Использование палочек Кюизенера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи
методическая разработка
Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование палочек Кюизинера в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»
Наряду с традиционными методами логопедической работы я предпринимаю активные шаги по внедрению новых образовательных технологий в коррекционный учебный процесс для повышения его эффективности. Использование инновационных технологий повышает интерес с занятиям и способствует лучшему усвоению материала на логопедических занятиях.
В процессе работы мною были использованы варианты логопедических игр и заданий с применением метода наглядного моделирования. Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду решать следующие задачи:
- обогащение словаря;
- формирование и совершенствование умений детей использовать в речи различные конструкции предложений;
- формирование навыков слогового и звукового анализа и синтеза слов;
- проведение коррекции нарушенного звукопроизношения;
Для решения данных задач я использую нетрадиционное для логопедии дидактическое средство - палочки Кюизенера, которое чаще применяется в работе дефектологами, психологами и воспитателями. Такие свойства палочек Кюизенера, как различная длина, цвет и объёмность позволяют детям быстрее усвоить абстрактные понятия (звук, слог, слово, предложение) в наглядном виде. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (Т.В. Егорова, 1973; А.Н. Леонтьев, 1981).
Палочки Кюизенера можно вариативно использовать в различных видах логокоррекционной работы, например:
- повторение заданного слога столько раз, сколько палочек выложил логопед;
- продолжение чередования палочек в ряду (белая палочка - слог СА, синяя – слог СЫ) для автоматизации и дифференциации звуков.
- выкладывание схем слов, предложений;
- отстукивание и выкладывание различных ритмов;
- конструирование букв по образцу.
Сопутствующей задачей является развитие высших психических функций (внимания, памяти, восприятия и мыслительных операций).
Таким образом, внедрение в логопедическую работу игр с палочками Кюизенера способствует:
- развитию регулирующей, обобщающей и планирующей функций речи;
- формированию некоторых умений и навыков из раздела «Обучение грамоте»;
- развитию свойств внимания и мыслительных операций.
Варианты упражнений с палочками Кюизенера.
1) Игровое упражнение «Посчитай».
Цель: согласование количественных числительных и существительных.
Описание игры: логопед берёт одну жёлтую палочку, а перед ребёнком кладёт 3 жёлтые палочки.
Инструкция: «У меня один жёлтый лимон, а сколько у тебя?»
2) Игровое упражнение «Повтори за мной»
Цель: автоматизация звуков в слогах и словах, развитие чувства ритма, отработка слоговых структур различных типов.
Описание игры: логопед выкладывает перед ребёнком столько коротких палочек, сколько слогов в слове, и одну длинную палочку, обозначающую само слово.
Инструкция: «Повторяя за мной слоги и слова, нажимая на каждую из палочек».
СА - СА - САНИ
СА - СА - СА - САПОГИ
3) Игровое упражнение «Посчитай слоги»
Цель: учить определять количество слогов в слове.
Инструкция: «Выложи столько палочек, сколько слогов в слове, которое я назвала».
4) Игровое упражнение «Найди букву»
Цель: развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, развитие пространственных представлений.
Инструкция: «Найди букву (П, К, Т, Х) и выложи её из палочек на квадрате»
«Где спрятался звук»
Цель: Развитие умения определять расположение звука © в словах.
Тебе понадобится: 2 желтые палочки и одна красная. С помощью красной палочки определи расположение звука (ш) в словах. Например: слово шапка, ребенок выкладывает: красная палочка, желтая, желтая палочки.
«Слоговые вагончики»
Цель: Умение делить слова на слоги, обозначая количество слогов определенной палочкой.
Описание игры: ребенок проговаривает слово, определяет количество слогов, например: в слове душ один слог, выложим белую палочку (белая палочка — цифра один).
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе. Использование палочек Х.Кюизенера поможет дошкольникам с нарушением речи доводить начатое дело до конца и добиваться результатов, делать выводы из полученной информации, понимать необходимость информации для своей деятельности, выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать своё мнение, уметь соотносить свои желания с интересами других людей, принимать участие в коллективных делах, уважительно относиться к окружающим людям, не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мастер-класс «Использование палочек Джорджа Кюизенера в работе учителя-логопеда и музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста »
Составление предложений
Дифференциация изолированных звуков [ с ] - [ ш ]
Дифференциация звуков в слогах
Подготовка к обучению грамоте
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-361544-1387302430.jpg)
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-716264-1454617438.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Здоровьесбережение в ДОУ...
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Камешки марблс используются в различных блоках коррекции у дошкольников с ТНР:Артикуляционная гимнастика (на индивидуальных занятиях и с группой детей);Дыхательная гимнастика;Автоматиза...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-812378-1510224946.jpg)
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Основная задача учителя-логопеда – воспитание у детей правильной, чёткой, выразительной, связной речи. Специалист постоянно находится в поисках новых идей, технологий, приемов. Старае...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/13/picture-1429011-1668360234.jpg)
Использование камешков Марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Теоретические аспекты и варианты практического применения камешков Марблс на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с ТНР....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/28/picture-1158506-1698508068.jpg)
Методическая разработка "Использование камешков марблс в коррекционной работе учителя-логопеда у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка• Упражнять в ориентировке на плоскости листа• Упражнять в согласовании прилагательных и числитель...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/07/picture-1401011-1715066646.png)
мастер - класс для воспитателей «Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе учителя – логопеда с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»
Одной из актуальных проблем современного образования остаётся проблема повышения эффективности коррекционно - образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возм...