Отчёт по самообразованию «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста»
рабочие листы

Отчёт по самообразованию «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» воспитателя за 2020-2021 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_ta.docx40.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ “ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

“РОДНИЧОК” КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема: «Формирование основ безопасности

у детей старшего дошкольного возраста»

Отчёт по самообразованию

Суриной Т.А.

Воспитателя  группы №9

за 2020-2021 учебный год

2020-2021 учебный год

Отчёт по самообразованию

Воспитателя Суриной Т.А.

по теме: «Формирование основ безопасности

у детей старшего дошкольного возраста»

за 2020-2021 учебный год

В старшей группе №9 я продолжила работу по самообразованию по теме «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста».  В дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, на природе, транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно.

Поэтому возникла необходимость сформировать у ребенка - дошкольника понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.

Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в быту, социуме, природе – составная часть общей воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия».

Дошкольникам необходимо представить следующее:

  • Опасность – от чего ждать беды, что грозит самому, окружающим, природе;

  • Причина – отчего случилась беда, что способствовало реализации опасности;

  • Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.

При моделировании работы с детьми внутри каждой темы, я самостоятельно определяю содержание, форму и последовательность изложения материала, место данной работы в образовательном процессе с учетом условий дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей, собственных возможностей и способностей. При этом использую следующие формы работы: непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, экскурсии, беседы, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, оформление предметно-пространственной среды, информационно компьютерные технологии. Совместно с руководителем физического развития проводим: физкультурные развлечения, праздники, в ходе которых закрепляются знания детей по основам безопасности детей дошкольного возраста.

При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности:

  • Ознакомительная информация в виде бесед, рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.

  • Углубленное изучение материала.

  • Обобщение знаний, умений, навыков.

Для реализации задач по формированию у старших дошкольников осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям наиболее эффективными являются следующие формы работы с детьми:

  • образовательные ситуации; «Один дома. В дверь стучат»«Электроприборы и электричество»«Чтоб не ссориться с огнем»«Спички детям не игрушка»«Правила поведения с незнакомыми людьми»«Правила обращения с животными»«Внешность может быть обманчива»«Опасности вокруг нас»«В гости к светофорику»«В стране дорожных знаков»«Землетрясение»«Осторожно – ядовитые растения»;

  • беседы, основанные на опыте детей«Злой и добрый огонь»«Безопасный город»«Мои помощники на дорогах»«Моя безопасность в моих руках»«Работа сотрудника ГИБДД»«Что будет, если…поджечь траву, развести костер в лесу?»«Игры во дворе и дома»;

  • беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам из серии «Дорожная безопасность»«Пожарная безопасность»«Электроприборы»;

  • развлечения, досуги: «Мы юные пожарные»«Путешествие в страну дорожных знаков»;

  • игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);

  • наблюдения;

  • эксперименты и опыты;

  • игровые тренинги; «Дым в группе. Как поступить»«Вызов службы 01»«Если в доме что- то загорелось, что делать?»«Разговор с диспетчером пожарной части»;

  • моделирование заданных ситуаций.

Список художественной литературы:

О правилах дорожного движения:

  1. Н. Носов «Автомобиль»«Дорожная сказка»«Подарок от зебры»

  2. О. Камакин «Сказка про убежавшие велосипеды»«Путешествие друзей»«Сказка про грузовик»«Сказка о правилах дорожного движения»

  3. С. Михалков «Дядя Степа – милиционер»«Скверная история»

  4. А. Северный «Светофор»

  5. О правилах пожарной безопасности:

  6. Л. Толстой «Пожарные собаки»

  7. Б. Житков «Пожар»«Дым»«Пожар в море»

  8. Ю. Яковлев «О чем поет огонь»

  9. Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»

  10. О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра»«Семь небесных коней»

  11. Б. Ильин «Солнечный факел»

О правилах поведения на природе:

  1. Е. Крутовская «Таежное сердце»

  2. Л. Толстой «Два товарища»

  3. К. Ушинский «Умей обождать»

  4. С. Михалков «Лесной переполох»

  5. В. Благинина «Огонек»

Выделила следующие направления работы по реализации данной задачи: правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми, знакомство с правилами дорожного движения. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами.

Работу с детьми я построила по основным направлениям, которые включают следующие разделы:

  • Ребенок и пожарная безопасность

  • Ребенок и дорожная безопасность

  • Ребенок и природа

Изготовлены дидактические игры по пожарной безопасности

   

С целью изучения образовательных потребностей родителей было проведено анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, на дороге, и других ситуациях «Ребенок и опасные ситуации»«Безопасность ребенка глазами родителей». По результатам анкетирования были предложены консультации.

Оформлены папки передвижки по ПДД и пожарной безопасности.

В результате проделанной работы мною была проведена  диагностика знаний детей,  которая показала следующие результаты.

Начало учебного года (сентябрь) :

  • Высокий уровень – 18,2%

  • Средний уровень – 54,5%

  • Низкий уровень – 27,3%

Конец учебного года (май):

  • Высокий уровень – 54,5%

  • Средний уровень – 45,5%

  • Низкий уровень –  отсутствует

Таким образом, уровень знаний за детей за год стал выше.

Свою работу по самообразованию по этой теме планирую продолжить в следующем году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Содержание1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Экспериментальная работа по основам безопас...

Самообразование на тему «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством современных технологий»

Воспитать творческую, самодостаточную личность может только творческий и талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития. Если задаться вопросом о том, как педагог может постр...

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)

Памятка «Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста» (на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»)...

«Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста через квиз-технологии» отчет по теме самообразования

laquo;Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста                           через квиз-технологии»...

Отчёт по самообразованию «Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Отчёт  по самообразованию  «Формирование лексико-грамматических категорий детей старшего дошкольного возраста с ОНР»...