Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) в создании развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном зале
статья

Отражение в среде указано за два года педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учет образования детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) в создании развивающей

предметно-пространственной среды в музыкальном зале

При создании развивающего пространства в музыкальном зале, где осуществляется образовательная деятельность обеспечена доступная среда. Все пространство музыкального зала доступно детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).

Игры и упражнения с детьми с ОВЗ основываются на возрастных особенностях и с учетом особых образовательных потребностей.

Отражение в среде

2022-2023 уч. г.

2023 - 2024 уч. г.

Речевая деятельность:

У детей с ТНР наблюдаются нарушения общей, мелкой и артикуляционной моторики. Плохо развито дыхание: вдох и выдох очень слабые, распределение выдыхаемого воздуха неравномерное, не умеют им управлять.

Внесены: картотека упражнений на развитие речевого и певческого дыхания; пальчиковые, речевые, ритмические игры; массаж и самомассаж, предметы для упражнений на дыхание (бабочки, снежинки, язычки-дуделки).

Создана и внесена картотека упражнений, активизирующих внимание, картотека упражнений на тренировку основных видов движений, ориентацию в пространстве, координации движений и регуляцию мышечного тонуса, упражнений, воспитывающих чувство музыкального ритма.

Так как у детей с нарушением речи нарушено фонематическое восприятие, смысл многих фраз и выражений дети не понимают.

Подобрала под песенный материал соответствующие картинки, по которым проводится словарная работа.

Создана картотека артикуляционной гимнастики, вокальные распевки, артикуляционные и нотные упражнений;

Восприятие художественной литературы и фольклора:

Фольклор является уникальным средством в развитии детей с ТНР:

Пополняется фонотека: потешки, заклички, приговорки, считалки; разнообразие народных игр, периодическая их сменяемость по праздничным мероприятиям, по временам года, подобраны видео картотека потешек, песен и танцев, основанная на фольклорном материале и народные музыкальные инструменты и предметы быта (платки, ленты, ведерки).

Музыкальная деятельность:

Слушание музыки организуется с применением наглядно-слухового (живое исполнение музыки или ее звучание в записи) и наглядно-зрительного (использование картин, рисунков, видеозаписей) методы.

Подобрана фонотека классической музыки в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, фонотека разбита на части, каждая часть соответствует своему возрасту, музыкальные картотеки, дидактические игр на музыкальное восприятие. Создала шумовые музыкальные инструменты: баночки с разными наполнителями, звоночки.

Пополнила коллекцию аудиовизуальными пособиями: компакт-диски, фонограммы; дополнила иллюстрациями к музыкальным произведениям; подобрала картинки с творческими заданиями, которые побуждают детей придумывать мелодии разного характера, способствуют развитию элементарных навыков импровизации в пении.

Важным направлением в коррекционной работе является пение.

Пополнила среду мнемодорожками и мнемотаблицами для разучивания песен и танцев, подобрала распевки и упражнения в певческой деятельности, песенный репертуар в соответствии с возрастными особенностями.

Подобрала атрибуты, карточки для музыкальных заданий, детские музыкальные инструменты.

Коммуникативная деятельность:

Одной из задач музыкальной деятельности является формирование коммуникативных навыков посредством основных видов музыкальной деятельности.

Подобрала коммуникативные музыкальные игры и танцы.

Предусмотрено наличие одинаковых материалов, чтобы дети могли подражать друг другу в действиях с материалами и пособиями и не ссорились из-за них.

Создана картотека народных хороводных игр (помогают преодолеть барьер в общении);  картотеку народных круговых танцев, игр приветствий; Подобрала музыкально-диалогические игры.

Двигательная деятельность:

Двигательная активность, развивает у детей с ТНР адекватно реагировать на музыку, умению эмоционально передавать в движение настроение, развитие сюжетной линии, заложенное в музыке.

Подобрала сюжетные и бессюжетные подвижные игры большой, средней и малой подвижности. Изготовила и внесла пособие «Музыкальный кубик» на ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений. Подобрала музыкальными играми и творческими заданиями «Сапожки», «Карусель», «Ножницы».

Внесла спортивные гимнастические ленты на палочках, ленты узкие для движения, шарфы из органзы, платки-метели из органзы, платочки разных размеров, флажки. Подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т. д.

Игровая деятельность:

Игра всегда была и остается ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Музыкальные игры помогают детям знакомиться с творческими возможностями мира, развивают у них чувство ритма, координацию слуха и голоса, музыкальную память, при помощи музыкальной игры дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи: ритм, тембр, динамику, темп, лад, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития.

Подобрала сюжетные, несюжетные музыкальные игры, игры-инсценировки, хороводы, инсценирование песен, народные игры с пением; игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, восприятия музыки, музыкальной памяти; игры на развитие чувства ритма, ориентировки в пространстве; ритмо-пластичские игры на основе певческих импровизаций

Познавательно-исследовательская деятельность:

Для развития познавательной активности ребенка с ОВЗ, исследовательская деятельность является весьма эффективным способом. Она позволяет ребенку воспринимать информацию в совершенно ином свете.

Подобран музыкальный материал по формированию представлений о сезонных изменениях, животных; подобрала демонстрационный материал для экспериментов со звуками: колокольчик – большой, средний, маленький; бубен, барабан, сосулька. Внесла музыкально-дидактические игры, созданные своими руками: «Узнай и спой песенку», «Кто в домике живет», «Угадай на чем играю».

Подобрала картотеку опытов и экспериментов со звуком для детей всех возрастных групп детского сада, например: «Что звучит?», «Какой инструмент звучит?», «Откуда берется голос?» и мн.др. Добавила атрибуты различные по цвету: на три цвета, на два цвета и по цветам радуги (ленты, платочки, бабочки, цветы), атрибуты различные по размеру (ленты, кубики, колокольчики, бубны, маракасы).

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Для того чтобы самостоятельная музыкальная деятельность детей была активной, важно, уделять огромное внимание воспитанию инициативы, самостоятельности детей на музыкальных занятиях. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, переносятся в самостоятельную деятельность.

Создала и ввела в использование правила пользования детскими музыкальными инструментами: бубны, ложки, металлофоны. Внесены картотеки музыкальных игр; дополнен центр музыкально-театрализованных игр костюмами;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )

Данная методическая разработка  может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с  ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушен...

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.

Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...