Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области
методическая разработка

Мальцева Юлия Васильевна

Проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)» (4) ориентирует дошкольное образование на организацию ранней профориентации детей. Автору данной методической разработки представляется важным начинать профориентацию дошкольников с привлечения внимания детей и родителей (законных представителей) к социальной ценности выбора профессии. Это явилось целью методической разработки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Жемчужинка» г. Короча Белгородской области

Номинация «Методическая разработка»

Наименование работы «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)»

Автор работы Мальцева Ю.В

воспитатель


Теоретическое обоснование

Проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)» (4) ориентирует дошкольное образование на организацию ранней профориентации детей. Автору данной методической разработки представляется важным начинать профориентацию дошкольников с привлечения внимания детей и родителей (законных представителей) к социальной ценности выбора профессии. Это явилось целью методической разработки.

ФГОС ДО нацеливает педагогов на развитие у детей любознательности, положительного отношения к себе и миру и позитивную социализацию дошкольников (6). Одним из направлений позитивной социализации дошкольников Белякова Е.А. (1), Мальцева М.С. и Махоткина Е.С. (3) называют социальные акции. Целью социальной акции является формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, окружающим людям и самому себе на основе нравственного содержания (2). Социальная акция является одним из способов некоммерческого достижения определенных социальных целей. Поэтому автором методической разработки социальная акция была выбрана в качестве средства достижения поставленной цели.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому игра используется в качестве формы проведения социальной акции. О важности признания самоценности детства, как главного вектора развития образования говорится в Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» (5).

Целевая аудитория социальной акции «Айда в путешествие!» – воспитанники детского сада, старшая группа.

Задачи социальной акции:

  1. распространение информации о профессиях и целесообразности связи профессионального выбора с интересами человека;
  2. пропаганда интереса, как первичного мотива выбора профессии;
  3. приобретение детьми опыта самореализации.

Место проведения – детский сад, помещение группы.

Партнеры в проведении социальной акции - родители (законные представителе) детей.

Вид социальной акции – рекламная.

Продолжительность - среднесрочная (подготовка 1 неделя, проведение 1 час).

Методы и методические приемы: сбора информации (наблюдение, беседа); наглядные (рассматривание иллюстраций (слайдов), фотографий, рисунков); обращение к имеющемуся опыту; словесные, (художественное слово, рассказ, высказывания и сообщения); практические (игровые обучающие ситуации); игровые (игровые упражнения, игры с правилами, игры-воображения); совместное творчество детей.

Этапы проведения социальной акции «Айда в путешествие!»

Организационный этап

Цель: организационная подготовка социальной акции.

Содержание деятельности.

Информационная подготовка акции: создание мотивации родителей на формирование у детей позиции субъектов профессионального выбора (беседа, выступление на плановом родительском собрании).

Изучение интересов и увлечений детей: беседа с родителями, анализ результатов педагогического наблюдения за деятельностью детей. В результате формируются группы детей в соответствии с их интересами.

Формирование команды исполнителей: 2 воспитателя, группа активной родительской общественности.

Пиар - мероприятия социальной акции: сообщение о предстоящей акции через группу родителей в вайбере, размещение объявления на видном месте в раздевалке.

Материально-техническая подготовка акции.

Оснащение игрушечный кораблик, восковые карандаши, лист А2, клей, звукозапись песни М Минкова, А. Козлова «Катерок»;

не раскрашенная карта острова (лист А2), разрезанная на кусочки по количеству групп детей, на карте- цветная аббревиатура группы, вырезанные из бумаги кораблики с символами профессий. картинки с изображением профессий, соответствующих выявленным в ходе исследования интересам детей (Приложение),

Непосредственно на акцию дети приносят, если это возможно то, что демонстрирует их увлечения (поделки, рисунки, фотографии, игрушки и т.д.). Несколько детей вместе с воспитателем разучивают стихи.

Во время акции столы и стулья располагаются так, чтобы дети могли разместиться по группам.

Реализация сценария социальной акции

Цель: привлечение внимания детей к социальной ценности выбора профессии.

Деятельность педагога

Деятельность детей

В жизни каждого человека есть увлечение чем-то. Ведь в жизни столько интересного!

Кто-то любит рисовать,

Кто-то- петь и танцевать,

Кто-то- бегать и играть,

Кто-то- плавать и читать.

Это все должны учесть-

Для любого дело есть!

Всех интересных дел не перечислить.

Айда с нами в путешествие по островам любимых занятий!

Дети сидят на стульчиках по группам:

  1. спорт,
  2. динозавры,
  3. исследователи (те, кто участвует в проектной деятельности),
  4. рисование,
  5. лего,
  6. дети, которые не имеют какого-то интереса.

Это группы интересов, которые были выявлены автором методической разработки

У нас получилось 6 островов в соответствии с тем, что вам интересно делать

А тем ребята, которые не нашли пока своего увлечения, предлагаем послушать, а может быть к концу нашего путешествия и вы выберите для себя какое-то увлечение.

В путешествие по островам любимых занятий мы отправимся этом кораблике (показывает детям игрушечный кораблик).

Жеребьевка

Давайте определим маршрут нашего путешествия/

По одному представителю от каждого «острова» выходят из-за столов, получают у воспитателя кусочек «карты» острова. По считалке определяется порядок путешествия.

На Златом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной.

А ты кто будешь такой?

Путешествие по островам. Под звучание песни «Катерок» воспитатель переносит кораблик к первому острову. Далее в соответствии с жеребьевкой это делает группа детей, у которых был кораблик

Остров «Художники»

Как вы думаете, чем занимаются жители этого острова?

Рисуют, раскрашивают

Ребята, что вы больше всего любите рисовать?

Ответы детей

Показывают рисунки

Есть профессия, связанная с рисованием. Её выбирают те, кто любит и умеет хорошо рисовать.

Как она называется?

Художник

Посмотрите, как работает художник

Демонстрация картинок или слайдов на тему «Художник рисует»

Чтение ребенком с острова «Художники» стихотворения:

Он и фрукты, и природу

Нарисует, и портрет.

Взял художник на работу

Кисти, краски и мольберт.

Спасибо. Может быть, когда вы вырастите, станете известными художниками.

Остров «Конструкторы»

Ребята, вы молодцы, а наш кораблик направляется к следующему острову. Посмотрите, что принесли с собой на остров ребята!

Как вы думаете, чем занимаются жители этого острова?

Делают постройки из «Лего»

Какие поделки вы сделали?

Как они называются?

Показывают поделки, рассказывают их названия

Некоторые взрослые занимаются конструированием на работе. Только они собирают не игрушечные постройки, а настоящие ракеты, корабли, самолеты, конструируют здания. Это конструкторы и инженеры.

Посмотрите, как работают конструкторы и инженеры

Демонстрация картинок или слайдов на тему «Инженер- конструктор»

Чтение ребенком с этого острова стихотворения:

На далёкие планеты

От земли летят ракеты.

Их конструктор разработал,

День и ночь не спал, работал.

Конструирует предметы —

Мы-то знаем всё об этом.

Инженер — изобретатель —

Он творец, чудес создатель.

Что придумал — создаёт.

В мир свершений нас влечёт.

Спасибо. Может быть, когда вы вырастите, станете известными инженерами- конструкторами. Наш кораблик направляется к следующему острову.

Остров «Археологи»

Посмотрите, что у ребят в руках!

Во что они любят играть?

Покажите, какие игрушки вы принесли. Это твой любимый динозавр? Почему он тебе нравится? Что ты о нем знаешь?

В динозавров

Рассказывают о своих динозаврах

Динозавры жили на Земле очень давно. То, какие были динозавры, изучают биологи. Еще есть такая профессия археолог. Археологи изучают, как жили люди очень-очень давно. Посмотрите, как работает археологи.

Демонстрация картинок или слайдов на тему «Археологи»

Чтение ребенком с этого острова стихотворения:

Он ведёт раскопки.

В поле и на сопке.

И во всех частях страны

Он предметы старины

Ищет для музеев,

Чтобы дети

Заглянули в глубину –

Как мы жили в старину.

Спасибо. Может быть, когда вы вырастите, станете известными археологами. Наш кораблик направляется к следующему острову.

Остров «Исследователи»

Эти ребята принимают участие в проектах. Пока они участвовали в двух проектах. Ребята, скажите, как называются ваши проекты.

Называют проекты, кратко рассказывают про них, показывают дипломы участников

Есть профессии, связанные с исследованиями. Это ученые. Ученые читают много энциклопедий. Вот так они работают. Демонстрация картинок или слайдов на тему «Исследователи»

Они много знают. Поэтому они изобретают что-то новое (лекарства, вещи, приборы). Мы все пользуемся этими изобретениями.

Чтение ребенком с этого острова стихотворения:

В микроскоп учёный смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки —

Весь в работе, весь в науке.

Успехов вам, может быть, повзрослев, вы станете настоящими учеными. Наш кораблик направляется к следующему острову

Остров «Спорт»

Ребята, посмотрите, что на столах этого острова. Как вы думаете, чем любят заниматься его жители?

Играть в мяч, заниматься гимнастикой, кататься на коньках

Как можно назвать одним словом все то, что вы перечислили?

Да здесь собрались спортсмены.

Спорт

Ребята, какими видами спорта вы занимаетесь?

Почему вам нравится спорт?

Называют, показывают фотографии, медали

Занятие спортом может стать профессией. Демонстрация картинок или слайдов на тему «Спортсмены»

Чтение ребенком с этого острова стихотворения

Как наши спортсмены красивы!

В них столько энергии, силы,

В них мужества прочный запас.

Пример они яркий для нас.

Успехов вам, может быть, повзрослев, вы станете настоящими спортсменами.

Ребята, которые сегодня ничего не рассказывали, какое занятие вам понравилось больше всего? Ты выбрал что-то, чем тоже хотел бы заниматься? А ты?

Ответы детей

Физкультминутка «Храбрый матрос» (развитие самоконтроля)

Давайте выйдем из-за столов и подойдем ко мне.

Мы путешествуем на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», часть детей начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Остальные дети должны перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый храбрый матрос!»

По группам изображают бурю и матросов, меняются ролями.

Затем возвращаются на места.

Рисунок острова (под песню «Катерок)»

На наших островах живут очень хорошие дети, которые рассказали много интересного. Но почему-то острова выглядят как-то грустно. Как вы думаете, почему?

Они не раскрашены

Давайте раскрасим все, что забыл раскрасить художник.

Групповое рисование (дети раскрашивают по группам свой участок карты, используя восковые карандаши).

Воспитатель приглашает всех детей взять кусочки карты и подойти к его столу.

Покажите кусочки карты. Давайте положим их на стол.

Раскладывают кусочки карты на столе

Кажется, здесь что-то нарисовано!

Если правильно собрать, получается солнышко

Давайте попробуем собрать кусочки карты. Ребята, да этот же название нашей группы- Солнышки.

Вот видите, вы работали хорошо, дружно. Поэтому из кусочков островов у нас получился большой красивый остров- наша группа «Солнышки»!

Когда взрослые хорошо и дружно трудятся, их работа приносит пользу. Когда Вы вырастите, то выберете себе профессию. Очень часто профессия начинается с увлечения, любимого занятия. Сегодня мы с вами говорили о профессиях.

Под руководством воспитателя приклеивают кусочки карты на лист А3

О каких профессиях мы сегодня говорили?

Правильно. Но есть и много других профессий. Вы про них тоже обязательно узнаете!

Художник, ученый, конструктор, археолог, спортсмен

Какая профессия больше всего понравилась тебе? А тебе?

Всем нравятся разные профессии.

Посмотрите, у меня есть кораблики. На этом нарисован художник, на этом- ученый, на других нарисованы конструктор, археолог, спортсмен.

Называют профессии

Рефлексия

Давайте выберем кораблик, обозначающий ту профессию, которая сегодня понравилась больше всего и вам хочется про нее узнать.

Дети выбирают соответствующий кораблик и отправляются на нем путешествовать (приклеивают) в любое место карты.

Вы молодцы! Вот какой остров у нас получился. И каждому из вас понравилась какая-то профессия!

Изготовленный коллаж размещается на видном месте в группе.

Подведение итогов социальной акции, определение ее дальнейших перспектив

Фотографии коллажа отправляются родителям в вайбере. При необходимости особенности поведения отдельных детей обсуждаются лично с их родителями.

Родители дают обратную связь.

Педагогами определяются перспективы развития ранней профориентации детей (что необходимо повторить, что усовершенствовать, можно ли апробированную форму социальной акции «наполнить» иным содержанием и т.д.).

Литература

  1. Белякова Е.А. Формирование и воспитание социальных качеств у детей дошкольного возраста. Детский сад от А до Я. 2016. .№3. С. 124-126.
  2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. М.: Вентана-граф, 2015. 184 с.
  3. Мальцева М.С., Махоткина Е.С. Использование нетрадиционных форм методической работы в дошкольной образовательной организации. Детский сад от А до Я. 2015. №1. С. 97- 100
  4. Проект «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образования Белгородской области («Дети в приоритете»)» [Электронный ресурс]: #1044;оброжелательная%20школа/Портфель%20проектов.pdf (Дата обращения ).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»2018 - 2027 годы [Электронный ресурс]: (Дата обращения ).
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]: (Дата обращения ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план организации педагогического мероприятия с детьми раннего возраста с использованием технологии развития эмоционального интеллекта в рамках реализации регионального проекта «Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образова

Понятие «Эмоциональный интеллект» трактуются по-разному, но все определения сводятся к тому, что эмоциональный интеллект — способность к пониманию своих и чужих эмоций, чувств и пере...

«Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения»

laquo;Формирование детствосберегающего пространства дошкольного образовательного учреждения»...

Аналитическая справка по итогам контроля по теме «Организация работы по формированию детствосберегающего пространства «Дети в приоритете»»

Изучение состояния работы ДОУ по реализации проекта "Формирование детствосберегающего пространства дошкольного обрзования"...

Доклад на тему «Создание современной среды в ДОУ по духовно- нравственному воспитанию в соответствии с приоритетными задачами Стратегии развития образования Белгородской области»

В целях создания нормативных правовых и методических условий реализации приоритетных направлений «Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 202...