Авторская игра "ЛИФТ", ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития) )
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Данная методическая разработка может использоваться в коррекционно – развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, далее по тексту – ОВЗ, (тяжелым нарушением речи, задержкой психического развития) старшего дошкольного возраста (5-7 лет) педагогами и психологами ДОУ компенсирующего вида.
Использование в коррекционно - развивающей работе игры "ЛИФТ" позволяет в процессе совместной деятельности с детьми решать целый комплекс задач: развивать элементарные математические представления детей, представления об окружающем мире, о безопасном поведении, развивать социально – коммуникативные навыки детей.
В данной методической разработке используются современные технологии работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская игра "ЛИФТ" | 465.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
педагога – психолога ГБДОУ № 46 Калининского района Санкт – Петербурга Подгорновой Татьяны Анатольевны
Игра «ЛИФТ»
Образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Формы организации игры: в подгруппе - с парой детей
Виды организации игровой деятельности: совместная деятельность .
Предметно-пространственная развивающая среда (игровой материал и оборудование):
мяч, квадратные жетоны 4-х цветов на подносе, карточки «семья в лифте»
(рис. 2), «растерянный человек» (рис. 3), «кнопки лифта» (рис. 4), набор карточек с числами от 1 до 10 и соответствующим количеством заклепок для лифта (рис. 5) в закрытой коробке; карточки для закрепления новых знаний «бабушка выходит из лифта» с номерами этажей от 1 до 10 (рис. 6); карточка с вопросами и инструкциями, используемыми в ходе игры.
Цель: развитие представлений о визуальном образе чисел от 1 до 10 на основе соотнесения образа числа и количества.
Образовательные задачи: закрепление навыка присчитывания предметов, запоминание детьми чисел от 1 до 10.
Развивающие задачи: развитие зрительного и слухового внимания, памяти; умения действовать по речевой инструкции с помощью взрослого и самостоятельно; расширение кругозора.
Воспитательные задачи: развитие навыков общения и взаимодействия с взрослым и сверстником на основе познавательной деятельности.
Описание.
Этапы игры:
1.Мотивационный этап с использованием методики «толстых» и «тонких» вопросов
1. Вопрос – ответы с мячом (в быстром темпе, с наводящими вопросами, если нужно):
-- Для чего человеку знать числа? (вопрос задается детям поочередно несколько раз).
Обобщение: Дети (с помощью психолога при необходимости) проговаривают необходимость знания чисел для поездки в лифте.
Психолог и дети рассматривают картинку «семья в лифте» (рис. 2) и обсуждают, как пользоваться лифтом.
2. Вопросы с жетонами на подносе.
Перед каждым ребенком и перед собой психолог кладет квадрат определенного цвета – «давайте запомним свои цвета» - психолог и дети называют свои цвета и кладут жетоны обратно на поднос.
- Что будет, если человеку - карточка «растерянный человек» (рис. 3) - нужно воспользоваться лифтом, а он не знает чисел? Давайте придумаем как можно больше ответов. Отвечая, будем класть жетон своего цвета в коробку.
Принимаются все версии. По окончании психолог и дети по очереди вслух считают свои жетоны и называют количество.
Обобщение: Вот сколько всего может случиться с человеком, не знающим чисел!
Рис. 2. Карточка «Семья в лифте» (формат А5) | Рис. 3. Карточка «Растерянный человек» (формат А5) |
3. Заключительный вопрос.
- Что вы будете делать, чтобы с вами не произошло то же самое, что было с нашим человеком?
- Будем запоминать (учить) числа.
2. Основной этап игры.
Актуализация имеющихся у детей знаний.
Психолог с детьми рассматривает карточку «кнопки лифта» (рис. 4)
- Дети, вы уже догадались, что это?
- Это кнопки лифта, а на них написаны числа.
- Что означает каждое число? Что оно показывает?
- На какое число нажмешь, на тот этаж и поедешь.
Инструкция: Найдите, покажите и назовите знакомые вам числа на кнопках лифта. Выполняйте задание по очереди, называйте по одному числу.
Получение новых знаний.
Психолог кладет перед детьми закрытую коробку с карточками.
Исследовательская деятельность.
- Для продолжения игры нам понадобится эта коробка. Определите пустая она или в ней что-то лежит? Но открывать ее нельзя.
Дети берут коробку по очереди, рассматривают, встряхивают, догадываются, что в коробке что-то лежит и говорят об этом.
- А как вы думаете там лежит один предмет или много?
Дети по очереди встряхивают коробку, слушают звуки, догадываются, что в коробке лежит много предметов и говорят об этом.
- Из чего сделана коробка?
- Коробка сделана из картона.
- А как вы думаете из чего сделаны предметы, которые в ней лежат?
Дети по очереди встряхивают коробку, слушают звуки, предлагают свои версии – называют материалы, могут догадаться, что внутри коробки лежат предметы из картона.
- Открывайте коробку, давайте посмотрим,что в ней лежит.
Дети открывают коробку.
- В коробке лежат картинки с числами и винтики (рис. 5).
- Дети, это заклепки для лифтов, с их помощью изготавливают на заводах лифты.
- Дети, скажите, как определить, какое число написано на карточке, если не помнишь его названия?
- Нужно сосчитать заклепки или вспомнить.
Психолог предлагает детям продолжить игру.
Инструкция: Не глядя достаньте одну карточку из коробки и определите какое число на ней нарисовано. Покажите кнопку лифта с таким же числом и положите рядом с ней свою карточку, назовите число на кнопке.
Дети по очереди выполняют инструкцию.
- Дети, сколько карточек вы разложили рядом с кнопками дифта? (дети считают).
- Мы положили 10 карточек.
- Сегодня мы будем подниматься на этажи с 1 по 10. Скажите, дети, а можно входить в лифт без взрослых?
- Без взрослых в лифт входить нельзя.
- На какой этаж мы поедем в гости?
- На 4 этаж. (дети поочередно выбирают этаж)
- На какую кнопку нужно нажать? (ребенок «нажимают нужную кнопку»).
- Едем. Остановились. На какой этаж приехали? (ребенок называют число, которое было на кнопке).
Рис.4. Карточка «Кнопки лифта». (формат А4) | Рис 5. Карточки с числами от 1 до 10 и заклепками для лифта. (формат 5 см на 2 см) |
Закрепление полученных знаний.
- Мы с вами ездили в гости на разные этажи дома. А кто ездит в гости на лифте на этих картинках (рис. 6)?
- На лифте ездит бабушка.
Детям по очереди предъявляются карточки для закрепления полученных знаний.
Инструкция: Определи, на каком этаже бабушка вышла из лифта? (Акцент делается на числа, которые дети не называли на этапе актуализации имеющихся у них знаний). Если не можешь вспомнить, найди такое же число среди карточек с заклепками и назови его или попроси товарища назвать это число и повтори его название.
Рис 6. Карточки «бабушка выходит из лифта» с номерами этажей от 1 до 10.
3. Рефлексивный этап игры с использованием методики «толстых» и «тонких» вопросов.
- Какие числа вы запомнили сегодня?
- Что вам понравилось делать сегодня?
- Что нового вы узнали?
- Что вы научились сегодня делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) 5-6 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Адаптированная основная оьразовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) от 6 до 7 лет...
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ).
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ) ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет ...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Рабочая программа(старшая группа)...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Рабочая программа (подготовительная группа)...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 5 до 6.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) групп компенсирующей направленности от 6 до 7.
Рабочая программа музыкального руководителя по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи) гру...