Педагогическая практика Тема:«Приобщение к трудовой деятельности как средство формирования элементарных навыков планирования у детей 5 лет»
материал (старшая группа)
Реализация практики формирует навыки планирования деятельности у детей 5 лет
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитатели МБДОУ д/с № 30:
Будникова С.А.
Кравцова А.А.
«Приобщение к трудовой деятельности как средство формирования элементарных навыков планирования у детей 5 лет»
Согласно ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении ФГОС ДО) среди других целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования обозначены способность ребенком планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; способность ребенком решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу; демонстрировать сформированные предпосылки к учебной деятельности и элементы готовности к школьному обучению.
Сформировать умение планировать свою деятельность можно с помощью специально организованной образовательной деятельности, а также в ходе режимных процессов. ФГОС ДО с раннего возраста определяет одним из основных видов деятельности элементарные трудовые действия. ФОП дошкольного образования выдвигает одной из задач - приобщение детей к базовымценностям российского народа, среди которых выделена такая ценность, как созидательный труд.
У детей старшей группы навыки планирования только начинают формироваться. Также наблюдая за детьми своей группы, мы обратили внимание на то, что значительные трудности у них вызывали трудовые поручения. При постановке задач во время таких поручений дети очень плохо запоминали последовательность действий, много раз спрашивали одно и то же. Ребята в силу своего возраста с усилием могли анализировать свою трудовую деятельность и совсем не могли определить свое отношение к тому, насколько качественно они выполнили трудовое поручение. Постоянно требовался контроль педагога.
Обозначилась проблема: неумение детей планировать свою деятельность, неумение самостоятельно организовать свою деятельность и выполнить ее до конца и оценить результат.
Цель практики - формирование элементарных навыков планирования у детей 5 лет через приобщение к трудовой деятельности.
Цель достигается при помощи решения следующих задач:
1. Формировать у детей умение планировать через выполнение элементарных трудовых действий при помощи алгоритмов.
2. Развивать умение организовывать свою работу и выполнять ее, добиваясь необходимого результата.
3. Поддерживать и стимулировать инициативу и активность детей в выполнении трудовых поручений.
4. Воспитывать позитивные установки к различным видам труда.
Суть практики в том, что, занимаясь трудовой деятельностью, ребенок учится планировать, а умение планировать это:
- определение шагов для получения результата своей деятельности;
- выбор последовательности своих действий (шагов) для достижения результата;
- оценка результата своей деятельности.
Практика реализуется через следующие средства:
«Доска выбора»
В нашей группе создан планшет «Мы дежурим», на котором фотографиями обозначены зоны дежурства:
На участке.
В группе.
По столовой.
По занятиям.
В центре природы.
и обозначены дни недели. Дети нарисовали фишки с собственным обозначением. Каждое утро дети выбирают и ставят свою фишку напротив того центра, где сегодня будут трудиться. Для организации выбора рядом с планшетом имеются правила, обозначающие количество человек в местах дежурства, обязательную сменяемость зон дежурства и обязательное участие в дежурствах. На следующий день оставшиеся дети так же выбирают себе зоны ответственности. Таким образом, в течение недели все дети успевают поучаствовать в трудовом процессе. Данный планшет позволяет наглядно видеть, что все зоны дежурства охвачены вниманием детей.
Технология моделирования
При самостоятельном выполнении трудовых действий у детей возникали вопросы: «Что делать сначала?», «Что потом?», «Как ухаживать за фиалкой?», «Как сервировать стол?» и другие. Для организации самостоятельной трудовой деятельности детей решили применять технологию моделирования, в результате в пространстве группы постепенно появилисьразличные алгоритмы, модели - Уборка игрушек, Дежурство по столовой, Дежурство по подготовке к занятиям, Одевание, Мытье рук, Ремонт книг. Это позволило облегчить процесс труда, вызвать детский интерес и понимание элементарных особенностей трудовых действий, например в центре природы - Полив цветка, Рыхление, Удаление сухих листьев, Опрыскивание растений. Алгоритмы, модели наглядно показывают какие инструменты, оборудование нужно для труда, сколько времени понадобиться и когда лучше заняться этим видом труда.
Для того, чтобы дети старшей группы сами могли планировать свою деятельность, намечать шаги для получения результата и разрабатывать последовательность своих действий для достижения поставленной цели, вместе с детьми разработали наглядную схему, которая состоит из таких основных компонентов как ЦЕЛЬ (т.е. что необходимо сделать, которую мы обозначили знаком ?); ИНСТРУМЕНТЫ, МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ (это изображение инструментов); ДЕЙСТВИЯ (изображены в виде руки); РЕЗУЛЬТАТ (смайлик, который показывает достижение результата).
Технология проектной деятельности
Проекты способны научить детей ставить цели, планировать свою деятельность и делать самостоятельные выводы. Проектная деятельность позволяет каждому ребенку выбрать ту нишу, где он будет успешен, значим для сверстников. Совместно с детьми были разработаны и реализованы несколько проектов по трудовой деятельности. Последний проект «Трудиться, всегда пригодится», целью которого является расширение и обогащение понятия о труде взрослых, сверстников через беседы и игры, специально организованные образовательные ситуации и экспериментирование, через повторение трудовых действий.
Рефлексивный круг
Важным этапом обучения детей планированию и организации своей деятельности является подведение итогов и анализ действий. Эту технологию мы применяем ежедневно, обсуждая с детьми прожитое дежурство, результаты трудовой деятельности каждого. Так, дети отвечают на вопрос, получилось у них сделать то, что хотели, или нет. При этом следует хвалить ребенка, как в процессе выполнения действий, так и после. Результаты его труда нужно показать другим детям и взрослым.
Для визуализации результатов труда детей были разработаны индивидуальные планшеты, цвета которых дети выбирали для себя сами. Эти планшеты размещены на кабинках в приемной. Каждая зона дежурства обозначена определенным значком в виде звезды. Например, зона дежурства на участке - красная звезда; по столовой -зелёная звезда; в группе - фиолетовая звезда; по занятиям - желтая звезда; в центре природы - голубая. Вечером на «рефлексивном круге» дежурные получают звезды цвета выбранной зоны и приклеиваютих на планшеты. Таким образом, поддерживается инициативность ребенка и качество его трудовой деятельности.
Содержание практики было озвучено родителям на круглом столе. Родители заинтересовались и поддержали наши начинания. Многие семьи стали использовать нашу схему процесса планирования трудовой деятельности детей.
Была разработана карта наблюдений с целью отслеживания у детей навыков планирования трудовой деятельности. На сегодняшний день можно говорить о следующих результатах реализации практики:
- у детей нашей группы начали формироваться навыки планирования через выполнение элементарных трудовых действий;
- дети могут организовывать свою работу и выполнять ее, добиваясь необходимого результата;
- дети могут выбирать правильную последовательность трудовых действий, применяя алгоритмы, модели и схемы;
- у большинства детей сформировано позитивное отношение к различным видам труда.
Предварительный просмотр:
Карта наблюдения результатов практики
«Приобщение к трудовой деятельности как средство формирования элементарных навыков планирования у детей 5 лет»
№ № | Ф.И.О ребенка | Умение пользоваться инструментами и материалами | Умение работать по алгоритму | Проявление инициативы и самостоятельности | Выполнение трудовых поручений от начала до конца | Умение анализировать результаты труда | Сформированность позитивного отношения к труду | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||
2. | |||||||||||||
3. | |||||||||||||
4. | |||||||||||||
5. | |||||||||||||
6. | |||||||||||||
7. | |||||||||||||
8. | |||||||||||||
9. | |||||||||||||
10. | |||||||||||||
11. | |||||||||||||
12. | |||||||||||||
13. | |||||||||||||
14. | |||||||||||||
15. | |||||||||||||
16. | |||||||||||||
17. | |||||||||||||
18. |
0 – не выполняет
1 – выполняет с помощью воспитателя
2 – выполняет самостоятельно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Возможность труда и любовь к нему — лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач». К.Д. Ушинский
Цель – формирование элементарных навыков планирования у детей 5 лет через приобщение к трудовой деятельности. Задачи: 1. Формировать у детей умение планировать через выполнение элементарных трудовых действий при помощи алгоритмов. 2. Развивать умение организовывать свою работу и выполнять ее, добиваясь необходимого результата. 3. Поддерживать и стимулировать инициативу и активность детей в выполнении трудовых поручений. 4. Воспитывать позитивные установки к различным видам труда.
Доска выбора
Технология моделирования
Технология проектной деятельности
Рефлексивный круг (Н.П. Гришаевой)
Взаимодействие с родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/17/picture-78650.jpg)
Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ
В статье представлена роль трудового воспитания в формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Педагогический проект "Занимательный материал как средство формирования элементарных математический представлений у детей старшего дошкольного возраста"
Педагогический проект...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/28/picture-85054-1422460892.jpg)
Доклад на педагогический совет на тему:" Игровые технологии и средства формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возрастa"
Рассмотренные технологии помогают ребенку открывать скрытые закономерности между объектами и явлениями окружающего мира, получать сведения о свойствах, связях и зависимостях. Использование э...
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/22/picture-949515-1719086986.jpg)
Педагогическая находка "Лэпбук как средство формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста"
Статья в сборнике http://docviewer.yandex.ru/view/352567814/?*=bEINbxOFQFebH2NZZk09lXpqEE17InVybCI6InlhLWRpc2stcHVibGljOi8vbU9yWUN0RU1YL2NLSlR3b1B4a0pMcmhUbmVHSy9Pc1NuMFJjeVNGY2l5cz06L9CY0LLQsNC9...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/21/picture-1306861-1611205279.jpg)
«Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования элементарных экологических представлений у детей »
laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования элементарных экологических представлений у детей »...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/31/picture-1301981-1630386262.jpg)
Педагогическая практика «Приобщение к трудовой деятельности как средство формирования элементарных навыков планирования у детей 5 лет»
Реализация практики формирует навыки планирования деятельности у детей 5 лет....