статья «Трансформация технологии наставничества модели «учитель-учитель» в работе стажировочной площадки»
статья

Петрова Татьяна Андреевна

В статье описана  форма трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику - стажировочная площадка - как  путь  эффективной и адресной методической поддержки педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_nastavnichestvu.docx51.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Диалог поколений»

Тема «Трансформация технологии наставничества модели «учитель-учитель» в работе стажировочной площадки»

Автор:

Петрова Татьяна Андреевна-

музыкальный руководитель МБДОУ «Подснежник»,

 высшая квалификационная категория, стаж работы-35 лет,

«Почетный работник общего образования РФ»,

 педагог-наставник стажировочных площадок.

Традиционно наставничество или наставничество «один на один»понимается как сопровождение молодого специалиста более опытным работником (мастером, профессионалом): помощь опытного специалиста в овладении молодым работником азами профессии. При таком подходе наставник назначается администрацией и работает индивидуально со своим подопечным в течение определенного времени, обучая его азам профессии. Это означает, что у молодого специалиста нет возможности самому выбирать наставника, влиять на содержание и способы наставнической деятельности. При этом наставников не учат, как взаимодействовать с подопечным, как выстраивать с ним профессионально-образовательные отношения. Все это приводит к неэффективному наставничеству (имитации или формализации наставничества, коммуникативным барьерам, преобладанию авторитаризма, формированию исполнительской позиции в ущерб самостоятельности и инициативности специалиста). Часто традиционная практика наставничества не формирует субъектную позицию cпециалиста в своем развитии и «не закрепляет» его в профессии.

Современное наставничество - эффективная технология развития педагога, выстраивания индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий, формирования новых компетенций и совершенствования тех, что есть. Сейчас в образовании актуальны современные модели наставничества в контексте воспитания и развития. Суть современного наставничества: от прямой передачи опыта к сопровождению личного выбора и маршрута

Многолетний опыт наставничества  в работе МБДОУ «Подснежник» показал, что для реализации наставничества как деятельностного сопровождения процесса не адаптации к профессии, а освоения профессии необходима соорганизация разных моделей совместной деятельности наставника и «ученика» и реализация разных типов наставничества   (навигатор, тьютор, коуч, разработчик, исследователь). Ведь кроме моделей организации совместной деятельности в основание наставничества мы кладем идею открытого профессионализма (термин С. И. Поздеевой)[1]: специалиста не столько «подгоняют» под какую-то норму (образец) с заданным набором профессиональных умений и качеств, сколько дают ему возможность влиять на процессс воего профессионального развития, реально участвуя не только в образовательном процессе, но и в инновационной и общественной деятельности. Благодаря этому педагог не приближается к какой-то профессиональной норме в виде количественного списка умений и компетенций (по принципу «чем больше – тем лучше»), а постепенно приобретает те особые профессионально-личностные качества, которые не только значимы именно в данной профессии, но и отражают его индивидуальные стремления (по выражению В. И. Ильина, его «индивидуальную жизненную колею»), например, быть более открытым, коммуникабельным, не бояться рисковать, научиться проектированию и т. п. Актуальность использования инновационных форм наставничества связана с необходимостью взращивать в педагогическом сообществе не только хорошего специалиста в своей области, но и педагога, который обладает метапрофессиональными компетенциями. Наставник, на наш взгляд, помогает в освоении таких умений и компетенций как основы успешности в любой профессии.

 «В условиях реализации ФГОС ДО важной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику являются стажировочные площадки - еще один путь поиска эффективной и адресной методической поддержки педагогов»[2]

Стажер – это педагог, имеющий практические знания в области дошкольного образования, работающий с детьми дошкольного возраста и желающий улучшить и обновить не только теоретические знания, но и  обогатиться передовым опытом коллег, получить ответы на волнующие его вопросы, усовершенствовать свои методы и приемы работы, познакомиться с новыми разработками в системе дошкольной педагогики, психологии и методике.

В Республике Бурятия на протяжении многих лет используется положительный опыт работы стажировочных площадок, как одной из форм наставничества. Региональные стажировочные площадки создаются  на базе образовательных учреждений, имеющих опыт использования и распространения инновационных практик, материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок педагогов образовательных учреждений, реализующих единые задачи распространения передового опыта.

Таблица1 Формирование опыта наставничества  МБДОУ «Подснежник»

год

мероприятие

результат

2010-2013

Республиканская стажировочная площадка «Служба педагогической поддержки»

(далее РСП-1)

Форма наставничества- традиционная

Проведены стажировочные площадки на:

-региональном уровне (Кяхтинский и Мухоршибирский районы)

-на федеральном уровне (Иркутск и Иркутская область)

-на международном уровне (Республика Монголия)

Количество стажеров-25

Образовательные продукты:

-сборник учебно-методических материалов из опыта работы РСП «Только сообща, только вместе»

-электронный учебник для стажеров «Волшебный сундучок»(автор Петрова Т.А)

2015-2020

Обучение

педагогов- наставников

-повышение квалификации в ФГБНУ «Институт изучения детства. Семьи и воспитания Российской академии образования»(очно)

-участие в работе Летней школы Всероссийского конкурса им. Выготского (обучение под руководством тренеров международного класса, освоение «Технологии дизайн-мышления», защита проекта «Наставник +»и т.д)

-участие  в первой Международной практической онлайн-конференции «Университет детства: крутые практики», организованной Рыбаков Фондом и ИИТО ЮНЕСКО.

-участие в Международной практической онлайн-конференции «Педагог-эксперт: саморазвитие, опыт, инновации»

-участие в Международной практической онлайн-конференции «Профессиональное развитие педагога: актуальные направления и перспективы»

-участие в Международной практической онлайн-конференции «Организация дистанционного обучения: инструменты и технологии»

- участие в республиканских  научно-практических конференциях, семинарах по этнокультурному образованию

2017-2018г

Образовательный продукт

Создание программы приобщения дошкольников к историческим, духовным  и культурным ценностям семейских РБ «Родники» и УМК «Цветок в янтаре»(рекомендованных МОиН РБ к применению в ОУ РБ)

2018-2020

Республиканская базовая опорная стажировочная площадка по приобщению детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских Республики Бурятия».

(далее РСП-2)

Форма наставничества- современная, с использованием разных типов наставника и разных видов наставничества (см.таблицу3)

Проведены стажировочные площадки на:

-муниципальном уровне (Бичурский район)

-региональном уровне (Республика Бурятия)

Количество стажеров (общее) – 40(см. таблицу2)                                                                     Количество ДОУ-  18 (из них ДОУ Бичурского района -9 , ДОУ РБ - 9 )                                                                                                                        Количество педагогов -наставников– 6 (см. таблицу 2)                                                                      Количество детей дошкольников участвующих в работе площадок - 45                                                                        Количество родителей – 86                                                                     Количество проведенных мероприятий -  8

Образовательные продукты-

-образовательные ресурсы на сайте ДОУ,

-сборник методических разработок стажеров

-канал на youtube.com

Цель проекта- развитие новых форм наставничества для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего успешную реализацию программы приобщения дошкольников к истории и культуре семейских «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» и  содействующего их распространению в массовой практике региональным педагогическим сообществом.

Таблица 2 Характеристика участников модели наставничества «Учитель – учитель» РСП.

Портрет стажера

Задачи:

Молодой педагог, имеющий  малый  опыт работы  (от  0  до  5 лет),

испытывающий трудности  с организацией образовательной деятельности, с низкими образовательными результатами, низкой информированностью о образовательных возможностях, связанное с отсутствием регулярной качественной поддержки.

-способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности;

-  развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса;

-  ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности на основе собственного выбора, интересов, склонностей и возможностей, что позволит изменить роль  стажера от пассивного слушателя к активному участнику.

- прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности .

Педагог-практик с низким уровнем развития профессиональных компетенций и, как следствие, невозможностью реализовать свой профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов.

-повышение профессиональных компетенций педагогов по проектированию образовательных продуктов

- максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной, творческой и профессиональной самореализации.

-развитие способности к продуктивной коммуникации и позитивной социализации в условиях постоянного партнерского взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.

Педагог со стажем, имеющий богатый практический опыт, но ощущающий себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающий кризис профессионального роста из-за разнообразия инновационных

технологий обучения,

новых педагогических условий, диктуемых временем; необходимости быть в русле инновационных процессов; психологического дискомфорта и боязни кризиса профессиональной компетентности;

обилия новых терминов и трактовок

понятий, освоения нового терминологического поля.

-Формирование уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов за счет освоения современных образовательных технологий.

-формирование профессиональной рефлексии педагога, как инструмента его развития.

Педагог-практик, обладающий необходимыми компетенциями, стремящийся к партнерскому сотрудничеству с педагогами муниципалитета, региона.

-создание образовательных сообществ практики для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности

Педагог-предметник, нуждающийся в профессиональной поддержке в той или иной образовательной области

-обеспечение более успешного решения образовательных задач за счет расширения информационно-образовательного пространства, организации новых форм наставничества, позволяющих существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в определенной образовательной области.

Наставник

задачи

• педагог,  имеющий

профессиональные    успехи в реализации этнокультурного компонента по истории и культуре семецйских РБ

(победитель  различных

профессиональных  конкурсов,

автор  учебных  пособий  и

материалов,  ведущий  вебинаров  и

семинаров).

•  Педагог-  активный

участник  педагогического  и

общественного сообществ, реализующих концепцию этнокультурного образования семейских РБ

•  Педагог,  обладающий  лидерскими, организационными  и

коммуникативными  навыками,

хорошо развитой эмпатией.

- распространение авторских образовательных практик.

-выявление новых перспектив в сфере своей педагогической деятельности.

-стремление к самосовершенствованию (расширение арсенала навыков и умений, освоение современных технологий обучения, формирование индивидуального стиля творческой деятельности).

-развитие педагогической карьеры наставника, повышение педагогической квалификации.

 В работе РСП использовались разные модели взаимодействия с наставником и разные типы наставников. В качестве разных типов наставников могут выступать как разные люди, так и один человек может совмещать функции разных наставников.

Таблица3 Типы наставников и виды наставничества, используемые в работе РСП-2

тип

функции

наставник –консультант

Помогает с организацией образовательного

процесса и с решением конкретных психолого    –

педагогичексих  и коммуникативных проблем,

контролирует самостоятельную работу  стажера, консультирует в том, как преодолеть профессиональное затруднение, какими сведениями для этого воспользоваться

Наставник  -предметник

Помогает педагогам, работающим в определенной образовательной области( художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие и т.д)

наставник-коучер

демонстрирует новый прием, организует профессиональную пробу подопечным этого приема и анализирует результаты пробы (что получилось и не получилось, почему не получилось, что предусмотреть в дальнейшем при использовании этого приема)

наставник-разработчик

На основе своих авторских разработок наставник вместе с подопечным разрабатывает

образовательные продукты

наставник-навигатор

направляет движение педагога, работает в режиме личностного диалога с подопечным, дает ему возможность понять и развивать самого себя.

Последовательное флэш-наставничество (Flash Mentoring):

стажер работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию встреч.

Групповое флэш-наставничество (Flash Mentoring)

наставник работает с небольшой группой стажеров.

виртуальное наставничество (Virtual Mentoring

позволяет использовать больше образовательных  ресурсов для освоения новых компетенций, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения других специалистов и получения разнообразной информации, делая программу наставничества доступной для широкого круга педагогов.

командное наставничество (Team Mentoring)[3]

Два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или группой подопечных, чтобы помочь им достичь определенных целей проофессионального развития, охватывая существенные практические аспекты.

Реализация концепции открытого профессионализма в работе РСП позволила следующие варианты работы:

- наставник может не только назначаться, но и выбираться самим стажером с учетом профессиональных затруднений и интересов последнего.

- стажер может работать не с одним постоянным (прикрепленным) наставником, а с разными наставниками, каждый из которых помогает решить конкретную профессионально-образовательную задачу или реализовать профессиональный интерес в конкретной образовательной области.

Нормативные основы целевой модели наставничества РСП

Нормативную правовую базу целевой модели наставничества РСП на федеральном уровне регламентируют нормативные правовые акты Российской Федерации:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации".

- национальный проект «Образование»(2018)

- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019  г.  «Об  утверждении  методологии  (целевой)  модели  наставничества  обучающихся для  организаций,  осуществляющих  образовательную  деятельность  по общеобразовательным,  дополнительным  общеобразовательным  и  программам  среднего профессионального  образования,  в  том  числе  с  применением  лучших  практик  обмена опытом между обучающимися».

- Письмо Министерство просвещения РФ № МР – 42/02 от 23 января 2020 года о внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Российской Федерации.

-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года

от 29 мая 2015 г. N 996-р.

на региональном уровне нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, БРИОП:

- Стратегия социально-экономического развития РБ до 2025 года» в части осмысления современного состояния, проблем и перспектив развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия.

- Концепция этнокультурного образования семейских РБ на 2017-2020 гг.

-Приказ МОиН РБ от 11.04.2018г №671 « О присвоении статуса республиканских базовых опорных площадок (стажировочных площадок)»

- Положение БРИОП от 19.05.2018г  « О Республиканской базовой опорной стажировочной площадке по приобщению детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских Республики Бурятия».

Нормативные правовые акты МБДОУ «Подснежник»

•  Устав муниципального общеобразовательного учреждения.

•  Отчет о результатах самообследования образовательной организации.

•  Положение о педагогическом совете.

•  Положение о стажировочной площадке

•  Положение о наставничестве.

Реализация модели наставничества в работе РСП.

Этапы программы

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых.

3. Формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников.

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп.

7. Завершение наставничества

Описание этапов

Этапы  

Мероприятия

Результат

Подготовка

условий  для

запуска

программы

наставничества.

1. Создание благоприятных условий для запуска  программы(создание РСП).

2.Сбор предварительных запросов от потенциальных  наставляемых (МОиН, БРИОП).

3.Выбор  аудитории  для  поиска наставников(рабочая группа ДОО).

4.Информирование и выбор форм наставничества.

5Информационная  работа, направленная  на  привлечение внешних  ресурсов  к  реализации программы.

-Пакет документов.

-статьи в СМИ(муниципального и регионального уровня)

-презентации на ТВ региона

-рабочие встречи с представителями НХ, общественных организаций, СМИ, родительской общественности

Формирование базы

наставляемых.

1.   Выявление  конкретных  проблем

стажеров,  которые можно  решить  с  помощью наставничества.

2.   Сбор  и  систематизация  запросов  от потенциальных  наставляемых. (Каналы получения данных: интервью с педагогами,  методики определения самооценки, уровня развития метанавыков и другие).

Формирование  базы

наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

Формирование базы наставников.

Формирование базы из числа:

●педагогов, мотивированных помочь стажерам в образовательных вопросах..  

●  педагогов,  заинтересованных  в

тиражировании      личного педагогического опыта и создании продуктивной    педагогической атмосферы.

● педагогов  сообщества  с  выраженной  гражданской позицией, заинтересованных в получении общественного признания и мотивированных желанием создать в образовательных организациях плодотворную среду для внедрения этнокультурного компонента  по истории и культуре семейских.

Формирование    базы наставников,  которые потенциально могут  участвовать  в программе наставничества

 

Отбор и

обучение

наставников.

1.Выявление  наставников,   входящих в  базу  потенциальных наставников,  подходящих  для данной  программы.

2.Обучение  наставников   для   работы с  наставляемыми.

Собеседование  с наставниками.

Программа обучения.

Формирование наставнических пар/групп.

1.   Проведение  общей  встречи   с участием  всех  отобранных наставников и  всех наставляемых в формате.

2.   Фиксация  выбранных типов наставничества

Сформированные наставнические    пары    / группы, готовые продолжить  работу  в рамках  программы.

Организация  хода  наставнической программы.

Работа в каждой паре/группе включает:  

  встречу-знакомство,   сбор  обратной  связи

  пробную рабочую  встречу

  встречу-планирование

  комплекс последовательных  встреч

  итоговую  встречу.

Проведение мероприятий согласно плану РСП

Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества

Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников                

Мониторинг

●  сбор  обратной  связи от  наставляемых  –  для мониторинга  динамики влияния

программы  на  наставляемых;

оценки мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста  участников, динамика образовательных  результатов.

●  сбор  обратной  связи от  наставников, наставляемых  и кураторов – для мониторинга эффективности  реализации программы.

Завершение

программы наставничества.

1.  Подведение итогов работы каждой пары/группы.

2.  Подведение  итогов  программы РСП.

3.  Публичное подведение итогов и популяризация  практик.

Стажерские пробы

Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы                

Презентация и публикация результатов работы в виде образовательных ресурсов размещаются в сети Интернет на разных уровнях( от муниципального до международного)

Инструменты наставника:

тип

Наблюдение

Виды наблюдения- включенное  и прерывистое Обязательно:

• Регулярность

• Ведение записей

• Непредвзятая фиксация фактов

 • Анализ по заранее выбранным критериям наблюдения

 • Обсуждение результатов (разные интерпретации)

Беседа

• Доверительные отношения с наставляемым

 • Удобное время и место

вопросы

Типы вопросов

 • Закрытые

 • Открытые, том числе:

Вопрос–ситуация

 Вопрос-провокация

Технология: постановка «сильных» вопросов

1. вопросы должны отражать активное слушание и понимание взгляда наставляемого

2. вопросы должны провоцировать совершение открытий, озарение, пробуждать целеустремлённость и активность

Эффективные вопросы ( целеориентированные )

1. «Что ты хочешь ?»

 2. « Зачем тебе это нужно?»

3. «А что будет, если у тебя это появится?»

 4. « Почему именно сейчас тебе это нужно?»

 5. « Как ты поймешь, что ты этого достиг?»

 6. «Какие шаги ты предпримешь, чтобы этого достичь?»

7. Какие твои сильные стороны ?

8Что тебя отличает от  других педагогов ?

9Почему ты пришёл именно на эту стажировку ? 10Какие трудности возникли в ходе выполнения пробы?– осознание, анализ

Стажерские пробы

-проектирование образовательной ситуации  с использованием современных технологии   организация и проведение  открытых мероприятий, культурных практик стажерами

Посещение стажера на  рабочем месте

При посещении:

- беседа с ним об увиденном,

-учить ставить задачи;

- анализировать свою деятельность

- планировать свою деятельность.

-формировать критическое отношение к себе, обсуждая ошибочные, неправильные действия.

Стажировка.

-совместные практические задания стажера и наставника

рефлексия

анализ своей педагогической деятельности, определение проблем, противоречий и недостатков, способов их преодоления. 

Формы работы

Коллективная работа:

-педагогический совет

-лекции

-научно-практический и проектные семинары

-круглый стол по проблеме

-круглый стол по проблеме

-выездные семинары в образовательные учреждения (по заявкам)

Групповая работа:

 -групповое консультирование

-групповые дискуссии

-видеоконференции

-сетевое взаимодействие через онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков(подписка на канал, чаты, челлендж и тд)

-обзор педагогической методической литературы

- деловая игра

- презентации инновационной деятельности

-мастер-классы

-игровые тренинги

-практикумы

-сетевое взаимодействие

-летняя школа

 Индивидуальная работа:

 -индивидуальные консультации

-разработка проектов

- практические занятия

- создание специальных ситуаций, расширяющих опыт наставляемого

-использование платформы для дистанционного обучения

Оцениваемые результаты стажеров:

-повышение уровня удовлетворенности стажеров собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния.

-рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу  по внедрению этнокультурного компонента.

-рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик стажера.

Эффекты от реализации данной программы наставничества

Ожидаемые

Полученные

сформированность психологической и мотивационной готовности к реализации этнокультурного компонента по истории и культуре семейских.

Количество стажеров, внедряющих в практику работы программу «Родники» и УМК «Цветок в янтаре»( по данным мониторинга)-35 человек

профессиональный рост педагогов в условиях результативной деятельности стажировочной площадки

Защита на высшую и первую квалификационную категорию с обобщением опыта по данной теме-7

рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик стажера.

Выступление на научно-практических конференциях по данной теме-8

Наличие авторских методических разработок-26

Размещение  образовательных ресурсов в сети Интернет-31

Заключение

Таким образом, анализ работы стажировочных площадок на базе МБДОУ «Подснежник» на протяжении нескольких лет показал, что современный стажер нуждается в разных моделях взаимодействия с наставником и разных типах наставников. Традиционный наставник-методист не в состоянии решить все задачи, связанные с просвещением, воспитанием и развитием педагога. Кроме того, одному наставнику (один человек) трудно это сделать: каждый наставник (тип наставника) «хорош» в определенной сфере деятельности.

Именно соорганизация и взаимодополнительность разных наставников и разных моделей совместной деятельности наставника и стажера, на наш взгляд, помогут последнему не только развить его профессиональные компетенции, но и также найти в профессии свой личностный смысл.

Список литературы

1Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.

2 Белая К.Ю. «Стажировочные площадки - проводник передовых идей и технологий» издательство «Сфера» М., 2012г с.4

3Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала «Стратегии бизнеса», №6 за 2017 год

4Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. – [Электронный ресурс] – URL: sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-v-organizatsiyah-xxi-veka%20.pdf . – (дата обращения 02.03. 2021)  

5Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.,1998.


[1] Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн.Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.

[2]  К.Ю. Белая «Стажировочные площадки - проводник передовых идей и технологий»

[3] Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала «Стратегии бизнеса», №6 за 2017 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы стажировочной площадки по теме "Педагогическая поддержка развития способностей детей с учетом одаренности"

«Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности» данная тема выбрана не случайно, ведь на современном этапе работа с одаренными детьми очень актуальна. ...

Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"

Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...

Публикация авторского материала: Статья "Игровые технологии в детском саду "(из опыта работы)

Игровые технологии в детском саду (из опыта работы)Публикация автосркого материала:...

План работы стажировочной площадки по краеведению

В документе представлен план работы стажировочной площадки по краеведению в МБДОУ детский сад Сказка в 2021 году....

План работы стажировочной площадки

Представляю план работы стажировочной площадки по теме: "Повышение экологической культуры дошкольников посредством использования проектно-исследовательской  и креативной деятельности"...

Отчет о работе стажировочной площадки "Приобщение детей дошкольного возраста к искусству в соответствии с ФОП ДО"

Цель стажировочной площадки: Создание организационных условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО по художественно...