Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме

 

Содержание

1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение)

 

2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

 

3.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности

 

4. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

 

5. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности

 

6.Заключение

 

7.Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskoe_planirovanie_raboty.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование работы

 «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Автор-составитель:

Воспитатель детского  сада №1488 Липейко Е. А.


Содержание

1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение)

2. Экспериментальная работа по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

3.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности

4. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

5. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности

6.Заключение

7.Список литературы


1.Введение

Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.

Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность.

Работая в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

ТЕМА :

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

ЦЕЛЬ:

Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ :

1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу.

2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности.

3.Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.

4.Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:

-изучение и анализ психолого-педагогической литературы

-индивидуальные беседы с детьми

-чтение художественной литературы с последующим разбором

-педагогические ситуации

-ситуативные задачи

-анкетирование родителей

-беседы с детьми

-педагогический эксперимент.

.


  В  своей практической  работе я взяла за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать  правилам поведения в экстремальных ситуациях

Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений:

  1. Ребенок и другие люди.
  2. Ребенок и природа.
  3. Ребенок дома.
  4. Здоровье ребенка.
  5. Эмоциональное благополучие ребенка.
  6. Ребенок на улицах города.

 


2. Экспериментальная работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста

Работа провадилась с детьми старшего возраста.

. В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика.

  1. Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

На этапе ставились следующие задачи: -знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живем в детском саду.

-дать понятия кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают.

Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная среда. Я создала в группе комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и эмоционального благополучия детей.

Пространственно - предметное окружение, построенное на принципе истинной красоты. Создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные».,

Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.

Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

Деятельность как условие по ознакомлению детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств. Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.

Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Наблюдение. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Учебная деятельность. Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?».

«К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.


Сотрудничество с родителями

В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов:

  1. В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита?
  2. Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач?
  3. Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами?
  4. Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества (бензин, керосин и т.п.)?
  5. Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками?
  6. Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем?
  7. Что знает ваш ребенок об электричестве?

Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки-передвижки, консультации-практикумы.

Темы:

«Не оставляйте детей без присмотра».

«Что нужно делать при пожаре».

«Как знакомить детей с основами безопасности».

«Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с).

«Как устанавливать елку».

«Не допускайте шалостей с огнем».

«Как вести себя во время пожара».

«Ребенок и огонь: обеспечить безопасность».

«Отчего происходит пожар».

«Предметы, требующие осторожного обращения».

«Использование и хранение опасных предметов».

«Личная безопасность».

«Обращение с электрическими приборами».

«Правила поведения при пожаре».

.

Было проведено открытое занятие на тему: “Опасные предметы”.  

Провела ряд игр: дети делятся на 2 команды (огонек, уголек.)

  1. На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны.
  2. каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне.
  3. Какая команда отгадает больше загадок.
  4. Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес.

В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом. Безопасное поведение, ч.1,2».

Сюжетно-ролевые игры: «Мы пожарные», «Служба спасения». Постановка спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации:

  • Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать?
  • На сковороде загорелось масло, твои действия?
  • На тебе загорелась одежда, как поступить?
  • В детском саду возник пожар, твои действия?

Давала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме.

Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности  добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

 На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно. По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности .

Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома»,  пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.


Заключение

Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена экспериментальная работа с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их   формирование .    По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме.


Используемая литература

1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.

2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.

3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

4.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.

5.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.

6.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.

7.Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004.

8.Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.

9.Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.

10.Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2.

11.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.

12.Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996.

13.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.

14.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Безопасность жизни и деятельности - насущная потребность человека. Сохранение здоровья детей и подростков, будущих матерей и отцов, обеспечение достойных условий жизнедеятельности является общегосудар...

Система психолого-педагогических условий формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста.

На современном этапе образование по безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения является социальным заказом общества системе дошкольного образования. Столь раннее приобщение детей к проблем...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста...

Доклад «Теория формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

В докладе освещаются основные аспекты основ безопасности жизнедеятеьности в детском саду в соответствии с ФГОС ДО....

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»

Обеспечение безопасности ребенка – это задача в такой же степени злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот ...

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. "Безопасность: учебное пособие по основам жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста"...

Научная статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "

Аннотация: в статье отражены результаты эмпирического исследования использования игровых ситуаций в формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей  старшего дошкольного возраста. Автор...