Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) в создании развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале
статья
Отражение в среде указано за два года педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) в создании развивающей
предметно-пространственной среды в музыкальном зале
При создании развивающего пространства в музыкальном зале, где осуществляется образовательная деятельность обеспечена доступная среда. Все пространство музыкального зала доступно детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).
Игры и упражнения с детьми с ОВЗ основываются на возрастных особенностях и с учетом особых образовательных потребностей.
Отражение в среде | |
2022-2023 уч. г. | 2023 - 2024 уч. г. |
Речевая деятельность: | |
У детей с ТНР наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное, не умеют им управлять. | |
Внесены: картотека упражнений на развитие речевого и певческого дыхания; пальчиковые, речевые, ритмические игры; массаж и самомассаж, предметы для упражнений на дыхание (бабочки, снежинки, язычки-дуделки). | Создана и внесена картотека упражнений, активизирующих внимание, картотека упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма. |
Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают. | |
Подобрала под песенный материал соответствующие картинки, по которым проводится словарная работа. | Создана картотека артикуляционной гимнастики, вокальные распевки, артикуляционные и нотные упражнений; |
Восприятие художественной литературы и фольклора: | |
Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ТНР: | |
Пополняется фонотека: потешки, заклички, приговорки, считалки; разнообразие народных игр, периодическая их сменяемость по праздничным мероприятиям, по временам года, подобраны видео картотека потешек, песен и танцев, основанная на фольклорном материале и народные музыкальные инструменты и предметы быта (платки, ленты, ведерки). | |
Музыкальная деятельность: | |
Слушание музыки организуется с применением наглядно-слухового (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительного (использование картин, рисунков, видеозаписей) методы. | |
Подобрана фонотека классической музыки в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, фонотека разбита на части, каждая часть соответствует своему возрасту, музыкальные картотеки, дидактические игр на музыкальное восприятие. Создала шумовые музыкальные инструменты: баночки с разными наполнителями, звоночки. | Пополнила коллекцию аудиовизуальными пособиями: компакт-диски, фонограммы; дополнила иллюстрациями к музыкальным произведениям; подобрала картинки с творческими заданиями, которые побуждают детей придумывать мелодии разного характера, способствуют развитию элементарных навыков импровизации в пении. |
Важным направлением в коррекционной работе является пение. | |
Пополнила среду мнемодорожками и мнемотаблицами для разучивания песен и танцев, подобрала распевки и упражнения в певческой деятельности, песенный репертуар в соответствии с возрастными особенностями. | Подобрала атрибуты, карточки для музыкальных заданий, детские музыкальные инструменты. |
Коммуникативная деятельность: | |
Одной из задач музыкальной деятельности является формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности. | |
Подобрала коммуникативные музыкальные игры и танцы. Предусмотрено наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них. | Создана картотека народных хороводных игр (помогают преодолеть барьер в общении); картотеку народных круговых танцев, игр приветствий; Подобрала музыкально-диалогические игры. |
Двигательная деятельность: | |
Двигательная активность, развивает у детей с ТНР адекватно реагировать на музыку, умению эмоционально передавать в движение настроение, развитие сюжетной линии, заложенное в музыке. | |
Подобрала сюжетные и бессюжетные подвижные игры большой, средней и малой подвижности. Изготовила и внесла пособие «Музыкальный кубик» на ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений. Подобрала музыкальными играми и творческими заданиями «Сапожки», «Карусель», «Ножницы». | Внесла спортивные гимнастические ленты на палочках, ленты узкие для движения, шарфы из органзы, платки-метели из органзы, платочки разных размеров, флажки. Подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т. д. |
Игровая деятельность: | |
Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. | |
Подобрала сюжетные, несюжетные музыкальные игры, игры-инсценировки, хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением; игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти; игры на развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве; ритмо-пластичские игры на основе певческих импровизаций | |
Познавательно-исследовательская деятельность: | |
Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете. | |
Подобран музыкальный материал по формированию представлений о сезонных изменениях, животных; подобрала демонстрационный материал для экспериментов со звуками: колокольчик – большой, средний, маленький; бубен, барабан, сосулька. Внесла музыкально-дидактические игры, созданные своими руками: «Узнай и спой песенку», «Кто в домике живет», «Угадай на чем играю». | Подобрала картотеку опытов и экспериментов со звуком для детей всех возрастных групп детского сада, например: «Что звучит?», «Какой инструмент звучит?», «Откуда берется голос?» и мн.др. Добавила атрибуты различные по цвету: на три цвета, на два цвета и по цветам радуги (ленты, платочки, бабочки, цветы), атрибуты различные по размеру (ленты, кубики, колокольчики, бубны, маракасы). |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность. | |
Создала и ввела в использование правила пользования детскими музыкальными инструментами: бубны, ложки, металлофоны. Внесены картотеки музыкальных игр; дополнен центр музыкально-театрализованных игр костюмами; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )
Данная методическая разработка может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушен...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) 5-6 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Адаптированная основная оьразовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) от 6 до 7 лет...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...