Формирование основ музыкально-эстетической культуры дошкольников
статья на тему

Агеева Юлия Алексеевна

Данная статья предназначена для музыкальных руководителей ДОУ, педагогов дополнительного образования, вопитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ageeva_yu.a._formirovanie_osnov_muz_kult.docx19.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 15

г. Острогожск

Доклад

«Формирование основ музыкально-эстетической культуры дошкольников»

                                             Подготовила: Агеева Юлия Алексеевна

                                                                музыкальный руководитель

                                                               

2017

Ориентация ребенка – дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно – эстетического становления личности.

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, представлений о красоте.

Формирование основ музыкально-эстетической культуры дошкольников предполагает:

- развитие эмоциональной отзывчивости на музыку;

- обогащение опыта восприятия произведений музыкального и других видов искусства (живопись, литература, танец);

- расширение знаний в области музыкальной и художественной культуры, овладение умениями и навыками музыкального восприятия и исполнительства;

- развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей;

- воспитание эмоционально-оценочного отношения к музыке, танцу, живописи, литературе;

- овладение способами замечать, ценить красоту окружающего мира человеческих отношений, переживать и создавать эстетические образы в музыкально-игровой деятельности.

Доктор педагогических наук О. П. Радынова подчеркивает, что «развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные произведения, являющиеся шедеврами искусства, рождает творческую активность».  

Развитие творческих способностей и формирование гармоничной личности ребенка происходит через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать, а также через активность ребенка, которая проявляется в разных видах музыкальной деятельности. Задача педагогов - воспитать в детях умение чувствовать красоту музыкального произведения и выражать свои впечатления от его восприятия словами, танцем, игрой на детских музыкальных инструментах или изобразительным творчеством.

Музыкальный репертуар и его художественная ценность имеют первостепенное значение в музыкальном развитии детей. Разучивание и исполнение народных песен, танцев, игр в детском саду и в семье дает возможность приобщить детей к традициям и истории народа, познакомить с подлинно художественными образцами — народными потешками, попевками, колыбельными, закличками, скороговорками. А игровая форма большинства фольклорных произведений делает возможным их широкое использование в танцевально-игровой деятельности и в игре на детских музыкальных инструментах. Ознакомление детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, А. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, И. Баха, В. Моцарта, А. Вивальди, Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига и других позволяет постепенно приобщать их к основам мировой и общенациональной музыкальной культуры. Произведения Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Свиридова, А. Лядова, Д. Кабалевского и других известных детских композиторов позволяет расширить музыкальные впечатления детей, способствует развитию интереса к современной музыке, воспитывает художественный вкус.

Музыкальный руководитель в ДОУ должен обладать необходимыми в его профессиональной деятельности качествами (высокий уровень владения техническими и исполнительскими навыками во всех видах музыкальной деятельности).

Ежегодное диагностическое обследование детей показывает, что интегрированные занятия по слушанию музыки, рисование под музыку, метод «Музыка в красках», включение классической, народной музыки в музыкальные развлечения и праздники, спектакли, режимные моменты, оказывают положительное воздействие на общее и художественное развитие детей, формирование их музыкальных и творческих способностей, помогают развитию эмоциональной сферы, формированию основ музыкальной, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка, что является важнейшей задачей сегодняшнего дня, позволяющей реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.


Литература:

1. Основы музыкального воспитания и развития. / Зимина А. Н. – М.; «Владос», 2000.

2. Музыкальное воспитание в детском саду. / М.Б. Зацепина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

3. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. / О. П. Радынова. – М. «Владос», 2000.

4. Психологические вопросы  художественного  воспитания. / Теплов  Б.  М.  — М., 1946.

5. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман — М., 1983.

6. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь – М.: Провещение, 1990;

7. Метлов Н. А. Музыка – детям – М.: Просвещение, 1985;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ нравственно-экологической культуры дошкольников через экологические праздники и развлечения

Статья представляет собой прояснительнкю записку, в которой описан опыт работы по формированию экологической культуры дошкольников....

Формирование основ нравственно-патриотической культуры в условиях ФГОС у детей старшего дошкольного возраста.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предпол...

Формирование основ духовно-нравственного мировоззрения дошкольников на основе приобщения к истокам культуры малой Родины

Материал из опыта работы, раскрывающий особенности организации нравственно-патриотического и духовного воспитания на основании изучения и анализа ближайшего окружения, его истории и традиций....

"Работа по формированию основ духовно - нравственной культуры с детьми младшего дошкольного возраста"

Воспитание у детей чувства патриотизма - это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого маленького возраста....

Формирование основ душевного здоровья у дошкольников через уважение к культуре и истории своего народа для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство - пора формирования духовного мира ребёнка. Задача педагогов дошкольного учреждения разработать и организовать каждое событие в детском саду так, чтобы оно было незабываемым: открыт...

Развитие эмоциональной отзывчивости как условие успешного формирования основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёно...