Главные вкладки
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
статья (младшая группа)
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-osobennosti_adaptatsii_detey_rannego_vozrasta_k_doshkolnomu_uchrezhdeniyu.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Адаптация детей в детском саду всегда была и остается психологически сложным периодом. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают испытывать дискомфорт, сопровождающий эмоцией – плачь.
В период раннего возраста наибольшее значение в адаптации имеет уровень социализации, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Уровень социализации по развитию общения делят на три группы:
1 группа – это дети, с потребностью в общении только с близкими взрослыми. Такие дети переживают расставание с близкими.
2 группа – это дети, которые общаются и с другими взрослыми. Детям свойственно неуравновешенное эмоциональное состояние.
3 группа – дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении с взрослыми. Для них характерно спокойное, уравновешенное эмоциональное состояние.
При поступлении в детский сад больше трудностей испытывают дети, которых можно условно отнести к 1 группе. Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее проходит процесс адаптации. Легче адаптируются дети, условно отнесенные к 3 группе.
Процесс адаптации зависит от индивидуальных качеств личности, обусловленные типом нервной системы: сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики.
Одним из факторов поведенческих реакций ребенка в процессе его адаптации является эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние - это такое психическое состояние личности, которое связано с устойчивыми переживаниями личности, влияющими на ее мысли, поступки и общий характер поведения и отношений с окружающими. Оно помогает ребенку приспособиться к той или иной ситуации. И в дальнейшем эмоции играют важную роль в жизни ребенка, в процессе нервно-психического развития.
В ходе проведенного учеными Р. Калининой, Л. Семеновой, Г. Яковлевой исследований было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, где более или менее ярко выражено рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой социальной микросреды. Длится это время в среднем один месяц;
2) подострая фаза (собственно адаптация) характеризуется адекватным поведением ребенка, который осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. Длится этот период 3-5 месяцев;
3) фаза компенсации (адаптивность к новым условиям) характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
В течение острого периода адаптации воспитателями и медиками заполняется лист адаптации. По результатам прохождения острой и подострой фазы адаптационного периода различают три степени тяжести.
Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в поведении — до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппетита. В течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи увеличивается до возрастной нормы. Восстановление сна происходит в течение 7-10 дней.
Эмоциональное состояние, речевая активность и взаимоотношения с детьми нормализуются через 15-20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально. Они нормализуются до конца первого месяца. Заболеваний у ребенка в период адаптации не возникает.
Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше чем через 20-30 дней. Период угнетения интереса к окружающему - в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается в течение 20-40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца; наблюдается значительная задержка двигательной активности, ее восстановление происходит после 30—35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Все функциональные сдвиги выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию. Оно, как правило, возникает при адаптации средней тяжести в виде острой респираторной инфекции, однократной и текущей без осложнений.
Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью (два - шесть месяцев и больше) и тяжестью проявлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки.
При первом варианте тяжелой адаптации ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе.
Второй вариант тяжелой адаптации, обусловлен длительным и выраженным неадекватным поведением ребенка, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; сон также длительно нарушен; снижен интерес к окружающему, ребенок часто избегает контактов с детьми, стремится к уединению или агрессивен.
А.И. Баркан, Г. Степанова выделяют признаком стрессового состояния длительным нарушением эмоционального настроения. Состояния пассивности или повышенной раздражительности волнообразно сменяют друг друга. Отношение к взрослым избирательное.
Под прессом стресса ребенок изменяется настолько, что может забыть почти все навыки самообслуживания, которыми успешно пользовался дома. По мере адаптации ребенка к условиям ДОО, прошлые навыки реабилитируются, легко усваивая новые. Как правило, такая форма тяжелой адаптации отмечается у детей старше полутора лет при сочетании неблагоприятных биологических и социальных факторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Проблемы адаптации....
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Консультация для воспитателей по теме адаптации детей к детскому саду...
Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"
Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...
Новые подходы к адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении
Когда малыш впервые приходит в детский сад, он попадает в новые для него условия. Меняется режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п., поэ...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной педагогике. Наиболее полно вопрос адаптации к дошкольному образовательному учреждению рассмотрен...
Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Несомненно, адаптация детей всегда связана со стрессом. Анализ причин стресса, закономерностей его течения, различных его последствий дает возможность увидеть способы уменьшения неблагоприятных влияни...