира Магомедовна                                          

                                                                воспитатель МБДОУ детский сад        

                                                                комбинированного вида №1 п.г.т. Погар

                                                             

                                                         2024г.

 п .г .т. Погар

                                           

Содержание :

1.        Введение. Эпиграф.

2.        Проблема

3.        Аннотация

4.        Актуальность темы

5.        Цель, задачи, участники проекта

6.        Научные принципы, основные организационные формы, методы и приемы

7.        Этапы организационного проекта

8.        Плановые мероприятия

9.        Ожидаемые результаты

10.         Вывод

11.         Литература

  Введение

«Человеку важно знать свои корни, обычаи и традиции своего края  – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздуху которым мы дышим,  будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

                                                                                                      Василий Песков.

             Давным- давно доказано, что именно в дошкольном возрасте процесс формирования нравственных ценностей: любви к Родине, чувство национальной гордости не возникает само по себе, оно формируется постепенно с самого раннего детства. Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой он родился  и рос, с любовью к родителям, своим близким, своему дому, родным местам.  В дошкольном возрасте закладываются основы личностной культуры человека, приобщение к общечеловеческим духовным ценностям. Ребёнок должен научиться ориентироваться в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях окружающей действительности, общественной и собственной жизни. А это невозможно без обращения к своим историческим  истокам.

2.                                                 Проблема:

В процессе работы с детьми в ДОУ  по истории родного края, его традициях, обычаях мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родном поселке. Провели исследования: наблюдали за их общением, игрой, беседовали с детьми. В результате обнаружили что, около 75 % детей не владели знаниями об истории и культуре родного города. Также мы столкнулись с отсутствием у дошкольников познавательного интереса; 80% детей назвали домашний адрес, название города, но не могли рассказать о природе родного края, о памятных местах. Проведение среди родителей воспитанников ДОУ опроса: 50% родителей не имеют возможности посещать исторические места  родного края из-за высокой занятости. Задача воспитания любви к родному поселку традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследований показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями  источников нашего поселка, края. На наш взгляд, решением данной проблемы станет реализация проекта «Люби и знай – родной свой край».                            

       3.                                  Аннотация

 Проект рассчитан на детей  дошкольного возраста, он направлен на решение различных целей и задач по созданию у детей базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальном образовательном учреждении. Занятия в кружке, обогатят  запас знаний детей о истории родного поселка о нашем  культурном прошлом и настоящем, расширят знания о народный традициях Брянского края. Что будет способствовать воспитанию у них патриотических чувств, любознательности,  желание знать больше.

      4.                                    Актуальность проекта:

        Любой край, город, любой посёлок - неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Мы живём в посёлке Погар. Актуальность темы обусловлена тем, что дети должны узнать историю своего посёлка, традиции, памятные места, знать о людях, проживающих в Погаре, любить свой посёлок. Подвести детей к пониманию того, что их посёлок частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся, соблюдают традиции, берегут и охраняют природу, отмечают праздники. Чтобы познакомить детей с понятием «Родина», необходимо выработать у них ясное представление о малой Родине.

5.                                           Цель проекта:

 Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.

 

   

Задачи проекта:

Обучающие:

• Развивать познавательный интерес к изучению родного поселка, города, края.

• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.

• Способствовать социализации воспитанников.

• Обогатить знания дошкольников о поселке Погар, его истории, достопримечательностях, богатствах поселка, людях-тружениках.

Развивающие:

• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.

• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.

• Развивать творческие способности детей.

• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства родного поселка, края.

Воспитательные:

• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.

• Прививать навыки здорового образа жизни.

• Воспитывать уважение к труду людей, создающих красивый поселок.

• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.

                                   Участники проекта:

Дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

6. В соответствии с ФГОС, проект опирается на научные принципы:

- историзма;

- гумманизации;

- дифференциации и индивидуализации;

- интеграции образовательных областей

Основные организационные формы:

• организованная -образовательная деятельность;

• в свободной деятельности;

• целевые прогулки по поселку;

• экскурсии с различной тематикой о поселке;

• праздники, развлечения;

• тематические выставки;

• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;

• встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;

Методы и приемы:

• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;

• проблемные ситуации;

• проектирование;

• конкурсы, викторины;

• экспериментирование;

• коллективно-творческие дела;

• наблюдения;

• целевые прогулки и экскурсии;

• рассматривание картин, иллюстраций.

  7.                                       Этапы организации проекта

1 этап. Подготовительно - проектировочный.

- провести мониторинг потребностей в образовательных услугах ДОУ

- изучить нормативные документы

- создать рабочую группу

- разработать концепции и стратегии проекта

- создать условия для реализации проекта

2 этап. Практический.

- проанализировать теоретическую методологическую, психолого – педагогическую и управленческую литературу

- подобрать помещение и оборудование

- отобрать детей - определить руководителя кружка

- разработать программу кружка и перспективное планирование

3 этап. Результативный (обобщающий)

- утвердить программу и перспективное планирование кружка «Люби и знай – родной свой край»

- выставка детских работ «Мой сказочный посёлок»

- информировать родителей о проекте

- провести диагностику детей и родителей

-презентация проекта

- оценить качество реализации проекта

- прогнозировать полученные результаты

    8.                             Плановые мероприятия

Месяц        Тема ООД         Содержание

Сентябрь

1. Беседа с детьми о летнем отдыхе.

2.Путешествие по поселку.

3.«Мой любимый поселок»

4. Фото стенд в группе «Из истории поселка»        Формировать у детей понимание, что страна большая (где были, что видели, просмотр фотографий с мест отдыха). Экскурсия по улицам поселка - познакомить детей с названиями улиц села, с названием улицы, где живут, рассмотреть достопримечательности поселка. Формировать представление о малой Родине. Для нас - это поселок Погар.

Октябрь        1.Природа Брянской области.

2. Экскурсия в Погарский музей «Радогощ»        Формировать представления детей о природе Брянской области, об ее разнообразии, рассмотреть книги, иллюстрации, фотографии. Прививать любовь к родному краю. Начать знакомить с растениями родного края (постепенно весь год)

Ноябрь

1.Уголок России - отчий дом.

 2.Знакомство с флагом и гербом России.

3.3накомство с государственной символикой   поселка.

Довести до сознания детей, что такое Родина, почему так называют. Формировать представление о столице нашей родины - Москве, государственной символике. Рассмотреть изображения главных достопримечательностей Москвы/Кремль, Кремлевская башня и куранты, Красная площадь/. Формировать представление о государственной символике страны, Брянской области, родного поселка.

Декабрь

1.Чем отличаются город и поселок (Брянск  и  Погар)

 2.Экскурсия в краеведческий музей.

3.Животный мир района.        Формировать представления детей о разных населенных пунктах. Познакомить с особенностями труда жителей города и поселка. Учить находить между городом и поселком сходства и отличия. Подвести детей к пониманию, что в мире природе есть еще удивительный мир - мир животных, ввести и обосновать классификацию животных на диких и домашних (по взаимоотношению с человеком).

Январь

1.Конкурс рассказов «Биография моей улицы»

2.«Моя семья – моя радость» Беседа с творческим заданием        формировать    представления    детей    об   улице, на которой они живут (почему так называется, что было раньше на этой улице, кто на ней живет)

формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; вызвать желание рассказывать о своей семье; воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения к членам семьи; побуждать детей к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки).

Февраль        

1.Чем славится наш поселок.                                                                                      2.Экскурсия на хлебозавод.                                                                                         3.Изготовление с детьми и родителями мини альбомов из рисунков и фотографий «Достопримечательности нашего поселка».                                                Дать знания о том, чем славится посёлок (рассказать о местной промышленности, уточнить, где расположены предприятия, чьи родители там работают).

Привлечь родителей к расширению знаний детей о родном  крае.      Воспитывать      любовь,      чувство привязанности к нему.

Март         

1.Красная книга района и области.                                                                              2.«Как на Руси весну встречали».        Формировать    представления    детей    о    проблемах загрязнения    окружающей    среды,    как    ухудшения экологического   условий   влияют   на   жизнь   живой  природы. Как человек влияет на природу. Объяснить причины создания Красной книги. Знакомство с растениями района.

Апрель        

1. Солнце и его семья.

2. Посещение детской библиотеки.

 3.3емные и подземные богатства родного края. Формировать представления о Солнце, о планетах, луне.  Рассказать об изучении космоса, чем планеты отличаются от звезд.

Ввести детей в мир камней; рассмотреть с ними коллекции минералов, дать некоторые интересные сведения из истории камней (использование, ценность красота).

Май

1.Они защищали Родину. Рассказ о тех, кто защищал родной край.

2.Конкурс сочинений, рассказов «Мой поселок в будущем»        Познакомить    с    памятниками    воинам,    посещение памятника воинам, возложение цветов к памятнику.

Выявить   объем   полученных   знаний   и   степень   их осознанности.

 9.                                       Ожидаемые результаты

Дошкольники будут знать:

• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения.

• Наиболее важные исторические события истории родного поселка и края.

• Символику поселка и края.

• Писателей и поэтов поселка и края, их творчество.

• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры разных народов края для организации собственного досуга.

• Применять полученные знания в добрых делах и поступках на благо родного поселка.

• Творчески мыслить и рассуждать.

   10.                                                       Вывод

Данный проект должен стать мощным импульсом к развитию творческой инициативы дошкольных педагогических коллективов.

Воспитание чувства любви к малой Родине у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога и родителей личной убежденности и вдохновения. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители. Сведения о родном посёлке доступны и интересны. В целом проект имеет прогрессивный характер и позволяет не только углубить знания детей о родном крае, но и даёт толчок для развития интегративных качеств дошкольников.

 Программа кружка  рассчитана на год, занятия проводятся два раз в месяц, во вторую половину дня.

 11.                          ЛИТЕРАТУРА

 1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

3. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.

4. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

6. Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.

7. Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.

8. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.

9. И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...