Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
методическая разработка

Рубанова Екатерина Михайловна

Наряду с традиционными методами логопедической работы я  предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование палочек Кюизинера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Наряду с традиционными методами логопедической работы я  предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.

В процессе работы мною были использованы варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:

- обогащение словаря;

- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;

- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;

- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;

      Для решения данных задач я использую  нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями.   Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).

        Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:

  - повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;

  - продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка -  слог СА,                                                                             синяя – слог СЫ) для автоматизации и дифференциации звуков.

   - выкладывание схем слов, предложений;

   - отстукивание и выкладывание различных ритмов;

   - конструирование букв по образцу.

       Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).

        Таким образом,  внедрение  в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:

- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;

- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;

- развитию свойств внимания и мыслительных операций.

               Варианты упражнений с палочками Кюизенера.

            1) Игровое упражнение «Посчитай».

      Цель: согласование количественных числительных и существительных.

      Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.

     Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»

     2) Игровое упражнение «Повтори за мной»

     Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.

     Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.

     Инструкция:  «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».

          СА    -   СА    -    САНИ  

     

       СА    -    СА    -    СА     -    САПОГИ

    3)  Игровое упражнение «Посчитай слоги»

     Цель: учить определять количество слогов в слове.

     Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я  назвала».

     4) Игровое упражнение «Найди букву»

     Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.

     Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»

 

«Где спрятался звук»

Цель: Развитие умения определять расположение звука © в словах.

Тебе понадобится: 2 желтые палочки и одна красная. С помощью красной палочки определи расположение звука (ш) в словах. Например: слово шапка, ребенок выкладывает: красная палочка, желтая, желтая палочки.

«Слоговые вагончики»

Цель: Умение делить слова на слоги, обозначая количество слогов определенной палочкой.

Описание игры: ребенок проговаривает слово, определяет количество слогов, например: в слове душ один слог, выложим белую палочку (белая палочка — цифра один).

Практический опыт показывает, что использование игр с цветными  палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе. Использование палочек Х.Кюизенера поможет  дошкольникам с нарушением речи  доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, делать выводы из полученной информации, понимать необходимость информации для своей деятельности, выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать своё мнение, уметь соотносить свои желания с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах, уважительно относиться к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мастер-класс «Использование палочек Джорджа Кюизенера в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста »

Слайд 3

Составление предложений

Слайд 4

Дифференциация изолированных звуков [ с ] - [ ш ]

Слайд 5

Дифференциация звуков в слогах

Слайд 6

Подготовка к обучению грамоте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи.  Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...

Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....

Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"

Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...

мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...