Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ
статья по теме

Прокофьева Лия Вячеславовна

В статье представлена роль трудового воспитания в формировании ключевых компетенций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon form-ie_klyuchevyh_kom-y_v_trud-y_d-ti_u_detey_s_ovz.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Прокофьева Лия Вячеславовна,

воспитатель МБДОУ г.Саяногорска

д/с комбинированного вида №20 «Дельфин»

Трудовая деятельность как средство формирования ключевых компетенций в у детей с ОВЗ

Дошкольный возраст – период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие слои психики личности. В этом возрасте важно научить дошкольников мыслить, необходимо развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок, развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости.

В связи с этим воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с современными требованиями образования. Этим требованиям в полной мере отвечает новый «компетентностный подход», целью которого становится формирование ключевых компетентностей дошкольников. Эта цель актуальна в связи с «запаздыванием» передачи социального опыта, быстрым устареванием знаний, отсутствием универсальных способностей к применению этих знаний в новых ситуациях. Принципиальным отличием компетентностей от ЗУН является то, что, освоив их, человек может применять сформированные компетентности в других видах деятельности.

 В современном научном мире существуют разнообразные взгляды учёных на классификацию компетентностей. О.В. Дыбина выделила три основных компетенций, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста:

  1. Технологическая компетентность, которая определяется как готовность дошкольника к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к чёткому соблюдению ее технологии.
  2. Информационная компетентность представляет собой готовность дошкольника принимать окружающую действительность как источник информации, способность распознавать, обрабатывать и использовать критически осмысленную информацию для планирования и осуществления своей деятельности.
  3. Социально-коммуникативная компетентность выступает как готовность дошкольника получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.

Для формирования вышеуказанных компетентностей нужны не столько знания о том, что делать, сколько владение умениями, которые будут сформированы в  активной деятельности детей. И трудовая деятельность как нельзя лучше подходит для этого. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств. В труде дети учатся контролировать свою деятельность, подчиняя ее определенному алгоритму действий.

Следует отметить наличие значительных трудностей в воспитании детей с ОВЗ, которые вызваны особенностями  психического развития детей. У таких детей выражены слабость абстрактно-логического мышления, ограниченность знаний и представлений об окружающем мире с преобладанием общих, неконкретных знаний. Также характерен малый объем чувственного опыта, формальный словарный запас и недостаточно точная предметная соотнесенность слов (исследования Л.И.Солнцевой, Л.П.Григорьевой, Л.И.Кирилловой, А.Г.Литвак, М.И.Земцевой и др..)

Трудовая деятельность позволяет детям с ОВЗ приобрести практический опыт взаимодействия с окружающим миром. В труде дошкольники могут выполнять действия, не обращая внимания на свои нарушения. Именно в трудовой деятельности будет проходить успешно формирование ключевых компетенций у детей с ОВЗ.

Работая с дошкольниками с ОВЗ, педагог должен опираться на основные принципы работы с такими детьми: опора на сохранные функции, доступность и простота предлагаемого задания, четкое и последовательное объяснение алгоритма работы и др. Учитывая эти принципы, педагог сможет постоить грамотное взаимодействие с детьми.

Таким образом, в связи с вышесказанным, можно отметить, что внедрение компетентностного подхода в воспитании детей с ОВЗ следует осуществлять дифференцированно с учетом специфики работы с такими детьми. Овладевая в трудовой деятельности вышеуказанными компетентностями, дошкольники смогут научиться самостоятельно управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению. 

Список литературы:

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании/ Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. –  СПб.: «Просвещение», 2004.
  2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Трудовая деятельность, как условие формирования социальной компетенции дошкольника»

Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреждения как воспитательной организации выделяется трудовое воспитание детей. Труд обогащает социальный опыт ребенка. Овладев...

«Проектная деятельность в образовательной организации как средство формирования ключевых компетенций»

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных у...

Консультация для родителей: "Трудовая деятельность как условие формирования социальной компетенции дошкольника»"

Консультация для родителей:«Трудовая деятельность как условие формирования социальной компетенции дошкольника»Среди значимых сегодня направлений в работе дошкольного образовательного учреж...

Муниципальный проект: «Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования ключевых компетенций будущих первоклассников»

Образование — одна из самых мобильных, динамичных и креативных сфер жизнедеятельности, поскольку имеет дело каждый раз с новым поколением.Использование ИКТ технологий в работе педагога сделает п...