Доклад на МО "Развитие эмоционального мира дошкольников через вокально-хоровое исполнение".
материал

Петрова Татьяна Андреевна

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, а в музыкальной деятельности- развитие эмоциональной отзывчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnogo_mira_doshkolnikov_cherez_vokalno.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального мира дошкольников через вокально-хоровое исполнение.  

Петрова Т.А

музыкальный руководитель

МБДОУ «Подснежник»

Введение

В научной литературе понятие "эмоция" (от лат. возбуждать, волновать) - это субъективное отношение человека к вещам, к явлениям, к другим людям, к своей личности.

Внешние проявления эмоций определяется с помощью мимики, движений, жестов, помогая человеку при адаптации в социальной среде. Эмоции заразительны - то, что испытывает один человек, передается другому, если последний обладает эмоциональной отзывчивостью.

Осознание важности эмоциональной отзывчивости в жизни каждого человека требует углубленного, целенаправленного подхода для развития личности с раннего детского возраста.

Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией.

Ветлугина Н.А. считает, что «пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются  переживания ребёнка, активно формируются музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений».

Эмоциональное развитие дошкольника является одним из приоритетных направлений становления личности ребенка. Чувства и переживания, которые характеризуют взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения, они возникают и развиваются на протяжении всего детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Поэтому важнейшей педагогической задачей является обогащение эмоциональной сферы дошкольника, а в музыкальной деятельности- развитие эмоциональной отзывчивости.

Эмоциональная отзывчивость на музыку- это способность погружаться в ее настроение, способность «вживания» в музыкальный образ, острота, глубина и богатство эмоциональных переживаний .Развитие эмоциональной отзывчивости является необходимым условием формирования основ музыкальной культуры детей.

В литературе выделяются два момента, касающиеся эмоциональной сферы личности: умение чувствовать и соответственно действовать. Такое умение Сухомлинский В.А. назвал "азбукой музыкальной культуры" .

В музыкальной педагогике эмоциональная отзывчивость трактуется весьма многогранно. Эмоциональная отзывчивость на музыку рассматривается: как одна из форм общей эмпатии (способность сопереживать, сочувствовать) - свойственной человеку способности эмоционально отзываться на переживания другого. Рассматривали ее и в контексте изучения и эмоциональных способностей ( Н.А. Ветлугина, Л.Л. Дмитриева и др.) как одна из моделей музыкальной одаренности дошкольников (С.Д. Давыдова).

Вопросам эмоциональной отзывчивости уделяется большое внимание в психолого-педагогических исследованиях. Эта проблема рассматривалась в разных контекстах: как психическое явление (А.Н. Леонтьев); как эмоциональная черта характера (Б.И. Додонов, У. Хартап и др.); как качество человека выражающееся в его способности к переживанию (В.А. Сухомлинский); как способность откликаться на явления окружающей жизни, выражающуюся в поступках и в отношении к людям (В.К. Вилюнас, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) Исследования проблемы эмоций эмоциональной отзывчивости и творческого воображения, приобщения детей к эстетическому опыту рассматривали П.К. Анохин, О.А. Апраксина, В.Н. Шацкая Н.Н. Ветлугина и др.

  Многие ученые исследовали различные аспекты эмоциональной отзывчивости в контексте творчества, в частности: значение и моделирование эмоций в процессе художественного восприятия и творчества В.К. Белобородова, В.И. Петрушин), психолого-педагогические основы эмоциональной выразительности (Л.И. Божович, К.Е. Изард, А.Е. Ольшанникова и др.).

Эмоциональная отзывчивость - комплексный процесс, включающий в себя работу эмоций, воображения, памяти, мышления и такие компоненты как двигательно-моторные реакции. Музыка в отличие от пространственных искусств (живопись, скульптура и т.п.) которые обладают средствами объективного изображения действительности, представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроения идей и мыслей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности.

Искусство дает ребенку возможность освоить богатейшую гамму человеческих эмоций и чувств. Эмоции искусства не только воспринимаются и осознаются ребенком, но и переживаются, присваиваются им и становятся его личным достоянием. Присвоение эмоции и переживание затем могут устойчиво войти в используемое ребенком «эмоциональное поле» (В. Ражников) или в основу его эмоциональной отзывчивости и выразиться в действиях, поступках в различных видах творческой деятельности .

Музыка – это целая система, способствующая развитию ребенка эмоционально, творчески обогащая тем самым его художественные впечатления. Это эффективный путь формирования личности.

На разных этапах по развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на вокально-хоровых занятиях используются разные методы обучения: наглядные, практические, методы создания эстетических ситуаций «переключения» в различные состояния.

Вокально-хоровое искусство как средство эмоциональной отзывчивости детей является стимулом для развития интересов в области духовного мира человека, его взаимоотношениями с окружающей средой, социумом.

Методика вокально-хоровой работы с дошкольниками аналогична методике работы со взрослыми. Существенное различие заключается в методах и приемах. Музыкальная дошкольная педагогика опирается на игровую методику, которая вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов.

Для более полного определения музыкальных способностей и эмоциональной отзывчивости поступающего, хормейстер предлагает различные попевки от разных звуков. Пропевать лучше на какой-либо слог с определенной эмоциональной интонацией (например, с грустью или радостно, уныло или счастливо) чтобы определить его музыкальную память, прохлопать тот или иной ритмический рисунок. Все это позволяет составить объективную картину музыкальных данных ребенка, его эмоциональную отзывчивость и наметить путь для их последующего благоприятного развития.

Анализ программы

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы

Программные требования

2-3 года-

Учить детей внимательно слушать музыкальные пьесы разного характера и эмоционально реагировать на содержание.

3-4года-

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку

Чувствовать характер музыки и эмоционально на нее реагировать.

Пение- способствовать развитию певческих навыков:

передавать характер песни(весело, протяжно, ласково, напевно)

Репертуар используется не только целиком. Нои фрагментарно, в качестве веселой минутки, игры-потешки, не только на разных НОД , но и в любую свободную минутку, как в группе. Так и на прогулке.

4-5 лет-

Вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

Пение-

Обучать детей выразительному пению.

Учить  петь выразительно, передавая характер музыки.

Появляется новый вид речевой игры , как скороговорка.

5-6 лет-

Продолжать развивать музыкальную отзывчивость на музыку.

Пение-

Формировать умение эмоционально передавать характер мелодии.

6-7 лет-

Вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

Пение-

Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен

Модель эмоционального состояния представляет собой описание музыкальных характеристик и внешних двигательно-экспрессивных проявлений определенной эмоции, которые может испытывать ребенок при восприятии выбранных педагогом музыкальных произведений, несущих какой-либо эмоциональный код.

На начальном этапе обучения можно разделить детей на разные интонационные группы (дифференцированный подход). При разучивании произведения важно давать детям «интонационную свободу» то есть не петь вместе с ними, а по мере необходимости только изредка помогать, подыгрывая на инструменте или тихо подпевая.

Но более эффективен метод пластического интонирования, метод сравнения, игровые моменты при распевании, «дыхательные игры», эти приемы активизируют детей, раскрепощая их эмоционально. При работе над произведениями педагогу проще управлять эмоциональной отзывчивостью детей, так как при использовании метода сравнения, учащиеся лучше ориентируются в исполнении произведения. Подводя итог занятия целесообразно исполнить произведения, стоя, приближая условия к концертным, чтобы закрепить исполнительские и эмоциональные навыки, приобретенные во время занятий.

Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных переживаний, переживание совместного эмоционального состояния, ответственность каждого за общее дело – все эти качества присущи хоровому пению как видам эмоционально-эстетического развития и музыкально-исполнительской деятельности.

Специфика хорового пения как коллективной формы исполнительства немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе дети, затрудняясь петь что-либо индивидуально, с удовольствием поют в коллективе сверстников тем самым, раскрывая свои творческие и эмоциональные возможности.

Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого участника хора, но в тоже время он не только повышает музыкальную культуру детей, но и в значительной мере способствует их нравственному, эмоциональному и эстетическому воспитанию, формирует их взгляды.

Критерии к музыкальному репертуару:

-Эмоциональная четкость, яркость и выразительность музыкального образа и повествования, захватывающая ребенка, вызывающая у него интерес.

-особое сочетание средств музыкальной выразительности: мелодия, лад, темпоритм и др.

-наличие солирующего инструмента, подчеркивающего выразительность мелодии.

Одним из важных условий развития эмоциональной сферы детей является подготовленность ребенка к восприятию конкретного эмоционального переживания в музыке: у него должен быть опыт переживания этого эмоционального состояния.

В ходе педагогического мониторинга целесообразно разделить детей на группы, ориентируясь на их предпочтения в определенных видах деятельности для выражения эмоционального образа музыки (по О.П.Радыновой). Примерные группы детей, где ведущее средство художественной выразительности:

 – изобразительные, т.е. дети предпочитают средства изобразительного искусства, используют методы цветового и полихудожественного уподобления

-Музыкальные,  используют методы моторно-двигательного(дирижерский жест, танцевальные движения), вокального и темброво-инструментального уподобления.

-театральные, использующие методы моторно-двигательного(ритмопластика, образные движения), мимического и полихудожественного (театр, пантомима) уподобления.

-художественные, используют словесное выражение своих эмоциональных впечатлений(словесное и полихудожественное уподобление).

Формирование  навыков выразительного исполнения песен

Выразительное пение-это яркое, экспрессивное исполнение вокального произведения, колоритно передающего его содержание.

Песня представляет собой синтез музыкального и поэтического искусства и передает определенный художественный образ. Поэтому ее мало просто проинтонировать и спеть с четкой дикцией. Необходимо следить, чтобы она была исполнена выразительно каждым хористом и приобрела для него личностный смысл. О выразительном пении мы говорим, когда ребенок способен передать свое эмоциональное отношение к музыке в пении, мимике, жестах. Не все дети обладают яркой эмоциональностью, поэтому нужна целенаправленная работа над развитием эмоционального мира дошкольников. Начинается она с речевого этапа и схожа с обучением начинающих актеров. Предлагаемые упражнения и игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, знакомят их с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игру дети ощущают целую гамму чувств и переживаний, передают различные настроения и разные характеры персонажей. Особенности внешнего проявления эмоциональных состояний определяется по мимике (выразительные движения мышц), пантомимике (выразительные движения всего тела), и вокальной мимике (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрато голоса)

Диагностика  развития эмоциональной сферы ребенка предлагает несколько параметров:

-адекватная реакция на различные явления окружающей действительности

-дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состоянии других людей.

-широта диапазона понимания и переживания эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане.

-адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере ребенка.

Диагностика развития выразительности в пении следующие:

-передача характера песни  голосом в момент ее исполнения т.е

различение выразительных интонаций, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей, акцентов, пауз.

При диагностике овладения вокально-хоровыми навыками  определяются следующие уровни развития такого вокально-хорового навыка, как выразительность исполнения:

Низкий уровень-пение неэмоциональное, практически отсутствует яркость в передаче эмоций, скудная мимика, затрудняются определять эмоциональные состояния людей, отсюда неправильное выражение эмоций и чувств.

Средний уровень- ребенок старается петь выразительно, но на лице мало эмоций. Трудно определяют оттенки эмоций и поэтому недостаточная яркость в передаче соответствующих настроений.

Высокий уровень-ребенок поет выразительно, передавая характер песни голосом и мимикой. Дети хорошо понимают эмоциональные проявления, легко определяют эмоциональные состояния, развита способность к сопереживанию, адекватно реагируют на эмоциональные проявления других. Характерно богатство экспрессивно- мимических средств общения, что свидетельствует о высоком уровне понимания и выражения детьми эмоций.

Методика работы

Работа проводится в несколько этапов:

Примерный перечень игр и упражнений на развитие выразительности:

I этап- знакомство с эмоциями:

-познакомить с основными эмоциями

-учить различать эмоции(по схемам, пиктограммам, эмокарточкам и др)

-учить понимать свои чувства и чувства других людей

-учить передавать заданное эмоциональное состояние, используя разные средства.

-развивать эмпатию.

1Этюды на звукоподражание( можно соединить с движением, изображая животных, транспорт и т.п.)  Это упражнения где задействован активно речевой аппарат и где отдельные строки произносятся в разном голосовом регистре в зависимости от персонажа.                                                      

-показ движений конкретного персонажа, озвучивая его

-музыкальные этюды с несколькими персонажами(«Зоопарк», «Кошка с котятами» и др.).Можно использовать голосовые сказки –шумелки, где педагог читает текст, а дети сопровождают его речь движениями и звуками.

2Воссоздание особенностей речи героев сказок.

Дети проговаривают, затем пропевают пословицы и поговорки , подражая голосам Кощея, Бабы-Яги и др. Например, «семеро одного не ждут»).

3 произнесение звуков с разной интонацией(а-о-у-э-и)

Педагог читает текст, дети передают голосом и мимикой различные эмоции.

4 Озвучивание картин(для подготовительной группы)

Репродукция ставится перед детьми, они озвучивают ее с помощью звукоподражаний или напевания мелодий на любой звук.

И.Левитан «Золотая осень»

И.Шишкин «Утро в сосновом бору»

5Проговаривание скороговорок с разным выражением.

6речевая декламация стихов, допускается модуляция голоса по высоте.

Это один из приемов развития образного мышления, на котором основывается выразительное исполнение. Дети читают стихотворение под дирижирование педагога, передавая все динамиче6ские оттенки, настроение, характер. Это могут быть диалоги различных персонажей.

7 мелодекламация-

Произнесение текста под музыку, умение соединять произношение текста с ритмом музыкального произведения. В мелодекламации нет точного интонирования. Можно представить как речемузыкальную сценку.(Звучит музыка и на ее фоне читается выразительно текст)

8 Ритмодекламация-

Представление  движения , сопровождающееся стихотворной речью(озвучкой), также не требуют точного интонирования.(Читается выразительно текст и сопровождается движениями, например, хлопками).

II этап –речевой хор

- углубление и расширение представлений детей об эмоциях, предлагая их сравнивать.

-продолжать развивать эмпатию, воображение.

Это коллективная ритмодекламация под музыку(можно и без нее). Речевой хор позволяет детям, которые еще не научились точно интонировать, ощутить радость от коллективного исполнения. Проговаривание текста должно быть четким, слаженным, интонационно выразительным, эмоциональным. Характер музыки должен соответствовать содержанию текста. Можно сопровождать и звучащими жестами, и шумовыми инструментами.

1 Пение звукоподражаний с различным эмоциональным выражением.

 Возможна инсценировка.

2 игра «Звериный концерт». Дети поют знакомую песню в образе определенного животного- робкого зайчика, важного медведя и др. Практикуется пение хором, подгруппами, парами и индивидуально.

3 пение по пиктограммам. Дети поют знакомую песню, а педагог в процессе показывает различные пиктограммы. Дети должны передать данную эмоцию голосом, мимикой, жестами.

III этап –пение

-закрепление знаний об эмоциях

-продолжать развитие способности чувствовать настроение в музыке.

-развивать эмпатию.

1 песенки-распевки.

-логопедические распевки на пропевании чистоговорок, направленных на овладение различными звуками.

-попевки-календарики(по временам-года)

-попевки на гласные, на слоги

-пневмопластические попевки(на одном дыхании, как можно дольше)

-пропевание попевок с динамическими оттенками в полярной динамике

Помогают дошкольникам осознать выразительные особенности песен. Эмоциональность педагога при показе также необходимы, так как  они облегчают подражание и эмоционально заряжают детей.

2 «Театр одной песни» 

-маленький музыкальный мини-спектакль. В одной песне рассказывается и показывается история жизни конкретного персонажа, проживается вместе с ним определенный отрезок времени. За время исполнения песни дети успевают пережить всю гамму чувств- и удовлетворение, и интерес, и удивление, и тревогу, и огорчение, и смех. Причем они не только прочувствуют, но и постараются их передать.

Методические рекомендации

Вокальные упражнения можно включать не только в раздел пение и музыкальных игр, но и в музыкально-ритмические движения, а также использовать в виде динамических пауз.

Музыкальное занятие с вокальной направленностью(доминантное) можно проводить один раз 1,5-2 месяца  и включает в себя следующие компоненты:

-вокально-двигательную гимнастика(упражнение  вначале занятия на координацию движений с пением и пропеванием различных фонем, слогов, слов)

-танцы с пением

- упражнения на развитие дыхания

-вокально-хоровые упражнения различных видов

-артикуляционную гимнастику

- дикционную разминку

-речевые и ритмические игры

-песни

-Музыкальные пальчиковые игры

-вокализацию при слушании музыки(певческое исполнение детьми основного лейтмотива пьесы, например, «Марш деревянных солдатиков»Чайковского).

-музыкальные игры с пением (игры-ловишки, замиралки, повторялки, игры с выбором и др.).

Игры, даря детям радость и возможность проявить свои эмоция. способствуют развитию эмоциональной сферы.

Пение –удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства. Педагог-вокалист Сет Риггс говорил, что «пение – это музыкальное использование голоса, при помощи которого вы передаете аудитории свои идеи и эмоции».

   

Мастер-класс «Скороговорка-эффективный прием развития вокально-хорового навыка выразительности в пении»

Скороговорка – это речевое упражнение, помогающее освоить правильное произношение того или иного звука многократно повторяя текст.

Приемы работы со скороговоркой:

Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере, с использованием звучащих жестов.

-отмечание метрической пульсации хлопками

-проговаривание текста в ускоряющем темпе- от медленного до к самому быстрому

-проговаривание в разной динамике- от шепота до почти крика

-чтение по подгруппам(первую фразу одна подгруппа, вторую – другая)

-пропевание каноном

-пропевание как распевки по полутонам

-произнести группой, подгруппой,  по одному.

-превращение в небольшие сценические этюды.

Примеры:

-«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»-идет в разные времена года(осенью-мерзнет,жарким летом-изнывает от жары),  идет в незнакомом месте(осторожно, с опаской)

--«Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа» или «бык-бычок, беленький бочок»

1бычок большой-бычок маленький

2бычок заболел-бычок выздоровел

3бодливый бычок(ладошки на лоб и отталкиваем его, говорим с усилием)

4 упрямый бычок(тянем его к себе, говорим с просьбой)

-«Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше, несли по два гроша»

1хлопки-топотки

2выключенное радио(произносить текст то громче, то тише, то беззвучно по жестам педагога)

3говорим как: веселая мышь, грустная мышь.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Выготский Л.С. Психология искусства. / Л.С. Выготский. Издание третье – М.: Искусство,1986. – 560с.

Добровольская Н.Н, Орлова Н. Д, Что надо знать учителю о детском голосе – М.: Музыка, 1972 – 32с.

Дыхание по методам Стрельниковой и Бутейко / составитель С. А.Хворостухина. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», - 256с.

Изард К.Е, Эмоции человека./ К.Е. Изард – М.: Просвещение 1980.

Музыкальное образование в школе. /под редакцией Л.В. Школяр. – М.: Академия, 2001. 232с.

Сухомлинский В.А, Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. / В.А. Сухомлинский – К.: - 1979.277с.

Тагильцева Н.Г, Воспитание эмоционально культуры первоклассников на уроках музыки./ Н.Г. Тагильцева. – Екатеринбург,1995. - 64с.

Хорошайло Г.В, Проблема эмоционально-осознанного интонирования хоровых попевок (на основе принципов вокально-хоровой работы профессора А.В. -Михайлова). /Г.В. Хорошайло // М.: Музыка в школе – 2004. - №5. – с.24 – 30.

Шацкая В.Н, развитие детского голоса. / материалы научной конференции по вопросам вокально- хорового воспитания детей, подростков и молодежи. –М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1963. -341с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционального мира дошкольника с нарушением зрения и речи.

Роль и значение эмоций для ребенка неоспоримо.Эмоции играют важную роль в его развитии.Как лучше ввести ребенка в мир эмоций? Конечно, через игру!...

Развитие эмоционального мира детей через театральную деятельность

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются способности распозновать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуац...

Доклад к семинару "Создание эмоционального благополучия дошкольников через организацию различных видов двигательной деятельности"

В дошкольном детстве необходимым является потребность в движении, в двигательной активности в среде сверстников. Когда реализовывается эта потребность, вызываются положительные эмоции, чувства радости...