статья «Трансформация технологии наставничества модели «учитель-учитель» в работе стажировочной площадки»
статья
В статье описана форма трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику - стажировочная площадка - как путь эффективной и адресной методической поддержки педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_nastavnichestvu.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Диалог поколений»
Тема «Трансформация технологии наставничества модели «учитель-учитель» в работе стажировочной площадки»
Автор:
Петрова Татьяна Андреевна-
музыкальный руководитель МБДОУ «Подснежник»,
высшая квалификационная категория, стаж работы-35 лет,
«Почетный работник общего образования РФ»,
педагог-наставник стажировочных площадок.
Традиционно наставничество или наставничество «один на один»понимается как сопровождение молодого специалиста более опытным работником (мастером, профессионалом): помощь опытного специалиста в овладении молодым работником азами профессии. При таком подходе наставник назначается администрацией и работает индивидуально со своим подопечным в течение определенного времени, обучая его азам профессии. Это означает, что у молодого специалиста нет возможности самому выбирать наставника, влиять на содержание и способы наставнической деятельности. При этом наставников не учат, как взаимодействовать с подопечным, как выстраивать с ним профессионально-образовательные отношения. Все это приводит к неэффективному наставничеству (имитации или формализации наставничества, коммуникативным барьерам, преобладанию авторитаризма, формированию исполнительской позиции в ущерб самостоятельности и инициативности специалиста). Часто традиционная практика наставничества не формирует субъектную позицию cпециалиста в своем развитии и «не закрепляет» его в профессии.
Современное наставничество - эффективная технология развития педагога, выстраивания индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий, формирования новых компетенций и совершенствования тех, что есть. Сейчас в образовании актуальны современные модели наставничества в контексте воспитания и развития. Суть современного наставничества: от прямой передачи опыта к сопровождению личного выбора и маршрута
Многолетний опыт наставничества в работе МБДОУ «Подснежник» показал, что для реализации наставничества как деятельностного сопровождения процесса не адаптации к профессии, а освоения профессии необходима соорганизация разных моделей совместной деятельности наставника и «ученика» и реализация разных типов наставничества (навигатор, тьютор, коуч, разработчик, исследователь). Ведь кроме моделей организации совместной деятельности в основание наставничества мы кладем идею открытого профессионализма (термин С. И. Поздеевой)[1]: специалиста не столько «подгоняют» под какую-то норму (образец) с заданным набором профессиональных умений и качеств, сколько дают ему возможность влиять на процессс воего профессионального развития, реально участвуя не только в образовательном процессе, но и в инновационной и общественной деятельности. Благодаря этому педагог не приближается к какой-то профессиональной норме в виде количественного списка умений и компетенций (по принципу «чем больше – тем лучше»), а постепенно приобретает те особые профессионально-личностные качества, которые не только значимы именно в данной профессии, но и отражают его индивидуальные стремления (по выражению В. И. Ильина, его «индивидуальную жизненную колею»), например, быть более открытым, коммуникабельным, не бояться рисковать, научиться проектированию и т. п. Актуальность использования инновационных форм наставничества связана с необходимостью взращивать в педагогическом сообществе не только хорошего специалиста в своей области, но и педагога, который обладает метапрофессиональными компетенциями. Наставник, на наш взгляд, помогает в освоении таких умений и компетенций как основы успешности в любой профессии.
«В условиях реализации ФГОС ДО важной формой трансляции инновационного педагогического опыта в широкую практику являются стажировочные площадки - еще один путь поиска эффективной и адресной методической поддержки педагогов»[2]
Стажер – это педагог, имеющий практические знания в области дошкольного образования, работающий с детьми дошкольного возраста и желающий улучшить и обновить не только теоретические знания, но и обогатиться передовым опытом коллег, получить ответы на волнующие его вопросы, усовершенствовать свои методы и приемы работы, познакомиться с новыми разработками в системе дошкольной педагогики, психологии и методике.
В Республике Бурятия на протяжении многих лет используется положительный опыт работы стажировочных площадок, как одной из форм наставничества. Региональные стажировочные площадки создаются на базе образовательных учреждений, имеющих опыт использования и распространения инновационных практик, материальные, организационные и кадровые ресурсы для эффективной организации стажировок педагогов образовательных учреждений, реализующих единые задачи распространения передового опыта.
Таблица1 Формирование опыта наставничества МБДОУ «Подснежник»
год | мероприятие | результат |
2010-2013 | Республиканская стажировочная площадка «Служба педагогической поддержки» (далее РСП-1) | Форма наставничества- традиционная Проведены стажировочные площадки на: -региональном уровне (Кяхтинский и Мухоршибирский районы) -на федеральном уровне (Иркутск и Иркутская область) -на международном уровне (Республика Монголия) Количество стажеров-25 Образовательные продукты: -сборник учебно-методических материалов из опыта работы РСП «Только сообща, только вместе» -электронный учебник для стажеров «Волшебный сундучок»(автор Петрова Т.А) |
2015-2020 | Обучение педагогов- наставников | -повышение квалификации в ФГБНУ «Институт изучения детства. Семьи и воспитания Российской академии образования»(очно) -участие в работе Летней школы Всероссийского конкурса им. Выготского (обучение под руководством тренеров международного класса, освоение «Технологии дизайн-мышления», защита проекта «Наставник +»и т.д) -участие в первой Международной практической онлайн-конференции «Университет детства: крутые практики», организованной Рыбаков Фондом и ИИТО ЮНЕСКО. -участие в Международной практической онлайн-конференции «Педагог-эксперт: саморазвитие, опыт, инновации» -участие в Международной практической онлайн-конференции «Профессиональное развитие педагога: актуальные направления и перспективы» -участие в Международной практической онлайн-конференции «Организация дистанционного обучения: инструменты и технологии» - участие в республиканских научно-практических конференциях, семинарах по этнокультурному образованию |
2017-2018г | Образовательный продукт | Создание программы приобщения дошкольников к историческим, духовным и культурным ценностям семейских РБ «Родники» и УМК «Цветок в янтаре»(рекомендованных МОиН РБ к применению в ОУ РБ) |
2018-2020 | Республиканская базовая опорная стажировочная площадка по приобщению детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских Республики Бурятия». (далее РСП-2) | Форма наставничества- современная, с использованием разных типов наставника и разных видов наставничества (см.таблицу3) Проведены стажировочные площадки на: -муниципальном уровне (Бичурский район) -региональном уровне (Республика Бурятия) Количество стажеров (общее) – 40(см. таблицу2) Количество ДОУ- 18 (из них ДОУ Бичурского района -9 , ДОУ РБ - 9 ) Количество педагогов -наставников– 6 (см. таблицу 2) Количество детей дошкольников участвующих в работе площадок - 45 Количество родителей – 86 Количество проведенных мероприятий - 8 Образовательные продукты- -образовательные ресурсы на сайте ДОУ, -сборник методических разработок стажеров -канал на youtube.com |
Цель проекта- развитие новых форм наставничества для создания единого образовательного пространства, обеспечивающего успешную реализацию программы приобщения дошкольников к истории и культуре семейских «Родники» и УМК «Цветок в янтаре» и содействующего их распространению в массовой практике региональным педагогическим сообществом.
Таблица 2 Характеристика участников модели наставничества «Учитель – учитель» РСП.
Портрет стажера | Задачи: | |
Молодой педагог, имеющий малый опыт работы (от 0 до 5 лет), испытывающий трудности с организацией образовательной деятельности, с низкими образовательными результатами, низкой информированностью о образовательных возможностях, связанное с отсутствием регулярной качественной поддержки. | -способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности; - развивать интерес к методике построения и организации результативного образовательного процесса; - ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности на основе собственного выбора, интересов, склонностей и возможностей, что позволит изменить роль стажера от пассивного слушателя к активному участнику. - прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности . | |
Педагог-практик с низким уровнем развития профессиональных компетенций и, как следствие, невозможностью реализовать свой профессиональный потенциал в силу отсутствия опыта и ресурсов. | -повышение профессиональных компетенций педагогов по проектированию образовательных продуктов - максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной, творческой и профессиональной самореализации. -развитие способности к продуктивной коммуникации и позитивной социализации в условиях постоянного партнерского взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. | |
Педагог со стажем, имеющий богатый практический опыт, но ощущающий себя некомфортно в мире новых образовательных технологий или испытывающий кризис профессионального роста из-за разнообразия инновационных технологий обучения, новых педагогических условий, диктуемых временем; необходимости быть в русле инновационных процессов; психологического дискомфорта и боязни кризиса профессиональной компетентности; обилия новых терминов и трактовок понятий, освоения нового терминологического поля. | -Формирование уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциалов за счет освоения современных образовательных технологий. -формирование профессиональной рефлексии педагога, как инструмента его развития. | |
Педагог-практик, обладающий необходимыми компетенциями, стремящийся к партнерскому сотрудничеству с педагогами муниципалитета, региона. | -создание образовательных сообществ практики для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности | |
Педагог-предметник, нуждающийся в профессиональной поддержке в той или иной образовательной области | -обеспечение более успешного решения образовательных задач за счет расширения информационно-образовательного пространства, организации новых форм наставничества, позволяющих существенно обогатить, качественно обновить образовательный процесс в определенной образовательной области. | |
Наставник | задачи | |
• педагог, имеющий профессиональные успехи в реализации этнокультурного компонента по истории и культуре семецйских РБ (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров). • Педагог- активный участник педагогического и общественного сообществ, реализующих концепцию этнокультурного образования семейских РБ • Педагог, обладающий лидерскими, организационными и коммуникативными навыками, хорошо развитой эмпатией. | - распространение авторских образовательных практик. -выявление новых перспектив в сфере своей педагогической деятельности. -стремление к самосовершенствованию (расширение арсенала навыков и умений, освоение современных технологий обучения, формирование индивидуального стиля творческой деятельности). -развитие педагогической карьеры наставника, повышение педагогической квалификации. |
В работе РСП использовались разные модели взаимодействия с наставником и разные типы наставников. В качестве разных типов наставников могут выступать как разные люди, так и один человек может совмещать функции разных наставников.
Таблица3 Типы наставников и виды наставничества, используемые в работе РСП-2
тип | функции |
наставник –консультант | Помогает с организацией образовательного процесса и с решением конкретных психолого – педагогичексих и коммуникативных проблем, контролирует самостоятельную работу стажера, консультирует в том, как преодолеть профессиональное затруднение, какими сведениями для этого воспользоваться |
Наставник -предметник | Помогает педагогам, работающим в определенной образовательной области( художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие и т.д) |
наставник-коучер | демонстрирует новый прием, организует профессиональную пробу подопечным этого приема и анализирует результаты пробы (что получилось и не получилось, почему не получилось, что предусмотреть в дальнейшем при использовании этого приема) |
наставник-разработчик | На основе своих авторских разработок наставник вместе с подопечным разрабатывает образовательные продукты |
наставник-навигатор | направляет движение педагога, работает в режиме личностного диалога с подопечным, дает ему возможность понять и развивать самого себя. |
Последовательное флэш-наставничество (Flash Mentoring): | стажер работает с двумя и более наставниками, с каждым из которых он имеет серию встреч. |
Групповое флэш-наставничество (Flash Mentoring) | наставник работает с небольшой группой стажеров. |
виртуальное наставничество (Virtual Mentoring | позволяет использовать больше образовательных ресурсов для освоения новых компетенций, обеспечивает постоянное и творческое общение, использование социальных сетей для привлечения других специалистов и получения разнообразной информации, делая программу наставничества доступной для широкого круга педагогов. |
командное наставничество (Team Mentoring)[3] | Два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или группой подопечных, чтобы помочь им достичь определенных целей проофессионального развития, охватывая существенные практические аспекты. |
Реализация концепции открытого профессионализма в работе РСП позволила следующие варианты работы:
- наставник может не только назначаться, но и выбираться самим стажером с учетом профессиональных затруднений и интересов последнего.
- стажер может работать не с одним постоянным (прикрепленным) наставником, а с разными наставниками, каждый из которых помогает решить конкретную профессионально-образовательную задачу или реализовать профессиональный интерес в конкретной образовательной области.
Нормативные основы целевой модели наставничества РСП
Нормативную правовую базу целевой модели наставничества РСП на федеральном уровне регламентируют нормативные правовые акты Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации".
- национальный проект «Образование»(2018)
- Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Письмо Министерство просвещения РФ № МР – 42/02 от 23 января 2020 года о внедрении целевой модели наставничества в образовательных организациях Российской Федерации.
-Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года
от 29 мая 2015 г. N 996-р.
на региональном уровне нормативные правовые акты Правительства Республики Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, БРИОП:
- Стратегия социально-экономического развития РБ до 2025 года» в части осмысления современного состояния, проблем и перспектив развития этнокультурного образования семейских, проживающих на территории Республики Бурятия.
- Концепция этнокультурного образования семейских РБ на 2017-2020 гг.
-Приказ МОиН РБ от 11.04.2018г №671 « О присвоении статуса республиканских базовых опорных площадок (стажировочных площадок)»
- Положение БРИОП от 19.05.2018г « О Республиканской базовой опорной стажировочной площадке по приобщению детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских Республики Бурятия».
Нормативные правовые акты МБДОУ «Подснежник»
• Устав муниципального общеобразовательного учреждения.
• Отчет о результатах самообследования образовательной организации.
• Положение о педагогическом совете.
• Положение о стажировочной площадке
• Положение о наставничестве.
Реализация модели наставничества в работе РСП.
Этапы программы
1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.
2. Формирование базы наставляемых.
3. Формирование базы наставников.
4. Отбор и обучение наставников.
5. Формирование наставнических пар или групп.
6. Организация работы наставнических пар или групп.
7. Завершение наставничества
Описание этапов
Этапы | Мероприятия | Результат |
Подготовка условий для запуска программы наставничества. | 1. Создание благоприятных условий для запуска программы(создание РСП). 2.Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых (МОиН, БРИОП). 3.Выбор аудитории для поиска наставников(рабочая группа ДОО). 4.Информирование и выбор форм наставничества. 5Информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы. | -Пакет документов. -статьи в СМИ(муниципального и регионального уровня) -презентации на ТВ региона -рабочие встречи с представителями НХ, общественных организаций, СМИ, родительской общественности |
Формирование базы наставляемых. | 1. Выявление конкретных проблем стажеров, которые можно решить с помощью наставничества. 2. Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых. (Каналы получения данных: интервью с педагогами, методики определения самооценки, уровня развития метанавыков и другие). | Формирование базы наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе |
Формирование базы наставников. | Формирование базы из числа: ●педагогов, мотивированных помочь стажерам в образовательных вопросах.. ● педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы. ● педагогов сообщества с выраженной гражданской позицией, заинтересованных в получении общественного признания и мотивированных желанием создать в образовательных организациях плодотворную среду для внедрения этнокультурного компонента по истории и культуре семейских. | Формирование базы наставников, которые потенциально могут участвовать в программе наставничества
|
Отбор и обучение наставников. | 1.Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для данной программы. 2.Обучение наставников для работы с наставляемыми. | Собеседование с наставниками. Программа обучения. |
Формирование наставнических пар/групп. | 1. Проведение общей встречи с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в формате. 2. Фиксация выбранных типов наставничества | Сформированные наставнические пары / группы, готовые продолжить работу в рамках программы. |
Организация хода наставнической программы. | Работа в каждой паре/группе включает: встречу-знакомство, сбор обратной связи пробную рабочую встречу встречу-планирование комплекс последовательных встреч итоговую встречу. | Проведение мероприятий согласно плану РСП |
Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества | Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников | Мониторинг ● сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния программы на наставляемых; оценки мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. ● сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для мониторинга эффективности реализации программы. |
Завершение программы наставничества. | 1. Подведение итогов работы каждой пары/группы. 2. Подведение итогов программы РСП. 3. Публичное подведение итогов и популяризация практик. | Стажерские пробы Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы Презентация и публикация результатов работы в виде образовательных ресурсов размещаются в сети Интернет на разных уровнях( от муниципального до международного) |
Инструменты наставника:
тип | |
Наблюдение | Виды наблюдения- включенное и прерывистое Обязательно: • Регулярность • Ведение записей • Непредвзятая фиксация фактов • Анализ по заранее выбранным критериям наблюдения • Обсуждение результатов (разные интерпретации) |
Беседа | • Доверительные отношения с наставляемым • Удобное время и место |
вопросы | Типы вопросов • Закрытые • Открытые, том числе: Вопрос–ситуация Вопрос-провокация Технология: постановка «сильных» вопросов 1. вопросы должны отражать активное слушание и понимание взгляда наставляемого 2. вопросы должны провоцировать совершение открытий, озарение, пробуждать целеустремлённость и активность Эффективные вопросы ( целеориентированные ) 1. «Что ты хочешь ?» 2. « Зачем тебе это нужно?» 3. «А что будет, если у тебя это появится?» 4. « Почему именно сейчас тебе это нужно?» 5. « Как ты поймешь, что ты этого достиг?» 6. «Какие шаги ты предпримешь, чтобы этого достичь?» 7. Какие твои сильные стороны ? 8Что тебя отличает от других педагогов ? 9Почему ты пришёл именно на эту стажировку ? 10Какие трудности возникли в ходе выполнения пробы?– осознание, анализ |
Стажерские пробы | -проектирование образовательной ситуации с использованием современных технологии организация и проведение открытых мероприятий, культурных практик стажерами |
Посещение стажера на рабочем месте | При посещении: - беседа с ним об увиденном, -учить ставить задачи; - анализировать свою деятельность - планировать свою деятельность. -формировать критическое отношение к себе, обсуждая ошибочные, неправильные действия. |
Стажировка. | -совместные практические задания стажера и наставника |
рефлексия | анализ своей педагогической деятельности, определение проблем, противоречий и недостатков, способов их преодоления. |
Формы работы
Коллективная работа:
-педагогический совет
-лекции
-научно-практический и проектные семинары
-круглый стол по проблеме
-круглый стол по проблеме
-выездные семинары в образовательные учреждения (по заявкам)
Групповая работа:
-групповое консультирование
-групповые дискуссии
-видеоконференции
-сетевое взаимодействие через онлайн-сервисы социальных сетей и сообществ практиков(подписка на канал, чаты, челлендж и тд)
-обзор педагогической методической литературы
- деловая игра
- презентации инновационной деятельности
-мастер-классы
-игровые тренинги
-практикумы
-сетевое взаимодействие
-летняя школа
Индивидуальная работа:
-индивидуальные консультации
-разработка проектов
- практические занятия
- создание специальных ситуаций, расширяющих опыт наставляемого
-использование платформы для дистанционного обучения
Оцениваемые результаты стажеров:
-повышение уровня удовлетворенности стажеров собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния.
-рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу по внедрению этнокультурного компонента.
-рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик стажера.
Эффекты от реализации данной программы наставничества
Ожидаемые | Полученные |
сформированность психологической и мотивационной готовности к реализации этнокультурного компонента по истории и культуре семейских. | Количество стажеров, внедряющих в практику работы программу «Родники» и УМК «Цветок в янтаре»( по данным мониторинга)-35 человек |
профессиональный рост педагогов в условиях результативной деятельности стажировочной площадки | Защита на высшую и первую квалификационную категорию с обобщением опыта по данной теме-7 |
рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик стажера. | Выступление на научно-практических конференциях по данной теме-8 Наличие авторских методических разработок-26 Размещение образовательных ресурсов в сети Интернет-31 |
Заключение
Таким образом, анализ работы стажировочных площадок на базе МБДОУ «Подснежник» на протяжении нескольких лет показал, что современный стажер нуждается в разных моделях взаимодействия с наставником и разных типах наставников. Традиционный наставник-методист не в состоянии решить все задачи, связанные с просвещением, воспитанием и развитием педагога. Кроме того, одному наставнику (один человек) трудно это сделать: каждый наставник (тип наставника) «хорош» в определенной сфере деятельности.
Именно соорганизация и взаимодополнительность разных наставников и разных моделей совместной деятельности наставника и стажера, на наш взгляд, помогут последнему не только развить его профессиональные компетенции, но и также найти в профессии свой личностный смысл.
Список литературы
1Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
2 Белая К.Ю. «Стажировочные площадки - проводник передовых идей и технологий» издательство «Сфера» М., 2012г с.4
3Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала «Стратегии бизнеса», №6 за 2017 год
4Кларин М.В. Современное наставничество: новые черты традиционной практики в организациях XXI века. – [Электронный ресурс] – URL: sovremennoe-nastavnichestvo-novye-cherty-traditsionnoy-praktiki-v-organizatsiyah-xxi-veka%20.pdf . – (дата обращения 02.03. 2021)
5Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.,1998.
[1] Поздеева С. И. Разработка концепции открытого профессионализма педагога как исследовательская задача // Вестн.Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 1 (166). С. 88–90.
[2] К.Ю. Белая «Стажировочные площадки - проводник передовых идей и технологий»
[3] Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала «Стратегии бизнеса», №6 за 2017 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы стажировочной площадки по теме "Педагогическая поддержка развития способностей детей с учетом одаренности"
«Педагогическая поддержка развития способностей детей дошкольного возраста с учетом одаренности» данная тема выбрана не случайно, ведь на современном этапе работа с одаренными детьми очень актуальна. ...
Работа в составе творческой группы по работе стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ограниченными возможностями здоровья"
Представляю некоторые материалы о работе стажировочной площадки, участником которой я являлась с 2012 по 2014 г.Учительская газета №39, от 24 сентября 2013 г."Столичное ноу-хау - стажировочные пл...
Публикация авторского материала: Статья "Игровые технологии в детском саду "(из опыта работы)
Игровые технологии в детском саду (из опыта работы)Публикация автосркого материала:...
План работы стажировочной площадки по краеведению
В документе представлен план работы стажировочной площадки по краеведению в МБДОУ детский сад Сказка в 2021 году....
План работы стажировочной площадки
Представляю план работы стажировочной площадки по теме: "Повышение экологической культуры дошкольников посредством использования проектно-исследовательской и креативной деятельности"...
Сборник по итогам работы стажировочной площадки по теме : " Организационная-методическое сопровождение проектной и исследовательской деятельности в ДОО"
В сборнике представленны материалы стажировочной площадки....
Отчет о работе стажировочной площадки "Приобщение детей дошкольного возраста к искусству в соответствии с ФОП ДО"
Цель стажировочной площадки: Создание организационных условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО по художественно...